Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические особенности профессиональной деятельности и профессиональных качеств человека.




Профессиональная деятельность это, прежде всего, трудовая деятельность. Психологические особенности трудовой деятельности разрабатывались многими отечественными и зарубежными психологами.

Е. Климов выделяет следующие значения понятия «профессия»:

а) Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни (известно, что профессия накладывает свой «отпечаток» на всю жизнь человека). Конечно, уровень жизни (при общности самого образа жизни) может различаться у профессионалов с разной степенью успешности (кто научился «хорошо зарабатывать» за свой труд, а кто-то даже не стремится к этому, проявляя другие «радости» в своей профессии), но базовая система ценностей у представителей данной профессии примерно одинакова, что и позволяет им говорить о ком-то из своих коллег как о более или менее состоялся специалисте (даже независимо от получаемых «доходов»).

б) Профессия как область приложения сил связана с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности. Здесь также решается вопрос, в каких сферах жизнедеятельности человек может реализовать себя как профессионал.

в) Профессия как деятельность и область проявления личности. Часто забывают о том, что профессиональная деятельность не просто позволяет «производить» какие-то товары или услуги, но прежде всего, она позволяет человеку реализовывать свой творческий потенциал и создает условия для развития этого потенциала (напомним, что еще К. Маркс говорил, что главный результат труда - это не производимые товары, а «сам человек в его общественных отношениях»).

Профессия как исторически развивается. Интересно, что само слово «профессия» восходит к латинскому profiteri - «говорить публично». «Таким образом, в феномене профессии изначально скрытые события, являющиеся предметом и общей и социальной психологии», - отмечает Е. Климов. Естественно, сама профессия меняется в зависимости от изменения культурно-исторического контекста, и, к сожалению, возможны ситуации, когда первоначальный смысл профессии может существенно извращаться. В частности, психология, по сути своей ориентирована на развитие неповторимой личности человека, может в определенные исторические периоды («темные эпохи») использоваться для откровенной манипуляции общественным сознанием и создание в сознании отдельных людей иллюзии решения их проблем (особенно когда эти психологические проблемы умышленно не эт "связывают с общественными проблемами).

Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда. Это означает, что даже культурно-историческая ситуация (эпоха) не является тотально доминирующей, поскольку многое зависит от конкретных специалистов. Именно они должны сами определять своей профессии (и свою личную «миссию») в общественной системе, а не просто выполнять работу «по инструкции». Именно благодаря конкретным специалистам данная наука и данная практическая сфера развиваются. Вероятно, истинное величие того или иного профессионала определяется тем, насколько он сумел способствовать развитию своей науки не столько «благодаря» сложившимся обстоятельствам (и социально-экономических условий), сколько «вопреки» этим обстоятельствам.

А идеальным вариантом творческой самореализации в профессии является ситуация, когда работник даже неблагоприятные обстоятельства умеет использовать на благо (здесь нет никакого противоречия, поскольку нередко именно преодоление трудностей позволяет сделать что-то действительно значительное).

Назовите основные е характеристики профессии:

· Это ограниченный вид трудовой деятельности (вследствие исторического разделения труда);

· Это общественно полезная деятельность. Хотя четкого критерия «полезности» не существует, но интуитивно даже простые люди прекрасно понимают, от какого работника больше пользы, а от какого - меньше. Правда, неопределенность общественной полезности различных видов труда все - таки порождает спекуляцию с этого поводу. Например, за помощью изящной демагогии обосновывается, что труд спекулянта гораздо важнее труда честного труженика, а соответственно обосновывается, что и получать он должен гораздо больше (в десятки раз - пример современной РФ). Вероятно, одним с перспективных направлений профессиографии должен стать НЕ столько традиционный анализ операционно - технологического содержания труда (этим неплохо занимаются технологи на производстве), скільки обгрунтування більш справедливої оцінки різних професіоналів с позиций психологического и культурологического анализа;

· Это деятельность, которая предусматривает специальную подготовку (заметим, что это именно современное понимание профессии, хотя еще К. Маркс говорил о том, что «при развитой промышленности работник вынужден постоянно обновлять свою профессию»). В настоящее время в ФРГ на некоторых фирмах присваивается квалификация («ключевая квалификация», по Д. Мартенса), если работник не демонстрирует «способность адаптироваться к динамичному производства и до легкого перехода от от ного вида труда к другому»;

· Это деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение, моральное и материальное, дает человеку возможность не только удовлетворять свои насущные потребности и является условием его всестороннего развития (сейчас в качестве такого вознаграждения выступают в основном деньги);

· Это деятельность, дает человеку определенный социальный и общественный статус (то, чем человек занимается, дело человека, его работа - его главная «визитная карточка»);

· Наконец, можно вспомнить определение профессии, данное еще ​​в 1913 С. Богословским: «Профессия - есть деятельность, и деятельность такая, с помощью которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию», но при условии, что эта деятельность «признается за профессию личным самосознанием данного лица». Последнее обстоятельство позволяет понять самую психологическую характеристику профессии - отношение к данной работе как к своей профессии конкретным работником. Заметим, что такое понимание профессии было предложено С. Богословским задолго до Э. Фромма, который позднее рассуждал о «отчужденном характере», когда человек не воспринимает свою работу как личностно значимую.

Все это позволяет совершенно по-новому анализировать профессиональную деятельность с собственно психологических позиций. Например, даже если работник работает хорошо и им вполне достаточно начальство, в психологическом плане у него могут возникать серьезные проблемы, когда он ненавидит то, что делает и т. П.

В настоящее время в научной литературе много говорится о формировании профессионализма в различных видах деятельности. Пути формирования профессионализма могут быть разными.

Так как самореализация личности наиболее плодотворно осуществляется в профессиональной деятельности, то именно профессиональная деятельность дает максимальные потенциальные возможности одновременного и наиболее полного удовлетворения всех основных потребностей личности (потребности в социальном признании, самоуважении, безопасности и т. Д.). Само формирование человеческой личности в значительной степени происходит в ходе профессиональной деятельности и под ее влиянием.

В последние десятилетия исследования личности профессионала ведутся в двух направлениях.

Во-первых, большое количество работ посвящено изучению отдельных индивидуально-психологических особенностей личности в труде. С экспериментальной точки зрения проще осуществить углубленное изучение одного или нескольких черт личности, проследить проявление этого свойства в профессиональной деятельности, его влияние на процесс и результаты работы, чем исследовать целостную личность. Работы этого направления идут от запросов практики и посвящены какому-то конкретному виду профессиональной деятельности. В этом случае исследователь чаще опирается на концепцию профессионально важных качеств (ПВК) личности. Для каждого вида деятельности набор ПВК может быть достаточно специфический. Усиленное внимание к определенному качеству личности позволяет разрабатывать практические рекомендации по учету, коррекции и целенаправленного формирования данного свойства в профессиональной деятельности.

Второе направление, изучение целостной личности. Работы данного направления являются комплексными исследованиями, рассматривают целостный комплекс ПВК, их взаимосвязь и взаимовлияние в процессе конкретной профессиональной деятельности. Целесообразность синтетического подхода к исследованию личности профессионала подчеркивалась еще в 1930-е гг.. С Геллерштейном. Он отмечал, что психологическое изучение профессий должно стремиться охватить всю совокупность свойств личности в их наиболее характерном сочетании (Геллерштейн, 1983). Научные работы, выполненные в этом ключе, принадлежат Н. Рыбакову, Б. Ананьеву, 1968; В. Шадриковым, 1982; К. Платонову, 1986; Н. Кузьминой, 1989.

Особенно выделяется в этом ряду научная работа А. Марковой «Психология профессионализма» (1996), в которой наиболее полно и всесторонне рассмотрено целостное системное понимание профессионализма, выделены составляющие профессионализма - его мотивационная и операционная сферы, намеченные критерии, уровни, этапы, ступени продвижения работника к профессионализму, определены факторы, способствующие и препятствующие профессиональному росту.

В настоящее время большинство специалистов склоняется к мнению, что личностный подход - это не просто учет индивидуальных особенностей личности в профессиональной деятельности, но, прежде всего изучение путей становления целостной личности профессионала.

Таким образом, от того, какое определение профессионализма дает исследователь, которые отдельные черты или качества личности он выделяет, ставит на первый план, считает определяющими с неизбежностью будут детерминированы пути формирования профессионализма конкретной личности.

Климов Е. в своей работе «Образ мира в разнотипных профессиях» на странице 47 отмечает: «Без ясности в вопросе о том, образ чего (какого результата деятельности) должен содержать в сознании профессионал или учится профессии, повышающий профессиональную квалификацию, мы не сможем рассчитывать ни на хорошую постановку профессионального образования, ни на хорошую организацию труда, ни на разумное проектирование каждым человеком».

Срок «профессионально значимые качества» трактуется в научной литературе неоднозначно. Поскольку успешность деятельности специалиста определяется не только уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, но и степенью сформированности профессионально личностных качеств специалиста, ими называются те качества личности, которые «призваны обеспечить ее успешное трудовой старт и высокие производственные показатели. Так, основными профессиональными личностными качествами инженера 80-х годов считались интерес к профессии, склонность к инженерной деятельности, профессиональная самостоятельность, творческий подход к выполняемой работе, подготовленность к руководству трудовым коллективом. Для педагога профессионально значимые личностные качества включают в себя «спектр личностных ценностей, развитость которых обеспечивает высокое качество педагогической деятельности, репутацию мастера обучения, воспитания, повышенные заработки, личное и служебное благополучие, морально-психологический комфорт, возможности научной карьеры».

В. Шадриков называет «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения», профессионально важными качествами, включая в них и способности человека. Деятельность понимается им в широком смысле - деятельность инженера, рабочих, учебная деятельность студента, воспитательная и учебная деятельность педагога и т.д. С. Батишев, выделяя в «лестнице» становления личности ступень профессиональной компетентности, связывает ее с формированием таких «профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности».

На основании каких критериев свойство личности может считаться профессионально значимым качеством? Первым критерием мы называем социальной значимости определенного профессионального качества, которое задается обществом в виде требования, предъявляемым к личности специалиста.

Становления будущего специалиста включает в себя развитие его как личности. В системе образования впервые на первое место ставятся интересы личности: в Законе «Об образовании» провозглашаются «гуманистический характер образования, приоритет... свободного развития человека». Поэтому качество должно быть и личностно значимым. Это означает, по нашему мнению, понимание личностью того, что оно должно влиять на возможность наиболее полной самореализации в жизни и на эффективность основной деятельности человека. Для студента - будущего специалиста - основной деятельностью является его учение, которое рассматривается им как средство приобретения специальности. Значит, профессионально значимые качества должны влиять на успешность его учебной деятельности. В учебной деятельности студент приобретает и укрепляет такие качества, которые помогут ему стать специалистом высокого класса и, следовательно, достичь высокого уровня самореализации в жизни. Поэтому вторым критерием профессиональной значимости определенного качества личности будущего специалиста мы считаем его влияние на успешность учебной деятельности и возможность наиболее полной реализации себя как личности.

Так как успешность учебной деятельности обусловливает в будущем эффективность его профессиональной деятельности, то личностная значимость для студента определенного качества означает осознание его потенциального влияния на успешность будущей профессиональной деятельности. Эффективность - это степень, в которой процессы обслуживания удовлетворяют ожидания и потребности потребителей. Итак, третьим критерием профессиональной значимости качества для студента мы называем влияние данного качества на успешность будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, под профессионально важными качествами студента как будущего специалиста мы понимаем такие качества, которые предъявляются современным обществом к специалистам данной профессии, влияют на успешность учебной деятельности студента, дают ему возможность наиболее полно реализовать себя и развитие которых обеспечивает в дальнейшем высокое качество его профессиональной деятельности.

Прочитайте, выделите основные черты и законспектируйте

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...