Основные модели организации
Общие, частные и специфические законы организации
Закон - это устойчивая объективная связь явлений или событий, которая присуща достаточно большому числу организаций и обладает неизбежной повторяемостью в сходных условиях. Условия перерастания зависимости в закон: 1) фиксация зависимости в законодательных документах; 2) приобретение зависимостью статуса общепринятой для большого количества организации; 3) признание и поддержка зависимости учёными. Социальные законы определяют отношения между людьми и группами и проявляются в процессе их деятельности. В соответствии с социальными законами складываются отношения между организациями и людьми, работающими в этих организациях. В отличие от законов материального мира действие одного и того же социального закона может обладать различной степенью интенсивности в однотипных ситуациях, что вынуждает рассматривать его не как постоянную характеристику, а как некоторую тенденцию, имеющую определённую степень достоверности. Типы неопределённостей: неизвестность (для вновь созданной организации изменения в политической ситуации: обвал цен, войны), случайность (факторы, подчиняющиеся социальным законам) и расплывчатость (формулировка закона, допускающая неоднозначность толкования). Неопределённость характеризуется понятием риск. Менеджмент – это управление рисками. Это управление невозможно без знания законов, регламентирующих функционирование социальных организаций. Законы имеют большое значение для деятельности организации, т.к. формируют теоретический фундамент теории организации, способствуют переходу эмпирического подхода к профессиональному, позволяют оценивать возникающие ситуации, позволяют анализировать накопленный опыт, способствуют повышению культуры в организациях. Законы также как и закономерности можно разделить на объективные (законны организации) и субъективные (законы для организаций).
Законы организации бывают общие, специфические и частные. Общие законы организации 1. закон синергии: для любой организации существует такой набор элементов, при котором её потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в неё элементов, либо существенно меньше. Синергия – процесс существенного изменения потенциала, который происходит пропорционально привлечению ресурсов либо скачкообразно. Смысл эффекта синергии заключается в том, что привлекаемые ресурсы либо усиливают, либо ослабевают друг друга и в связи с этим общий потенциал компании становится больше или меньше суммы потенциалов всех используемых в деятельности ресурсов: 1) повышенный потенциал организации: Р1 = Пк - (П1 + П2 + П3), 2) пониженный потенциал организации:
Р1= (П1+П2+П3) - Пк, где Пк - общий потенциал компании, П1, П2, П3- потенциалы первого, второго и третьего ресурсов. Благоприятным закон синергии будет, если руководитель и подчинённые знают о нем. Признаки достижения синергии в организации: благоприятный климат в коллективе, сокращение технологического цикла, активное приобретение акций своей компании, пониженная усталость работников, постоянный спрос на продукцию или услуги, благотворительная деятельность. 2. закон самосохранения: каждая материальная система стремится сохранить себя и для этого использует весь своей потенциал. Закон в аналитическом виде: å(R1i + R2i) > å(V1 + V2) где R1i, R2i – внутренние и внешние созидательные факторы организации; V1, V2 – внутренние и внешние разрушительные факторы, i – область, в которой расположен определенный фактор. При этом разница между левой (потенциал созидания) и правой частью (потенциал разрушения) должна стремиться к минимуму. Важный показатель для анализа положения организации – уровень самосохранения – Сс – разность между потенциалами созидания и разрушения, делённая на суммарный объём ресурсов созидания: Сс = (С – Р / С) х 100 %. 3. закон развития: каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла: Rj = å (Rij) ®Rmax где Rj – потенциал системы на j этапе развития, Rij – потенциал системы в I области и на j этапе, Rmax – запланированные результаты по конкретным видам деятельности. 4. з акон информированности-упорядоченности: чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем выше вероятность её успешного функционирования: å[(R1*Vi)(R2*Ci)(K3*Di)(K4*Hi)(K5*Oi)]®max где k1 k2 k3 k4 k5 – коэффициенты пропорциональности влияния уровней характеристик информации друг на друга; Vi, Ci, Вi, Нi, Оi - соответственно уровни характеристик информации: объем, ценность, достоверность, насыщенность и полнота в области I; Рi – ресурс компании в области I; Li – ресурсы, направленные на ликвидацию компании в области i.
Следствиезакона информированности-упорядоченности: информированность работника после достижения критического уровня переходит в его компетентность. 5. закон единства анализа и синтеза: каждая система стремится настроиться на наиболее экономичный режим деятельности за счёт постоянного изменения своей структуры или выполняемых функций. Скорость и результат преобразований зависят от диапазона изменения внешней или внутренней среды. Математически закон можно записать: [å (R1i + R2i) = å (V1i + V2i] ³ 0 где R1i, R2i – внутренние и внешние созидательные факторы орг-ции; V1i, V2i – внутренние и внешние разрушительные факторы, i – область, в которой расположен определённый фактор. Следствия закона единства и синтеза: 1) если V1i + V2i меньше, чем R1i + R2i, т.е. отсутствуют внешние и внутренние возмущающие воздействия, то компания идёт к полному истощению ресурсов. Данная ситуация показывает, что потребности в продукции фирмы не существует или общество не информировано о её деятельности. 2) если R1i + R2i меньше, чем V1 + V2, то практически отсутствуют внешние и внутренние созидательные ресурсы, что ведёт к банкротству компании. 3) если R1i больше, чем R2i, т.е. отсутствуют внешние созидательные ресурсы, то компания не занимается общественно полезной деятельностью. 4) если R2i больше, чем R1i, т.е. отсутствуют внутренние созидательные ресурсы, то компании требуются внешние субсидии или дотации. 5) если V1i больше, чем V2i, то созидательные ресурсы компании тратятся на преодоление внутренних возмущений, например на страхование ресурсов, удовлетворение потребностей сотрудников, компенсацию ущерба и т.п. 6) если V2i больше, чем V1i, то созидательные ресурсы компании тратятся на преодоление внешних возмущений, например, на компенсацию ущерба от внешних источников, создание службы безопасности. Под анализом понимается разбиение целого на части, представление сложного в виде простых составляющих, а также компонентов для получения совокупного эффекта. Под синтезом понимают такое соединение, когда из простых составляющих получается такое: объединение, которое может не равняться составляющим (эффект энерджентности). 6. закон пропорциональности и композиции: каждая система стремится приобрести, создать или сохранить в своей структуре все необходимые ресурсы, которые находятся в заданной пропорции: < R ®N ® max Ki = Ri / å Ri где R – набор ресурсов, N – пропорциональность (композиция), KI – коэффициент пропорциональности, RI – конкретный ресурс. Закон пропорциональности обеспечивают несколько принципов, которые можно выделить в теории организации:
1) принцип координирования – каждая организация должна следить за стратегическими, тактическими и оперативными изменениями и вносить соответствующие изменения в набор и пропорции ресурсов. 2) принцип стабилизации – изменение содержания набора ресурсов и их пропорций не должно выходить за пределы нормативного уровня. 3) принцип планирования – в каждой организации д. б. обоснованный план деятельности и развития. 4) принцип ограничения – набор ресурсов и их пропорции д.б. ограничены рациональными рамками для их эффективного использования. 5) принцип полноты – каждая организация должна выполнять весь набор функций на своём участке деятельности вне зависимости от коллектива постоянных работников. 6) принцип согласования – планируемые к использованию ресурсы должны подходить друг другу по всем характеристикам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|