Размещение и отсылка заказа
Реализация данной функции начинается с проведения переговоров, которые должны завершиться оформлением договорных отношений, т. е. заключением контракта. Договорные отношения формируют хозяйственные связи, рационализация которых также является задачей логистики. Осуществление закупок включает в себя выбор метода закупок, разработку условий поставки и оплаты, а также организацию транспортировки материальных ресурсов. При этом составляются графики поставки, осуществляется экспедирование, возможно, организуются таможенные процедуры. Завершаются закупки организацией приемного контроля. Этапы осуществления процедуры закупок: 1. Размещение заказа 2. Подготовка заказа на закупку 3. Отслеживание заказа на закупку 4. Контроль выполнения и экспедирование заказа 5. Получение и проверка товаров 6. Оплата поставок 4. 1. Подготовка заказа на закупку. Анализ и выбор поставщика ведут к размещению заказа. Условия, включаемые в заказ на закупку, регулируют взаимоотношения между покупателем и продавцом. Все организации имеют свои формы заказа на закупку. Важными требованиями к любой из них должны быть наличие серийного номера, даты заполнения, названия и адреса поставщика, описание заказанных товаров, указание количества, даты поставки, условий отгрузки и оплаты. Заказ на закупку – это часть юридического контракта между потребителем и поставщиком. Но пока он не принят к исполнению поставщиком, заказ на закупку не является контрактом. Наиболее общими типами заказов являются следующие
Типы заказов на закупку
4. 2. Отсылка заказа на закупку.
Традиционно заказы на закупку отправляются поставщику по почте, телефону или курьерской связью. Заказы, поступающие поставщику с использованием сетей электронного обмена данными являются более предпочтительными с точки зрения времени отсылки, обработки и достоверности информации. 4. 3. Контроль выполнения и экспедирование заказа. Одной из значимых задач контроля поставок является контроль качества поставки, т. е. учет количества рекламаций и брака. Контроль поставок включает в себя также отслеживание сроков поставки (количество ранних поставок или опозданий), отслеживание сроков оформления заказа, сроков транспортировки, а также контроль состояния запасов материальных ресурсов. Экспедирование заказа – это своего рода давление на поставщика, с тем чтобы он выполнял свои обязательства по доставке товара, доставлял товар с опережением графика или ускорил его доставку в случае отставания графика.
4. 4. Получение и проверка товаров (приемка товара). Важное значение имеют приемка продукции, документальное оформление поставки, проверка качества и количества товара (рис. 15.).
Рис. 15. Классификация мер по обеспечению качества товара
4. 5. Оплата поставок. Заключительный этап выполнения контракта – получение счетов на оплату заказанных товаров. Все счета проверяются и если в документах нет противоречий, бухгалтерия их оплачивает. При оплате счетов используется безналичный расчет, могут производиться и наличные платежи, если иное не установлено законом. Организация снабжения предусматривает создание инфраструктуры процесса организации снабжения и организационной структуры управления снабжением. Инфраструктура снабжения включает подразделения складского, транспортного, заготовительного хозяйств. Организационная структура управления снабжением может иметь децентрализованную и централизованную формы. Если организация подходит к процессу закупок с позиции децентрализации, то служащие отделов будут самостоятельно осуществлять закупки для своего отдела (рис.16.).
Рис. 16. Децентрализованная форма организации снабжения
Преимущества такого подхода: · пользователь лучше знает потребности отдела; · возможность более быстрого удовлетворении потребности в материальных ресурсах. Недостатки: · решая оперативные вопросы, служащие могут не заметить тенденции изменений планирования организации в целом; · недостаточный профессионализм служащих и проблемы определения возможностей снабжения; · сложность проведения функционального анализа в таких областях, как работа с таможней, транспортные услуги, складирование и.п. Для осуществления централизованных закупок обычно организуется один отдел снабжения, сосредотачивающий все функции снабжения организации (рис.17.).
Рис.17. Централизованная форма организации снабжения Такой подход дает определенные преимущества:
· объединение всех закупок аналогичных материалов, что дает возможность получения скидок за большие заказы; · устранение дублирования операций; · наличие единой точки контактов с поставщиками и предоставление им необходимой информации и услуг; · концентрация ответственности за снабжение, что облегчает осуществление управленческого контроля. Производственная логистика. Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики. Производственная логистика – это подсистема логистической системы предприятия, в рамках которой происходит управление материальными и информационными потоками на пути от склада материальных ресурсов до склада готовой продукции. Производственная логистика представляет собой регулирование производственного процесса в пространстве и во времени (рис.18.). Цель ПЛ - Точно синхронизировать процесс производства и логистических операций во взаимосвязанных подразделениях предприятия Концепция организации управления производством: Логистический подход Традиционный подход Логистические системы управления производством: «Тянущие» «Талкающие» Логистические системы, рассматриваемые производственной логистикой, носят название внутрипроизводственных логистических систем. К ним можно отнести: промышленное предприятие; оптовое предприятие, имеющее складские сооружения; узловую грузовую станцию; узловой морской порт и др. Внутрипроизводственные логистические системы можно рассматривать на макро- и микроуровнях. На макроуровне внутрипроизводственные логистические системы выступают в качестве элементов макрологистических систем. Они задают ритм работы этих систем, являются источниками материальных потоков. На микроуровне внутрипроизводственные логистические системы представляют собой ряд подсистем, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Эти подсистемы — закупка, склады, запасы, обслуживание производства, транспорт, информация, сбыт и кадры — обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы. В соответствии с концепцией логистики построение внутрипроизводственных логистических систем должно обеспечивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев внутри предприятия, т.е. производственная логистика занимается оперативным планирование и управлением материальными потоками в производстве интегрированно.
Логистическая концепция организации производства включает в себя следующие основные положения: · достижение высокой степени интеграции внутри предприятия и между ее поставщиками и потребителями; · повышение гибкости и адаптивности производства к конъюнктуре рынка; · отказ от избыточных запасов; · отказ от завышенного времени на выполнение основных и транспортно-складских операций; · отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказа покупателей; · устранение простоев оборудования; · обязательное устранение брака; · устранение нерациональных внутризаводских перевозок. Традиционная концепция организации производства предполагает: · никогда не останавливать основное оборудование и поддерживать во что бы то ни стало высокий коэффициент его использования; · изготавливать продукцию как можно более крупными партиями; · иметь максимально большой запас материальных ресурсов "на всякий случай". Содержание концептуальных положений свидетельствует о том, что традиционная концепция организации производства наиболее приемлема для условий "рынка продавца", в то время как логистическая концепция — для условий "рынка покупателя". v Управление материальными потоками в рамках внутрипроизводственных логистических систем может осуществляться различными способами, из которых выделяют два основных: «толкающий» и «тянущий», принципиально отличающиеся друг от друга. Первый вариант носит название "толкающая система" («выталкивающая») и представляет собой систему организации производства, в которой предметы труда, поступающие на производственный участок, непосредственно этим участком у предыдущего технологического звена не заказываются. Материальный поток "выталкивается" получателю по команде, поступающей на передающее звено из центральной системы управления производством (рис. 19.)
Рис. 19. Структура «выталкивающей» системы планирования
«Толкающие» модели управления потоками характерны для традиционных методов организации производства, для заготовительных предприятий и предприятий, изготавливающих стандартизированную продукцию. На практике реализованы различные варианты «выталкающих» систем. К ним относятся RP – концепции (MRP- ERP - IRP). Второй вариант организации логистических процессов на производстве основан на принципиально ином способе управления материальным потоком. Он носит название «тянущая» система и представляет собой систему организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости. Здесь центральная система управления не вмешивается в обмен материальными потоками между различными участками предприятия, не устанавливает для них текущих производственных заданий. Производственная программа отдельного технологического звена определяется размером заказа последующего звена. Центральная система управления ставит задачу лишь перед конечным звеном производственной технологической цепи (рис.20.). Процесс происходит в направлении, обратном движению материального потока. «Вытягивающая» система основана на концепции «Точно в срок» (JIT). Данная концепция ориентирована преимущественно на стабильный спрос, работу с минимальным уровнем запасов или вообще без запасов, что при значительном колебании величины спроса приводит к дефициту и сбоям в системе. Для того, чтобы исключить данные недостатки при внедрении концепции «Точно в срок», необходимо соблюсти достаточно строгие требования: · наладить скоординированную работу с поставщиками и потребителями с использованием современных средств связи; · применять современные методы, технологии производства и промышленное оборудование; · точно соблюдать сроки поставок и уровень качества; · внедрить современные информационные системы управления. На практике к «тянущим» внутрипроизводственным логистическим системам относят систему «KANBAN» (в переводе с японского — карточка), разработанную и реализованную фирмой «Toyota» (Япония). Система «KANBAN» не требует тотальной компьютеризации производства, однако она предполагает высокую дисциплину поставок, а также высокую ответственность персонала, так как централизованное регулирование внутрипроизводственного логистического процесса ограничено. Отсутствует жесткий производственный график, а все производство на каждом рабочем месте строится на основе заказа, поступающего с последующего рабочего места. Средством передачи информации о потребностях и заказе является карточка KANBAN, которая реализована на бумажном или информационном носителе. Общую схему работы системы «KANBAN» см. (ссылка Аникин) v В процессе оперативного планирования и управления производством должно быть достигнуто строгое взаимодействие органов управления на всех стадиях производственного процесса (от получения сырья до реализации продукции) с целью выполнения плана поставок готовой продукции в необходимом количестве, нужного качества, в нужное время и место с минимальными совокупными затратами. Для оперативного планирования характерно использование ряда методов плановых расчетов хода производства Методы планирования производства на основе логистических концепций
Распределительная логистика v Готовая продукция доходит до потребителя в результате целенаправленной деятельности производителя. Деятельность, в результате которой произведенная продукция поступает к потребителю, называется сбытом. Основу сбыта составляет распределение продукции. Распределение – система коммерческого, канального и физического распределния готовой продукции, товаров и услуг. Распределительная логистика представляет собой науку (деятельность) о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации. Принципиальное отличие распределительной логистики от традиционных сбыта и продажи заключается в следующем: · подчинение процесса управления материальными и информационными потоками целям и задачам маркетинга; · системная взаимосвязь процесса распределения с процессами производства и закупок (в плане управления материальными потоками); · системная взаимосвязь всех функций внутри самого распределения. Цель:Обеспечение доставки нужных тов-в в нужное место, в нужное время с оптимальными затратами. Объект: Материальный и сопутствующие ему информ-ый, финанс. и сервисный потоки на стадии его движения от поставщика к потребителю. Предмет изучения: Организация рационального процесса продвижения продукции от производителя к конечному потребителю, а также управления ими на микроуровне Задачи РП: на микроур-не и на макроур-не Специфика сбытовой логистики, ее объектов, субъектов и функций определяется этапом реализации ее бизнес – процессов на стадии обращения продукции. Это определяет также основную цель и ключевые задачи распределительной логистики (рис. 22.). Функции сбытовой логистики целесообразно рассматривать с позиций следующих подходов: 1) состав основных и поддерживающих функций; 2) идентификация и различие функций распределительной логистики на микро – и макроуровнях. Рассмотрим состав основных и поддерживающих функций сбытовой логистики в увязке с объектами и субъектами управления на микро – и макроуровнях (табл. 9).
Рис. 22. Функции и ключевые задачи сбыта на стадии обращения продукции
Функции распределительной логистики во взаимоувязке с объектами и субъектами сбыта на микро – и макроуровнях
v Говоря о функциях распределительной логистики, необходимо отметить их взаимосвязь с маркетингом. Они взаимодействуют между собой в основном в системе сбыта фирмы, причем логистика, отвечая за процедуры физического распределения готовой продукции, играет важную роль в организации продаж. Но вместе с тем, следует разграничивать компетенции маркетинга и сбытовой логистики. Маркетинг направлен на потенциальное, желаемое распределение продукции, а сбытовая логистика – на реальное, физическое (материальное) и экономическое распределение в соответствии с заданными показателями обслуживания потребителей и коммерческими целями фирмы на разных сегментах рынка (рис.23.).
Рис. 23. Взаимодействие оперативного маркетинга и сбытовой логистики при управлении потоковыми процессами на микрологистическом уровне
v Продукция после производства не сразу попадает к потребителю, поскольку производитель и потребитель часто рассредоточены географически. Поставщик и потребитель продукции представляют собой две микросистемы, связанные между собой распределительным каналом. Логистический канал распределения – это совокупность независимых друг от друга юридических или физических лиц, принимающих участие в продвижении товара от производителя продукции к ее потребителю, а также сопутствующий данному движению сервис. Виды и количественные характеристики логистических каналов распределения готовой продукции представлены на рис. 24.
Рис. 24. Виды логистических каналов и их функции
Уровень канала – это посредник, который выполняет работу по приближению товара и права собственника на него к конечному потребителю. Длина и ширина каналов характеризуются числом посредников на любом этапе реализации продукции предприятия (например, количество всех оптовых фирм, закупающих товары у производителя), рассматриваемых в вертикальном (ширина канала) или горизонтальном (длина канала) разрезах. Мощность канала характеризуется количеством продукции (в стоимостном или натуральном выражении), продвигаемой через него. В каждом канале распределения присутствует не только разное количество посредников. Взаимоотношения между участниками товародвижения в каждом канале различны, и в основном – в результате специфических особенностей посредников. Существуют следующие типы посредников. Классификация посредников в системе сбытовой логистики
v Логистический канал является частично упорядоченным множеством субъектов, осуществляющих доведение материального потока от производителя до потребителя. Множество является частично упорядоченным до тех пор, пока не сделан выбор конкретных участников процесса продвижения материального потока от поставщика к потребителю. После этого логистический канал преобразуется в логистическую цепь. Например, принятие принципиального решения о реализации продукции через агентскую фирму и, таким образом, отказ от непосредственной работы с потребителем является выбором канала распределения. Выбор же конкретной агентской фирмы, конкретного перевозчика, конкретного страховщика и т.д. — это выбор логистической цепи. Логистическая сбытовая цепь (ЛСЦ) — это упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистический системы до другой. В сбытовой логистике оптимизация цепей продвижения материального потока является самым сложным управленческим решением. Методика проектирования любого процесса основывается на первоначальном выборе последовательности действий с последующим наполнением этих действий организационными, ограничительно – целевыми, оптимизационными и информационными решениями. Структура процесса формирования ЛСЦ включает организационную фазу (связанную с анализом действующей и проектирование желаемой сбытовой цепи) и эксплуатационную (мониторинг процесса функционирования сформированной це
Рис. 25. Методика формирования и управления ЛСЦ
Дадим краткую характеристику этапов формирования ЛСЦ
Критерии выбора и показатели оценки уровней ЛСЦ
В заключение сформулируем «три золотых правила» сбытовой логистики Первое правило ЛСЦ должна способствовать максимальному приближению к точкам конечного сбыта, осуществляться как можно чаще и вести транспортировки на возможно больше расстояние путем использования грузовых единиц продукции и транспортных единиц (TU) максимально возможной вместимости Второе правило В ЛСЦ необходимо использовать минимальное количество TU независимо от их вместимости. В основе этого правила лежит концепция «минимального количества TU». Это подразумевает интенсивное использование оборудования для технологической обработки указанных единиц и наличие инфраструктур, заинтересованных в эксплуатации TU при перевозке многими видами транспорта Третье правило Стационарный склад (если нельзя избежать его создания) должен располагаться в центре ЛСЦ: компромисс между близостью к исходному производственному процессу и к конечным торговым точкам
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|