Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы управления в системе лидер-команда




Существуют два подхода к управлению изменениями в системе лидер-команда:

Изменение или замена частей системы и ее структуры, т. е. команды, отдельных ее членов, подразделений, а также формальной структуры взаимодействий между частями (внешнее управление процессом изменений);

Достижение всех необходимых функциональных изменений только через развитие лидера (или и лидера и подчиненных) — без структурных изменений в каких-либо частях системы.

В первом случае необходимо привлечение дополнительных ресурсов и другие внешние меры, иногда довольно громоздкие и дорогостоящие.

Во втором случае все изменения возникают в процессе личной эволюции каждого члена коллектива, либо только лидера, который в этом случае должен обладать наибольшим уровнем личной силы и быть наставником для своей команды. Движущей силой таких изменений является намерение лидера.

Принцип первый: Давая инструкцию подчиненному, необходимо осознанно использовать адекватное невербальное воздействие. Подчеркнем также, что точному невербальному поведению нельзя научиться. Оно естественно формируется в процессе освобождения от неосознаваемых страхов и постепенного развития базовых компетенций руководителя.

Принцип второй: Лидер должен быть наиболее гибким элементом системы, т. е. уметь осознанно выбирать и удерживать свое состояние быстрее и точнее любого члена команды.

Этот принцип базируется на известном из теории кибернетических систем утверждении: управление принадлежит наиболее гибкому элементу системы.

Под гибкостью лидера мы понимаем совокупность трех качеств:

· высокий уровень осознания своих состояний;

· способность свободно выбирать состояние (т.е. невербальное поведение);

· способность удерживать его при различных внешних воздействиях.

Лидер находится внутри системы лидер-команда. Обычно, говоря об управлении, лидера выводят за рамки системы, как человека, стоящего над командой. В этом случае говорят о внешнем управлении. В системном подходе, который рассматривается здесь, уместно ввести понятие управление изнутри, рассматривая лидера как часть системы. Под управлением здесь понимается способность воздействия одной части системы на другую через изменение собственного состояния. За этим стоит способность осознанного и свободного выбора между иньским и янским типами взаимодействий, а также разными их комбинациями.

Из сказанного вытекает, что лидер должен обладать большей гибкостью и уровнем личной силы, чем любой член команды. В противном случае неизбежен перехват управления, либо команда становится неуправляемой, даже если организация и структура управления тщательно продуманы.В ситуации управления изнутри лидер действует, изменяя параметры собственного состояния и поведения. Это автоматически приводит к изменению поведения команды или ее членов, т. к. вместе они образуют целостную систему.

Принцип третий: Лидер формирует такое состояние команды, в котором выбранная им цель осуществима с максимальной вероятностью.

Заметим, что во многих подходах формирование четких целей является важнейшей частью управления. Полностью разделяя эту идею, мы хотим подчеркнуть, что внешне цель должна исходить не от лидера, а от членов команды. Естественно, что сначала она должна быть сформирована лидером. Но если он формально предъявляет ее команде, то мы получаем ситуацию янского управления (см. выше). Любые попытки вдохновить исполнителей будут наталкиваться на их пассивность, которая часто сопровождается неосознанным сопротивлением (в виде сомнений, ненужных вопросов или промедлений). В предлагаемом здесь подходе лидер должен передать подчиненным не знание цели, а свое чувствование ситуации. Один из способов это сделать — использовать иньское управление.

Итак, лидер управляет ситуацией в фирме главным образом через свое состояние. Это особенно актуально в длительно существующих коллективах, где картина мира лидера хорошо понята и принята всеми членами команды. В таких коллективах управление с помощью инструкций становится со временем все менее уместным и точным: оно слишком громоздко и замедленно, не соответствуя скоростям, на которых происходят естественные коммуникации в такой команде. Здесь управление через состояние становится более эффективным. Иногда лидер и подчиненные понимают друг друга без слов — с помощью взгляда, жеста.

 

Специфика публичных выступлений

Человеку необходимо приобрести оп­ределенные навыки и приемы ораторcкого искусства, чтобы донести до слушателей то, что он хотел Для выступающего главное ­ ощу­щение контакта с аудиторией. В.М. Шепель предлагает следующие спосо­бы эффективного воздействия на слушателей. -эффект первых фраз. Сразу привлечь внимание к себе, как к личности. Например: «я рад(а) встрече с вами». -эффект квантового выброса информации. Для предупреждения потери внимания аудитории необходимы «россыпи» новизны. -эффект аргументации, использовать убедительные и доступные для усвоения слушателей доказательства, особенно если доводы связаны со сферой профессиональ­ных интересов присутствующих. -эффект релаксации. Психологически объединить раз­ных людей в зале, настроить их на сопереживание. Юмор, шутка, острое слово помогут сплотить людей в интеллектуальной деятельности, удержать и усилить их внимание. -эффект аналога. Если два явления сходны в одном или более отношениях, то они, вероятно, сходны и в других отношениях. Изложение по методу аналогии не следует смешивать с приемом сравнения, хотя цель у них общая: наглядно представить то или иное положение в речи. -эффект воображения. Мыслительные усилия слушате­ля при отсутствии должной полноты информации стимулируют предположения, догадки, мечты, фантазии. -эффект дискуссии. Дискуссия ­ одна из разновиднос­тей спора как словесного состязания. Ее цель ­ добить­ся истины путем сопоставления различных мнений. Обя­зательное условие дискуссии ­ наличие проблемы, за­нимательной для присутствующих, чтобы вовлечь их в обмен мнениями. Из наиболее интересных суждений выстроить общее резюме. - эффект эллипса. Это пропуск структурно необходимого элемента высказываний, который в данном контексте легко восстанавливается. Это использовал Аркадий Райкин во время выступлений, разговаривая со зрителя­ ми, делал паузы, чтобы они сами, домыслив концовку фразы или пропущенные в ней слова и хором их досказывали.

 

Позиционирование

технология позиционирования, первоначально созданная для продажи и продвижения товаров на рынок, действует по принципу сужения (аудитории — в одном случае, характеристик объекта — в другом) с тем, чтобы сделать коммуникацию более эффективной, поскольку это даёт возможность сконцентрироваться на более узком участке коммуникативной цепочки.

Позиционирование мы можем представить себе как по­мещение объекта в благоприятную для него информационную среду. Чужой, неизвестный, незнакомый объект в принципе потенциально опасен для потребителя. Поэтому задачей ста­новится превращение его в знакомый и нужный. Позицио­нирование проходит под лозунгом: а что это дает ДЛЯ МЕ­НЯ. Дополнительным плюсом такого подхода становится включение наряду с рациональной такой же сильной эмоци­ональной составляющей, которая, как известно, не только обладает большей воздействующей силой, но и лучше запо­минается.

В качестве самых элементарных примеров позиционирования, с которыми мы сталкиваемся повсеместно, можно считать просто те или иные наименования. Очень сильна эмоциональная окраска слов, она гораздо сильнее рациональной составляющей слова.

Позиционирование можно представить себе как выпячи­вание в объекте тех характеристик, в которых наиболее за­интересован потребитель. Позиционирование должно также выражаться в том или ином лозунге, поэтому данное жесткое требование на объем сообщения также влияет на то, чтобы ограничиться при этом одной характеристикой. Позиционирование позволяет один и тот же факт пред­ставить в совершенно новой интерпретации, исходя из иной точки зрения.

Позиционирование в рамках практических можно предста­вить как серию из трех последовательных операций, в результате которых образ объек­та попадает к потребителю в наиболее эффективном виде:

1)Трансформация. Мы ограничиваем объект только теми характеристиками, которые интересны потребителю. Мы как бы трансформируем многообразие характеристик объекта строго до круга необходимых. Принципиальным при этом является точка зрения аудитории. По-иному мы можем обозначить этот процесс как отбор то, что необходимо передать аудитории.

2)Утрировка. Мы утрируем эти нужные нам характеристи­ки, полностью уходя от характеристик, которые не являются сильными с точки зрения потребителя. Мы даже не бу­дем ими заниматься, поскольку нас все равно переиграет на этом поле наш возможный оппонент.

3)Перевод. Дли усиления мы должны уметь как бы перевести предлагаемый круг характеристик для передачи иным каналом коммуникации. К примеру, как это передать визуаль­но, каким поступком, каким действием, каким жестом.

Позиционирование в целом следует толковать как по­рождение среды, благоприятной для объекта. Сохраняя объект, мы начинаем видоизменять среду, чтобы создать бо­лее благоприятные для него условия функционирования. Но подчеркнем, что это зависит от целей. Коммуникативной целью может также быть порождение негативного образа.

 

Мифологизация

Важным инструментарием имиджелогии является мифо­логизация. Это попытка построения двойного сообще­ния, желание обойти фильтр аудитории, воздействовать на нее на подсознательном уровне. Эффективная коммуника­ция не столько задает новые сообщения, сколько подключа­ется к уже имеющимся в массовом сознании представлени­ям. Миф и архетип - это именно тот тип информации, который на глубинном уровне присутствует в каждом из нас, и задача состоит в том, чтобы активизировать эту символи­ку на выгодном для коммуникатора направлении.

Набор окружающих нас ми­фов:

партийные мифы (например, для партии зеленых это констатация по типу "травка зеленеет, солнышко блестит"без указания на то, какими способами современная цивили­зация может выполнить данное требование);

государственные мифы (в рамках бывшего СССР такой мифологической составляющей были слова с первомайской открытки: "Мир. Труд. Счастье". Советская система акцен­тировала принципиальное внимание к каждому: "Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет".

семейные мифы (например, "мужчина — защитник", "женщина — хранительница очага", хотя защищать в той же степени, как это было в прошлом, уже нечего, а очаг как та­ковой также существенно трансформировался в современ­ной жизни);

детские мифы (в этот класс мы поместим мифологемы связанные с воспитанием молодого поколения, где будет от­мечена роль "волшебного слова" — спасибо, "честное сло­ми");

исторические мифы (отражающие особую роль данного народа в мировой истории).

Принципиальные черты мифологического сообщения:

- мифы задаются аксиоматически, в результате они не подлежат проверке на соответствие действительности. По этой причине несоответствие с мифом делает данный отрезок действительности дефектным, но не меняет сущности мифа;

- миф представляет собой особые условия коммуникации, поскольку в нём есть слушатель, но нет автора сообщения; также и по этой причине миф становится неопровержимым, так как не с кем спорить;

- миф как бы останавливает время, не разрешая иные интерпретации мира, он фиксирует единственно возможный взгляд на мир.

- миф можно рассматривать как определенный оператор универсальности, поскольку он подтверждается соответству­ющими фразами (типа "так все говорят, считают", "все так думают", "все знают это").

По ряду этих причин высшим уровнем работы имидж­мейкера является подключение к уже существующему в мас­совом сознании мифу, поскольку его не следует вводить как новую информацию и невозможно в принципе опровер­гнуть.

Распространённые мифологические сюжеты:

Сюжет "Из грязи в князи" — типичное движение для лидера, который поднимается с самого низа, несмотря на сопротивление своей среды, поднимается на самый верх ка­рьеры и руководит остальными. Эта модель характерна и для Линкольна, и для Клинтона, последний рос в семье без отца с пьяницей-отчимом. Все советские и постсоветские ли­деры также прошли именно такой путь с самых низов.

Сюжет "Из князя — в грязь". Именно по этому сюже­ту прошел Б. Ельцин, прежде чем вновь поднялся на Олимп власти. Снятому и гонимому Ельцину легче удалось завое­вать голоса своих избирателей. По этой модели двигались и диссиденты, когда они шли в народные депутаты. Это то же символическое перемещение ребенка из знатной среды в незнатную.

Классификация мифологических образов:

- Покровитель. Это образ Б. Ельцина, который реализуется как добрый защитник нуждающихся, постоянно отдающий приказы о выплате всех задолженностей по зарплате и пен­сиям.

- Хозяин, или Господин. Это роль А. Лебедя, который обе­щает разделаться со всеми взяточниками и хапугами.

- Виртуоз, или Ловкач. В качестве примера можно привести Владимира Жириновского, который прекрасно умеет заво­раживать публику.

- Дьявол. Роль, являющая олицетворением зла и противопоставленная Покровителю. На эту роль в президентской кампании 1996 г. усиленно выводили Г. Зюганова.

- Рыцарь. Это тот, кто сначала делает, а потом думает. Он очень хорошо смотрится в критической ситуации. А в мир­ной, спокойной ситуации "отлеживается в берлоге". Это Бо­рис Ельцин, который лучше смотрится на танке, чем за письменным столом.

- Хозяин. Хозяин должен не просто вести будничную рабо­ту, а совершать зрелищные действия, приводящие к гигант­ским результатам. Хозяину народное сознание готово прос­тить те или иные грешки. Рыцарь в этом плане как бы барский образ, а Хозяин — вполне свойский. В качестве пре­тендента на эту роль можно назвать Юрия Лужкова.

- Аскет. Образ аскета всегда был привлекательным для на­шей ментальности. Все советские лидеры шли по этому пути. Мыслитель. Сразу отметим условность этого обозначе­ния. В противоположность Рыцарю Мыслитель только ду­мает и ничего не делает. Это Михаил Горбачев.

- Романтик. Он никогда не приживется в высших эшелонах власти, поскольку все хочет делать как бы от души. Роман­тик — пришлое существо, и постоянно выпадает из коляски. Все хорошие качества романтика (честность, интеллект и т.д.) не помогают, а мешают ему. Это Андрей Сахаров.

- Профи. Под ним мы понимаем равномерное сочетание думания и делания. Пока таких нет в списке первых лиц.

Информация должна облекаться в определенные формы для ее более эффективного усвоения. Такой типичной фор­мой является миф (сказка), поскольку это многократно про­веренный метод введения информации. Вероятно, он также соответствует определенным структурам самого головного Мозга человека. Если эти структуры совпадают, эффектив­ность усвоения информации повышается.

 

Вербализация.

Имиджмейкер умело вербализует действительность. Это очень важно, когда лидер может ярко и красочно описывать ситуации. Ведь в этом случае он не нуждается в "дополни­тельном проталкивании" своего мнения в прессе, которая сама радостно подхватывает удачные выражения.

Вербальные лозунги становятся основным компонентом любой избирательной кампании. Эти лозунги должны удов­летворять двум типам требований: с одной стороны, они должны опираться на символизм партии, с другой стороны, отразить основные проблемы, существенные на тот момент для населения.

Имиджмейкер может направлять вербализацию в нуж­ную сторону, когда необходимо скрыть реальное положение вещей. Он также делает подобное, когда следует вербализо­вать представления самих людей, вложив эти слова в уста лидера или лозунг партии. То есть мы видим два основных момента использования слова:

1)увод от реальной ситуации. Слово не только описывает ситуацию, слово может фор­мировать саму ситуацию. Для этого используются новые вербализации для уже известных ситуаций. Таким образом, с точки зрения денотации (реальной си­туации) одно и то же явление называется по-разному. На­пример, не министерство войны, а министерство обороны. Запрет на употребление слов создаёт управляемый настрой общественного мнения. Также тревожная информация по одному каналу опровергается успокоительной по другому, для чего тревожное содержание подаётся с милой улыбкой. Таким путём опровергаются многие негативные тенденции, когда их начинают комментировать вполне разумно, сдержано и добропорядочно, а не тупо отрицать.

2)присоединение к мнению аудитории. Например, обращения Б. Клинтона пишутся на основе тех слов, с которыми к нему обращаются в письмах в Белый дом. Тем самым достигается максимальная согласованность с электоратом. Оказать может иерархия человеческих потребностей, предложен­ная американским психологом А. Маслоу. Эта иерархия строится таким образом, что удовлетворение выс­ших ступеней возможно лишь тогда, когда происходит удов­летворение потребностей более низкого уровня:

3)физиологические потребности. Первые потребности, кото­рые следует удовлетворять раньше других, включают в себя: еда, вода, кров и секс.

4)Безопасность. Нам необходимо чувствовать себя в безо­пасности, ощущать возможность контроля над ситуацией.

5)Любовь. Люди чувствуют себя недостаточно уверенными, пока они не найдут себе пару. Мы хотим принадлежать се­мье, друзьям, любовникам. Это определенный переход от индивидуального атома к социальной молекуле.

6)Признание. Нам необходимо признание и восхищение других, из-за этих честолюбивых желаний мы напряженно трудимся, получаем дипломы, зарабатываем медали.

7)Самоактуализация. Эта потребность замыкает список, поскольку касается самых долговременных целей, которые рассчитаны на полное использование нашего потенциала.

Построение текстов, рассчитанных на восприятие ауди­тории, несомненно, должно учитывать удовлетворение этих потребностей, поскольку именно они в сильной степени предопределяют наше поведение.

Следует отметить одну существенную деталь: тексты для первых лиц создаются целыми группами достаточно подго­товленных интеллектуалов. И лидер лишь "озвучивает" их, выступая в западной терминологии в роли "аниматора".

 

Акцентирование информации

Сюда входит как утаивание информации, так и ее выпячивание. СМИ работают в режиме отбора той или иной информации, а технология отбора определяется целостными критериями, никогда не являясь полностью объективной.
В зависимости от целей акцентируются те или иные характеристики сложных объектов, с которыми имеет дело человечество. Этот подход позволяет менять «повестку дня» массового сознания, когда в ответ на одну обсуждаемую тему запускается для дискуссии общества совершенно иная, что дает возможность увести внимание в другую сторону.

Сюда должно войти как утаивание информации, так и выпячиваниеее (акцент на ней). СМИ работают в режиме отбора той или иной информации, а технология отбора оп­ределяется ценностными критериями, никогда не являясь полностью объективной.

Не менее значимым аспектом становится результат тако­го подхода. С одной стороны, это может быть порождение положительной информации о себе и своих союзниках. С другой, это активное порождение отрицательной информа­ции о своих врагах. Здесь используются даже гипотетические конструкции.

В зависимости от наших целей мы акцентируем те или иные характеристики сложных объектов, с которыми имеет дело человечество. Этот подход позволяет также менять "повестку дня" массового сознания, когда в ответ на одну обсуждаемую тему запускается для дискуссии общества совер­шенно иная, что дает возможность увести внимание в иную сферу

 

Визуализация

Важной особенностью имиджелогии должно быть приз­нано воздействие сразу по нескольким каналам. И самым важным из них является отнюдь не вербальный, а визуаль­ный. Визуальные появления нет не­обходимости пояснять, они влияют на человека вне его соз­нания.

Если в стуации стабильной символизации существует тенденция визуализировать себя в приближенном положении по отношению к аудитории, то в ситуации утверждающейся символизации действуют обратные тенденции — возвышения.

Именно из-за значимости этого канала все символы государства в первую очередь носят визуальный характер. Герб. Флаг. Портрет главы государства. Смена власти сразу же отражается в смене визуального поля. Визуальное поле очень чутко реагирует на изменения поля политического.

При изменении статуса человека он тоже внешне меня­ется. Постоянность той или иной функции как бы закрепляется во внешнем облике человека.

Многоканальность воздействия впервые была включена в свои коммуникативные технологии религией.

Визуальный образ должен коррелировать с образом собе­седника. В зависимости от своего внешнего вида че­ловек и чувствует себя по-другому. Визуальный образ не должен сильно отличаться от того, что реально видит избиратель. Нельзя нарушать общий закон: следует не уходить от населения, а, наоборот, изо всех сил стараться сблизиться с ним. Так, к примеру, лидер лейбористов Тони Блэр в интервью газете "Сан" говорит, что чувствует себя неуютно в пиджаке и галстуке.

Визуальный облик человека сохраняется неизменным и не должен разрушаться. Так, облик Черчилля с сигарой, как оказалось, был несколько условен: он постоянно держал в кармане наполовину потушенную сигару, которую тут же де­монстрировал, когда оказывался объектом внимания репор­теров. В ряде случаев давление норм поведения на внешний вид человека может быть ослаблено или усилено.

Визуальный облик должен коррелировать со многими из вышеотмеченных характеристик с тем, чтобы соответствие образу было полным.

 

НЛП

 

Нейролингвистическое программирование — это набор техник, позволяющих производить быстрые изменения в мышлении людей, оказывая на них неосознаваемое ими воздействие (манипулируя ими) с целью излечения их от психологических заболеваний, избавления от проблем, а также с целью развития.

Достаточно частотно на сегодня встречаются отсылки на использование методов нейролингвистического программирования).

в предвыборной борьбе. четок в плане отсылки на конкретный инструментарий НЛП, который может сослужить хорошую службу для выборов, А. Жмыриков. Он считает возможным использование следующих приемов:

прием “отзеркаливания”, состоящий в предъявлении объекту зрительных, речевых и паралингвистических характеристик, свойственных самому объекту. В ответ образуется позитивный эмоциональный фон общения, снимаются защитные фильтры.

прием “эмоционального побуждения”, который состоит в доведении избирателя до состояния содействия кандидату путем эмоционального воздействия на ситуативно предъявляемые избирателю черты характера и чувства. Можно ему польстить, возразить, затронуть чувство собственного достоинства и т.п.

· прием “наложения субмодальностей” состоит во введении в свою речь “чужих” речевых характеристик, которые создают благоприятный фон общения. А. Жмыриков говорит при этом об использовании в своей речи характеристик ситуативного лидера данной аудитории.

Наш комментарий. Это очень сложный метод, который трудно распространять на большие аудитории. Он также требует достаточно интенсивной работы, которая не под силу лидеру, даже действующему в ситуации подсказок со стороны специалиста по НЛП;

· прием якорения “пикового опыта”, состоящий в фиксации моментов, во время которых избиратель находится на пике своих эмоциональных переживаний. В пылу позитива ослабляет критичность восприятия, и именно в этот момент возможна передача объекту воздействия иной информации.

В список приемов, интересных для ситуации предвыборной борьбы, мы можем добавить и следующее:

· прием метафоризации — поскольку кандидат пытается ввести избирателя в ситуации нового для него опыта, описывая его под условной шапкой “я президент, как хорошо будет всем в этом случае”, то для описания нового опыта весьма важным средством может стать метафора. Имиджмейкеры также пользуются методами, которые получили в НЛП свои собственные обозначения. Это инконгруэнтность (то есть несоответствие сигналов, которые посылаются через разные каналы коммуникации) и борьба с ней, что выражается в обучении политиков не демонстрировать неуверенность и растерянность, к примеру.

При этом интересна и общая задача, которая стоит в рамках НЛП — согласование моделей мира клиента и психотерапевта. Ее формулируют в следующем виде: “Kогда ваша репрезентация какого-либо явления или переживания значительно отличается от репрезентации другого человека, вы приходите к выводу, что кто-то из вас “галлюцинирует” или даже “лжет”. С другой стороны, если ваши репрезентации очень схожи, то вы начинаете полагать, что находитесь в состоянии “эмпатии”. [...] Для наших целей не столь важно, что было сказано на самом деле; нам важно понимать, что один говорит нечто одно, а другой слышит нечто другое”.

 

Дистанцирование

Первостепенная задача для политика состоит в необхо­димости дистанцироваться от явно негативных символов. Сильный лидер может дистанцироваться от некоторых проблем, не упоминая о них. М. Тэтчер могла обрывать те­мы в интервью с нашими тележурналистами, как бы застав­ляя их следовать ее логике. Она навязывала тематику и ритм беседы своим интервьюерам, а не шла на поводу у них.

Особая роль дистанцирования возникает в случае кри­зисных ситуаций, к которой должна быть готова любая ор­ганизация, любой лидер. Западный опыт привносит плани­рование даже в этот, казалось бы, совершенно случайный процесс.

В случае предвыборной борьбы дистанцирование может состоять в демонстрации новой стратегии, отличной от той, что имеется при нынешнем президенте

 

Архаизация

Архаизация автоматически вступает в действие в кризисные периоды, когда мы спускаемся по шкале потребностей А. Маслоу ко все более элементарным уровням. Заниженный уровень потребностей выдвигает на первое место более примитивные реакции, среди которых можно отметить следующие:

1) Опора на более примитивный вариант характеристик типа СВОЙ/ЧУЖОЙ. Например: частотный для перестройки лозунг “Kто съел мое мясо?” или тенденцию к построению этнического государства типа “Украина для украинцев”.

2) Обожествление лидера (типа сталинского) тоже можно рассматривать в качестве реакции на сильный страх аудитории. В любом случае любовь к Сталину была безопаснее проявлений нелюбви, что соответственно закреплялось в сознании даже на подсознательном уровне.

Возрастает роль защитных барьеров, которые закрывают от других. Отсюда сегодняшняя любовь к темам типа “защиты информационного пространства”. Собственно, нечто близкое было не только в классическом государстве закрытого типа — китайской империи, но также и в истории России. “Чистота православия связывается с границами нового православного царства, которому чужды задачи вселенского распространения; культурный изоляционизм выступает как условие сохранения чистоты веры. Русское царство предстает само по себе как изоморфное всей вселенной и поэтому ни в каком распространении или пропаганде своих идей не нуждается” (Успенский Б.А. (в соавторстве с Живовым В.М.). Царь и Бог. — С. 222).

4) Наблюдается увеличение статуса врагов. В ответ на обострение холодной войны строилась риторика “продажных американских империалистов”, “города желтого дьявола” и под. Шпиономания советского периода оставила нам множество киносюжетов в виде проникновения шпионов то в резиновой лодке, то переход границы в особой обуви, путающей следы и под.

5) В постсоветское время это порождение национальной идеологии (“квасной патриотизм”, “славянофильство”, “украинизация”), которые выступают в роли ограждения от чужого. В советское время существовала борьба не только с идеями, но и с товарами со страшной наклейкой “made in...”

 

Перформанс

представления одних людей перед другими.

По сути, это очень важный инструмен­тарий для лидера, поскольку разного рода церемонии сос­тавляют важный элемент публичной жизни, и публичный политик вращается именно в подобных контекстах.

Ритуал демонстрирует зависимость и подчиненность от "иных" сил. По этой причине нельзя уклониться от выпол­нения ритуала. Но одновременно ритуал своим выполнени­ем постулирует существование этих сил. Ритуальное сообще­ние по сути своей не является коммуникативным в качестве передачи чего-то нового. Это текст-напоминание. Поэтому ритуалы четко связаны с отсылками на какое-то событие. Например, демонстрация 7 ноября или 1 мая. Выполнение ритуала связано с подчинением социальным нормам. Под­чинение означает их признание. Общество достаточно бо­лезненно относится к нарушениям принятых норм. Дело еще и в том, что категория устаревания слабо действует в случае норм, поскольку они и могут происходить только из прошлого.

Ритуалы несут в себе минимизацию вербального компо­нента и резко завышенную роль визуального компонента. Человечество постепенно шло от визуальной коммуникации к вербальной, чтобы сегодня получить вновь преобладание визуального компонента в случае телевидения. Визуальность ритуала накладывает серьезные ограничения на разнообразие и чет­кость сообщений, которые он передает.

Система символов начинает строиться вокруг первого ли­ца, особенно в случае тоталитарного государства.

Ничего не ускользает от внимания организаторов подоб­ного действа (перформанса). Любые технические возможности сразу же вовлекаются в использование. К примеру, цветные прожек­тора и гигантская сцена заимствуются из экспрессионист­ского театра.

Тоталитарные лидеры очень тщательно конструировали перформансы, в которых происходили их выступления. Это было искусство наивысшей пробы, где не было ни одного незнакового элемента. Например, Ленин тщательно отбирал распространяемую о нем информацию, не оставляя свой имидж без присмотра. Партийные съезды в СССР, как и партий­ные конвенты в США — это апофеоз имиджмейкерского ис­кусства. Ритуалы такого рода не должны быть архаичными. Они скорее ориентируются на наиболее эффективные моде­ли воздействия, достигнутые в близким к ним искусствам, например, театральном.

Ритуал также оказывается наиболее удачным способом передачи необходимой информации, поскольку от выполнения его невозможно уклониться.

Перформансы обладают своими специалистами, которые время от времени возвращаются к уже открытым до них за­конам. Так, организаторы английских партийных съездов воспользовались методами, открытыми до этого при прове­дении нацистских партийных съездов.

Р. Барт подчеркивает в качестве важной составляющей этого ритуала категорию ожидания. Ожидание как структурный элемент интересно еще и тем, что в этом случае мы вкладываем в будущее событие гораздо больше, чем даже может произойти на самом деле. С другой стороны, ожидание является существенной составляющей любого ритуала.

Перформансы покоятся на отработанных веками прие­мах работы с массовой аудиторией. При воздействии на массовую аудиторию практически не бывает "сырого мате­риала", все давно отрепетировано и срежиссировано. И да­же внезапно возникшая "трогательность" также на самом деле является заранее задуманным "роялем в кустах". Роль подобного инструмента весьма значима для имиджелогии. Ни одна массовая технология не может носить случайный характер.

Таким образом, можно считать, что вербальные и визуальные перформансы владеют умами человечества. Законо­мерности их воздействия не могут проходить мимо создате­лей современных ритуалов. Вербальные ритуалы только носят более изощренный характер, но по сути и вер­бальные и невербальные ритуалы являются отражением о и определенных абстрактных схем, которые затем переводятся и удобную для восприятия форму.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...