Стандартизация и сертификация в системе управления качеством
Стандартизация– процесс установления и принятия правил с целью упорядочивания в данной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон для достижения всеобщей максимальной экономии с соблюдением функциональных условий и требований безопасности. Стандартизация – это деятельность по установлению правил и характеристик, в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ или услуг (ФЗ «О технич. регулировании»). Стандартизация охватывает установление: § единиц измерений, терминов и обозначений; § требований к качеству продукции, сырья, материалов и производственных процессов; § единой системы показателей качества продукции, методов ее испытания и контроля; § требований, обеспечивающих безопасность труда и жизни людей, а также сохранность материальных ценностей; § единых систем классификации и кодирования продукции, носителей информации, форм и методов организации производства и т.п. Основой стандартизацией являются стандарты и технические условия. Стандартом называется нормативно-технический документ, устанавливающий требования к группам однородной продукции, а в необходимых случаях к конкретной продукции, правила, обеспечивающие ее разработку, производство и применение. Виды стандартов: 1. В зависимости от объекта стандартизации и уровня утверждения документа: - междун. стандарт (принят какой-либо междун. организацией по стандартизации); - региональный междун. стандарт (регион. организацией); - ГОСТ (гос. стандарты бывш. СССР); - ГОСТ Р (стандарты, принимаемые Госстандартом РФ);
- ОСТ (отраслевые стандарты); - СТО (стандарты научно-технич., инженерных обществ); - СТП (стандарты предприятий). 2. В зависимости от назначения (специфики объекта стандартизации): - основополагающие стандарты; - стандарты на продукцию (услуги); - стандарты на работы (процессы); - стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа). Роль стандартизации – способствует повышению степени соответствия продукции ее функциональному назначению и устранению барьеров в международном товарообмене. Виды стандартизации: - международная (участие в кот. открыто для соотв-щих органов всех стран); - региональная (один геогр. район); - национальная (проводится на уровне одной страны). Кроме того, стандартизация подразделяется на: - фактическую (отражает некот. историч. сложившиеся особ-сти и правила жизни общ-ва, письменность, счет и т.п.); - официальную (явл-тся результатом целенаправленнойдеятельности и завершается выпускомнормативной док-тации, составляемойпо уст-ной форме, сфере, срокам). Цели и задачи стандартизации: - защита интересов потребителя и государства в вопросах номенклатуры и качества продукции, услуг или процессов, обеспечение их безопасности для жизни, здоровья людей, сохранность имущества и охрану окружающей среды; - повышение качества продукции в соответствии с развитием науки и техники, с потребностями населения и общества; - обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции; - содействие улучшению экономических показателей продукции; - устранение технологических барьеров в производстве и торговле, обеспечение конкурентоспособности выпускаемой продукции, как на внутреннем, так и на мировом рынке; - содействие повышению обороноспособности и мобилизационной готовности государства. Функции стандартизации: 1) упорядочение объектов, создающими людьми в разных странах;
2) закрепление в нормативных документах оптимальных требований к упорядоченным объектам; 3) установление правил применения этих норм документов; Объектом стандартизации является конкретная продукция, нормы, правила, требования, методы, термины, обозначения, имеющие перспективу многократного использования в науке, технике, производстве, строительстве, здравоохранении, на транспорте, а также в мировой торговле. Принципы стандартизации: 1) Комплексности – заключается в систематизации и оптимальной увязки комплекса факторов, который обеспечивает требуемый уровень качества продукции в процессе установления и применения норм документации. Основными показателями при сопоставлении уровня комплексности является коэффициент комплексности стандартизации, тесно связано с уровнем качества продукции. 2) Опережающего развития – развитие стандартизации с учетом изменения во времени показателей качества исследуемых объектов. Опережающая стандартизация заключается в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм требований, которые согласно прогнозам будут оптимальными в будущем. 3) Классификации – заключается в выделении у объекта стандартизации классификационного признаков и их ранжировании по степени значимости для исследуемого объекта. В рамках данного принципа выделяют общую и частную стандартизацию. Методы стандартизации: 1. Пассивный – производственная стандартизация уже освоенной продукции на освоенной продукции на основе достигнутого уровня качества (требования потребителей во внимание не принимаются). 2. Симплификация (метод ограничений) – сокращение многообразия продукции до некоторого обоснованного минимум с точки зрения удовлетворения потребностей без технологических изменений продукции (возможности рационального комбинирования марок продукции ограничены). 3. Унификация – рациональное сокращение числа разновидностей марок продукции одинакового функционального назначения для взаимозаменяемости продукции в потреблении (имея одну или более разновидности продукции и комбинируя их можно создавать большую номенклатуру изделий).
4. Типизация – разработка и установление типовых конструктивных или технологических решений, которые содержат общие характеристики продукции (сокращаются затраты времени на разработку и проектирование изделий). 5. Агрегирование – компоновка разнообразной номенклатуры путем применения ограниченного числа стандартизации машин, агрегатов, технологических средств, обладающих функциональной и геометрической взаимозаменяемостью; технологические процессы могут выполняться путем разбиения технологии на отдельные круги группы (облегчает разработку и монтаж технологической линии, обеспечивает взаимозаменяемость отдельных объектов). 6. Упорядочение объектов (селекция, систематизация, типизация, оптимизация); 7. Параметрическая стандартизация (выбор целесообразной номенклатуры с помощью математич. методов); 8. Комплексная стандартизация (установление и применение требований к кач-ву изделий и пр.); 9. Опережающая стандартизация (установление повышенных перспективных норм и требований). Категории стандартов и их характеристики: ГОСТ – государственный стандарт ГОСТР – гос. стандарт России СТП – стандарт предприятий СТО – стандарт объединений (организаций) ОСТ – отраслевой стандарт ТУ – техническое условие МСИСО – международный стандарт серии ISO Нормативные документы в стандартизации: национальные стандарты;правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;стандарты организаций. Правовая основа стандартизации: ФЗ РФ «О технич. регулир-нии», ФЗ «О стандартизации». Организационно-правовая основа систем управления качеством базируется на законе РФ «О стандартизации» и 3-х гос. стандартах качества. Закон «О стандартизации» был принят в 1993 году и устанавливает основные положения, принципы, порядок организации работ по стандартизации, который является единым и обязательным для всех органов государственного управления, субъектов хозяйственной деятельности, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Структура и содержание закона: 1) Общие положения: понятие стандартизации, законодательство о стандартизации, международного договора, организация работ по стандартизации 2) Нормативные документы по стандартизации их применение: нормативные документы и требования к ним государственные стандарты общероссийские классификаторы, технико-экономическая информация, стандарты предприятия 3) Госконтроль и надзор за соблюдением требований гос. стандартов: госконтроль и надзор, органы госконтроля и надзора, осуществление контроля за лицами ГОСТ РФ, ответственность, права и обязанности госинспекторов 4) Ответственность за нарушение уголовная, административная, гражданско-правовой ответственностью лиц и органов гос. управления 5) Финансирование работ по гос. стандартизации, контролю и надзору: источники, порядок, контроль финансирования 6) Стимулирование применение ГОСТов: меры экономической поддержки, гарантии государства по экономической поддержки и стимулировании деятельности Данный закон закрепляет правой статус комитета по стандартизации, сертификации и метрологии (ГО СТАНДАРТ РФ) и согласно этому комитет осуществляет следующие виды деятельности формирует и реализует гос. политику в области стандартизации осуществляется гос. контроль и надзор за соблюдением обязательных требований ГОСТов, представляет РФ в международных организациях по стандартизации и участвует в их работе; организует подготовку и переподготовку кадров по стандартизации; установленные правила применения международных стандартов. В организационной структуре ГОССТАНДАРТ РФ предусмотрены подразделения для реализации значимого объема работ: 19 НИИ, 13 опытных заводов, издательство стандартов, 2 типографии, 3 учебных заведения, более 100 территориальных центров по стандартизации, сертификации и метрологии. Междун. организации по стандартизации: Европейский комитет по стандартизации;Европейская организация по кач-ву;Всемирная торговая организация и пр. В области междун. стандартизации наиб. представительной является ИСО – междун. организация по стандартизации. Ее осн. цель – содействие стандартизации в мировом масштабе. Гл. цель междун. стандартов ИСО серии 9000 – установление единого, признанного во всем мире подхода к договорным условиям по оценке систем обеспечения кач-ва и регламентация отношений между покупателем продукции и ее поставщиком по вопросам обеспечения кач-ва продукции. При этом должна обеспечиваться жесткая ориентация на требования потребителя.
Международный опыт свидетельствует о том, что необходимым инструментом гарантирующим соответствие качества продукции требованиям нормативно-технической документации НТД является сертификация. Сертификат от латинского certin – верно, facere – делать. Сертификация – это процедура подтверждения соответствия результата производственной деятельности (товаров, работ, услуг) нормативным требованиям, посредством кот. третья сторона документально удостоверяет, что товар, работа или услуга соответствует заданным требованиям. Сущность сертификации состоит в том, что она является формой осуществления подтверждения соответствия объектов технич. регламентам, положениям стандартов или условиям договоров. Сертификация продукции представляет собой комплекс мероприятий (действий), проводимых с целью подтверждения посредством сертификата соответствия (документа), что продукция отвечает определенным стандартам или другим НТД. Цели сертификации: · удостоверение соответствия Т, Р, У, эксплуатации, хранения, процессов производства технич. регламентам и стандартам; · содействие потребителям в компетентном выборе Т, Р, У; · повышение конкурентосп-сти Т, Р, У на рос. и междун. рынках; · создание условий для обеспечения свободного перемещения Т по территории РФ, а также для осуществления междун. торговли. Организация работы по сертификации продукции предусматривает следующие направления: 1)Создание условий для компетентного выбора продукции потребителями; 2) Осуществления контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; 3)Реализацию мер, направленных на защиту интересов потребителя. 4)Подтверждения качества продукции, предъявленных изготовителем. В соответствии с законом сертификация представляет собой метод объективного контроля качества любого вида продукции. Объектами сертификации являются продукция производственно – технического назначения, все виды услуг, товары народного потребления и т.д. В настоящее время действует только базовая система обязательной сертификации ГОСТ Р, порядок и правила которой установлены соответствующим органом Госстандарта России. Основными терминами и понятиями сертификации продукции является также, как: Испытание – технологическая операция, заключающаяся в определении одного или нескольких показателей качества продукции в соответствии с установленными процедурами. Оценка соответствия – систематическая проверка степени соответствия показателей качества заданным требованиям. Проверка соответствия – подтверждение соответствующей продукции заданным требованиям по средствам измерений. Надзор за соответствие – повторная оценка с целью убедить в том, что продукция продолжает соответствовать установленным требованиям. Система сертификации – эт о совокупность участников сертификации и правил, установленных в этой системе в соответствии с законом и сертификации. Обеспечение соответствия – процедура, результатом которой является заявление изготовителя, гарантирует, что предприятия соответствуют заданным требованиям. Сертификат соответствия – документ, изданный по правилами системы сертификации и сообщающий, что обеспечивать необходимую уверенность в том, что идентифицированная продукция соответствует конкретным стандартам или другому нормативному документу. Знак соответствия – защищенный в установленном порядке знак, применяемый в соответствии с правилами системы сертификации и указывающий, что обеспечивается необходимую уверенность в том, что данная продукция соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. Результат сертификации - сертификат соответствия. Сертификация является осн. средством в условиях рыночной экономики, позволяющим гарантировать соответствие продукции требованиям норм. документации.С позиции гос-венных интересов, сертификация, с одной стороны, должна обеспечивать улучшение кач-ва продукции и услуг и гарантию их безопасности для потребителя, а с другой – не служить препятствием для развития предпринимательства, процедурно и финансово усложняя процесс получения сертификата. Формы подтверждения соответствия: декларирование соответствия (проводит изготовитель, док-т – декларация о соответствии); сертификат соответствия (проводит орган по сертификации продукции (услуг), док-т – сертификат соответствия). Виды сертификации: добровольная или обязательная. Добровольное подтверждение соответствия осущ-тся в форме добровольной сертификации. Обязательное осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии; обязательной сертификации. Обязательная сертификация в стране, как это предусмотрено Законом РФ «О сертификации продукции и услуг», вводится законодательными актами РФ для определенной продукции и проводится уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти. Организация и проведение работ по обязательной сертификации возложены на Госстандарт России. На этой основе сформулирована обязательная система сертификации – Система сертификации ГОСТ РФ. Сертификация считается основным достоверным способом соответствия рассматриваемой продукции заданным требованиям. В общем виде система сертификации включает в себя следующие элементы: 1) Гос. орган, который управляет системой, осуществляющий контроль за деятельностью и может передавать право на проведение сертификации другим органом. 2) Правила и порядок проведения сертификации 3) Процедуры и схемы сертификации 4) Порядок инспекционного контроля 5) Нормативные документы на соответствие которым осуществляет сертификация Принципы сертификации: - обеспечение достоверности информации об объекте сертификации - объективность и независимость - профессиональность испытаний - отсутствие дискриминации по отношению к иностранным заявителям - право заявителя выбирать орган по сертификации и испытаний лабораторий - открытость информации по результатам сертификации - многообразие методов испытаний с учетом особенностей объекта сертификации - использование в деятельности по сертификации правил и рекомендации ИСО, МЭК, региональных организаций, положений международных стандартов и норм документов - соблюдение конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну - привлечение в необходимых случаях при организации и проведении работ по сертификации обществ потребителей. Порядок проведения сертификации: 1) Подача заявления на сертификацию в соответствующий аккредитованный орган 2) Принятие решения по заявке органом сертификации и выбор схемы сертификации 3) Отбор, идентификация образов и их испытание 4) Оценка производства или системы качества 5) Принятие решения органом по сертификации о выдаче сертификата на основе анализа всех полученных данных 6) Выдача сертификата соответствия и рецензии на право применения знака соответствия 7) Применение знака соответствия 8) Инспекционный контроль за сертификатом продукцией 9) Корректирующие мероприятия 10) Информация о результатах сертификации Классификация наиболее распространенных систем сертификации: заинтересованность сторон (национальная, региональная, международная); правовой статус (обязательная, добровольная, самостоятельная); участие сторонних организаций в исполнении процедуры сертификации (третьей стороной). В руководстве ИСО определены восемь схем сертификации третьей стороной: 1) Испытания образца продукции 2) Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за заводскими образцами, закупаемыми на открытом рынке 3) Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за заводскими образцами 4) Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за образцами, приобретенными на открытом рынке и полученными с завода 5) Испытания образца продукции и оценка заводского управления качеством с последующим контролем на основе надзора за заводским управлением качества и испытаний образцов, полученных с завода и открытого рынка 6) Только оценка заводского управления качеством 7) Проверка партий изделий 8) 100 % контроль 10 схем действия сертификации: Сх. 1. для изделий сложной конструкции, ограничивается испытанием типового образца из партии. Сх. 1а. + Анализ состояния производства. Сх. 2. Усложнение, испытание образца, инспекционный контроль за продуктов в торговле. Сх. 2а + анализ состояния производства. Сх. 3. Испытание, инспекионный контроль на складе предприятия изготовителя. Сх. 3а анализ состояния производства, испытание образца. Сх. 4 усложнение схемы: инспекционный контроль на складе и у продавца. Сх. 4а + анализ состояния производства. Сх. 5. Самая сложная: испытание образца, проверка производства, более строгий инспекционный контроль. Сх. 6. Оценка на предприятии дальнейшей системы качества. Сх. 7испытание партии товара. Сх. 8 Испыание каждого изделия. Сх. 9 –10 а опирается на заявление-декларацию изготовителя с последующим инспекиционным контролем за сертифицируемой продукцией. Правовая основа сертификации: ФЗ РФ «О технич. регулировании». Нормативную базу обязательной сертификации продукции, услуг составляют: гос-венные стандарты; санитарные правила и нормы; др. документы, устанавливающие обязательные требования к качеству Т, Р, У. Нормативную базу добровольной сертификации составляют: стандарты различных категорий; строительные нормы и правила; технич. условия; др. технич. документация на Т, Р, У, предложенная заявителем. Осн. цель междун. сертификации – обеспечение беспрепятственного распространения Т и У на рынках разл. стран. Междун. организации по сертификации: Междун. орг-ция по сертификации; Европейская орг-ция по испытаниям и сертификации; Европейская эк-кая комиссия ООН и др. Госстандарт России осуществляет государственную регистрацию и ведёт реестры отдельных элементов системы сертификации: 1) Сертифицированных товаров; 2) Аккредитованных органов по сертификации; 3) Испытательных лабораторий; 4) Сертификационных знаков. Государственный надзор за качеством осуществляет Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (ГОССТАНДАРТ) и его территориальные органы - центры стандартизации, метрологии и сертификации Внутрипроизводственный технический контроль на предприятии осуществляет отдел технического контроля (ОТК), главной задачей которого является обеспечение необходимого уровня качества, зафиксированного в нормативно-технических документах, путем непосредственной проверки каждого изделия и целенаправленного влияния на условия и факторы, формирующие его. Основными задачами управления качеством продукции на предприятии на современном этапе являются: - систематическое приведение уровня качества продукции к существующим, зарождающимся или прогнозируемым потребностям рынка, а также целенаправленное воздействие на развитие потребностей; - обеспечение конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках; - определение заданий по модернизации выпускаемой продукции и созданию новых видов продукции; - определение состава целевых программ качества и др. Обл.примен.: в люб.обл.прод-я(ГОСТ), отр-ль(ОСТ), орг-ия(СТО), предпр.(СТП), тех-ие усл-ия(ТУ), м-нар-е станд.(МС и СО).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|