Проблема стресса и дистресса в труде.
Выдающийся психофизиолог и философ, основатель теории стрессов, Г. Селье, размышляя о сущности стресса, отмечает: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». При этом «неспецифический» ответ - это ответ, выдвигая требование к перестройке и адаптации к возникающему трудности. «Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, - это и есть сущность стресса», - пишет Г. Селье. Чтобы лучше понять, что такое «стресс», важно разобраться, что не является стрессом. Стресс - это не просто нервное напряжение (стрессовые реакции присущи и низшим животным, а у человека это связано с «эмоциональными раздражителями»). Стресс - не всегда результат повреждения: «Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Дистресс всегда неприятный». Стресса не следует избегать: «... всегда необходимо для поддержания жизни, отпора нападению и приспособления...». «В повседневной речи, когда говорят, что человек«чувствует стресс», обычно имеют в виду чрезмерный стресс, или дистресс...». Г. Селье специально подчеркивает, что полная свобода от стресса означает смерть: «Вопреки ходячему мнению, мы не должны - и не в состоянии - избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизмы и выработаем соответствующую философию жизни. Этому и посвящена моя книга». Физиологические основы и общая логика запуска стрессового механизма выражаются в следующем. Стрессор (раздражитель, вызывающий столкновения интересов, проблему для организма) возбуждает гипоталамус (пути передачи этого нарушения до конца не выяснены). Продуцируется вещество, дающее сигнал гипофиза выделять в кровь АКТГ (АКТГ). Под влиянием же АКТГ внешняя корковая часть надпочечников выделяет ГКС. Это приводит к сморщиванию вилочковой железы и многим другим «сопутствующим перемен».
При этом сами ГКС «или способствуют воспалению, или тушат его» через соответствующие нервные импульсы, выделяющие адреналин или ацетилхолин. «В какой-то момент возникает столкновение интересов - стрессор; затем появляются сбалансированные импульсы - приказы сопротивляться или терпеть». Особенно интересны рассуждения Г. Селье о стрессе и самореализации в профессии, которые занимают в его книге «Стресс и дистресс» весьма значительное место. Как считает Г. Селье, действие должно быть завершено, иначе - дистресс: «Главный источник дистресса - в неудовлетворенности жизнью, неуважении к своим занятиям...»; человек непременно должен потратить запас адаптационной энергии, чтобы «удовлетворить врожденную потребность в самовыражении, поступить то, что он считает своим назначением, выполнить миссию, для которой, как ему кажется, он рожден ". По-новому рассматривается и проблема долга. Долг - это добровольно принят кодекс поведения. Главный смысл долга - «стабилизировать линию поведения с помощью правил, которые мы уважаем и думаем, что их будут уважать другие». Заметим, что выбор подобных правил - это «дело вкуса, а вкусы как известно не поддаются оценке ума». Г. Селье обращается также к проблеме цели жизни (от которой часто и зависят вкус и правилам поведения). Выделяются основные виды целей: · Преклоняться перед сильными (служение власти, стране, семье, идеи...); · Быть сильным, сила ради нее самой; · Дарить радость; · Получать радость. Одна из важнейших идей Г. Селье, призывающие к полноценной счастья и психическому здоровью, выражается в следующих словах: «Стремись самой высшей из доступных тебе целей. И не вступай в борьбу за ерунды».
Проблема стресса в работе позволяет по-новому поставить и проблему высшего смысла жизни. Г. Селье приводит притчу о солдате наполеоновской армии, потерявший в бою ногу и стал в старости обычным «маленьким сапожником»: «... он навеки сохранил благодарность императору, который предоставил ему возможность отведать нектар величия. Без своего энергичного вождя он провел бы всю жизнь в Однообразию, оставаясь «маленьким сапожником с улицы Сен-Пер». Правда, сейчас, для «российского менталитета» настоящее «величие» заключается в том, чтобы быть хоть бомжом, но в Париже... Для рассмотрения и обоснования необходимости полноценной жизни Г. Селье предлагает принцип «альтруистического эгоизма». Основатель теории стресса, как физиолог Г. Селье рассуждает здесь о том, что альтруистический эгоизм возник из чисто эгоистическим причинам: «Одноклеточные начали объединяться в более сильные и сложные многоклеточные организмы. Часть клеток отказалась от независимости и специализировалась, взяв на себя функции питания, защиты, перемещения в пространстве... Точно так же и люди сформировали «группы взаимного сотрудничества и страховки» - семьи, племена и нации, в которых альтруистический эгоизм служит ключом к успеху... Это единственный способ сохранить разделение труда, значение которого в современном обществе все растет. Но при этом можно добавить, что каждый член общества (в отличие от живых клеток) должен понимать, за что именно он отказывается от независимости, и в этом заключается его сознательный выбор, то есть то самое ограничение, о котором говорил Г. Селье (о долге как о «добровольно принятом кодексе поведения»). Г. Селье рассуждает о ужаса скуки и бессмысленности и о том, как это преодолеть: «Ничто так не истощает, как бездействие, отсутствие раздражителей и помех, которые предстоит преодолеть». Еще Б. Шоу отмечал, что «работа по обязанности - это работа, а работа по склонности - это досуг». «Западный мир терзают ненасытные требования меньше работать - больше получать». Но этого явно недостаточно, - пишет Г. Селье. - Стресс связан с любым видом работы, а дистресс - не из каких-либо. Мы должны спросить себя: меньше работать и высвободить время - для чего? Больше работать, чтобы купить - что?».
Особенно важны для психолога труда следующие слова Г. Селье: «Следует по крайней мере»быть на дружеской ноге" со своей работой, а в идеальном случае желательно найти себе»игровую профессию», как можно более приятную, полезную и творческую. Это будет лучшей отдушиной, предохранительным клапаном - для самовыражения, а также для предотвращения неразумных вспышек насилия или бегства в воображаемую жизнь с помощью наркотиков». Рассматривая проблему удовлетворенности человека в труде, Г. Селье выделяет два основных типа «влиятельных людей»: 1) те, которые хотят производить, создавать - с любви к творчеству; 2) ловкачи и проходимцы, которые добиваются влияния и власти. «Выдающиеся творцы в умственном отношении намного выше ловких интриганов, но они не могут применить свои дарования в этом отталкивающем для них соревновании. А если им удается преодолеть отвращение - их творческий потенциал скоро увянет. Эти два типа деятельности нелегко совместить», - пишет выдающийся физиолог и философ. · Что значит жить полноценной жизнью? - спрашивает Г. Селье и сам пытается ответить на этот сложный вопрос, формулируя свои рекомендации: · Постоянно стремясь завоевать любовь, все же не заводи дружбы с бешеной собакой. · Полное совершенство невозможно, но в каждом виде достижений есть своя вершина («акмеологический подход»). · Надменная искусственность вызывает неприязнь. · В любой сложной ситуации всегда спрашивайте себя: стоит ли бороться? · Стремясь забывать о безнадежно отвратительном и тяжелом, «берите пример только из солнечных часов - ведите счет только радостным дням». · «Даже в самой скромной кар ' ери является то, о чем можно с гордостью вспомнить». · Не откладывайте неприятных дел: «открывайте нарыв, чтобы устранить боль, вместо осторожного поглаживания, которое только продолжит болезненный период». · Люди - НЕ уровне, хотя они должны иметь равные возмож ности. Но не обязательно быть «вождем», потому что сами«вожди нужны до тех пор, пока они служат своим последователям».
· «нет готового рецепта успеха, пригодного для всех... Мой принцип: «Заслужи любовь ближнего», и это сделало меня счастливым, хотя оглядываясь на прошлое, я вижу, что не всегда был на высоте...». Сама проблема стресса остро заявила о себе именно в ХХ веке. Это было вызвано тем, что в современном мире (и на современном производстве) часто возникают ситуации, когда человек, встречаясь с какой сложностью, не может полноценно реализовать накопленную энергию (вызванную физиологическим механизмом стресса), и тогда эта энергия начинает разрушать самого человека. В итоге, вместо вполне нормальных стрессовых реакций, человека начинают разрывать на части механизмы дистресса, когда энергия не может реализоваться в каких конструктивных действиях. Например, дистресс проявляется тогда, когда работник не может ответить на несправедливые претензии дурака-начальника (многие оправдывают себя тем, что проще сохранить обиду в себе, чем возмутиться и создать для себя еще большие проблемы с этим начальником-дураком). В противном типичном примере человек не может полноценно реализовать свое стремление к творчеству или стремление к полноценному общению с коллегами в условиях карьерной конкуренции и т.д. Во всех этих и подобных случаях фактически речь идет об ущемлении человеческого достоинства в условиях современного производства. Но особую проблему составляют случаи, когда человек ущемляется в самом главном - в справедливой оплате его труда. Общество, таким образом, отказывает в праве человеку чувствовать себя не только полноценным специалистом, приносящим пользу данному производству, но и чувствовать себя полноценным гражданином и личностью. Все это, в итоге, создает базу и для стресса, и для фрустрации, и для глубокого внутреннего кризиса работника. Конечно, частично такой работник может успокоить себя тем, что «важны не деньги, а сам процесс труда» или «ощущение того, что твой труд полезен людям, даже безотносительно того, насколько люди благодарят работника». Но в глубине души ущемлен в зарплате работник все равно сохраняет образа (если у него еще осталось хоть какое-то достоинство). И эта обида, которая должна быть направлена на тех, от кого зависит оплата труда, направляется на самого работника (согласно механизму образования дистресса, что разрушает самого человека). А может, так и должно быть? Может это и есть главное наказание для работника за неуважение к самому себе и к своей работе? Соотнося проблемы стресса с условиями работы в организации, Н. Самоукина пишет: «Профессиональный стресс - это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью». Фактически речь скорее идет о профессиональном дистрессе. К этому можно было бы добавить, что профессиональный стресс (дистресс) - это также реакция на какие-то трудности, выражается в неспецифических действиях.
Н. Самоукина выделяет основные виды профессионального стресса (дистресса): 1. Информационный стресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усиливается в условиях высокой ответственности задания. Часто информационный стресс сопровождается неопределенностью ситуации (или недостоверной информацией о ситуации) и быстрой сменой информационных параметров. 2. Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.) Нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией. 3. Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами делового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности, в неспособности контролировать себя, в неумении тактично отказать в чем-либо, в незнании средств защиты от манипулятивного воздействия и т.п. Выделяются также стрессовые сценарии и различные варианты проявления стресса в труде. При этом многое зависит от индивидуальных особенностей работника. Варианты стрессовых сценариев, выделенные по разным основаниям: · в зависимости е д частоты и силы проявления: кто-то «стресс» каждый день, но в небольших дозах другие - несколько раз на год, но чрезвычайно сильно; · в зависимости от направленности стрессовой агрессии: на самого себя (работник обвиняет самого себя); на коллег и начальников (работник обвиняет других работников); · в зависимости от механизмов запуска стрессовых реакций: в основном стрессовый сценарий запускается почти автоматически (по внешне незначительному поводу); но возможно и длительное «вызревание» стресса с последующим достаточно быстрым его «Раскруткой». Н. Самоукина предлагает достаточно интересные техники саморегуляции в условиях коммуникативного стресса. Основные правила поведения в условиях стресса: · наблюдать за самим собой; · искать способы «остановки» самого себя (типа «взять перерыв»,«сделать паузу в общении»); · перевести свою энергию в другую форму деятельности (отвлечься); · задуматься над тем, что помогает снять напряжение (что больше радует? Чем занимаетесь с увлечением?...). Основные проявления коммуникативного профессионального стресса: 1. Раздражительность в деловом общении - причины: привычка общаться на повышенных тонах; неуверенность самого человека (как известно, часто «собака громко лает от страха»); тревожность, неудовлетворенность своей работой и т.п. 2. Коммуникативная агрессия (главная причина - стремление унизить или подавить соперника в конкурентной борьбе), которая проявляется в различных формах: вербальной (словесной); прямой (открытый вызов); косвенный (придирчивость, намеки, отказ от помощи, ложь, мелочность, угрозы); ситуативной (спонтанные вспышки ярости); направленной на другого (обвинение другого) или на самого себя (самообвинения). Главная проблема - человек не всегда осознает собственной агрессивности (для него все это - «нормальное явление», хотя сам же он и страдает). Стресс нередко возникает по причине несовпадения темпов общения. При этом важно или подстроиться к темпу общения собеседника, или объяснить ему недопустимость его темпа в общении с вами, или перейти к компромиссному варианту общения. Особый интерес представляет профессиональный стресс достижения. Главная проблема здесь - несоответствие уровня ожиданий реальным возможностям (ресурсам) человека. Также интересен стресс, вызванный страхом сделать ошибку. Страх ошибки часто «блокирует» творческие способности человека. Человек постепенно начинает отказываться от всего нового и рискованного. В итоге постепенно человек начинает вообще «бояться жить»... Достаточно распространенным является профессиональный стресс конкуренции. Часто в окружающих (в коллегах) человек видит своих «конкурентов». «Человек, отдающий себя конкурентной гонке», начинает жить «не своей жизнью»: он выбирает работу не по склонности, а в соответствии с престижем, его окружают только «нужные» люди, а друзей не хватает ни времени, ни сил, рядом с ним часто находится топ-модель, внешность которой соответствует европейским стандартам, а не любимая женщина...», - пишет Н. Самоукина. Проблема таких людей в том, что они «только одну цель» - карьеру, успех в конкуренции (сами себя обкрадывают, потому что жизнь и человеческие отношения - намного богаче). Таким людям предлагается хороший совет: «желательно выбирать друзей и любимых не в конкурентной среде»... Ловушка конкуренции выражается в том, что многие не отдают себе отчета, ради чего вообще эта конкуренция, что их ждет там, на «вершине» (часто это - разочарование, зависть и одиночество...). Отдельно выделяется профессиональный стресс успеха. «Как ни странно, интенсивный стресс работник может испытывать и тогда, когда достигает большого успеха...», - отмечает Н. Самоукина. Нередко после большого достижения наступает состояние «обессмислювання» того, что свершилось... Особое тему представляет проблема зарабатывания денег и сопутствующий этому профессиональный стресс. Замечено, что очень часто большой выигрыш или неожиданное наследство приносят не радость, а еще большие проблемы (вред). Формула «Все зло от больших денег» действительно работает, но... если они приходят неожиданно и, главное, - незаслуженно. Количество денег (много их или мало) - относительно. Добавим к этому то, что у каждого есть как бы свое, «запрограммировано для него Судьбой количество денег и богатства», хотя с этим можно и поспорить, потому что это очень распространенное обоснование существующей несправедливости. Люди, привыкшие к большим деньгам, постепенно привыкают и к тому, что «все продается и покупается», но это - «прекрасная» основа личностной деградации. Проблемы (для богатого) начинаются тогда, когда оказывается, что не все можно купить за деньги (например, не каждая женщина «продается», да и вообще, возможно ли «покупать» любовь, если это действительно настоящая любовь?..). И тогда богатый человек, опасаясь неудач с такими «покупками», сам стремится защитить себя от настоящих чувств и настоящих человеческих отношений, что еще больше усиливает его личностную деградацию. В современных зарубежных подходах к исследованию стресса в работе делаются попытки по-новому осмыслить это явление. С. Касл отмечает, что в настоящее время внимание к теме стресса в работе несколько уступает таким проблемам как качество трудовой жизни, безработица, факторы риска и др. Внеорганизационные источники стрессов: 1. Основные проблемы менеджера, возникающие в семейной жизни: распределение времени (работник мечется между семьей и домом, таким образом, сам менеджер «нуждается в социальной поддержке для борьбы с«подводными камнями»семейной жизни»); переноса кризисов из одной ситуации в другую. Ряд авторов считают, что идеалом для руководителя является схема: «Работающий, пробивающий себе дорогу мужчина - заботливая жена» (где жена - как «группа поддержки»). Другой вариант семьи руководителя: «Две карьеры с акцентом на полное разделение и невмешательства». 2. Мобильность менеджера - ведет к обострению конфликтов в семье, когда необходимо менять место жительства и т.п. (Основную тяжесть переездов обычно принимает на себя жена). Интересно, что по данным специальных исследований (опрос 1800 семей в 70 странах), успех мужчины-менеджера часто связан с тем, насколько успешно жена включается в новую (особенно иностранные) среда общения, то есть как быстро жена находит смысл в новых отношениях и, как следствие, меньше упрекает своего мужа. 3. Различия по психометрическим данными: экстерналы более адаптивны к различным ситуациям, чем интерналы; «Ригидные» больше реагируют на неожиданности, идущие «сверху», от начальства; «Подвижные» чаще оказываются перегруженными работой; ориентированные на достижение показывают большую независимость и включенность в работу, чем ориентированные на безопасность и спокойствие... Купер и Маршалл выделяют основные направления управления производственным стрессом: · Изменение социального, психологического и организационного окружения на рабочем месте; обеспечения большей автономии работника. · Построение «мостов» между работой и домом (семь "семьей), создание возможностей для жен управленцев лучше понять работу своего мужа и даже«возможностей для включения в процесс принятия решений, касающихся жизни семь ' й (например, эт 'связанных с переездом и т.п.)». · Повышение квалификации (в плане осознания своих ролевых позиций и улучшения межличностных отношений). · Самое главное - создание в организации благоприятного социально - психологического климата. Хамберг и Лоор предлагают следующие основные варианты формирования навыков контроля за стрессовыми состояниями работников): · Релаксация как навык активного регулирования. Главное отличие от «пассивной релаксации» заключается в том, что активная релаксация предусматривает: сознательные усилия клиентов; клиенты учатся распознавать ощущения, возникающие при пробуждении или при активизации (это как своеобразные «опорные сигналы»). · Тренировка социальных навыков (в том числе навыков уверенности в себе). · Тренировка навыков решения проблем. Гильфрид и Дэвисон выделяют пять стадий при обучении решению проблем: · Общая ориентировка в проблемной ситуации; · Формулировка проблемы (выделение «критического стимула», то есть обучение способности обращать внимание на существенные признаки при решении проблемы); · Генерирование решений (это «сердцевина» процесса принятия решения), суть - в выделении множества вариантов, из которых хотя бы некоторые могут оказаться полезными; · Принятие решения о выборе конкретного способа действия (на основе сопоставления ожидаемых расходов и преимуществ); · Верификация эффективности принятого решения (п в отношении определенных «стандартам» успешности в данной деятельности). В самом общем плане проблема контроля и предотвращения стресса (дистресса) в работе связана не столько с тем, чтобы непременно «бороться» со стрессом, сколько в грамотном и ответственном управлении стрессами и снижении вероятности перерастания стресса в дистресс. В этом смысле проблема стресса в труде близка к проблеме конфликтов в трудовой деятельности, ведь известно, что так же, как и стресс, конфликт может быть полезен и даже необходим для развития организации и конкретных сотрудников этой организации. И уже применительно к конфликту в организации, проблема также заключается в том, чтобы направить энергию этого конфликта в позитивное русло развития самой организации и личности работников. Прочитайте, выделите основные черты и законспектируйте
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|