Матрицы стратегического выбора (БКГ, Мак-Кинси, ADL-LC) – как оснолва определения стратегии организации
Матрицы стратегического выбора позволяют формализовать процесс выбора той или иной стратегии и вместе с матрицей пешений, разработанной на основе SWOT-анализа, разработать страт план. Матрица БКГ Достаточно часто используется метод фирмы Boston Consulting Group — Бостонской консультативной группы (БКГ), по которому компания классифицирует все свои виды бизнеса согласно матрице «рост/доля рынка». Вертикальная ось —годовые темпы роста рынка (от 0 до 20 %)— определяет меру привлекательности рынка. Горизонтальная ось — относительная доля рынка конкр продукта— определяет прочность положения компании на рынке. Относительная доля рынка имеет основополагающее значение, потому что более крупная бизнес-единица компании по сравнению с ее конкурентами (имеющая высокую ОРД, большую 1,0х), должна иметь либо меньшие издержки, либо более высокие цены, либо и то и другое и, следовательно, она должна быть рентабельнее, чем ее конкуренты в этом бизнесе, обладающие меньшей долей рынка. При делении матрицы «рост/доля» на секторы можно выделить четыре типа состояния бизнеса Характеристика позиций в БКГ Звезда (этап роста ) – долю соответствующего бизнеса на данном рынке в заданной стратегич-й перспективе следует сохранять или увеличивать. Дойные коровы (этап зрелость) – по такому бизнесу следует установить оптимальные инвестиции и жестко их контролировать. Приток наличности отэтих бизнесов – направлять на развитие др бизнесов (выращивание звезд и проработка впрос знаков) Вопросительные знаки(трудные дети, дикие кошки) – 1) посредством целевых инвестиций пытаться перевести в звезду, 2) сохранить уже имеющуюся долю рынка, 3) сократить данный бизнес.
Собака – соответствующие бизнесы в страт периоде или ликвидируются, или сокращаются. Матрица БКГ заполняется следующим образом: сначала расчетным и (или) экспертным путем определяется своеобразный «водораздел» — точка, соответствующая значению среднего темпа роста рынка и среднему уровню его доли, а также расчерчиваются вышеназванные четыре сектора. Затем предварительно рассчитанные координаты (значения темпов роста и доли рынка) по каждому бизнесу заносятся в матрицу в виде кружочков, размер которых прямопропорционален объемам продаж рассматриваемого бизнеса. Про ведя с помощью матрицы «Рост-доля рынка» анализ портфеля продукции, можно увидеть, насколько он сбалансирован, и принять решение о будущей судьбе продуктов (начать расширение их производства либо прекратить про изводство и т. д.). Проведя с помощью матрицы «рост – доля рынка» анализ портфеля продукции, можно увидеть, насколько он сбалансирован, и принять решение о будущей судьбе продуктов (начать расширение их пр-ва или прекратить). Довольно долгая практика использования модели ВКГ выявила ее плюсы и минусы и определила достаточно четкие границы ее применимости. Так как ситуация с ограничениями по использованию модели БКГ является типичной для других подобных моделей, то сформулируем общее правило соответствия. Правило соответствия Если выявиться хотя-бы одно несоответствие конкретной бизнесситуации ограничениям модели, то модель применять не следует. Например, ограничения модели БКГ: 1. Стратегические перспективы всех конкретных бизнесов организации должны быть соизмеримы по показателю темпов роста: а) сравниваемые продукты-товары (конкретные бизнесы) находятся в неизменных фазах жизненного цикла; б) исключаются все значимые факторы неопределенности вне4Jней среды, которые могут изменить уже заданную траекторию динамики роста рынка.
2. Развитие конкуренции должно происходить так, чтобы определение рыночной позиции организации определялось только одним показателем - относительной долей рынка (по методике БКГ) Матрица «Привлекательность отрасли конкурентная позиция» Матрица «Привлекательность отрасли - конкурентная позиция» была разработана консультационной компанией МакКинси для фирмы «Дженерал Электрик». В некоторых источниках ее называют модель GЕ/МсКinsеу или матрица McКinsey. Матрица строится в системе координат, одной из осей которой является привлекательность отрасли, в которой функционирует стратегическая единица бизнеса (СЕБ), другой осью является конкурентная позиция стратегической единицы бизнеса в ее отрасли. Алгоритм оценки привлекательности отрасли приведен, по аналогии осуществляется оценка конкурентной позиции организации в отрасли. Алгоритм работы с многофакторной моделью аналuза стратегических позиций конкретных бuзнесов (модель McКinsey) 1. Установить набор параметров, оценки привлекательности отрасли (интенсивность конкуренции, прибыльность отрасли, рост отрасли, размер отрасли, технологическая стабильность и Т.д.) 2. требуется детализация параметров оценки? (если да – пункт 1, нет - дальше) 3. определить вес относительной значимости каждого параметра для фирмы (сумма весов д.б. равна 1) 4. Оценить привлекательности каждого параметра для фирмы с точки зрения возможностей достижения целеи фирмы (по пятибалльной шкале) 5. Определить интегральную оценку привлекательности каждого параметра (оценку относительнои значимости параметра умножить на оценку привлекательности) 6. Определить интегральную оценку привлекательности отрасли (сумма интегральных оценок параметров) При расчете параметров привлекательности отрасли и конкурентной позиции следует опираться на параметры: Показатели (параметры) для оценки конкурентной силы и привлекательности отрасли Оценка конкурентного статуса: 1. Относительная доля рынка 2.Разброс по прибыли относительно основных конкурентов 3.Способность конкурировать по ценам и качеству 4.Технологические преимущества 5.маркетинговы преимущества 6.уровень мен-та
7.знание потребителя и рынка 8.гибкость Оценка привлекательности рынка: 1. Размеры рынка и темпы его роста 2. Особенности конкуренции 3. Прибыльность рынка (ретроспектива и перспектива) 4.Требования к технологиям и инвестициям 5.Барьеры входа И выхода 6.Сезонность 7.цикличность 8.Воздействие внешней среды (в том числе политических, правовых, социальных и других факторов)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|