Определение социального статуса человека с пом знаковой с-мы внешних атрибутов.
Для того, чтобы подействовал фактор превосходства и мы применили соответствующую схему восприятия - переоценили какие-то характеристики человека, превосходящего нас (например, по социальному статусу) нам необходимо вначале это превосходство оценить. Исследования показывают, что для определения этого параметра в нашем распоряжении два основных источника информации: 1. Одежда человека, все внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки отличия (награды, звания), очки, оформление волос, в определенных случаях рассматривается даже такая одежда, как машина, дом, дача т.д.. 2. Манера поведения человека. В одежде человека и в манере поведения всегда есть элементы, свидетельствующие о его месте в системе общественных отношений, что делает возможным определение принадлежности человека к той или иной социальной группе. Исследования А.А.Бодалева (Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982) показывают, что почти все взрослые могут по одежде определить социальный статус человека. Как оказалось, и дети могут определить социальный статус, указать примерный род деятельности человека по его одежде. Десятилетним девочкам были предъявлены фотографии наборов женской одежды, по которым они определяли не только социальный статус той или иной девушки, носящей такую одежду, но и ее личностные характеристики, продемонстрировав при этом большую согласованность оценок. Можно с уверенностью сказать, что и в наше время существует некоторая знаковая система внешних атрибутов человека, его одежды, кодирующая превосходство в той или иной сфере. Наиболее существенный знак - это стоимость одежды, ее цена, которая тесно связана с качеством, дефицитностью (частотой встречаемости данной модели) и модностью, по этим параметрам, как правило, и вычисляется цена одежды. Фактор превосходства здесь работает по схеме - чем выше цена одежды, тем выше социальный статус человека, ее носящего.
Исследования показывают, что кроме цены, на статус указывает выбор силуэта одежды. На высокий статус указывает строгая, официальная одежда, силуэт которой приближается к вытянутому прямоугольнику, на низкий - силуэт, приближающийся к шару. Еще одним знаком, указывающим на статус человека, является цвет одежды. В России признаком высокого статуса является одежда ахроматических тонов, а чем ярче и насыщеннее цвет одежды, тем ниже предполагаемый статус. Безусловно, что все эти признаки взаимосвязаны и, как правило, не рассматриваются обособленно. Замечено, что яркая, многоцветная, но дорогая одежда соотносится с финансовым превосходством, а дорогостоящая одежда неподходящего силуэта указывает на то, что ее владелец, вероятно, деятель искусства. Известно, что владельцы очков, как правило, переоцениваются по интеллектуальному уровню. Исследования, проведенные в Кембридже, показали, что мужчин с длинными волосами, если исключается версия социального протеста, считают более духовными, умными, интеллигентными, с более широким кругом интересов. Превосходство в манере поведения проявляется в случаях, когда человек показывает, что собеседник ему неинтересен, подчеркивая свою независимость от партнера, которая выглядит как высокомерие, излишняя самоуверенность, или когда человек освобождает себя от норм общения, демонстрируя свое превосходство в ситуации и власть над партнером, или когда он не затрудняет себя анализом ситуации и как бы не замечает неудачно выбранного для общения момента или нежелательных свидетелей. В опытах, описанных А.А.Бодалевым, группам взрослых людей предлагали описать человека по фотографии. Предъявляя один и тот же фотопортрет, в одной группе сказали, что это портрет героя, а в другой - преступника. Описания кардинально отличались друг от друга в зависимости от предложенного статуса человека.
П. Уилсон описывает эксперимент: студентам предложили определить рост мистера Инглэнда, причем в одной группе представили его лаборантом, в другой - преподавателем, в третьей - профессором. Рост мистера Инглэнда, как показал расчет, увеличивался по мере увеличения его социального статуса на 14 - 15 сантиметров. Не менее важными являются ошибки, связанные с общей эстетической выразительностью, то есть с тем, насколько нам нравится или не нравится внешность партнера. А.А.Леонтьев (Леонтьев А.А. Педагогическое общение.- М.: Знание, 1979) описал эксперимент: учителям предложили одинаковые личные дела учащихся, но приложили к ним разные фотографии детей. К одним копиям приложили фотографии детей имеющих привлекательную внешность к другим - непривлекательную. Педагогам было необходимо определить интеллектуальные способностей учащихся, опираясь на данные личных дел. Привлекательным детям учителя приписали более высокий интеллектуальный показатель, намерения поступить в колледж, лучший статус в группе сверстников, родителей, больше занимающихся их воспитанием. Ошибка оценивания заключается в том, что если нам нравится внешность партнера по общению, то мы невольно приписываем ему многие позитивные качества, считаем его более умным, интересным, искренним, любезным, утонченным и т.п. Проявление действия фактора отношения к нам заключается в том, что люди, которые к нам хорошо относятся, кажутся нам много лучше тех, которые к нам относятся плохо. В эксперименте Р.Нисбета и Т.Вильсона студентам было предложено оценить преподавателя после 30 минут общения с ним. В одной группе преподаватель играл роль доброжелательного собеседника, в другой был отстраненным. Оценки первой группы оказались значительно выше. Задачей первого впечатления является быстрая ориентировка в межгрупповом общении. Однако дальше, по мере развития отношений, если они развиваются как межличностные, стереотип должен уйти в тень, так как механизмы восприятия на межличностном уровне общения совершенно другие. Однако, если стереотип слишком силен и продолжает оказывать свое действие, это может стать серьезной помехой в дальнейших контактах.
Имидж лидера. На практике у лидера обычно возникает следующая проблема: с одной стороны, каждый лидер хочет видеть перед собой сотрудников, точно исполняющих его волю, с другой стороны, он заинтересован в их самостоятельности и активности. Как совместить эти два полярных качества? Как сделать команду более активной, не утрачивая своих лидерских позиций? Уточним: под командой мы понимаем ближайшее окружение лидера, которому делегируется часть ответственности. Лидер-команда - это целостная система с обратными связями. Другими примерами систем являются организация в целом или любое ее подразделение, а также отдельная личность (в том числе и лидер). Любая целостная система существует и развивается в соответствии с присущими ей свойствами. Управление в системе лидер-команда достигает наибольшего эффекта, если оно следует руслу этих свойств: Первое свойство системы лидер-команда можно сформулировать следующим образом: если в одной части системы проявлена (т.е. присутствует в сознании и в действиях) активность (энергия ян), то в другой части системы обязательно проявлена восприимчивость (энергия инь). Если попытаться создать систему из двух одновременно очень активных (янских) людей или двух очень пассивных (иньских), то такая система окажется нестабильной и распадется. В первом случае возникнет жесткое противостояние, разрушающее систему, во втором — бездействие, также ее разрушающее. В системе лидер-команда принцип синхронности может проявиться в виде следующего правила: постоянно активный лидер получает пассивную команду. Активные люди не могут существовать в такой команде: они либо разрушают систему новыми идеями и неосознанными попытками перехвата управления, либо оказываются изгнанными. Второе свойство системы лидер-команда:То, что находится в подсознании лидера, оказывается проявленным в групповом сознании и действиях команды, и наоборот (команда — «зеркало» руководителя, в котором отражаются его тайные страхи).
Третье свойство системы лидер-команды: Система лидер-команда обладает способностью к самонастройке. Одним из важнейших качеств кибернетической системы является ее способность к самонастройке. Эта способность является источником уникальности живой (целостной) системы, и тесно связана с другой особенностью системы — отсутствием в ней причинно-следственных отношений. Свойство самонастройки важно еще и потому, что оно обеспечивает стабильность кибернетической системы: каковы бы ни были внешние воздействия и попытки изменить поведение всей системы в целом, она неизменно возвращается в исходное стабильное состояние. Иначе говоря: нельзя изменить лидера, не изменив команды; нельзя создать изменения в команде, не изменив лидера.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|