Квалиметрия как наука, ее роль, методы и области практического применения. Показатели качества продукции.
Квалиметрия – наука, изучающая теоретические и прикладные проблемы оценки качества продукции. Роль квалиметрии: 1. Прогнозирование потребителей технического уровня и качества продукции; 2. Разработка методов определения и оценки качества продукции; 3. определение оптимальных вариантов показателей качества; 4. определение научно- технического уровня НТД; 5. утсановление рынков сбыта и целесообразности выхода на рынок новой продукции; 6. определение наиболее рациональных путей повышения и обеспечения качества продукции. В настоящее время формируется отрасль исследовательской деятельности, имеющая широкое практическое приложение к самым разнообразным продуктам труда. Эта отрасль имеет специфический объект исследований (общие принципы и методы оценки качества), свой специфический предмет исследования (совокупность свойств продуктов человеческого труда), свой специфический математический аппарат, свои специфические проблемы, имеющие математический, физиологический и социологический характер. В квалиметрии употребляются два термина – измерение и оценка. Если в метрологии измерение рассматривается как частный случай оценок, то в квалиметрии они характеризуют два не соподчиненных понятия. Под количественной оценкой в квалиметрии понимается некоторая функция отношения (выраженная чаще всего в процентах) показателя качества рассматриваемой продукции показателю качества продукции, принятой за эталон. Задачи квалиметрии в н. в: - прогнозирование потребностей, технологического уровня и качества продукции; - разработка методов определения числа показателей качества; - определение и разработка принципов и методов оценки качества;
- определение оптимальных вариантов показателей качества, их нормирования, разработку технологических условий, ЮСТов на новую продукцию; - определение научно-технического уровня НТД; - расчет и принятие конкурентоспособной цены продукции; - уст рынков сбыта и целесообразности выхода на рынок продукции; - планирование и разработка новых видов продукции; - оценка качества тр исполнителей, а также всех подразделений, участвующих в выпуске продукции; - проведение контроля и испытаний; - выбор схемы сертификации продукции; - проведение внутренних оценок своих систем качества; - сертификация систем качества; - изучение динамики качества и конкурентоспособности продукции Квалиметрия подразделяется на: Общую (система терминов, понятий, категорий; теория шкалирования; теория оценивания; аксиомы и следствия); Специальную (экспертная; вероятностно статистическая; индексная квалиметрия); Предметную (квалиметрия процессов и действий; спроса; решений и проектов; персонала; информации). Общая квалиметрия ® Специальная квалиметрия ® Предметная квалиметрия Методы квалиметрии: 1. Инструментальный (измерительный) (осуществляется на основе технич. средств измерений; с помощью этого метода определяются значения таких показателей качества как масса изделия, сила тока, скорость автомобиля и др.); 2. Расчетный (расчеты показателей качества на основе использования теоретич. или эмпирич. зависимостей показателей качества продукции от ее параметров; метод служит для определения значений массы изделия, показателей его производительности, мощности, прочности); 3. Статистический (основан на использовании правил математич. статистики); 4. Органолептический (осуществляется на основе анализа восприятий органов чувств; применяется для определения пок-телей качества напитков, кондитерских, табачных, парфюмерных изделий);
5. Экспертный (осуществляется на основе решения, принимаемого экспертами); 6. Социологический (осуществляется на основе сбора и анализа мнений фактических или возможных потребителей продукции посредством опросов, маркетинговых исследований, конференций, выставок, дегустаций); 7. Комбинированный (использование нескольких методов). 8. дифференцированный (сравнение единичных показателей качества оцениваемой продукции с показателями качества базового образца); В настоящее время квалиметрия начинает объединять не только методы оценки качества различных видов продукции, но и методы оценки качества предметов, не являющихся продукцией, и также различных процессов. При окончательно систематизации можно указать такие области науки о качестве продукции: - исследование природы качества продукции; - изучение комплекса вопросов, связанных с управлением качества продукции; - разработка теоретических основ и практических методов измерения и количественной оценки качества продукции; - изучение информационных аспектов производства и потребления продукции отдельного качества; - исследование экономических проблем связанных с изменением качества продукции; - изучение социологических аспектов проблемы качества продукции. Из всех перечисленных областей в настоящее время одной из важных представляется та, которая связана с измерением и количественной оценки качества продукции. Это дает исследователю необходимый инструмент, с помощью которого можно плодотворно решать все остальные проблемы качества продукции. Эти оценки являются неразрывным элементом любой системы управления качеством, так как для того, чтобы управлять каким-либо процессом надо, прежде всего, уметь измерять его параметры. Без количественных оценок качества нельзя обойтись и при изучении информационных аспектов проблемы качества продукции. И наконец, сама природа экономической проблематики изменения качества продукции – предопределяет необходимость использования количественных методов описания качества. Показатели качества – это количественно или косвенно установленные требования, характером или свойствам объекта, дающие возможность их реализации и проверки.
Показатели качества: 1. единичные – относятся только к одному свойству: 1.1. базовые - показатель качества, принятый за эталон при сравнительных оценках качества. 1.2. Относительные – отношение показателя качества оцениваемого объекта к базовому показателю качества, выраженное в относительных единицах. 2. Комплексные – несколько свойств (средне арифметическое): 2.1. Интегральные – отношение суммарного полезного эффекта от использования объекта по назначению к затратам на создание и использование. 2.2. Обобщающие – оценивает качество в целом. Номенклатура показателей качества – это совокупность показателей качества продукции по характеризуемым свойствам, нормативно принятая для оценки уровня ее качества. К классификации показателей качества можно подходить с разных точек зрения (ГОСТ 22851-77, ГОСТ 15467-79): 1. По количеству хар-мых свойств: единичные; комплексные. 2. По стадии определения: проектные; производственные; эксплуатационные. 3. По методу определения: расчетные; экспертные; экспериментальные. 4. По степени размерности (по способу выражения): размерные; безразмерные. 5. По характеру использования: базовые; относительные. В ГОСТ 22851-77 перечислены 11 осн. групп показателей качества продукции: 1. Показатели назначения (хар-ют полезный эффект от эксплуатации и использования продукции и обслуживают область ее применения – показатели состава, структуры, функциональной и технич. эффективности); 2. Показатели транспортабельности (хар-ют возм-сти продукции к перемещению в пространстве без эксплуатации или потребления с помощью разл. видов транспорта - допустимая температура, влажность, давление при транспортировании, время транспортировки, величина затрат на единицу продукции при транспортировании, габаритные размеры изделия); 3. Показатели безопасности (хар-ют особенности продукции, связанные с обеспечением безопасных условий ее производства, обращения, потребления (эксплуатации) и восстановления (ремонта) – вероятность возникновения аварийной ситуации, время срабатывания защитных устройств, кол-во степеней защиты от подделок и т.д.);
4. Показатели технологичности (хар-ют эффективность конструкторско-технологичес- ких решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции – трудоемкость изготовления, технологич. себестоимость и т.д.); 5. Показатели надежности (хар-ют св-во продукции выполнять заданные функции, сохраняя во времени значение эксплуатационных показателей – показатели долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости); 6. Показатели стандартизации и унификации (хар-ют степень использования в конкретном изделии стандартизированных деталей, сборочных единиц, блоков и др. составных элементов, а также уровень унификации составных частей изделия – коэффициент применяемости по типоразмерам, по составным частям изделия, коэф-ты повторяемости и применяемости); 7. Эстетические показатели (хар-ют разнообразные эстетические свойства продукции: выразительность, гармоничность, целостность, соответствие среде и стилю, колористическое оформление и др. – пок-тели рациональности формы, информационной выразительности, целостной композиции, совершенства производственного исполнения); 8. Экономические показатели (отражают затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию (потребление) продукции, а также экономическую эффективность ее эксплуатации – себ-сть продукции, ее цена, приведенные затраты на единицу продукции, относительный экономический показатель качества продукции); 9. Эргономические показатели (хар-ют систему «человек-изделие-среда» и учитывают комплекс гигиенических, психологических, антропометрических, физиологических, психофизиологических свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах – гигиенические, антропометрические, физиологические, психофизиологические, психологические показатели); 10. Патентно-правовые показатели (хар-ют степень патентной защиты изделия в РФ и за рубежом, уровень патентной чистоты изделия – патентная защита и патентная чистота); 11. Экологические показатели (хар-ют уровень вредного воздействия на окр. среду производимой и потребляемой продукции – вероятность вредных выбросов в окр. среду, концентрация вредных примесей, выбрасываемых в окр. среду, уровень радиационного излучения и т.д.). Обязательные требования к качеству продукции включены в гос-ные стандарты РФ – стандарты на продукцию. Показатели качества услуг можно разделить на две большие группы: 1. Количественные: - время ожидания и предоставления услуги;
- надежность оказания услуги; - точность исполнения; - полнота оказания услуги; - уровень автоматизации и механизации; - безопасность и др. 2. Качественные: - вежливость, доступность, чуткость и компетентность персонала; - уровень профессионального мастерства; - эффективность контактов исполнителей и клиентов. По итогам квалиметрических оценок производят: 1) оптимизацию показателей свойств и качества в целом;2) прогнозирование качества продукции;3) определение уровня и запаса конкурентоспособности как совокупной оценки уровней качества и цены продукции или услуги и многое другое. Квалиметрия как относительно новая и фундаментальная наука является, во-первых, актуальной и базисной для других сопряженных наук, направленных на решение проблем управления качеством. Во-вторых, квалиметрия все еще нуждается в развитии и использовании при принятии управленческих решений в отношении качества чего-либо. Анализ качества продукции включает: 1) Характер качества по уст показателям и планам динамики (по срочности, по категориям качества, по соответствии продукции установленным ГОСТ и ТУ, по удельному весу продукции высокого качества в общем объеме, по специфическим показателям качества для отдельных производств и отраслей). 2) Изучение основных факторов, влияющих на качество (в соответствии от конструкции продукции рыночным требованиям, уровень квалификации работников, занятых организацией и изготовлением данной продукции, качество сырья и материалов, материальное и моральное стимулирование, организация контроля за качеством продукции, специфические условия отдельных отраслей и организационной структуры). 3) Расчет влияния качества на объем продукции в денежном выражении (исходя из параметров качества, из роста уровня качества в динамике, на основании балльной оценки качества продукции на рынке).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|