Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности подготовки специалистов социальной работы.




Проблема подготовки студентов к практической социальной работы деятельности обусловлена ​​современной ситуацией развития общества, для которой характерно обновления всех социальных институтов и систем.

В 90-х годах в России профессия «социальная работа» была официально зарегистрирована в государственных документах в нескольких модификациях: социальный работник, социальный педагог, специалист по социальной работе. В настоящее время созданы научные школы, проводятся специальные исследования в области социальной педагогики, формируются различные модели и технологии подготовки социальных педагогов к профессиональной деятельности.

Профессиональная подготовка специалистов осуществляется в учреждениях трех типов, дающие образование разного уровня:

· учреждения начального профессионального образования (лицей);

· среднего профессионального образования (училище, колледж и другие);

· высшего профессионального образования (институты, университеты и другие).

В настоящее время принят государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, разработаны учебные планы, учебные программы отдельных курсов. Однако сложность в недостаточном объеме литературы по данной профессии и в специально подготовленных преподавательских кадрах.

Профессиональные знания специалиста социальной работы включают, прежде всего, необходимость знания законодательства и основ социально-педагогической деятельности.

Однако по окончании высшего профессионального обучения, по мнению социолога, Ляшенко А., специалист данной профессии должен обладать следующими профессионально важными личностными особенностями:

· Внимание, стремление понять позицию других;

· Дружелюбие, общительность;

· Способность стать лидером;

· Вежливость, вежливость;

· Руководство здравым смыслом, следование предписаниям;

· Жизнерадостность;

· Толерантность, упорство;

· Большое чувство ответственности;

· Способность выполнить работу полную разнообразия;

· Энтузиазм в трудовой деятельности, альтруизм;

· Способность взаимодействовать со специалистами;

· Тщательность действий;

· Аккуратность и последовательность в работе;

· Способность к планированию своего будущего;

· Способность к устных высказываний;

· Хорошая пам пять, способность учить других;

· Умение заботится о других;

· Реализация новых идей, самостоятельность суждений.

Среди факторов и условий, имеющих значение для выпускника учебного заведения по специальности «социальная работа», влияющие в дальнейшем на профессиональную карьеру, наиболее распространенными являются следующие:

В числе негативных сторон:

· Недостаточность ведомственной нормативной и инструктивно-методической базы;

· Недоработке профессионального инструментария по специальности, что приводит к необходимости его самостоятельной разработки специалистом;

· Фактор «профессионального одиночества», который означает непонимание специфики и значения должности в учреждении в распространенной ситуации наличия в штатном расписании одной ставки специалиста (или даже нескольких, но явно ниже потребностей);

Есть и положительные стороны этой работы:

· Многообразие возможных мест работы;

· Реализация положительных качеств личности, организаторских способностей;

· Возможность коммуникативного общения;

· Развитие творческих способностей.

При подготовке кадров по специальности «социальная работа» нужно: развивать профессиональные особенности личности, соответствующие специальности, вести более общий обзор профессиональной деятельности специалиста социальной работы, конкретизировать подготовку и специализироваться на определенном виде деятельности специалиста социальной работы, а также при комплектовании групп ввести тестирование, с целью учета личностных качеств будущего «специалиста социальной работы».

Вышеизложенное показывает, что:

1. Существует необходимость подготовки специалистов социальной работы, как на базе средних специальных учебных заведениях так и высших;

2. Большую роль в подготовке кадров имеет подбор предметов преподавания;

3. Важную роль играет подготовка педагогического состава, существует необходимость специальной подготовки самих преподавателей, а также укрепление материально-технической базы учебных заведений;

4. Учет личностных качеств абитуриента через тестирование.

Социальная работа не сводится к традиционным формам деятельности; ее определения, дефиниции весьма разнообразны. Так, Ассоциация социальных работников Великобритании в 1989 году дала следующее определение:

Социальная работа - это ответственная профессиональная деятельность, которая помогает людям, сообществам установить, определить личные, социальные и ситуативные, то есть обстоятельственные трудности, влияющие на них. Социальная работа помогает им преодолеть эти трудности с помощью поддержки, защиты, коррекции и реабилитации. Это деятельность патронажа, социальной помощи, социального обеспечения, социального образования исправления и надзора над правонарушителями, направленная на диагностику, контроль и реабилитации лиц, нуждающихся в социальной помощи.

Профессор Сильвия Штаун определяет социальную работу как работу, которую делает социальный работник, оказывая социальную помощь индивидам, группам, удовлетворяя их потребности, помогая мобилизовать все источники общества для оказания помощи. Должность социального работника предоставляется государственными и общественными организациями, а также частными агентствами социальной помощи. Сильвия Штаун считает, что необходимым условием для приема на работу на должность социального работника является наличие квалификации в патронаже - аттестата или диплома. Особое значение имеет градуировки (уровневого) квалификационных характеристик социального работника.

Международная Федерация социальных работников дает свое определение социальной работы. Это профессиональная работа с: 1) ведение благотворительной деятельности, 2) оказание помощи человеку в самовыражении, 3) дисциплинированного внедрению в жизнь научного знания о человеческом поведении (социальном поведении человека). Социальная работа направлена ​​на развитие личности, индивида, семьи, нации и мирового сообщества - для претворения в жизнь принципов социальной справедливости.

В квалификационном справочнике специалист социальной работы наделяется различными должностными обязанностями. Каждый вид деятельности заканчивается каким результатом, по которому оценивается выполненная работа. Одной из важнейших оценок результата является эффективность. Социальная работа тоже дает те или иные результаты. Она также оценивается по ее эффективности.

В зависимости от рода деятельности понятие эффективности определяется по-разному. В экономике - это соотношение результатов и затрат. Чем лучше результат и меньше затрат, тем выше эффективность. В медицине - приближение состояния здоровья пациента после проведения лечения в норму. В психологии - степень реализации духовно-нравственных идеалов.

Определение вроде бы разные. Но в тоже время в каждом из них есть обязательные элементы: цель, результат, расходы, общепринятая норма (или идеал).

Главными в этом перечне есть цель и результат. Они представляют собой начальный и конечный пункты деятельности: в начале выдвигается цель, а в конце получается результат. Соотношение цели и результата и дает представление об эффективности деятельности. Не случайно определение: эффективность суть степени реализации цели. Конечным выражением этой степени служит результат: он совпадает с целью в большей или меньшей степени.

Прочитайте, выделите основные черты и законспектируйте

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...