Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контроль, качество и эффективность УР.




Контроль – это функция управления, уст. степень соотв. принятых решений факт. состояния системы, выявляющая отклонения и их причины; один из элементов обратной связи между ЛПР и результатами его работы; завершающая стадия ППРУР.

Сущность К-ля: проверка и определние степени соответствия между фактическим состоянием производ-й д-ти системы и принятия УР.

Гл задача: своевременное выявление о прогнозирование ожидаемых отклонений от заданной программы ППРУР.

Контроль нбх для:

- предотвращение отклонений от выработанных критериев и стандартов

- предотвращение ошибок из кризисных ситуаций

- выявление проблемных ситуаций

- корректировка д-ти орг-и в целом, отд-х подразд-й оргии-и или отд-х лиц

- предотвращение кризисных ситуаций.

Контроль УР как на стадии разработки, так и на стадии реализации явл. важнейшей ф-цией уп-ния. Контроль осуществляется в 2-х вариантах: по результатам и по упреждению. Контроль по результатам осуществляется на базе организ-й, тех-й, экономической, финансовой и другой документации. Оценивается отклонение фактического результата от планового, зафиксированного в соответствующих документах. Н-р, контроль сроков, проработанности, согласованности с заинтересованными сторонами элементов бизнес-плана. Контроль по упреждению осуществляется на базе норм, стандартов и правил до начала или в процессе разработки или реализации УР. Он применим к любой орг-и, и хар-ет высокий профессионализм управ-го ремесла.

Процесс контроля – деятельность субъектов контроля, направленная на выполнение принятых решений путем реализации опр. задач, методов. Его характеризуют три составляющие: - содержательная (что выполняется в процессе контроля); - организационная (кем и в какой последовательности осущ. контроль); - технологическая (как контроль осущ.).

Цель контроля – обеспечение единства решения и исполнения, предупреждение ошибок и недоработок, отклонений.

Функции: диагностическая – выявление фак. состояния по выполнению принятия решения; ориентирующая – указание ориентиров, т. е. тех вопросов, которые в данный момент заслуживают внимания; стимулирующая – выявление и вовлечении «в работу» всех неисп. ресурсов, в первую очередь чел. фактора; корректирующая – уточнение сути самого решения в том случае, если изменилась обстановка; авторский надзор – проверка воплощения замысла; обратной связи – информирует орган управления о ходе выполнения принятых УР; педагогическая – побуждение личности (кол-ва) к нбх действиям; правоохранительная – реализация путем соблюдения и защиты органом управления сущ-щих норм, правил и ТБ в процессе ППРУР; распространение передового опыта – возможность не только проверять, но и рекомендовать более рац-е методы труда.

Развитие теории и практики контроля привело к созданию нового направления в менеджменте – контроллингу. Он вкл. административный и технологический контроль, ревизию, аудит. Объектами контроллинга являются конечная продукция, технологические и управленческие решения. Для УР составляющие контроллинга имеют следующие толкования:

Админ-ный контроль– проверка и постоянное наблюдение за процессами РУР, сроками и качеством их выполнения; технологический контроль – проверка и постоянное наблюдение за используемыми технологиями при разработке и реализации УР; ревизия – документальная фискальная проверка результатов разработки или реализации УР; аудит – документальная проверка результатов разработки или реализации УР, устанавливающая уровень их соответствия определенным критериям, нормам и стандартам. Аудиторов обычно выбирает сама контролируемая организация.

Различают три вида контроля: предварительный, текущий и заключительный. Предварительный контроль осуществляется до начала реализации целей и программ организации. Основная его задача разработка или корректировка критериев оценки, отладка методики и регламента проведения дальнейшего контроля. Неудачно разработанная система контроля может ориентировать работников не на выполнение поставленных целей, а на удовлетворение требований контроля. Текущий контроль осуществляется в ходе разработки и реализации УР по разработанному регламенту. Контроль может быть пассивным или активным. Заключительный контроль выполняется после завершения работ и достижения целей. Он имеет три важные функции:

1. Создание или пополнение базы данных по следующим направлениям:

2.Формирование статистики деятельности организации, позволяющей руководителю или специалисту принимать более эффективные решения при форс-мажорных ситуациях.

3. Выявление инновационных технологий (производственных и/или управленческих), прошедших апробацию. Данные технологии могут стать предметом продажи как интеллектуальная собственность.

Классификация контрольных опреаций:

1. режим к-ля: ускоренный, нормальный

2. степень охвата объекта к-ля: выборочный, сплошной

3. стадия пр-го процесса: входной, операционный, контроль гот прод, к-ль транспрот и хранения, к-ль системы обслуж-я гот прод

4. объекты к-ля: предметы труда, средства производства, технология, функции процессов, условия труда, окр прир среда, параметры инфраструктуры, док-ты, информация.

Контроль должен быть своевременен, понятен, всесторонен, экономичен и реален.

Основы проведения контроля:

- ГКРФ, АКРФ, УКРФ..

- учредительные документы (устав)

- решения вышестоящих органов

Принципы контроля:

- осмысленность стандартов, правил, норм

- нацеленность на предотвращение ошибок

- увязка с процессом планирования

- вознаграждение за достиж-е устан-х норм

- учет личных качеств исполнителей ЛПР

- однозначность восприятия и толкования стандартов, критериев и норм

- отсутствие чрезмерного контроля

- двустороннее общение с исполнителями.

Формы контроля:1. Активный контроль – воздействие оказывается на управляемый объект во время всего процесса ППРУР, что позволяет устранить отклонения и компенсировать возмущающие воздействия; 2. Пассивный – осуществляется дискретно, после окончания к.л. процесса, в том числе и ППРУР.

Варианты контроля: 1. Контроль по результатам – осуществляется на базе организ-ной, технической, финансовой и др.документации. 2. Контроль по утверждению – осущ-ся на базе норм, стандартов, правил и инструкций до начала или в процессе ППРУР.

Этапы процесса контроля:

1.определение концепции конроля ППРУР

2.определение целей контроя ППРУР

3.определение параметров и критериев ППРУР

4.выбор методов контроля ППРУР

5.определение области и объема контроля ППРУР

6.создание модели управления ППРУР

7.измерение и оценка ситуации

8.получение результатов и корректировка процесса ППРУР

9.принятие решение о результатах контроля

Эффективный контроль ППРУР д.б. основан на прогнозировании результатов, и быть ориентированным на перспективу (иначе может стать формальным и даже бесполезным и тормозящим д-ть орг-и по ППРУР).

Качество – это совокупность характеристик объекта относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.

Качество УР – совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя но также и обеспечивающих реальность реализации этого УР.

Качество УР – степень соответствия УР внутренним требованиям (стандартам) орг-и

Качественное решение – это решение обеспечивающее приемлемый или разумный результат не только с точки зрения достижения поставленной цели но и по затрачиваемым ресурсам.

Осн. элементами, влияющими на качество ППРУР являются:

1.коммуникационная сеть орг-ции

2.информация и скрость ее обработки

3.набор целей и использ-емая управл-кая технология

4.формы и методы разработки и реализации УР

5.общесистемные законы управ-ия и законы орг-ции

К параметрам качества УР относ-ся показатели:

- Показатель энтропии, т.е. показатель колличест-ой неупорядоченности проблемы.

- Степень риска

- Вероятность реализации УР по показателям качества, затрат и сроков.

- Коэф-нт аппроксимации (степень адекватности теор-й модели фактическим данным, степень точности прогноза).

Условия обеспечения высокого качества УР:

1.применение в практике ППРУР научных подходов

2.использование экономич-ких законов для обоснования УР

3.применеие методов анализа, прогнозирования, моделирования и оптимизации

4.обеспечение ЛПР качественной и достоверной инф-ции

5.четкая структуризация целей и способов их разработки (при сопоставлении альтернативных вариантов)

6.обеспечение сопоставимости альтернатив УР

Основные условия обеспечения качества и эффективности УР:

1. использование в процессе разработки научных подходов;

2. изучение степени влияния на РУР действия экономических законов;

3. обеспечение ЛПР качественной информацией;

4. применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования УР;

5. структуризация управленческой проблемы и построение «дерева решений»;

6. обеспечение сопоставимости и сравнимости альтернативных вариантов УР, обеспечение многовариантности УР;

7. правовая обоснованность принимаемого УР;

8. наличие механизма реализации УР.

Факторы, влияющие на качество и эффективностьУР:

1. Использ-ие в процессе РУР основополагающих научных подходов менеджмента (систем., ситуацион., процесс., деловой.)

2. Применение в процессе РУР основных экономич-их законов и изучение их влияния на эффективность УР.

3. использов-ие в процессе РУР основных законов организации в статике и динамике.

4. Применение в процессе РУР достоверной полной и точной информации, необходимой для харак-ки параметров входа, выхода, внешней среды и процесса системы РУР.

5. Применение методов анализа, синтеза, функцион. – стоимостн. Анализа, методов моделирования и прогнозирования, а также оптимизации и экономического обоснования процесса РУР.

6. Необходима четкая структуризация проблемы, а также построение дерева целей.

7. обеспечение сопоставимости альтернативных вариантов решения по выбранным критериям оценки.

8. обеспечение многовариантности решений.

9. обеспечения соблюдения правовой базы в процессе РУР

10. обеспечение процесса разработки и функционирования ответственности ЛПР за разрабатываемое УР.

11.Контроль за ходом реализации УР.

12.автоматизация процесса ППРУР

13.Состояние управляющей и управляемой систем

14.Методы и методики ППРУР

15.Время разработки УР

16.Качества личности рук-ля как ЛПР

17.Ресурсное обеспечение ППРУР

18.многовариантность решений

Качество управленческой деятельности – это степень её соответствия установленным требованиям и нормам.

Эффективность УР – это ресурсная результативность, достигаемая в процессе разработки и реализации УР в организациях; - это степень достижения результатов на единицу затрат при реализации решения.

Эффективность УР в шир смысле слова: результативность работы всего трудового кол-ва; в узком смысле: результативность д-ти аппарата упр-я организации.

Важнейшие пок-ли эфф-ти УР:

1. эффект (результат осуществления мероприятий, направленных на соверш пр-ва)

2. эффективность (результат соотношения эффекта и затрат на их полечение)

3. общая (абсол) эконом эфф-ть (результат отношения получ эффекта за пл пер ко всей сумме инфестиций, нбх для полу данного эффекта)

4. сравнит эконом эфф-ть (результат, показывающий насколько один вариант эффективнее другого)

5. результативность (способность орг-и производить прод-ю, удовлетворяющую или превосходящую заданные временные или количественные параметры)

6. производ-ть труда (пок эконом эфф-ти труд-й д-ти персонала)

7. прибыль (разность между всеми поступлениями прдпр и всеми издержками, связанными с производством и реализацией продукции (в т.ч. ППРУР)

8. С/с работ (включает 2 группы расходов: 1 – прямы затраты, включающие расходы на мат-лы, п/ф, расходы на энергию, зарплату); 2 – накладные рас\хлды, включающие затраты на управление, содерж соц и произв инфраструктуры. Виды эффективности:

1. организационная эффективность – факт достижения орг-ных целей меньшим числом работников за более короткий промежуток времени;

2. экономическая эффективность – соотношение стоимости прибавочного продукта, полученного в результате реализации конкретного УР и затрат на его разработку и реализацию;

3. социальная эффективность – факт достижения социальных целей организ для большего коллектива работников за более короткое время;

4. технологическая эффективность – факт достижения определенных результатов отраслевого, технологического уровня производства, запланированных в бизнес-плане за более короткое время или с меньшими финансовыми затратами;

5. психологическая эффективность – факт достижения психологических целей для большего числа работников за более короткий период времени с меньшими затратами;

6. правовая эффективность – степень достижения правовых целей организации за более короткое время с меньшим числом работников с меньшими затратами;

7. экологическая эффективность – степень достижения экологических целей организации за более короткое время с меньшим числом работников с меньшими затратами;

8. этическая эффективность – степень достижения организацией нравственных целей за более короткое время с меньшими затратами;

9. политическая эффективность – степень достижения организацией политических целей за более короткое время с меньшими затратами.

Эффективность УР м.б. положительной и отрицательной.

Управление эффективностью УР осуществляется через систему количественных и качественных оценок на базе реальных показателей, норм и стандартов, эфф-ти деятельности компании и вып-мой прод.

В состав качественных показателейэффективностиl управленческих решений могут быть включены:

- Ориентация на прогрессивный опыт

- Степень научной обоснованности

- Многовариантность расчетов

- Степень риска и неопределенности при подготовке и реализации решений

- Стоимость и сроки реализации проекта

- Применение технических средств и информационных технологий

- Численность занятых исполнителей в процессе подготовки, принятия и реализации управленческих решений

- Количество соисполнителей, консультантов, экспертов в процессе подготовки, принятия и реализации управленческих рещений

- Расходы, связанные с разработкой вариантов и проектов УР.

Количественная оценка эффективности ур затруднена из-за особенностей управленческого труда, которые состоят в том, что:

- управленческий труд - это преимущественно умственный, творческий ТРУд, трудно поддающийся учету и нормированию;

- фактические результаты и затраты ппру'в не всегда можно учесть количественно;

- реализация управленческих решений сопряжена с социальными и психологическими результатами, количественное определение которых очень затруднительно;

- результаты процесса подготовки, принятия и реализации ур проявляются опосредованно через деятельность коллектива предприятия в целом, в котором очень трудно выделить долю затрат непосредственно управленческого труда;

- нередко отсутствует текущий контроль за реализацией управленческих решений;

- затрудняет оценку эффективности ур и временной фактор;

- затруднено количественное выражение характеристик качества управленческих решений.

Классическое соотнощение, позволяющее оценить экономическую эффективность Ээ, имеет следующий вид:

Ээ = стоимость прибавочного продукта * 100%

затраты на создание прибавочного продукта

К основным методам определения эк-ой эф-ти УР относят:

- метод оценки по конечным результатам;

- метод оценки по непосредственным результатам деят-ти;

- косвенный метод сопоставления различных вариантов решения.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...