Регрессивная стадия профессионального развития личности.
Как правило, работа положительно влияет на человека и его личностные особенности. Однако профессиональное развитие может носить и нисходящий характер. Негативное влияние профессии наличность может носить частичный или полный характер. При частичном регрессе профессионального развития затрагивается какой-то один его элемент. Полный регресс означает, что негативные процессы затронули отдельные структуры психологической системы деятельности, приводя к их разрушению, что может снизить эффективность выполнения деятельности. Признаком негативного влияния профессии па личность является появление самых разных профессиональных деформаций или специфических состояний, например психического выгорания. Слово «деформация» (от лат. deformatio - искажение) означает изменение физи ческих характеристик тела под воздействием внешней, среды. Под профессиональной деформацией понимают всякое изменение, вызванное профессией, наступающее в организме и приобретает устойчивый характер. Деформация распространяется на все стороны физической и психической организации человека, которые изменяются под влиянием профессии. Это влияние носит явно негативный характер, что видно из примеров, приведенных опыт Ватель (искривление позвоночника и близорукость у конторских служащих, льсти вость швейцаров). Профессиональная деформация может привести к затруднениям в повседневной жизни и снижению эффективности труда. Механизм возникновения профессиональной деформации имеет довольно сложное ную динамику. Сначала неблагоприятные условия труда вызывают негативные изменения в профессиональной деятельности, в поведении. Затем, по мере повторения трудных ситуаций, эти отрицательные изменения могут накапливаться и в личности, приводя к ее перестройке, что дальше проявляется в повседневном поведении и обще нии. Установлено также, что сначала возникают временные негативные психические состояния и установки, затем начинают исчезать положительные качества. Позже на месте положительных свойств возникают негативные психические качества, изменяющие личностный профиль работника.
Профессиональная деформация может иметь довольно сложную динамику проявлений в трудовой деятельности человека и затрагивать различные стороны психики: мотивационную, когнитивную, сферу личностных качеств. Ее результатом могут быть специфические установки и представления, появление определенных черт личности. Деформация тех или иных структур личности может возникнуть как следствие прогрессивного развития определенных черт характера, познавательных образований, мотивов в результате высокой степени специализации деятельности. Гипертрофируется ванное развитие указанных характеристик приводит к тому, что они начинают проявление ляться не только в профессиональной деятельности, но н проникают в другие сферы жизни человека. Выполнение профессиональных обязанностей при этом существенно не страдает. Профессиональная деформация мотивационной сферы может проявляться в над мерной увлеченности либо профессиональной сферой при снижении интереса к другим. Известным примером такой деформации может служить феномен «трудоголизма», когда человек большую часть времени проводит па рабочем месте, он говорит и думает только о работе, теряя интерес к остальным сферам жизни. Работа при этом, по выражению Л. Толстого, оказывается «нравственно анестезирующим средством вроде курения или вина для сокрытия от себя неправильности и порочности жизни». Работа в этом случае является своего рода «защитой», попыткой уйти от тех трудностей и проблем, которые возникают в жизни человека. С другой стороны, личность может высокоэффективно работать в какой-либо области, посвящая этому все свое время, что приводит к отсутствию интересов и активности в других сферах. В частности, Ч. Дарвин высказывал сожаление по поводу того, что усиленные занятия в области биологии полностью занимали все его время, в результате чего он не имел возможности следить за новинками художественной литературы, цикативися музыкой и живописью.
Профессиональная деформация знаний также может быть результатом глубокой специализации в какой-либо одной профессиональной сфере. Человек ограничивает сферу своих познаний тем, что необходимо ему для эффективного выполнения своих обязанностей, демонстрируя при этом полную неосведомленность в других областях. «Невежество Холмса было так же поразительно, как и его знания. О современной литературе, политике и философии он почти не имел представления. Мне случилось упомянуть имя Томаса Карлейля, и Холмс наивно спросил - кто он такой и чем знаменит. Но когда оказалось, что он совсем ничего не знает ни о теории Коперника, ни о строении Солнечной системы, я просто опешил от удивления. -... На кой черт он мне? - Перебил он нетерпеливо. - Ну, хорошо, пусть, как вы говорите, мы вращаемся вокруг Солнца. А если бы я узнал, что мы вращаемся вокруг Луны, много бы это помогло мне или моей работе?». Другой формой проявления этого феномена являются профессиональные стерео типы и установки. Они представляют собой определенный уровень достигнутого мастерства и проявляются в знаниях, авто автоматизированных умениях и навыках, подсознательных установках, не загружать сознания. Негативное влияние стереотипов проявляется в упрощенном подходе к решению проблем, в представлении о том, что данный уровень знаний и представлений может обеспечить успешность деятельности. В ряде профессий эти стереотипы и установки очень опасны. Примером такой профессии может служить деятельность следователя. Подозрительность как вид деформации неизбежно приводит к предвзятости, к обвинительному уклону в следственной деятельности. Этот феномен получил название «обвинительный уклон» и представляет собой неосознаваемую установку на то, что человек, чья вина еще не доказана, безусловно совершил правонарушение. В исследованиях было выявлено наличие установки на обвинения во всех специальностях юридической профессии, начиная с работников прокуратуры и заканчивая адвокатами. Сформированные у профессионалов стереотипы и установки также могут мешать освоению новых профессий. В частности, в проведенном них нами исследованиях было показано, что наличие стереотипов в сознании может затруднить процесс адаптации врачей, получающих специальность медицинского психолога, в новой профессии и влияет на представление о ней. Представление о профессии эти психолога у медиков и педагогов и у психологов, имеющих базовое образование и успешно работают в своей области, имеют определенные отличия. Так, обе группы выделяют такие качества, как умение расположить к себе, доброжелательность, внимательность к людям. Однако если психологи относят эти качества к разряду профессиональной компетенции, то врачи и учителя этого не делают. Причиной этого может быть перенос старых моделей на новые условия. В традиционной медицине и педагоги ке существует образ врача (педагога) как профессионала-манипулятора, включающий такие характеристики, как доминирование, авторитарность, требовательность, управление поведением пациента или ученика. В противоположность врачам и педагогам, психологи строят свой образ в контексте психологически ориентированной модели.
Уровень профессиональной деформации личностных особенностей изучен хуже. Отмечается, что сформированные под влиянием той или иной профессии личностные особенности существенно затрудняют взаимодействие человека в социуме, особенно в непрофессиональной деятельности. В частности, многих учителей отличает дидактическая манера речи, стремление поучать и воспитывать. Если такая тенденция абсолютно оправдана в школе, то в сфере межличностных отношений она раздражает людей. Для учителей также характерен и упрощенный подход к проблемам. Это качество необходимо в школе для того, чтобы сделать объясняется материал более доступным, однако вне профессиональной деятельности оно порождает ригидность и прямолинейность мышления.
Профессиональная деформация личностных особенностей также може нуть вследствие чрезмерного развития одной черты, необходимой для успешного вы выполнения профессиональных обязанностей и распространила свое влияние на «НЕ профессиональную» сферу жизни субъекта. Например, следователь в своей работе сталкивается с обманом, коварством и лицемерием. На основании этого у него может выработаться повышенная критичность и излишняя бдительность. Дальнейшее обострение этих черт может привести к развитию чрезмерной подозрительности, когда следователь в каждом человеке видит преступника, причем эта черта проявляется не только в профессиональной деятельности, но распространяется и на семейные и бытовые отношения. Деформация одних личностных особенностей может компенсироваться развитием других. Так у работников исправительно-трудовых учреждений под влиянием профессии формируются такие специфические личностные особенности, как ригидность поведения и познавательной сферы, сужение круга интересов и общения. Деформация указанных характеристик сопровождается высоким уровнем выраженности таких личностных черт, как аккуратность, пунктуальность, добросовестность. Кроме того, раз личные психологические структуры в разной степени подвержены деформации. С гласно нашим данным, эмоционально-мотивационная сфера деформируется в большей степени, чем блок личностных характеристик. Другим проявлением негативного влияния профессии на личность представляет ся феномен психического выгорания, широко известный на Западе и практически не исследованный в отечественной науке. В отличие от профессиональной деформации психическое выгорание можно в большей степени отнести к случаю полного регресса профессионального раз вития, поскольку оно затрагивает личность в целом, то отправляясь ее и оказывая негативное влияние па эффективность трудовой деятельности. Впервые этот феномен был описан X. Фреденбергер, который наблюдал большое количество работников, испытывающих постепенное эмоциональное истощение, потерю мотивации и работоспособности. Исследователь назвал этот феномен термином burnout: (Выгорание), используя в разговорной речи для обозначения эффекта хронической зависимости от наркотиков. Одновременно с наблюдениями X. Фреденбергер социальный психолог К. Маслач, занимаясь изучением когнитивных стратегий людей, использованных для борьбы с эмоциональным возбуждением, установила, что исследуя феномены влияют на профессиональную идентификацию и поведение работников. Она обнаружила, что юристы также называют это явление выгоранием.
В настоящее время существует множество различных подходов к описанию психического выгорания, которые объединяются в три большие категории в зависимости от источника его возникновения. Представители интерперсональных подходов видят традиционную причину выгорания в асимметрии отношений между работниками и клиентами, что подчеркивает важность межличностных отношений в возникновении выгорания. В частности, К. Маслач считает, что основной причиной выгорания является напряжении отношения между клиентами и работниками. Психологическая опасность таких взаимоотношений заключается в том, что профессионалы имеют дело с человеческими проблемами, несут в себе негативный эмоциональный заряд, который тяжелым бременем ложится на их плечи. Среди индивидуальных подходов наиболее популярным является экзистенциально подход, основным представителем которого является А. Пайнс. По ее мнению, выгорание с наибольшей вероятностью возникает у работников социальной сферы с высоким уровнем притязаний. Когда высоко мотивированы специалисты, отождествляют себя со своей работой и считают ее високозначимою и общественно полезной, терпят неудачи в достижении своих целей и чувствуют, что не способны внести весомый вклад, они испытывают выгорания. Работа, которая была смыслом жизни для индивида, вызывает у него разочарование, развитие которого и приводит к выгоранию. В отличие от вышеназванных подходов, организационный подход фокусируется на факторах рабочей среды как главных источниках выгорания. К таким факторам относятся большой объем работы и прежде всего ее рутинного компонента, суженная область контактов с клиентами, отсутствие самостоятельности в работе и некоторые другие. Несмотря на наличие различных подходов, все исследователи этого феномена сходятся в следующем: Психическое выгорание представляет собой синдром, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений. Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоционально опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности, в социальной сфере где персонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, при ходящих для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг. Наконец, редукция профессиональных достижений представляет собой возникло у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней. Данный феномен является профессиональным. В какой-то мере он отражает специфику работы с людьми - профессиональной сферы, в которой был впервые о наружу. Вместе с тем исследования последних лет позволили существенно расширить сферу его распространения, включив в нее профессии, связанные с социальной сферой. Данный феномен является необратимым. Возникнув у человека, он продолжает развиваться, и можно только определенным образом затормозить этот процесс. Исследования показывают, что кратковременный уход от работы временно снимает действие выгорания, однако после восстановления профессиональных обязанностей оно полностью восстанавливается. Классическое описание данного феномена мы находим у немецкого писателя Т. Манна в его знаменитом романе «Будденброки», где создан образ человека, которая включает в себя основные черты выгорания, такие как чрезвычайное утомление, потеря идеалов и следования им, а также потеря любви к работе. «Томас Будденброк чувство вал себя безмерно уставшим, подавленным. Того, что ему дано было достичь, он достиг и прекрасно осознавал, что вершина его жизненного пути уже пройдена, если только, поправлял он себя, на таком рядовому и низменном пути можно вообще говорить о вершинах... Пусто было у него па сердце: он больше НЕ вынашивал никаких планов, никогда не видел перед собой работы, которой можно предаться с радостью и воодушевлением. Отсутствие интереса, способного захватить его, обнищание, опустошение души - опустошение такое полное, что он почти непрестанно ощущал его как тупую, гнетущую тоску, - в соединении с неумолимым внутренним долгом, с упорной виришальности скрывать свою немощь и соблюдать les dehors сделали существование Томаса Будденброка искусственным, надуманным, превратили каждое его слово, каждое движение, каждый, даже самый обычный его поступок в напряженное, подтачивает силы лицедейство». Выгорания представляет собой самостоятельный феномен, не сводится к другим сословиям, встречающиеся в профессиональной деятельности (стресс, утомление, депрессия). Хотя некоторые исследователи склонны рассматривать психическое вы Гораном как длительный рабочий стресс, переживания воздействия стрессовых факто ров, большинство исследователей сходятся во мнении, что стресс и выгорание - это хоть и родственные, но относительно самостоятельные феномены. Соотношение между выгоранием и стрессом может быть рассмотрено с позиций временного фактора и успешности адаптации. Разница между стрессом и выгоранием кроется прежде всего в длительности процесса. Выгорания представляет собой длительный, «растянутый» во времени рабочий стресс. С точки зрения Г. Селье, стресс представляет собой адаптивный синдром, мобилизует все стороны психики человека, выгорание же является срывом в адаптации. Другим отличием между стрессом: и выгорания явля ется степень их распространенности. В то время как стресс может испытывать каждый, выгорание является прерогативой людей, имеющих высокий уровень достижений. В отличие от стресса, возникающего в бесчисленном множестве ситуаций (например, война, стихийные бедствия, болезни, безработица, различные ситуации на работе), выгорание чаще проявляется именно при работе с людьми. Стресс не обязательно может быть причиной выгорания. Люди способны прекрасно работать в стрессовых условиях, если считают, что их работа важна и значима. Таким образом, хотя и существует некоторая общность между стрессом и выгоранием, последнее можно считать относительно самостоятельным феноменом. Некоторые исследователи связывают выгорание с депрессией и разочарованием в работе. Действительно, эти понятия могут тесно коррелировать друг с другом, и в свободно трудно найти различия между ними. X. Фреденбергер указывал, что депрессия всегда сопровождается чувством вины, выгорание же всегда сопровождается чувством гнева. К сожалению, данный тезис имел только клинические доказательства. В то же время различие между выгоранием и депрессией обусловлены большей! степенью универсальная последней. Если выгорания проявляется только в профессиональной деятельности, депрессия более глобальная, и ее действие просматривается в различных жизненных контекстах. Исследование связи депрессии и составляющих выгорания показывают наличие тесной корреляции депрессии и эмоционального истощения. Что касается связи между депрессией и другими составляющими психического выгорания, то она просматривается достаточно слабо. Итак, вывод многих авторов о совпадении (перекрытии) понятий «выгорания» и «депрессия» верен лишь отчасти. Основное различие между выгоранием и усталостью заключается в том, что в последнем случае человек способен быстро восстановиться, а в первом - нет. Анализ субъективных ощущений людей, испытывающих синдром выгорания, показывает, что хотя они и чувствуют себя физически истощенными, но описывают это ощущение как существенно отличается от «нормального» физического утомления. Кроме того, утомление как результат физических упражнений может сопровождаться чувством успешности в достижении любых целей и с этой точки зрения есть залежи тельных опытом. Выгорания же связано с чувством неудачи и является негативным опытом. Среди факторов, вызывающих выгорание, особое место занимают индивидуальные особенности личности и социально-демографические характеристики, с одной стороны, и факторы рабочей среды - с другой. Среди социально-демографических характеристик наиболее тесную связь с выгоранием обнаруживает возраст. Что касается личностных особенностей, то высокий уровень выгорания тесно связана с пассивными тактиками сопротивления, внешним «локусом контроля», низкой степенью личностной выносливости. Показано также наличие положительной связи между выгоранием и агрессивностью, тревожностью и отрицательной - между выгоранием и чувством групповой сплоченности. Среди факторов рабочей среды наиболее важны степень самостоятельности и независимости сотрудника в выполнении своей работы, наличие социальной поддержки от коллег и руководства, а также возможность участвовать в принятии решений, важных для организации. Исследования последних лет не только подтвердили жизненность этой структуры, но позволили существенно расширить сферу ее распространения, включив в нее профессии, не связанные с социальной сферой. В некоторых зарубежных исследованиях отмечается наличие выгорания в профессиях инженерного труда, среди работников телесервиса и некоторых других. Например, психологические исследования моряков показывают, что длительное пребывание Вдали от дома, автоматизация труда на судах, приводит к сокращению персонала, способствуют не только развитию традиционных для данной сферы состояний одиночества и тоски по дому, но и выгорания. Исследования ряда других профессиональных феноменов в профессиях «несоциальной сферы» подтверждает сказанное выше. В частности, описано в литературе явление «излетаппости» у летчиков определяется как потеря направленности пилота на выполнение своей профессиональной деятельности. Летчик теряет интерес к своему делу, в ноьго появляется боязнь полетов, неуверенность в своих силах, потеря ответ за результат полета. Наконец у пилотов возникает желание сменить профессию, списаться на нелетную работу. Описание данного феномена во многом согласуется с описанием психического выгорания. Симптомы выгорания и «излетанности» одинаково проявляются в потере человеком удовольствие от своей настоящей профессиональной деятельности, в снижении мотивации в профессиональной сфере, в эмоциональном, психическом и физическом истощении. Это позволяет рассматривать «излетанность» как проявление выгорания в летной профессии. Естественно, что наличие психического выгорания заставляет людей искать раз личные способы его преодоления, например обращение к психотерапевтические службы, оптимизация условий работы и др Таким образом, профессия может существенно изменять характер человека, приводя как к положительным, так и отрицательным последствиям. Трудности борьбы с профессиональной деформацией заключается в том, что она, как правило, не осознается работником. Поэтому профессионалам очень важно знать о возможных последствиях мощности этого явления и более объективно относиться к своим недостаткам в процессе взаимодействия с окружающими в повседневной и профессиональной жизни. Вопросы для самоконтроля: 1. Раскройте понятие о профессиональных знаниях, навыках, умениях. 2. Охарактеризуйте условия формирования профессиональных знаний, навыков, умений. 3. Приведите признаки прогрессивной стадия профессионального развития личности. 4. Определите специфические черты профессиональной деформации личностных особенностей. 5. Назовите предпосылки психического выгорания как синдрома эмоционального истощения. 6. Определите основные признаки трудностей борьбы с профессиональной деформацией. 7. Раскройте ситуации безработицы и их характеристика - «невроз безработицы». 8. Дайте характеристику психологическому состоянию безработного. Выводы (краткое резюме). Студенту нужны навыки, связанные с решением различных вопросов своей будущей профессиональной деятельности. Трудно назвать профессию, в которой не нужны были бы сенсорные, двигательные, умственные (интеллектуальные), языковые навыки, навыки коллективной работы и общения. Развитие личностных особенностей в процессе профессионализации может идти не только за счет «непосредственного» приспособления личности к профессии, но и за счет «компенсаторного» профессионального приспособления. Это означает, что субъект под влиянием требований профессии может с помощью волевых усилий преодолеть в себе определенные личностные черты, которые мешают выполнению деятельности. Таким образом, профессия может существенно изменять характер человека, приводя как к положительным, так и отрицательным последствиям. Трудности борьбы с профессиональной деформацией заключается в том, что она, как правило, не осознается работником. Поэтому профессионалам очень важно знать о возможных последствиях мощности этого явления и более объективно относиться к своим недостаткам в процессе взаимодействия с окружающими в повседневной и профессиональной жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|