Инновации, их свойства, классификация, диффузия инноваций. Инновационный менеджмент: понятие, цели, задачи, функции.
Инновационный менеджмент – совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. ИМ – это особый вид управленч. деят-ти по определению, направлению организации и координации, разработке и внедрению комерциолизуемых материально-технических новшеств (инноваций). Четыре цикла: 1. Планирование: составление плана реализации стратегии. 2. Определение условий и организация: определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед сотрудниками, организация работы. 3. Исполнение: осуществление исследований и разработок, реализация плана. 4. Руководство: контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффективности инновационных проектов; инновационных управленческих решений; применения новшеств. Цель ИМ – обеспечение долгосрочного и эффективного функционирования организации на рынке. Задачи ИМ: 1. увеличение рыночной доли; 2. выход на новые целевые рынки; 3. создание имиджа гибкой инновативной компании; 4. диверсификация деятельности. В настоящее время одной из важнейших задач управления становится повышение инновативности компаний, а именно – их способности четко и адекватно реагировать на малейшие изменения на рынке путем выпуска новой или усовершенствованной старой продукции, внедрения новых технологий, реструктуризации, усовершенствования системы внутрифирменного планирования, использование новейших маркетинговых стратегий. Функции ИМ: Основные функции: 1. Прогнозирование – цель прогнозирования – получение научно обоснован. Вариантов тенденций развития ряда показателей, используемых при разработке стратегических планов и проведении НИОКР (показатели – качество, затраты, рыночн. Потребности, экология, соц. сфера).
2. Планирование – особенности планирования инновационной деятельности: большая неопределенность план. ситуации; значительный риск вложений; неподготовленность персонала и инфраструктуры к ин. деят-ти; возможная смена объекта и предмета исследования. Поэтому цели ин. Деят-ти, как правило, нечетки и размыты. 3. Организация – осн. задачи этой функции состоят в формировании структуры организации (как правило, новой) и обеспечение ее необходимыми ресурсами, а так же в формировании культуры организации, кот. Хар-ся высокой чувствительностью к изменениям НТП. 4. Координирование ин. деят-ти осуществляется на средн. И низовом уровне управления (инновацион. Подразделение и руководитель ин. проекта). 5. Контроль – ключевым является контроль таких параметров, как время и бюджет. Не менее важным является мониторинг успешности ин. проектов. Обеспечивающ. функции: 1. Мотивация – в ИМ решает 2 осн. задачи: 1. Повышение творческой активности персонала; 2. Снижение сопративления инновациям. Коммуникация. Эти функции реализуются на трех уровнях ИМ: стратегическом, тактическом и оперативном:
Говоря об ИМ, как о специфическом виде управ-кой деятельности необходимо отметить значение стратегической компоненты, т.к. инновационный характер свойственен любому страт. решению.
Рассматривая механизм стратегического управления, можно отметить, что на каждом из его уровней инновационная составляющая выступает приоритетной: Первый уровень – товарно-рыночные стратегии, предполагают определение общего направления развития предприятия. Инновационная составляющая проявляется при выборе стратегии развития товара или стратегии диверсификации, т.к. они предполагают разработку и освоение продукт-инновации. Кроме того, традиционные товары могут производиться с использованием новых технологий. Второй уровень – конкурентные стратегии: определение условий конкурентного преимущества. Инновационные стратегические решения направлены, в основном на выравнивание технического уровня производства (повышение производительности труда снижение затрат, совершенствование технического уровня вспомогательных производств). Третий уровень – функциональные стратегии: определение направлений деятельности функциональных подразделений. Осн. Страт. решениями могут быть: самостоятельная разработка инн-х проектов; приобретение патентов, лицензий; заключение договоров с научно-техническими организациями по разработке инн-х проектов. Т.о. ИМ на современном этапе развития экономики превращается в ведущий элемент стратегического управления. Подходы: 1. системный- исслед-е объектов как систем 2. воспроизводственно-эволюц(бенчмаркинг) копир орг-й конкурент преимуществ осн конк-в по всем напрв-м 3. маркетинговый –ориентация управл подсистемы пр решении всех задач на потребителя 4. нормативный- устан нормативов упр-я, котор должны отвечать требованиям комплесности, эф-ти, обоснованности, примен по масштабу и времени. 5. комплексный – учит те, экон, орган, соц и др аспекты мен-та, их взаимосвязь. 6. интеграционный- нацелен на исслед-е и усиление связей 1 м/у отдел компонентами инновац мен-та,2 м/у стадиями ЖЦ обекта, 3 м/у уровнями упр-я по вертик, 4 м/у субъектами по горизонт 7. процессный 8. ситуационный Методы: 1. методы анализа: сравнение, систем, SWOT анализ, факторный
2. методы прогнозирования: норматив, экспертн, эксперимент 3. методы оптимизации: линенй программирование, модели иссле-я операций, 4. методы стратег и тактич маркетинга: прогнозир-е, стратег сегментировнаие, изучение потреб-й потребителей 5. методы ценообразования: ориент на собств затраты, на конкурентов 6. методы управления персонала: убеждение, принуждение, побуждение Т.о. ИМ на современном этапе развития экономики превращается в ведущий элемент стратегического управления. Инновация – конечный результат ин. деят-ти, получивший реализацию в виде нового или усовершенств. Продукта, реализуем. На рынке, новой или усовершенств. Технологии, используемой в практич. деят-ти. Инновацию можно рассматривать как результат конечн. ин. деят-ти (объект) или как процесс получения этого результата. Инновация обладает рядом свойств, которые определяют специфику ин. деят-ти и ИМ. Свойства инноваций: 1свойство. длительность ин. процесса – инновация наиболее длительная из всех бизнес процессов; срок окупаемости ин. разработок достаточно высокой степени радикальности составляет от 4 до 7 лет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|