Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практикум к параграфу 5.3. База данных «Географические объекты»




Практикум к параграфу 5. 3. База данных «Географические объекты»

Практикум к параграфу 5. 3. База данных «Географические объекты». 1

Разработка информационной модели. 2

Описание предметной области. 2

Цель. 2

Реляционная модель. 3

Практическая работа 5. 3. 1. Интерфейс СУБД Access. Создание новой базы данных. 5

Задание 1. Создание файла базы данных. 5

Задание 2. Интерфейс среды Microsoft Office Access 2007. 7

Объекты базы данных. 8

Практическая работа 5. 3. 2. Создание таблиц. 9

Инструменты для создания таблиц. 9

Задание 1. Создание таблицы Континент. 11

Задание 2. Свойства таблицы.. 11

Задание 3. Вставка изображений в поле. 12

Задание 4. Редактирование структуры таблицы.. 13

Задание 5. Создание таблицы Страна. 13

Задание 6. Создание таблицы Населенный пункт. 14

Задание 7. Обязательные поля. 14

Практическая работа 5. 3. 3. Связи между таблицами. Ввод данных в связанные таблицы 15

Задание 1. Связывание таблиц в окне Схема данных. 15

Понятие целостности данных. 17

Задание 2. Редактирование связей. 17

Задание 3. Создание связей с помощью Мастера подстановок. 17

Задание 4. Просмотр связанных данных. 19

Практическая работа 5. 3. 4. Формы.. 20

Инструменты ввода и просмотра данных. 20

Задание 1. Создание простой формы по таблице Континент. 20

Задание 2. Редактирование формы.. 21

Задание 3. Создание простой формы по таблице Страна. 24

Задание 4. Создание простой формы по таблице Населенный пункт. 24

Задание 5. Создание составной формы Континенты и Страны.. 24

Задание 6. Редактирование составной формы.. 25

Задание 7. Ввод данных в составную форму. 26

Задание 8. Отображение рисунков в подчиненной форме. 26

Задание 9. Создание составной формы на основе трех таблиц. 27

Практическая работа 5. 3. 5. Сортировка и фильтрация данных. 28

Понятие сортировки и фильтрации. 28

Задание 1. Сортировка данных. 29

Задание 2. Фильтрация данных. 29

Практическая работа 5. 3. 6. Запросы.. 30

Запрос как инструмент обработки данных. 30

Задание 1. Запрос с условием. 31

Задание 2. Запросы с несколькими условиями. 32

Задание 3. Запрос с параметром. 32

Задание 4. Отбор по части фразы.. 33

Задание 5. Запрос с групповой вычислительной операцией. 34

Практическая работа 5. 3. 7. Отчеты.. 34

Инструменты вывода данных. 34

Задание 1. Создание отчета. 34

Задание 2. Редактирование отчета. 35

Задание 3. Отчет с графическими объектами. 36

 

Разработка информационной модели

Описание предметной области

Каждому из вас приходилось пользоваться географическим атласом. В нем в виде карт представлена информация об основных географических объектах – материках, станах, городах, океанах, морях, реках, а также некоторых других географических объектах. Рядом с картами иногда помещается дополнительная информация. Например, для каждой страны может быть указан ее флаг и герб, а также основные характеристики – площадь, количество жителей, денежная единица, тип правления и пр.

Поиск информации в атласе занимает довольно много времени. Если вы хотите найти какой-то город, но не знаете, ни в какой стране он расположен, ни на каком материке, то это задача практически не выполнимая. Чем больше вы знаете информации о расположении города, тем быстрее вы его найдете. Самый быстрый способ поиска, если вы знаете географическую широту и долготу объекта.

Другим способом представления информации о географических объектах является компьютерная база данных.

Предметной областью базы данных является планета Земля и ее географические объекты. Ограничимся рассмотрением только наземных объектов. Самые крупные наземные объекты – это материки. Их всего шесть. Каждый материк представляет собой один континент, кроме материка Евразия, на котором расположено два континента – Европа и Азия. Каждый континент включает несколько стран, а страна состоит из населенных пунктов. Кроме этого, некоторые государства расположены на островах. В одних случаях эти острова принадлежат соответствующим материкам. Так, например, островное государство Куба относится к Северной Америке. Но есть так называемые островные государства, которые расположены между Тихим и Индийским океанами. Они не принадлежат ни к одному континенту. Территорию этих государств называют Океания. Будем считать эту территорию равнозначной по смыслу континенту. Необходимо включить в базу данных информацию о континентах, странах и населенных пунктах.

Цель

· Разработать базу данных, в которой собраны сведения о географических объектах.

· Обеспечить возможность удобного просмотра данных и ввода новых данных.

· Разработать критерии поиска интересующих объектов в базе данных.

· Обеспечить возможность печати различных видов документов на основании созданной базы данных.

Реляционная модель

В рассматриваемой предметной области мы выделили классы, относящиеся к наземным объектам. Это Континенты, Страны, Населенные пункты. На рис. 1 представлена иерархическая модель данных для этих классов. Она преобразуется в реляционную модель, представленную на рис. 2.

Географические объекты суши
КОНТИНЕНТЫ
СТРАНЫ
НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ

Рис. 1. Иерархическая модель данных о объектах суши

 

Континент
Страна
Населенный пункт
М
М

Рис. 2. Реляционная модель данных об объектах суши

 

Опишем структуру каждой таблицы, относящейся к наземным объектам[1].

 

Таблица 1. Структура таблицы Континент

Ключевое поле Имя поля Тип данных
Ключ КодКонтинента НазваниеКонтинента ГеоКонтурКонтинента ПлощадьКонтинента Счетчик Текстовый Поле объекта OLE Числовой

 

Таблица 2. Структура таблицы Страна

Ключевое поле Имя поля Тип данных
Ключ КодСтраны НазваниеСтраны ГеоКонтуры Герб Флаг ДенежнаяЕдиница ГосударственноеУстройство ПлощальСтраны ИнтернетАдрес Счетчик Текстовый Поле объекта OLE Поле объекта OLE Поле объекта OLE Текстовый Текстовый Числовой Гиперссылка

 

Таблица 3. Структура таблицы Населенный пункт

Ключевое поле Имя поля Тип данных
Ключ КодПункта НазваниеПункта ГеографическаяШирота ГеографическаяДолгота ТипПункта (город, село... ) Население Счетчик Текстовый Числовой Числовой Текстовый Числовой

 

Смысл каждого поля понятен из его названия. Следует обратить внимание, что все названия полей умышленно написаны в виде одного слова. Это не обязательно, но желательно для реализации в дальнейшем в СУБД. В каждой таблице введено поле типа Счетчик и отмечено как ключевое. В принципе в таблицах Континент и Страна такое поле можно было бы и не вводить, а объявить ключевыми полями соответственно название континента и название страны. В программной среде «легче» работать с числовыми полями. В таблице Населенный пункт можно было бы выбрать в качестве ключа совместно два поля ГеографическаяШирота и ГеографическаяДолгота, потому что в одной точке земного шара не может быть расположено одновременно два пункта. Но в данном случае в качестве ключа введено поле КодПункта типа Счетчик, потому что программной среде «легче» работать с простым ключом, а не с составным.

При разработке базы данных в программной среде можно использовать более короткие имена полей. Например, вместо имени ГосударственноеУстройство назвать поле ГосУстр и т. д.

Для правильного заполнения таблиц данными необходимо вести соглашение о значениях долготы и широты. Широту будем указывать числом, расположенным в промежутке [-90, +90], означающем градусы. Долготу будем указывать числом, расположенным в промежутке [‑ 180, +180], означающем градусы. Знак «+» означает северную широту и восточную долготу, знак «–» означает южную широту и западную долготу. Примеры значений долготы и широты приведены в таблице (таблица 4).

 

Таблица 4. Координаты городов

Город

Географические
координаты

Значения полей

Широта Долгота
Санкт-Петербург 60 с. ш. 30 в. д.
Лондон 51, 5 с. ш. 0 з. д. (в. д. ) 51, 5
Нью-Йорк 41 с. ш. 74 з. д. -74
Канберра 34 ю. ш. 151, 5 з. д. -34 151, 5

 

Данные для заполнения таблиц можно взять из географических атласов, из Интернета. Обратите внимание, что в таблицы можно вставить рисунки, отображающие географические контуры объекта (для континентов и стран), флаг и герб (для стран и даже отдельных населенных пунктов). Рисунки можно найти в Интернете, отсканировать с бумажного носителя или нарисовать в графическом редакторе и сохранить в графическом формате bmp в виде отдельных файлов. Рисунки однотипных объектов желательно привести к единому размеру.

Примечание. Сбор и подготовка данных – это кропотливый и трудоемкий процесс. Поэтому вы можете распределить работу в классе между собой так, чтобы каждый ученик собирал данные о нескольких странах и заготавливал необходимые рисунки.

Для поиска информации вы можете использовать данные из Интернета, например, по следующим адресам http: //www. mirkart. ru, http: //world. nakarte. ru, http: //www. eatlas. ru.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...