Контроль, качество и эффективность УР.
Контроль – это функция управления, уст. степень соотв. принятых решений факт. состояния системы, выявляющая отклонения и их причины; один из элементов обратной связи между ЛПР и результатами его работы; завершающая стадия ППРУР. Сущность К-ля: проверка и определние степени соответствия между фактическим состоянием производ-й д-ти системы и принятия УР. Гл задача: своевременное выявление о прогнозирование ожидаемых отклонений от заданной программы ППРУР. Контроль нбх для: - предотвращение отклонений от выработанных критериев и стандартов - предотвращение ошибок из кризисных ситуаций - выявление проблемных ситуаций - корректировка д-ти орг-и в целом, отд-х подразд-й оргии-и или отд-х лиц - предотвращение кризисных ситуаций. Контроль УР как на стадии разработки, так и на стадии реализации явл. важнейшей ф-цией уп-ния. Контроль осуществляется в 2-х вариантах: по результатам и по упреждению. Контроль по результатам осуществляется на базе организ-й, тех-й, экономической, финансовой и другой документации. Оценивается отклонение фактического результата от планового, зафиксированного в соответствующих документах. Н-р, контроль сроков, проработанности, согласованности с заинтересованными сторонами элементов бизнес-плана. Контроль по упреждению осуществляется на базе норм, стандартов и правил до начала или в процессе разработки или реализации УР. Он применим к любой орг-и, и хар-ет высокий профессионализм управ-го ремесла. Процесс контроля – деятельность субъектов контроля, направленная на выполнение принятых решений путем реализации опр. задач, методов. Его характеризуют три составляющие: - содержательная (что выполняется в процессе контроля); - организационная (кем и в какой последовательности осущ. контроль); - технологическая (как контроль осущ.).
Цель контроля – обеспечение единства решения и исполнения, предупреждение ошибок и недоработок, отклонений. Функции: диагностическая – выявление фак. состояния по выполнению принятия решения; ориентирующая – указание ориентиров, т. е. тех вопросов, которые в данный момент заслуживают внимания; стимулирующая – выявление и вовлечении «в работу» всех неисп. ресурсов, в первую очередь чел. фактора; корректирующая – уточнение сути самого решения в том случае, если изменилась обстановка; авторский надзор – проверка воплощения замысла; обратной связи – информирует орган управления о ходе выполнения принятых УР; педагогическая – побуждение личности (кол-ва) к нбх действиям; правоохранительная – реализация путем соблюдения и защиты органом управления сущ-щих норм, правил и ТБ в процессе ППРУР; распространение передового опыта – возможность не только проверять, но и рекомендовать более рац-е методы труда. Развитие теории и практики контроля привело к созданию нового направления в менеджменте – контроллингу. Он вкл. административный и технологический контроль, ревизию, аудит. Объектами контроллинга являются конечная продукция, технологические и управленческие решения. Для УР составляющие контроллинга имеют следующие толкования: Админ-ный контроль– проверка и постоянное наблюдение за процессами РУР, сроками и качеством их выполнения; технологический контроль – проверка и постоянное наблюдение за используемыми технологиями при разработке и реализации УР; ревизия – документальная фискальная проверка результатов разработки или реализации УР; аудит – документальная проверка результатов разработки или реализации УР, устанавливающая уровень их соответствия определенным критериям, нормам и стандартам. Аудиторов обычно выбирает сама контролируемая организация.
Различают три вида контроля: предварительный, текущий и заключительный. Предварительный контроль осуществляется до начала реализации целей и программ организации. Основная его задача – разработка или корректировка критериев оценки, отладка методики и регламента проведения дальнейшего контроля. Неудачно разработанная система контроля может ориентировать работников не на выполнение поставленных целей, а на удовлетворение требований контроля. Текущий контроль осуществляется в ходе разработки и реализации УР по разработанному регламенту. Контроль может быть пассивным или активным. Заключительный контроль выполняется после завершения работ и достижения целей. Он имеет три важные функции: 1. Создание или пополнение базы данных по следующим направлениям: 2.Формирование статистики деятельности организации, позволяющей руководителю или специалисту принимать более эффективные решения при форс-мажорных ситуациях. 3. Выявление инновационных технологий (производственных и/или управленческих), прошедших апробацию. Данные технологии могут стать предметом продажи как интеллектуальная собственность. Классификация контрольных опреаций: 1. режим к-ля: ускоренный, нормальный 2. степень охвата объекта к-ля: выборочный, сплошной 3. стадия пр-го процесса: входной, операционный, контроль гот прод, к-ль транспрот и хранения, к-ль системы обслуж-я гот прод 4. объекты к-ля: предметы труда, средства производства, технология, функции процессов, условия труда, окр прир среда, параметры инфраструктуры, док-ты, информация. Контроль должен быть своевременен, понятен, всесторонен, экономичен и реален. Основы проведения контроля: - ГКРФ, АКРФ, УКРФ.. - учредительные документы (устав) - решения вышестоящих органов Принципы контроля: - осмысленность стандартов, правил, норм - нацеленность на предотвращение ошибок - увязка с процессом планирования - вознаграждение за достиж-е устан-х норм - учет личных качеств исполнителей ЛПР - однозначность восприятия и толкования стандартов, критериев и норм - отсутствие чрезмерного контроля - двустороннее общение с исполнителями.
Формы контроля:1. Активный контроль – воздействие оказывается на управляемый объект во время всего процесса ППРУР, что позволяет устранить отклонения и компенсировать возмущающие воздействия; 2. Пассивный – осуществляется дискретно, после окончания к.л. процесса, в том числе и ППРУР. Варианты контроля: 1. Контроль по результатам – осуществляется на базе организ-ной, технической, финансовой и др.документации. 2. Контроль по утверждению – осущ-ся на базе норм, стандартов, правил и инструкций до начала или в процессе ППРУР. Этапы процесса контроля: 1.определение концепции конроля ППРУР 2.определение целей контроя ППРУР 3.определение параметров и критериев ППРУР 4.выбор методов контроля ППРУР 5.определение области и объема контроля ППРУР 6.создание модели управления ППРУР 7.измерение и оценка ситуации 8.получение результатов и корректировка процесса ППРУР 9.принятие решение о результатах контроля Эффективный контроль ППРУР д.б. основан на прогнозировании результатов, и быть ориентированным на перспективу (иначе может стать формальным и даже бесполезным и тормозящим д-ть орг-и по ППРУР). Качество – это совокупность характеристик объекта относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Качество УР – совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя но также и обеспечивающих реальность реализации этого УР. Качество УР – степень соответствия УР внутренним требованиям (стандартам) орг-и Качественное решение – это решение обеспечивающее приемлемый или разумный результат не только с точки зрения достижения поставленной цели но и по затрачиваемым ресурсам. Осн. элементами, влияющими на качество ППРУР являются: 1.коммуникационная сеть орг-ции 2.информация и скрость ее обработки 3.набор целей и использ-емая управл-кая технология 4.формы и методы разработки и реализации УР 5.общесистемные законы управ-ия и законы орг-ции К параметрам качества УР относ-ся показатели: - Показатель энтропии, т.е. показатель колличест-ой неупорядоченности проблемы.
- Степень риска - Вероятность реализации УР по показателям качества, затрат и сроков. - Коэф-нт аппроксимации (степень адекватности теор-й модели фактическим данным, степень точности прогноза). Условия обеспечения высокого качества УР: 1.применение в практике ППРУР научных подходов 2.использование экономич-ких законов для обоснования УР 3.применеие методов анализа, прогнозирования, моделирования и оптимизации 4.обеспечение ЛПР качественной и достоверной инф-ции 5.четкая структуризация целей и способов их разработки (при сопоставлении альтернативных вариантов) 6.обеспечение сопоставимости альтернатив УР Основные условия обеспечения качества и эффективности УР: 1. использование в процессе разработки научных подходов; 2. изучение степени влияния на РУР действия экономических законов; 3. обеспечение ЛПР качественной информацией; 4. применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования УР; 5. структуризация управленческой проблемы и построение «дерева решений»; 6. обеспечение сопоставимости и сравнимости альтернативных вариантов УР, обеспечение многовариантности УР; 7. правовая обоснованность принимаемого УР; 8. наличие механизма реализации УР. Факторы, влияющие на качество и эффективностьУР: 1. Использ-ие в процессе РУР основополагающих научных подходов менеджмента (систем., ситуацион., процесс., деловой.) 2. Применение в процессе РУР основных экономич-их законов и изучение их влияния на эффективность УР. 3. использов-ие в процессе РУР основных законов организации в статике и динамике. 4. Применение в процессе РУР достоверной полной и точной информации, необходимой для харак-ки параметров входа, выхода, внешней среды и процесса системы РУР. 5. Применение методов анализа, синтеза, функцион. – стоимостн. Анализа, методов моделирования и прогнозирования, а также оптимизации и экономического обоснования процесса РУР. 6. Необходима четкая структуризация проблемы, а также построение дерева целей. 7. обеспечение сопоставимости альтернативных вариантов решения по выбранным критериям оценки. 8. обеспечение многовариантности решений. 9. обеспечения соблюдения правовой базы в процессе РУР 10. обеспечение процесса разработки и функционирования ответственности ЛПР за разрабатываемое УР. 11.Контроль за ходом реализации УР. 12.автоматизация процесса ППРУР 13.Состояние управляющей и управляемой систем 14.Методы и методики ППРУР 15.Время разработки УР 16.Качества личности рук-ля как ЛПР
17.Ресурсное обеспечение ППРУР 18.многовариантность решений Качество управленческой деятельности – это степень её соответствия установленным требованиям и нормам. Эффективность УР – это ресурсная результативность, достигаемая в процессе разработки и реализации УР в организациях; - это степень достижения результатов на единицу затрат при реализации решения. Эффективность УР в шир смысле слова: результативность работы всего трудового кол-ва; в узком смысле: результативность д-ти аппарата упр-я организации. Важнейшие пок-ли эфф-ти УР: 1. эффект (результат осуществления мероприятий, направленных на соверш пр-ва) 2. эффективность (результат соотношения эффекта и затрат на их полечение) 3. общая (абсол) эконом эфф-ть (результат отношения получ эффекта за пл пер ко всей сумме инфестиций, нбх для полу данного эффекта) 4. сравнит эконом эфф-ть (результат, показывающий насколько один вариант эффективнее другого) 5. результативность (способность орг-и производить прод-ю, удовлетворяющую или превосходящую заданные временные или количественные параметры) 6. производ-ть труда (пок эконом эфф-ти труд-й д-ти персонала) 7. прибыль (разность между всеми поступлениями прдпр и всеми издержками, связанными с производством и реализацией продукции (в т.ч. ППРУР) 8. С/с работ (включает 2 группы расходов: 1 – прямы затраты, включающие расходы на мат-лы, п/ф, расходы на энергию, зарплату); 2 – накладные рас\хлды, включающие затраты на управление, содерж соц и произв инфраструктуры. Виды эффективности: 1. организационная эффективность – факт достижения орг-ных целей меньшим числом работников за более короткий промежуток времени; 2. экономическая эффективность – соотношение стоимости прибавочного продукта, полученного в результате реализации конкретного УР и затрат на его разработку и реализацию; 3. социальная эффективность – факт достижения социальных целей организ для большего коллектива работников за более короткое время; 4. технологическая эффективность – факт достижения определенных результатов отраслевого, технологического уровня производства, запланированных в бизнес-плане за более короткое время или с меньшими финансовыми затратами; 5. психологическая эффективность – факт достижения психологических целей для большего числа работников за более короткий период времени с меньшими затратами; 6. правовая эффективность – степень достижения правовых целей организации за более короткое время с меньшим числом работников с меньшими затратами; 7. экологическая эффективность – степень достижения экологических целей организации за более короткое время с меньшим числом работников с меньшими затратами; 8. этическая эффективность – степень достижения организацией нравственных целей за более короткое время с меньшими затратами; 9. политическая эффективность – степень достижения организацией политических целей за более короткое время с меньшими затратами. Эффективность УР м.б. положительной и отрицательной. Управление эффективностью УР осуществляется через систему количественных и качественных оценок на базе реальных показателей, норм и стандартов, эфф-ти деятельности компании и вып-мой прод. В состав качественных показателейэффективностиl управленческих решений могут быть включены: - Ориентация на прогрессивный опыт - Степень научной обоснованности - Многовариантность расчетов - Степень риска и неопределенности при подготовке и реализации решений - Стоимость и сроки реализации проекта - Применение технических средств и информационных технологий - Численность занятых исполнителей в процессе подготовки, принятия и реализации управленческих решений - Количество соисполнителей, консультантов, экспертов в процессе подготовки, принятия и реализации управленческих рещений - Расходы, связанные с разработкой вариантов и проектов УР. Количественная оценка эффективности ур затруднена из-за особенностей управленческого труда, которые состоят в том, что: - управленческий труд - это преимущественно умственный, творческий ТРУд, трудно поддающийся учету и нормированию; - фактические результаты и затраты ппру'в не всегда можно учесть количественно; - реализация управленческих решений сопряжена с социальными и психологическими результатами, количественное определение которых очень затруднительно; - результаты процесса подготовки, принятия и реализации ур проявляются опосредованно через деятельность коллектива предприятия в целом, в котором очень трудно выделить долю затрат непосредственно управленческого труда; - нередко отсутствует текущий контроль за реализацией управленческих решений; - затрудняет оценку эффективности ур и временной фактор; - затруднено количественное выражение характеристик качества управленческих решений. Классическое соотнощение, позволяющее оценить экономическую эффективность Ээ, имеет следующий вид: Ээ = стоимость прибавочного продукта * 100% затраты на создание прибавочного продукта К основным методам определения эк-ой эф-ти УР относят: - метод оценки по конечным результатам; - метод оценки по непосредственным результатам деят-ти; - косвенный метод сопоставления различных вариантов решения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|