Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инновации, их свойства, классификация, диффузия инноваций. Инновационный менеджмент: понятие, цели, задачи, функции.




Инновационный менеджмент – совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.

ИМ – это особый вид управленч. деят-ти по определению, направлению организации и координации, разработке и внедрению комерциолизуемых материально-технических новшеств (инноваций).

Четыре цикла: 1. Планирование: составление плана реализации стратегии. 2. Определение условий и организация: определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед сотрудниками, организация работы. 3. Исполнение: осуществление исследований и разработок, реализация плана. 4. Руководство: контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффективности инновационных проектов; инновационных управленческих решений; применения новшеств.

Цель ИМ – обеспечение долгосрочного и эффективного функционирования организации на рынке.

Задачи ИМ:

1. увеличение рыночной доли; 2. выход на новые целевые рынки; 3. создание имиджа гибкой инновативной компании; 4. диверсификация деятельности.

В настоящее время одной из важнейших задач управления становится повышение инновативности компаний, а именно – их способности четко и адекватно реагировать на малейшие изменения на рынке путем выпуска новой или усовершенствованной старой продукции, внедрения новых технологий, реструктуризации, усовершенствования системы внутрифирменного планирования, использование новейших маркетинговых стратегий.

Функции ИМ:

Основные функции:

1. Прогнозирование – цель прогнозирования – получение научно обоснован. Вариантов тенденций развития ряда показателей, используемых при разработке стратегических планов и проведении НИОКР (показатели – качество, затраты, рыночн. Потребности, экология, соц. сфера).

2. Планирование – особенности планирования инновационной деятельности: большая неопределенность план. ситуации; значительный риск вложений; неподготовленность персонала и инфраструктуры к ин. деят-ти; возможная смена объекта и предмета исследования.

Поэтому цели ин. Деят-ти, как правило, нечетки и размыты.

3. Организация – осн. задачи этой функции состоят в формировании структуры организации (как правило, новой) и обеспечение ее необходимыми ресурсами, а так же в формировании культуры организации, кот. Хар-ся высокой чувствительностью к изменениям НТП.

4. Координирование ин. деят-ти осуществляется на средн. И низовом уровне управления (инновацион. Подразделение и руководитель ин. проекта).

5. Контроль – ключевым является контроль таких параметров, как время и бюджет. Не менее важным является мониторинг успешности ин. проектов.

Обеспечивающ. функции:

1. Мотивация – в ИМ решает 2 осн. задачи: 1. Повышение творческой активности персонала; 2. Снижение сопративления инновациям.

Коммуникация.

Эти функции реализуются на трех уровнях ИМ: стратегическом, тактическом и оперативном:

Управ. Уровни Управл.функции Основные задачи Сфера компетенции
Стратегический Анализ, целеполагание, мотивация, контроль Определение места ИД в стратегии предприятия; Определение направлений ИД; Обеспечение инновативности организации. Высшее руководство
Тактический Все Планирование и управление инновационного проекта Руководство инновационного подразд-я
Оперативный Организаця, координация, регулир-е, контроль В рамках инновационного проекта и его этапов. Руководство и менеджеры проекта

Говоря об ИМ, как о специфическом виде управ-кой деятельности необходимо отметить значение стратегической компоненты, т.к. инновационный характер свойственен любому страт. решению.

Рассматривая механизм стратегического управления, можно отметить, что на каждом из его уровней инновационная составляющая выступает приоритетной:

Первый уровень – товарно-рыночные стратегии, предполагают определение общего направления развития предприятия. Инновационная составляющая проявляется при выборе стратегии развития товара или стратегии диверсификации, т.к. они предполагают разработку и освоение продукт-инновации. Кроме того, традиционные товары могут производиться с использованием новых технологий.

Второй уровень – конкурентные стратегии: определение условий конкурентного преимущества. Инновационные стратегические решения направлены, в основном на выравнивание технического уровня производства (повышение производительности труда снижение затрат, совершенствование технического уровня вспомогательных производств).

Третий уровень – функциональные стратегии: определение направлений деятельности функциональных подразделений. Осн. Страт. решениями могут быть: самостоятельная разработка инн-х проектов; приобретение патентов, лицензий; заключение договоров с научно-техническими организациями по разработке инн-х проектов.

Т.о. ИМ на современном этапе развития экономики превращается в ведущий элемент стратегического управления.

Подходы:

1. системный- исслед-е объектов как систем

2. воспроизводственно-эволюц(бенчмаркинг) копир орг-й конкурент преимуществ осн конк-в по всем напрв-м

3. маркетинговый –ориентация управл подсистемы пр решении всех задач на потребителя

4. нормативный- устан нормативов упр-я, котор должны отвечать требованиям комплесности, эф-ти, обоснованности, примен по масштабу и времени.

5. комплексный – учит те, экон, орган, соц и др аспекты мен-та, их взаимосвязь.

6. интеграционный- нацелен на исслед-е и усиление связей 1 м/у отдел компонентами инновац мен-та,2 м/у стадиями ЖЦ обекта, 3 м/у уровнями упр-я по вертик, 4 м/у субъектами по горизонт

7. процессный

8. ситуационный

Методы:

1. методы анализа: сравнение, систем, SWOT анализ, факторный

2. методы прогнозирования: норматив, экспертн, эксперимент

3. методы оптимизации: линенй программирование, модели иссле-я операций,

4. методы стратег и тактич маркетинга: прогнозир-е, стратег сегментировнаие, изучение потреб-й потребителей

5. методы ценообразования: ориент на собств затраты, на конкурентов

6. методы управления персонала: убеждение, принуждение, побуждение

Т.о. ИМ на современном этапе развития экономики превращается в ведущий элемент стратегического управления.

Инновация – конечный результат ин. деят-ти, получивший реализацию в виде нового или усовершенств. Продукта, реализуем. На рынке, новой или усовершенств. Технологии, используемой в практич. деят-ти. Инновацию можно рассматривать как результат конечн. ин. деят-ти (объект) или как процесс получения этого результата.

Инновация обладает рядом свойств, которые определяют специфику ин. деят-ти и ИМ.

Свойства инноваций:

1свойство. длительность ин. процесса – инновация наиболее длительная из всех бизнес процессов; срок окупаемости ин. разработок достаточно высокой степени радикальности составляет от 4 до 7 лет.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...