Методика ускоренной оценки возможности уширения свайно-эстакадных опор (методика уо)
1. Ускоренная оценка распространяется только на промежуточные свайно-эстакадные (рис. 1, в, г, д) и береговые (рис. 1, е, ж) свайные опоры с вертикальными сваями (вып. 70). Конструкции опор рассмотрены при наиболее распространенных основных параметрах: а) увеличение габаритов: с Г-7+2Х0,75 до Г-8+2Х1,0; » Г-7+2Х0,75» Г-10+2Х1,0; » Г-7+2Х0,75» Г11,5+2Х1,5; » Г-7-8+2Х1,0» Г-10+2Х1,5; б) длины пролетных строений по схемам 11,36 мХ3 и 16,76 мХ3; в) высоты опор промежуточных - от 3 до 6 м, береговых - от 2 до 5 м; г) глубина забивки свай - от 4 до 10 м; д) сечение существующих железобетонных свай - 30Х35 см, добиваемых - 35Х35 и 40Х40 см; е) грунты-пески, (средние, мелкие и пылеватые); супеси, суглинки твердые, полутвердые и тугопластичные. Грунты условно разделены на прочные (на рис. 3-6 обозначены сплошной штриховкой) и слабые (на рис. 3-6 обозначены пунктирной штриховкой). Рис. 1. Схемы мостов (а, б) и типы опор (в-ж) 2. При оценке несущей способности свай по грунту в промежуточных опорах рассмотрены случаи как однородных грунтов по длине свай, так и их сочетаний в два и три слоя (всего шесть сочетаний): а) прочный; б) слабый; в) слабый - прочный; г) прочный - слабый; д) прочный - слабый - прочный; е) слабый - прочный - слабый. При этом предполагается, что свая опирается на грунт, лежащий в ее нижней части. К прочным грунтам отнесены глинистые с коэффициентами консистенции 0< В <0,3, а также пески и супеси, кроме пылеватых; к слабым отнесены глинистые грунты с величиной В, лежащей в интервале 0,3<В£0,5, и пылеватые пески и супеси. При оценке несущей способности свай по грунту у береговых опор верхний слой грунта принят во всех случаях прочным, поскольку учитываемую в расчете насыпь у мостов отсыпают из дренирующих грунтов; в расчетах он принят в виде однородного уплотненного длительной эксплуатацией песка средней крупности толщиной 4 м с коэффициентом пропорциональности К =500 т/м4.
Наряду с однородным прочным грунтом по длине свай рассмотрено еще два сочетания напластований, начиная сверху: прочный - слабый; прочный - слабый - прочный. 3. Усилия, приходящиеся на голову сваи, определены при следующих предпосылках: а) временные вертикальные нагрузки НК-80 и АК при числе полос движения - 2 (по одному в каждом направлении) со смещением по отношению к барьерному ограждению (или тротуару) в соответствии со СНиП 2.05.03-84; б) постоянная нагрузка для уширенных мостов принята в соответствии с наиболее рациональной конструкцией симметрично двустороннего уширения пролетных строений и опор. Рассмотрено уширение пролетных строений до габарита Г-10+2Х1,5 м ребристыми балками применительно к бездиафрагменным пролетным строениям по вып. инв. № 710/1 (по 11/2 с каждой стороны для габарита Г-10); уширение до габарита Г-11,5+2Х1,5 м - плитными пустотными блоками на ширину по 3,5 м с каждой стороны; в) определение усилий, передающихся на опору от тормозной силы Н х, произведено с учетом работы моста к насыпи как единой системы по методике, разработанной ВНИИ транспортного строительства. При этом рассмотрен вариант установки старых и пристраиваемых частей пролетных строений на резиновые опорные части. 4. При расчете береговых опор с высотой насыпи до 5 м временную нагрузку, расположенную за пределами переходной плиты (длина 6 м), не учитывали. Постоянную и временную нагрузки, находящиеся на переходной плите, а также вес плиты учитывали в запас прочности как опорные реакции на шкафную стенку устоя простой балки расчетным пролетом 5 м. Учитывая длительность эксплуатации дороги и упрочнение грунта за счет этого фактора, в качестве расчетной схемы устоя принят нижний свайный ростверк, к плите которого приложены все внешние воздействия (включая давление грунта на шкафную стенку), а уровень расчетной поверхности грунта принят совпадающим с уровнем горизонтальной плоскости нижней поверхности плиты ростверка, от которого и отсчитывают глубину заделки свай. При этом плиту ростверка не включают в работу на горизонтальные и вертикальные воздействия.
5. Несущая способность по грунту оснований в уширяемом мосту при отсутствии необходимости уширения фундаментов или добивки дополнительных свай при уширении бесфундаментных опор вычислена с учетом увеличения несущей способности грунтов за счет их уплотнения в процессе эксплуатация. При необходимости уширения свайных опор путем добивки новых свай уплотнение грунтов во времени не учитывали. Уширение опор рассмотрено в двух вариантах - без забивки и с забивкой дополнительных свай. Методика ускоренной оценки построена на сопоставлении усилий N, возникающих после уширения моста в наиболее нагруженных сваях, с несущей способностью свай Р. Ускоренная оценка производится по графикам, построенным для свай опор под пролетные строения длиной 11,36 и 16,76 м для определенных условных схем грунтовых оснований, классифицированных по прочности. 6. Для возможности работы с графиками необходимо отнести реальные грунтовые условия рассматриваемой опоры к одному из наиболее близких в графиках. При этом в случае двухслойного грунтового основания при толщине одного из слоев менее 0,2 от глубины забивки свай следует его рассматривать как однослойное с параметрами, соответствующими большему слою; в случае трехслойного основания при толщине одного из слоев менее 0,1 от глубины забивки свай следует рассматривать его как двухслойное. В этом случае, а также при числе слоев грунта более трех следует объединять слои, близкие по физико-механическим характеристикам. Характеристику (слабый или прочный) объединяемых слоев следует определять по их средневзвешенным характеристикам, за исключением случаев подстилающих грунтов, для которых характеристику принимают по тому слою, в котором расположено острие сваи. В связи с тем что ускоренная оценка является приближенной и погрешность может доходить до ±20%, то при N =0,8¸1,2 Р t, следует производить уточняющий расчет.
7. Рассмотрены промежуточные опоры эстакадных мостов (с.м. рис. 1, а). На рис. 2 приведены возможные варианты уширения опор без добивки дополнительных свай (а) и с добивкой (б). Графики, приведенные на рис. 3 и 4 соответственно для сопрягающихся пролетов по 11,36 и 16,76 м, позволяют не только установить наличие или отсутствие необходимости уширения свайных опор, но и определить глубину погружения Н забиваемых свай в случае такой необходимости. На указанных графиках приведены линии Ni - максимальных расчетных усилий, приходящихся на голову свай (с учетом их веса) в уширенном мосту и линии Р t и Р для различного сочетания грунтов, в которые погружена свая. Нечетные значения индекса i при N даны для случаев, когда опору уширяют без добивки свай (рис. 2, а), а четные - при забивке дополнительных свай (рис. 2, б). Р t - расчетная несущая способность существующих свай сечением 30Х35 см с учетом уплотнения грунта за счет длительной эксплуатации (при условии, если не добивают новые сваи); Р - расчетная несущая способность свай сечением 35Х35 и 40Х40 см без учета уплотнения грунта, (принимают для вновь забиваемых свай). Абсцисса точки пересечения линий Ni (при i - нечетных) и Р t показывает минимально необходимую глубину погружения в грунте старой сваи h, при которой не требуется забивка дополнительных свай. Если фактическая глубина погружения существующих свай в конкретно рассматриваемом случае окажется меньше h, то добивка дополнительных свай требуется. В этом случае по абсциссам точек пересечения линии Ni, (при i - четных) и линий Р определяют ту минимальную глубину Н, на которую необходимо забить новые сваи сечением 35Х35 см или 40Х40 см, чтобы несущая способность по грунту Р была более Ni. Рис. 2. Схемы уширения промежуточных опор: а - без добивки свай; б - добивка по одной свае с каждой стороны; в - добивка по две сваи с каждой стороны Рис 3 Расчетные усилия Ni, приходящиеся па голову свай при различном их погружении под промежуточной опорой моста с длиной пролетных строений 11,36 м
Рис. 4. Расчетные усилия Ni, приходящиеся на голову сваи при различном их погружении под промежуточной опорой моста с длиной пролетных строений 16,76 м Рис. 5. Расчетные усилия в сваях устоя моста с длиной пролетных строений 11,36 м Рис. 6. Расчетные усилия в сваях устоя моста с длиной пролетных строений 16,76 м 8. Рассмотрены существующие береговые свайные двухрядные опоры (см. рис. 1, в). Графики, приведенные на рис. 5-6 для свайных опор мостов с пролетами 11,36 и 16,76 м, позволяют не только установить наличие или отсутствие необходимости уширения свайных опор, но и определить необходимую глубину H погружения вновь забиваемых свай в случае такой необходимости. Необходимость забивки дополнительных свай определяют по сопоставлению несущей способности свай с учетом упрочнения грунта за период эксплуатации Р t и N - максимального усилия в свае при соответствующем переходе со старого габарита на новый при фактической глубине забивки существующих свай h. Если при этом значение N находится в интервале (0,9¸1,1) Р t, то следует произвести уточняющий расчет. Если N >1,1 P t, то забивка дополнительных свай не требуется, а если N <0,9 P t, то необходима забивка дополнительных свай. Глубину погружения этих свай определяют по абсциссе точки пересечения линии несущей способности свай без учета упрочнения грунта Р с линией N, соответствующей переходу со старого габарита на новый. На рис. 3-6 усилия на сваю N 1- N 8 соответствуют уширению: N 1 - c Г-7+2Х0,75 до Г-8+2X1,0 (n св=5); N 2 -» Г-7+2Х0,75» Г-8+2Х1,0 (n св=7); N 3 -» Г-7+2Х0,75» Г-10+2Х1,5 (n св=5); N 4 -» Г-7+2Х0,75» Г-10+2Х1,5; N 5 -» Г-8+2Х0,75» Г-10+2Х1,5 (n св=5); N 6 -» Г-7+2Х0,75» Г-11,5+2Х1,5: N 7 -» Г-8+2Х0,75» Г-10+2Х1,5 (n св=7).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|