Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условия формирования профессиональных знаний, навыков, умений.




Рассмотрим важнейшие психологические условия формирования профессиональных знаний, навыков, умений студентов, учитывая единство их внешней практической и внутренней психической деятельности.

Для формирования профессиональных знаний, навыков, умений необходимо воздействовать не только на познавательные процессы, но и направленность, чувства, волю, интересы, психические состояния студентов. При этом решающее значение имеет организация учебной деятельности студентов. Согласно теории А. Леонтьева, П. Гальперина, знания, подлежащих усвоению, как пишет Н. Талызина, не могут быть переданы в готовом виде, путем простого сообщения или показа. Они могут быть усвоены только в результате определенной деятельности учеников, то есть в результате выполнения определенной системы действий.

Определим сначала отдельно условия формирования знаний, навыков, умений, а затем условия преобразования их в целостную систему.

Преподавателю следует исходить из того, что студент лучше овладевает знаниями на основе активности познавательных процессов, если его действия побуждаются чувством ответственности за свою профессиональную подготовку, чувством долга и другими положительными мотивами. Овладение знаниями требует четкого и точного их восприятие, осмысление, запоминание, применение на практике.

Усвоения знаний, предусмотренных программами, является существенной стороной обучения в вузе. Усвоение - сложная познавательная деятельность студентов, основу которой составляют умственные действия. Усвоения знаний по предмету представляет собой овладение системой его понятий, которое состоит из понимания смысла понятий, выделение существенного, главного в тех или иных предметах, явлениях; четкого выяснения объема понятий, представление о том кругу явлений, на которые распространяется данное понятие; умение устанавливать связи одного понятия с другими, в том числе и с понятиями из смежных дисциплин; умение использования их для решения практических задач.

Ясное понимание значения знаний, самостоятельность в их приобретении и проверке, творческое применение к решению различных задач обеспечивает их глубокое и прочное усвоение. Овладению специальной терминологией помогает демонстрация учебных фильмов, световых газет, пропаганда достижений выпускников вуза, чтения новинок, участие в работе научных кружков, проведение викторин.

Важное значение имеет также показ вновь поступивших студентов лабораторий вуза, различных кабинетов. Полученные впечатления вызывают у них, как правило, интерес к учебе, укрепляют стремление к овладению профессией. При этом не следует акцентировать внимание студентов на сложности их будущей профессии. Глубоком и творческом усвоению знаний способствует создание на занятиях проблемных ситуаций, при которых знания усваиваются не как готовые, данные преподавателем, а через процесс решения задачи, поиска или выбора ответа на вопрос, нахождение вывода и т. Д.

Процесс субъективного открытия неизвестного в проблемной ситуации осуществляется как поисковая познавательная деятельность субъекта, завершается усвоением нового и порождением психических новообразований.

В проблемной ситуации участвуют и студенты и преподаватель: последний не только создает такую ​​ситуацию, но в той или иной степени участвует в ее решении. Классическим примером создания проблемной ситуации может служить постановка проблемы возникновения капитала в работе К. Маркса «Капитал»: «Наш владелец денег, который представляет собой пока еще только личинку капиталиста, должен купить товары по их стоимости, продать их по их стоимости и все-таки извлечь в конце этого процесса больше стоимости, чем он вложил в него. Его превращение в бабочку, в настоящего капиталиста, должно осуществиться в сфере обращения и в то же время не в сфере обращения. Такие условия проблемы». Эта проблема, сформулированная К. Марксом, органично входит в созданную им ситуацию. Однако предварительно было раскрыто содержание тех понятий (товар, форма стоимости и т. Д.), Без знания которых нельзя ни решать проблему, ни понять, как она решается автором. Очевидно, что создание проблемной ситуации должна предшествовать подготовительная деятельность преподавателя.

Проблемное обучение может иметь различные качественные уровни в зависимости от курса, степени владения предметом и т.д. Для усвоения знаний необходимо применять их на практике. Главная форма такого применения - решение задач. Именно в процессе активного практического использования знаний они становятся более обобщенными и твердыми, часть из них переходит в навыки и умения. Но здесь выступает психологическая условие: учебная деятельность, не доставляет внутреннего удовлетворения, не вызывает активного мышления, внимания, памяти, воображения, не требует творчества, инициативы, слабо влияет на полноту и глубину усвоения знаний. Поэтому важно, чтобы занятия проводились интересно, влияли на эмоции, чувства и мотивы поведения студентов.

Наиболее эффективно формируются навыки на основе глубокого осмысления студентами того, что они должны делать, интереса к овладению действиями, знание своих ошибок, а также своевременного одобрения и поощрения успехов. Преподавателю все это надо учитывать, используя в обучении объяснение, оценку, лабораторные и практические работы, тренировки, оказывать помощь студентам в самостоятельной работе.

Совершенствование навыков зависит от их сложности, индивидуальных особенностей и психического состояния студента, методики обучения и приближение его к условиям выполнения профессиональных обязанностей.

Навык состоит неравномерно, для него характерна остановка, задержка - плато. Это связано с усталостью, потерей интереса, ухудшением методических приемов, изменением обстановки, новыми трудностями. Индивидуальный подход, учет темперамента, способностей, опыта студента помогает более экономно и продуктивно улучшать навыки.

На формирование навыков влияют изменение работоспособности в течение недели (в день проводится упражнение), время суток. Поэтому овладение новыми и сложными навыками лучше начинать в первую половину средних дней недели, а повторение - в другое время.

Между навыками происходит взаимодействие (положительное и отрицательное). Поэтому переучивание связано с особыми трудностями. Положительном переносу навыков способствуют подобные психические процессы, установки и общие приемы в работе (бывшей и новой). Навыки могут ослабляться, теряться. Это происходит вследствие их неиспользования в практике, отсутствие систематичности и длительных перерывов в повторениях, болезни, переутомления, сильного стресса. Скорее теряются сложные, недостаточно закреплены навыки. Это необходимо учитывать, решая вопрос о готовности навыков. Некоторые буржуазные психологи считают, что овладеть навыками можно только путем проб и ошибок на основе механической тренировки. Это неверно, потому что человек в состоянии предвидеть результаты своих действий. Научные данные и практика показывают, что механическая выработка навыков идет в несколько раз медленнее, чем сознательная (на основе понимания сути действий, причин допускаемых ошибок и т. Д.). Экспериментальные исследования П. Гальперина показали значение ориентирования в действии, выяснения всех его реально существующих признаков. Это создает условия, при которых действие сразу (или через несколько упражнений) может быть выполнено правильно, без ошибок. Формирование умений предусматривает повышение самоконтроля, управляемости действий в соответствии с лучшими образцами. Сравнение студентами своих реальных действий с показываем преподавателями приемами, установление совпадения и различия между ними, внесение поправок в процесс деятельности и его настойчивое совершенствование - необходимая предпосылка укрепления умения. Накапливая профессиональные знания и вырабатывая навыки, преподавателю следует вооружать студентов рациональными способами их использования в различной обстановке на основе творческого осмысления задач будущей деятельности.

В этом отношении представляет интерес исследование формирования организаторских умений у будущих педагогов.

Во организаторскими умениями педагогической деятельности понимается готовность преподавателя легко и быстро находить оптимальные варианты решения каждой новой проблемы, возникающей в учебно-воспитательном процессе, и осуществление их путем сознательных действий, обеспечивающих эффективность достижения поставленной цели в коллективной и индивидуальной работе с учащимися.

Организаторские способности рассматриваются как умственно волевые действия, которые обеспечивают не только нахождения способов и приемов решения возникающих проблем, но и применение их в педагогической деятельности.

Организаторские умения в повседневной деятельности преподавателя, по сути, составляют органическое единство следующих трех сторон. Во-первых, поиск и нахождение возможных способов и приемов решения будущих задач. Педагог мысленно представляет все условия, которые можно использовать для осуществления задуманного. Во-вторых, осмысление своих действий, поступков и поведения, в которых в соответствии с замыслом и выбранным приемами выражает свое отношение к ученикам. Весьма важно, чтобы действия преподавателя непременно обеспечивали возникновения эмоционального отклика и нового отношения учащихся к своим поступкам. Надежность и результативность правильно выбранного способа или приема в деятельности учителя обеспечиваются степенью готовности его к алгоритмизации своих действий в соответствии с природой педагогических ситуаций, а также гибкостью решений при отклонениях от намеченного способа или приема и соответствующих им действий. В-третьих, оказание влияния на учеников, рациональной организацией их деятельности.

Объективная оценка и анализ действий студентов преподавателями, взаимоконтроль студентов, критический разбор ими своих действий, словесное описание их хода улучшают качество умения. Все это обеспечивает высокую осознанность и готовность применять профессиональные умения.

Рассмотрим более общие условия формирования знаний, навыков, умений, превращения их совокупности в слаженную систему, обеспечивающую успех профессиональной деятельности. Одно из условий такого преобразования - положительные мотивы обучения студентов, их сознание, дисциплинированность, организованность.

Развитие профессиональных знаний, навыков, умений студентов идет тем быстрее, чем глубже и разностороннее разъясняются им требования будущей профессии, негативные последствия слабой подготовленности, показываются достижения выпускников. Практика вузовского обучения свидетельствует, что формирование системы профессиональных знаний, навыков, умений замедляется, если студент слабо разобрался в задачах профессии, не проявляет интереса к своей специальности.

Лучшие преподаватели обращают особое внимание на то, чтобы правильно спланировать занятия, обеспечить успех обучения студентов, создать в студенческом коллективе хорошую психологическую атмосферу, своевременно предотвратить появление настроений, мешающих нормальной учебе. Если студент правильно оценил значение своей будущей профессии, убедился в целесообразности и необходимости обучения, если у него нет внутренних разногласий с тем, что он делает, то у него быстрее развивается единство знаний, навыков, умений.

Таким образом, повышение уровня мотивации и сознательного отношения студентов к обучению - важное условие успешного формирования системы профессиональных знаний, навыков, умений.

Небывалый рост науки и техники, дальнейшее усложнение трудовой деятельности, всех профессий усилили зависимость формирования профессиональных знаний, навыков, умений студентов от совершенствования и профессионализации их познавательных процессов: мышления, речи, воображения, внимания, памяти и т. Д. Умелая профессиональная деятельность, творчество в работе невозможны, если познавательные процессы имеют серьезные недостатки: инертные, малоподвижные, неустойчивые, неточно отражают то, что нужно для успешных действий, медленно перерабатывают необходимую информацию.

Причиной неправильных профессиональных действий может стать неточность восприятия специалиста, невнимательность, инертность его мышления, эмоциональная напряженность, страх, неуверенность, слабость воли и навыков. Поэтому слаженность профессиональных знаний, навыков, умений у студента формируется вместе с усовершенствованием восприятия, внимания, представлений, памяти, воображения и других психических процессов. Заботясь об их совершенствовании у студентов, можно повлиять на повышение профессиональной подготовленности. Так, профессионально развитые воображение и мышление позволяют в уме моделировать будущие действия, решать задачи, связанные с предвидением последствий практической деятельности.

Профессиональные знания, навыки, умения действенные не только благодаря специальному развития психических познавательных процессов, но и физическим качествам студента. Физически закаленный студент успешно преодолевает влияние неблагоприятных факторов профессии. Экспериментально доказано, что целенаправленные физические упражнения развивают не только физические, но и психологические качества, необходимую для каждого специалиста эмоционально-волевую устойчивость. Даже точность восприятия времени зависит от уровня физической тренированности человека. Лучшие результаты в оценке интервалов времени имеют мастера спорта, спортсменов первого разряда. Худшие - у тех, кто не занимается спортом.

Большая роль в формировании профессиональных знаний, навыков, умений принадлежит целенаправленному применению различного рода технических средств обучения (ТСО). Именно с их помощью можно развивать и укреплять знания, навыки, умения, предоставлять им гибкость.

ОСО направлены на расширение возможностей преподавателя в учебном процессе. При использовании их происходит эмоционально-психологическое воздействие на студентов. Появляется возможность управления ходом поступления информации самими обучающимися, что существенно улучшает усвоение материала относительно независимо от текущего состояния и различия индивидуальных способностей и психологических особенностей каждого студента.

Особенно важным средством профессиональной подготовки практика, стажировка, выполнения обязанностей специалиста в реальных условиях профессиональной деятельности.

В статье С. Крылова, посвященной формированию управленческих навыков у студентов - будущих строителей, говорится, что на первом курсе студенты проходят практику в качестве учеников и получают разряды с одной из строительных профессий. На втором курсе обучения они уже трудятся как квалифицированные рабочие. Практика третьего курса связана с приобретением некоторых навыков управлением: студенты становятся дублерами бригадиров, мастеров, прорабов и т. Д. На четвертом они осваивают следующую ступень управления - выполняют функции инженера-проектировщика, инженера административной и линейной служб. Затем пятикурсники соответствии с выбранной специализацией проходят практику на предприятиях, где собирают материалы для дипломного проектирования.

Молодой специалист нередко чувствует себя на производстве неуверенно. Ему кажется, что знания, полученные им в вузе, мало пригодны в работе. От него требуют практических действий, организаторских навыков, он должен отвечать за выполнение плана, ход социалистического соревнования, управлять новым технологическим процессом, разбираться в многочисленных производственных вопросах, при решении которых знаниями, полученными в вузе, не обойтись.

Руководство предприятия, в свою очередь, недовольное тем, что молодые специалисты стремятся работать, как правило, в конструкторских бюро, которые еще надо учить и учить. Со временем, конечно, трудности постепенно преодолеваются, но тем не менее процесс адаптации слишком затягивается.

Специалиста желательно готовить для определенной отрасли, даже для определенного предприятия, а такая специализация возможна во время практики. Однако отсутствие баз, закрепленных на длительный период за вузами, делает неизбежным случайные и кратковременные контакты с отдельным предприятием. На ряде предприятий для молодых специалистов вводят стажировку сроком до года.

Практика, стажировка формируют у студентов уверенность в своих силах, способность правильно оценивать соотношение своих возможностей и трудностей осуществления профессиональной деятельности.

Анализируя процесс обучения, Рубинштейн справедливо отмечал: «Как бы ни было велико значение специально выделенной учебной деятельности для овладения специальными знаниями и умениями как«техническими»компонентами той или иной жизненной профессиональной деятельности, настоящего мастерства, завершающего обучение либо деятельности, человек достигает, не просто лишь учась, а на основе предварительного обучения, выполняя эту деятельность».

В преподавании каждого предмета учитывается тот уровень усвоения, на котором находится студент. Таких уровней несколько. Первый уровень усвоения сводится к распознаванию, различия, узнавания или опознанию объекта, изучение его в ряду других объектов. Второй уровень характерен действиями по восстановлению информации об объекте изучения, его свойства, особенности, характеристикам на уровне памяти или уровне понимания. Третий уровень можно характеризовать степенью овладения умениями применять усвоенную информацию в практической сфере для решения некоторого класса задач.

Четвертый уровень усвоения, деятельность которого характеризует применение информации с широким переносом, может быть обеспечен на основе использования теории проблемного обучения. По данной теории проблемы (задачи) выступают как объект мышления. Это означает, что обучают даются такие задачи, которые он может решить только путем самостоятельного открытия. Для правильного решения таких задач студента необходимо вооружить некоторым алгоритмом поиска (проб). В алгоритме поиска должны быть предусмотрены все возможные операции и их последовательность. Осуществив эти операции, обучают обязательно откроет, которая их последовательность ведет к цели, то есть откроет алгоритм решения.

В формировании профессиональных знаний, навыков, умений необходим индивидуальный подход, учет требований к особенностям личности студента и «типа» его будущей профессии. К первому типу относятся профессии, в которых индивидуальные особенности работника при положительной мотивации могут быть реализованы в приемах и способах трудовой деятельности. «В профессиях второго типа ни соответствующие мотивы, ни квалификация, ни индивидуальный стиль еще составляют достаточных условий для успешной деятельности - люди, работающие в этих профессиях, должны обладать определенными психофизиологическими особенностями».

Индивидуальные качества, существенно влияют на учебную деятельность студента, выливаясь в индивидуальную динамику формирования знаний, навыков, умений.

Анализ проявлений индивидуальных свойств в профессиональной деятельности показывает, что эти проявления могут носить как целесообразный, так й нежелательный характер. Причем даже на базе ценных с точки зрения данной профессии свойств могут формироваться как положительные, так и отрицательные приемы деятельности. Поэтому управлять процессом формирования профессиональных знаний, навыков, умений, как будто они учетом общего уровня усвоения, развития, возраста (учебная группа, курс), так и индивидуального уровня и индивидуальных особенностей студента.

Прочитайте, выделите основные черты и по конспектируйте

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...