Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из секретного доклада на закрытом заседании сената США 6 глава

Ну и, чтобы закончить тему голографических картинок, добавим: они могут быть нормально видны только в ночном небе. А в конце мая в Питере ночи были белые - светло, как в Москве в пять часов утра.

Об истинном отношении городских властей и их спонсоров к простому жителю, для которого якобы и устраивается праздник, свидетельствует такой факт. Каждый день “трудящиеся Смольного” во главе с их губернатором убеждали жителей сидеть по домам, а еще лучше - разъехаться на праздники по дачам. Объясняли: раз уж в Питере ожидается приезд около 50 глав различных государств, власть вынуждена была принять “беспрецедентные” меры безопасности, которые возможны только при ограничении свободы горожан. На две - три недели были закрыты для транспортного движения крупнейшие магистрали Питера. Целые районы оказались в изоляции. Например, Васильевский остров, где живет автор этих строк, был заперт. Из четырех мостов, соединяющих его с городом, оставались действующими только один. Гулять на “Васькин остров” пускали только местных. Отвечая на вопросы относительно доступа простых людей в места гуляний, губернатор В.Яковлев категорически отвергал предположения, что пускать на разные зрелища будут только по пропускам. “Никаких пропусков не будет!” - восклицал он из телепередачи, теряя терпение. Это правда: пускали на Васильевский не по пропускам, а по паспортам, о чем уже официально сообщило местное радио. И еще Смольный пообещал: тем ленинградцам, кто праздничные недели проведет у себя на даче, город выплатит компенсацию за транспорт и выдаст суточные. Насчет суточных ничего прояснить не удалось. Но компенсацию транспортных расходов действительно обещали. Нужно было только справку предъявить от правления садоводства или сельсовета (теперь - волости), что вы в праздники были за городом.

Так для кого же устраивался праздник? Почему наиболее свободную от работы и потому наиболее интересующуюся окружающим категорию горожан выпирали за пределы Питера? Мало того, - на три недели в самых густопраздничных районах закрывали предприятия. Эти убытки кто-либо подсчитал?” Вот такие зарисовочки из юбилейного Питера.

Рассмотрим другую картинку. В начале июля 2005 года, возмущение многих вызвало сообщение о том, что “олигарх” Роман Абрамович (член известной “Семьи”) бросил сотни миллионов долларов на покупку английской футбольной команды “Челси”, а затем, как барашек прикупил и лучших футболистов-профессионалов в ее состав. Объяснили это тем, что ему так захотелось. Как ни странно, в России, уже приученной к тому, что воровство узаконено властью, не ставились такие вопросы, которые тотчас же возникли в прессе и у общественности (в частности, спортивной) в Западной Европе: о происхождении у несколько лет назад неимущего Абрамовича вдруг таких “немерянных” сумм, которые он может просаживать на свои капризы. Допустим, он преуспевающий бизнесмен, а чиновники в нашей стране вовсе не имеют право заниматься бизнесом. Тогда откуда он заработал такой капитал?

Наглость скоробогатых людей, которым деньги достались “дурные”, - известная из мировой литературы ситуация, так что с Абрамовичем в общих чертах все ясно. Но откуда такая же наглость, такая же жажда сорить деньгами у “государственных людей” федерального и регионального уровней? Что этот вопрос будет будоражить людей, добывающих, как сказано в Священном писании, “хлеб в поте лица своего”, - это-то власти сообразили. И потому убрали из Питера губернатора В.Яковлева, увели от ответственности, и виновного в безумных тратах бюджетных и иных денег уже не сыщешь...Скорее всего, спишут на необходимость ”принять на должном уровне” лидеров иностранных держав, - вот вам и уважительная причина.

Государство в лице существующего правительства снимает с себя ответственность за положение дел в экономике, а уж тем более - за благополучие народа, провозглашая свое “невмешательство”. И при этом правители не задумываются о том, что народу, большинству населения они приносят не пользу, а одни неудобства, даже беды, - неизбежно формируя у людей не просто неприязненное отношение, а вполне естественный вопрос: а зачем мне нужно такое правительство, такое государство? И возникает столь же естественный ответ на этот вопрос...

Государство, заслуживающее так называться, никогда не стояло в стороне от проблем функционирования и развития экономики. ХХ век со всей очевидностью показал возрастающую роль государства в управлении экономикой. ХХI век не прервет эту закономерную тенденцию, - не считая, разумеется, тех случаев, когда государство утрачивает самостоятельность, становится подчиненным каким-то внешним силам, становится марионеточным. Совсем напротив: оно обязано влиять на состояние экономики все более активно, постоянно доказывая свою экономическую состоятельность и эффективность, свою полезность в качестве инструмента общественного прогресса. Конструктивных предложений на этот счет - масса, вот спрос со стороны правящих кругов почти отсутствует.

Расширение применения рыночных, товарно-денежных отношений в функционировании российской экономики в последние десятилетия прошлого века выглядело как назревшая необходимость.

В частности, переход к более интенсивному использованию рыночных механизмов совпал с тем, что материальной базой общества становилось наукоемкое, энергоемкое, гибкое, диверсифицированное производство, применяющее высококвалифицированный и более индивидуализированный труд, а потому требующее большей самостоятельности в принятии решений на уровне основного звена. Прежняя строго иерархическая модель управления, основанная на безоговорочном подчинении указаниям “сверху”, вступила в противоречие с этими тенденциями, тормозила становление нового технологического уклада, и ее следовало преобразовать, реформировать. При высоком уровне централизации управления и жестком его характере преобладало стремление определить “сверху” все основные пропорции в их натуральном виде, непосредственно вычислить объем и структуру потребностей, ранжировать их и в централизованном порядке направлять ресурсы в соответствии с приоритетами.

И хотя при планировании народнохозяйственных пропорций стоимостные показатели использовались, все же экономические методы, основанные на товарно-денежных отношениях, рыночные механизмы играли лишь вспомогательную роль - для обмена выделенных доходов населения на товары и платные услуги, для формально-стоимостного исчисления основных пропорций воспроизводства и обобщающих его показателей. При этом, как правило, использовались сопоставимые, неизменные цены как средство соизмерения потребительных стоимостей и выражения их динамики, в частности, изменения материальных и трудовых ресурсов, потребных для их производства, ибо непосредственно в натуральной форме сделать это крайне затруднительно. На основе научно-прикладных методов исчисления стоимостного и натурального вала (объем валовой, товарной или реализованной продукции, освоенных капиталовложений и строительно-монтажных работ, перевозок грузов в тонно-километрах или в тоннах и т.п.) строилась вся система плановых разработок.

Однако рост масштабов производства и увеличение числа видов производимой продукции привели к тому, что такие методы управления и планирования становились все менее эффективными, все более расточительными, сковывали инициативу и тормозили назревшие сдвиги в воспроизводстве. Начатая еще в 60-е годы прошлого века перестройка управления отдала приоритет стоимостному механизму. Товаропроизводитель стал вынужден исходить из спроса потребителей, на которых он работает, из возможных изменений конъюнктуры рынков, где продается его продукция и приобретаются необходимые элементы производства, самофинансироваться за счет доходов, полученных от реализации произведенной и востребованной потребителем продукции, отдавая часть их (по заранее установленным ставкам налогов и платежей за ресурсы) на централизованные нужды, учитывая установленные рыночные ограничители (конкурентные цены, уровень качества).

Рыночный механизм управления, разумеется, не может быть одинаковым в разных секторах экономики: в таких отраслях, как железнодорожный, воздушный, морской транспорт, энергетика, связь, оборонная и тяжелая промышленность, где необходимы жесткая технологическая дисциплина, строгая согласованность изменений в пропорциях, преобладание централизованного руководства и, соответственно, высокий уровень обобществления, что отнюдь не исключает использования экономических методов, - одно, а в производстве товаров народного потребления и услуг населению, в жилищном строительстве, в автомобильном транспорте, где нужна гибкая реакция на быстро меняющиеся требования потребителей, более целесообразна модель регулируемого рынка с большей рыночной самостоятельностью производителей и местной инициативой.

В условиях так называемого рынка экономика должен выявлять реальные потребности, стимулировать ликвидацию возникающего где-либо и почему-либо дефицита, обеспечивать приоритет потребителя перед производителем.

Но не следует путать рынок как инструмент согласования интересов и конструируемую под напором тенденций хрематистики “рыночную экономику”. Рынок, в котором безраздельно господствует сфера обращения, переводит экономику на рельсы хрематистики и порождает деструктивные явления, ведущие к деградации общества. Следовательно, функционирование рынка должно быть регулируемым и социально ориентированным, и здесь незаменима роль государства.

Так называемые “радикальные реформы” фактически проводились вслепую, в лучшем случае на некритически воспринятый зарубежный опыт, причем отобранный по видимости случайно и потому не лучший. В его применении на российской почве чрезмерно велика оказалась роль разного рода консультантов, подготовленных на Западе либо просто иностранцев, для которых интересы развития российской экономики, прогресс производства и улучшение потребления явно не были приоритетными, как показали результаты “радикальных реформ”. Роль государства в проведении такого курса реформ оказалась преимущественно отрицательной - в виде принуждения субъектов экономической деятельности следовать этим рекомендациям.

Разумеется, роль государства в экономике должна быть совсем не такова. Возьмем, к примеру, необходимость формирования продуманной долговременной промышленной политики.

Актуальность конструирования и целенаправленной реализации промышленной политики, учитывающей, с одной стороны, стратегические долгосрочные цели развития экономики России, а с другой - современное состояние и тенденции развития промышленного производства, диктуется крайне тяжелым положением промышленности, необходимостью не допустить деиндустриализации страны, сохранить промышленный и научно-технический потенциал страны как базу обновления и оздоровления экономики. В сложившейся ситуации государство обязано взять на себя ответственность за поддержку промышленного комплекса, добиваясь:

- прекращения спада и стабилизации промышленного производства;

- удовлетворения государственных и общественных нужд России в товарах и услугах, производимых промышленным комплексом;

- сохранения производственного и научно-технического потенциала и инфраструктуры промышленного комплекса, а также обеспечения условий для его развития, при обязательном сохранении кадрового потенциала, предотвращении деквалификации рабочей силы;

- создания максимально благоприятных условий структурных преобразований в ходе экономической реформы;

- использования всех возможностей для смягчения неблагоприятных социальных последствий структурной перестройки промышленного комплекса.

 Эти и другие экономические проблемы довольно научно и обоснованно были сформированы автором данной работы в своей докторской диссертации, более того, спустя год, еще в 1995 году, подобные задачи были сформулированы на государственном уровне, стали их официально провозглашать на высшем уровне, но так и не были реализованы.

Важнейшим условием успешного развития промышленного комплекса России является тесная интеграция промышленной и внешнеэкономической политики. При сокращении внутреннего платежеспособного спроса на сложную промышленную продукцию стимулирование экспорта на основе выявления и использования конкурентных преимуществ российского промышленного комплекса становится одним из приоритетных направлений деятельности государства и его органов по управлению экономикой.

Несомненно: цели промышленной политики могут быть достаточно полно только при условии обеспечения следующих приоритетов: неуклонного улучшения материального благосостояния населения (без чего разговоры об обеспечении общественно-политической стабильности всегда оказываются пустыми) и осуществлении в полной мере интересов национальной безопасности, территориальной и экономической целостности страны, возможности проведения самостоятельной политики во всех сферах жизнедеятельности общества.

Несомненно, должны быть учтены и соображения Линдона Ларуша о том, что следование развивающихся стран рекомендациям ОЭСР (в России более популярен МВФ - Международный валютный фонд) обрекает их на вечное отставание. Напротив, “развивающаяся нация должна определить области научных исследований, в которых она собирается стать мировым лидером, и рассматривать это как долгосрочную, широкомасштабную национальную программу. Параллельно должны осуществляться развитие лабораторий, университетских факультетов и подготовка научных кадров, а также развитие промышленной базы для внедрения результатов научной работы. Особое внимание следует уделять развитию соответствующих отраслей станкостроения, производству средств производства. Развитие научной базы, станкостроительного сектора и других элементов промышленности должно осуществляться комплексно и должно быть завершено в течение жизни одного поколения или даже раньше.

Отчисления из скудных национальных ресурсов на этот зародыш будущего технологического процветания должны быть сбалансированы и согласованы с более традиционными, но тем не менее важными отраслями экономики, включая развитие сельскохозяйственного производства и др. Как по политическим, так и по различным практическим соображениям важно, чтобы эти объединенные усилия привели к ощутимому прогрессу в уровне жизни почти всех слоев населения, а также большинства народов в целом” (цит. соч., с.80, 82).

С позицией Линдона Ларуша, активно (скорее, даже раздраженно и потому недостаточно аргументировано) выступающего против марксизма, сходно мнение насчет необходимости концентрации средств на приоритетных направлениях научно-технического прогресса и ведущей роли государства в этом процессе А.Г.Зверева, воспитанного на марксистском понимании экономических проблем и, видимо, не хуже разбирающегося в экономике и финансах, нежели Л.Ларуш. В своих “Записках министра” (М., 1973) он писал: “Решение этой проблемы (повышения производительности труда. - Р.Л.) обеспечивается прежде всего в результате научно-технического прогресса. Всемерное развитие науки и техники и максимально быстрое внедрение их достижений в производство (в отличие от Ларуша, у Зверева нет ориентации на время жизни одного поколения. - Р.Л.) требуют довольно точных, а вместе с тем масштабных расчетов распределения средств. Наука все больше становится производительной силой общества.

При финансировании научных исследований необходимо иметь в виду, что они включают в себя не только непосредственные изыскания в материальной сфере, но и чисто научную разработку: обобщение предыдущего опыта, снабжение письменной и устной информацией, размышления, выдвижение гипотез, конкуренцию идей. Сплошь и рядом эти элементы творчества не оставляют после себя зримых следов. Однако без них невозможны никакие достижения. Порою, какая-нибудь научная гипотеза окупается больше, чем непрерывный труд тысяч работников. Мало того. Некоторые научные изыскания, кажущиеся непосвященному человеку совершенно бесперспективными или абстрактными, спустя несколько десятков лет превращаются в исходную базу научно-технического прогресса. Такие изыскания, идеи и мысли, работающие на будущее, носят название научный задел.

Итак, когда же дать средства на науку и на новую технику, чтобы не опоздать? Сколько? Правильный ответ предполагает умелое прогнозирование, верный анализ предстоящего использования оборотных фондов, изменений капиталовложений. Наконец, нужно знать, хотя бы приблизительно, когда реализуются выдвинутые идеи. Без всесторонней консультации с представителями научного мира здесь не обойтись”. “Вывод ясен. Раз растет роль научного задела, неизбежно создание финансового задела - материальных и денежных резервов такого объема, что нам раньше и не снилось. А теперь без этого нельзя” (с.266). Вот так рассуждал типичный представитель так называемой “административно-командной системы, которую много лет подряд разоблачали радикал-реформаторы, обвиняя в некомпетентности и неумении идти в ногу с современностью. А теперь сравним положения А.Г.Зверева 30-летней давности с отношением к науке этих самых “реформаторов” (как научных “светил” в сфере экономики и финансов, так и государственных мужей, причем эти категории пересекаются, начиная с оглушительно прошумевшего Е.Гайдара), с бедственным положением науки и передовых в технологическом отношении отраслей промышленного производства в нынешней России...

Нынешние министры финансов и других имеющих маломальское отношение к деньгам и материальным ценностям ведомств озабочены иным приватизацией и разделом того достояния, которое со времен социализма находилось в государственном управлении. В обществе такое участие государства в экономике вызывает озабоченность и тревогу. Состоявшийся в феврале 1998 г. Съезд отечественных товаропроизводителей отметил в своем постановлении: “Дальнейшие изменения в имущественных отношениях должны сочетать интересы общества и государства с задачами технологического обновления и экономического развития предприятий, социальной защиты работников, учитывать отраслевую и региональную специфику производства. Исключить привилегированный доступ к приватизированной собственности для отдельных групп предпринимателей, иностранных компаний, государственных служащих и работников, Съезд выступает за усиление роли государства в качестве гаранта цивилизованных рыночных отношений” (“Вернуть государство в экономику”. Материалы и документы Съезда отечественных товаропроизводителей.27 февраля 1998 г. М., 1998, с.37).

Откуда взять деньги государству на решение разросшихся и до предела обострившихся социально-экономических проблем? Вот что говорит на сей счет, например, автор концепции Общественного договора о социальной ответственности власти и бизнеса перед гражданами страны С.Ю.Глазьев. Он напоминает, что полезные ископаемые - это общегосударственная собственность; в частности, “практически во всех нефтедобывающих странах природную ренту государство берет себе”. Помимо платы за недра (А. Кудрин добился ее отмены), есть и такие ныне не используемые источники пополнения бюджета, как экспортная пошлина на вывоз нефти, металлов, химического сырья, которая до 1993 г. (пока Глазьев был министром) составляла треть доходов государственного бюджета. Есть резон ввести прогрессивный налог на сверхприбыль: пусть до 25% он будет даже нулевой, но по превышении этого порога возрастает, вплоть до 80%. Однако, как сообщает Глазьев тот же министр финансов отверг законопроект, поддержанный...В.Путиным! Как говорится, нарочно не придумаешь. Интересно и такое рассуждение Глазьева. “Почему, например, маленькая Норвегия занимает одно из первых мест в мире по доходам на душу населения? Потому что практически вся сверхприбыль от добычи и продажи природного газа, нефти на шельфе Северного моря идет в бюджет. Каждый норвежец знает, что с момента рождения за ним стоит общественный фонд, который покроет расходы на образование, здравоохранение и даст ему возможность чувствовать себя уверенно. Аналогичные механизмы действуют в большинстве нефтедобывающих стран” (“Парламентская газета”, № 63 за 5 апреля 2003 г.).

Вспоминается вывод В.И.Ленина по отношению к бездеятельному Временному правительству 1917 года (в работе “Грозящая катастрофа и как с ней бороться”): “достаточно самого небольшого внимания и размышления, чтобы убедиться в том, что способы борьбы с катастрофой и голодом имеются, что меры борьбы вполне ясны, просты, вполне осуществимы, вполне доступны народным силам и что эти меры не принимаются только потому, исключительно потому, что осуществление их затронет неслыханные прибыли горстки помещиков и капиталистов” Полн. собр. соч., т.34, с.156). Вывод вполне современный, если не считать классификации горстки тех, в чьих интересах ведется антинародная, разрушительная экономическая (хрематистическая) политика.

Несколько в иной связи и потому мягче был сформулирован такой же вывод нами: “анализ постсоциалистических реформационных процессов показывает, что в новых условиях хозяйствования господствуют субъективистские (псевдоэкономические) подходы, игнорируется не только основополагающая закономерность экономики - единство целей производства и социальной политики, но также закономерность поступательного роста результатов интеллектуализации труда” (Р.А.Логуа. Детерминация сущностей экономического и социального в условиях реформирования общественных систем. Самара.,1998.,«Парус».,с.22). Сходный подход можно увидеть в работах уже упоминавшегося Л.Ларуша, в концепции которого прогресс экономики всецело связан с прогрессом в технологии производства: “Без экономии труда невозможен рост производства или потребления на душу населения, невозможен экономический прогресс. Без экономического прогресса, осуществляющегося через технологический прогресс в области экономии труда, человечество все еще оставалось бы на стадии охоты и собирательства” (цит. соч., с.38).

В этом все дело! Прогресс экономики и всех зависящих от этого сфер жизнедеятельности общества немыслим без приоритета развития науки и технологии, без ускоряющейся интеллектуализации труда, без приоритетного развития человеческого потенциала. Следовательно, экономика может выполнять свои общественно исторические функции только в том случае, если высшей ее целью являются реализация общенациональных интересов, которые уже по определению не могут сводиться к интересам меньшинства, благо народа, всестороннее свободное развитие личности каждого члена общества. Иными словами, если она в основе своей гуманна и если экономическая культура развивается в едином русле с общеисторическим прогрессивным движением человечества, вплоть до высших этажей духовной культуры. Иначе говоря, не извращенная хрематистикой экономическая культура может по праву так именоваться, ибо она должна составлять органическую часть всей культуры человечества в ее наиболее прогрессивном выражении.

Давайте посмотрим, что происходит сегодня в реальной экономике современной россии:

Президент России В.В.Путин поставил серьезную задачу перед Правительством – удвоить ВВП за 10 лет. Он убежден, что в России уже есть все условия для постановки и реализации подобных задач. Есть возможности реально заняться масштабным строительством современной и сильной экономики. В конечном итоге - формированием государства, конкурентоспособного во всех смыслах этого слова.

Он считает, что нашим принципиальным результатом должно стать возвращение России в ряды богатых, развитых, сильных и уважаемых государств мира. Но такое возвращение России состоится лишь тогда, когда Россия станет экономически мощной.

Такое возможно только в условиях устойчивого и быстрого роста. Роста, базирующегося на использовании и реализации истинных принципов экономики а не хрематистики,(Р.Л.) использования всех факторов, внутренних и внешних, традиционных и современных, отечественных и зарубежных.

По мнению Президента, быстрый и устойчивый рост может быть только тогда, когда производится конкурентоспособная продукция. Конкурентоспособным должно быть у нас все - товары и услуги, технологии и идеи, бизнес и само государство, частные компании и государственные институты, предприниматели и государственные служащие, студенты, профессора, наука и культура...

Очевидно, что мотором экономического роста является экономическая инициатива как российского, так и зарубежного бизнеса, работающего на российской территории. Очевидно и то, что и сам российский бизнес должен стать современным - предприимчивым, гибким, мобильным. Он должен быть достойным продолжателем великих традиций российского предпринимательства. И патриотизма ему прибавить не помешает.

Успех страны в огромной степени зависит от успеха российского предпринимателя. (Из послания Президента России В.В.Путина Федеральному Собранию РФ 16 мая 2003 года).

Мы в 2002 году вышли на темпы развития экономики в 4,3 процента, в этом году планировали 5. Реально к концу года рост ВВП - то есть рост экономики у нас получится 6,6, может быть, 6 процентов.

В 2002 году промышленное производство у нас выросло на 3,7 процента. В 2003 году - это было 6,7 процента - почти в два раза больше.

Сократился внешний долг. Помните, сколько мы говорили в свое время, в 2002 году, о пике выплат по внешнему долгу в 2003, и даже часто пугали друг друга: как это отразится на жизни страны, сможет ли Правительство справиться с социальными обязательствами перед населением? Мы выплатили 17 миллиардов долларов, страна этого даже не заметила. Сегодня соотношение между внешним долгом и ВВП у нас лучше, чем во многих западноевропейских странах, а это один из важнейших показателей здоровья экономики.

Когда я начинал работать в качестве Президента страны, в 2000 году золотовалютные резервы Центрального банка у нас составляли 11 миллиардов долларов США, то есть почти за десять лет страна накопила 11 миллиардов. В 2003 году мы только за один год "приросли" на 20 миллиардов долларов, и золотовалютные резервы ЦБ составили у нас почти 70 миллиардов.

Внешние долги почты выплачены, не намерены больше брать.» (Из ответов В.В.Путина на вопросы граждан в ходе прямой линии 18 декабря 2003 года).

По официальным данным, в начале 2007 года, Объем золотовалютных запасов Банка России на 20 апреля 2007г. составил 361,2 млрд. долл. По сравнению с предыдущим показателем он увеличился на 4,6 млрд. долл., или на 1,3%. По этому показателю Россия занимает третье место в мире после Китая и Японии.

В целом повышение золотовалютных резервов Центробанка отмечено уже в последние годы подряд. За это время они выросли на 50,1 млрд. долл., или более чем на 16%. Основной причиной весьма заметного увеличения золотовалютных запасов является стабильно высокие цены на энергоносители и резкая активизация покупки иностранной валюты со стороны ЦБ РФ на внутреннем рынке.

Другое обстоятельство, способствующее значительному повышению золотовалютных резервов, заключается в существенном укреплении евро по отношению к доллару на международных биржах. В результате сейчас за 1 евро на мировом рынке платят в американской валюте гораздо больше, чем еще год назад. Поскольку величина золотовалютных запасов РФ обозначается в долларах, ослабление валюты США к евро неизбежно ведет к росту их объема.

Напомним, что на сегодняшний день доля европейской валюты в общем показателе золотовалютных резервов России составляет уже около половины. Между тем совсем недавно Минэкономразвития РФ обнародовало прогноз социально-экономического развития страны до 2010г., согласно которому рост золотовалютных резервов должен существенно замедлиться. Так, в 2007г. МЭРТ ожидает их повышения на 90-95 млрд. долл., а в 2010г. - всего на 10-20 млрд. долл. Однако лишь с 1 января по 20 апреля нынешнего года, т.е. немногим более чем за три с половиной месяца, золотовалютные запасы России увеличились почти на 58 млрд. долл.

Вместе с тем золотовалютные запасы РФ значительно уступают золотовалютным резервам двух мировых лидеров по этому значению - Китаю и Японии. Так, в настоящее время золотовалютные запасы КНР превышают 1,2 трлн. долл., а Страны восходящего солнца - 900 млрд. долл. Следовательно, сейчас золотовалютные резервы России в три с лишним раза меньше запасов Китая и в два с половиной раза ниже резервов Японии.

Однако в ближайшее время Россия может значительно сократить этот разрыв. Объем золотовалютных резервов РФ в 2008г., в зависимости от сценария макроэкономического развития России, может увеличиться на 48,3-71,3 млрд. долл. Такой прогноз содержится в проекте основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики (ДКП) на 2008г. Документ представлен советом директоров Центробанка к рассмотрению на заседании правительства РФ в апреле месяце 2007 года.

В 2009г. прирост золотовалютных резервов может составить 23,6-51,5 млрд. долл., а в 2010г. - 14,4-25,5 млрд. долл. В соответствии с базовым вариантом развития чистый приток иностранного капитала в частный сектор в 2008г. составит 30 млрд. долл., в 2009г. - 35 млрд. долл., в 2010г. - 45 млрд. долл. "Его объем будет достаточным для обеспечения внешнего финансирования дефицита счета текущих операций", - говорится в проекте основных направлений ДКП.

 
 

Министерство финансов (Минфин) РФ прогнозирует увеличение внутреннего долга с 5,2% ВВП в 2008г. до 6,4% в 2010г. Об этом говорится в официальных материалах ведомства, в конце апреля 2007 г.

В документе отмечается, что верхний предел внутреннего госдолга на конец 2008г. составит 1 трлн. 824,7 млрд. руб. (5,2% ВВП), на конец 2009г. - 2 трлн. 275,8 млрд. руб. (5,7% ВВП) и на конец 2010г. - 2 трлн. 856,8 млрд. руб. (6,4% ВВП).

При этом будет сокращаться внешний государственный долг. На конец 2008г. он составит 1 трлн. 132,4 млрд. руб. (3,2% ВВП), в конце 2009г. - 1 трлн. 164,5 млрд. руб. (2,9% ВВП), в конце 2010г. - 1 трлн. 232,9 млрд. руб. (2,8% ВВП).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...