Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технологии социальной работы.




Выполняя различные социальные роли, специалист социальной работы реализует следующие функции:

Образовательно-воспитательную - специалист обеспечивает целенаправленное педагогическое воздействие на поведение и деятельность детей и взрослых, способствует образовательной и воспитательной работы всех социальных институтов в зоне своего профессионального влияния: семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации, религиозных организаций и общественных об объединений;

Диагностическую - специалист ставит «социальный диагноз», изучает психологические и возрастные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов, круг общения, условия его жизни, выявляет позитивные или негативные влияния, проблемы;

Организаторскую - специалист организует ту или иную общественно ценную деятельность детей и взрослых, помогает в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адоптации, координирует деятельность подростковых и молодежных объединений, влияет на взаимодействие клиента с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями, общества и благотворительными организациями, обеспечивает реализацию планов, проектов и программ;

Прогностическую - специалист участвует в разработке планов, программ и прогнозов социального развития микрорайона и конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, разрабатывает социально-педагогическую программу развития личности конкретного ребенка, схемы и алгоритмы решения конкретных социально-педагогических задач;

Профилактическую и социально-терапевтическую - специалист участвует и приводит в действие социально-правовые, юридические и психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний, организует социально-терапевтическую помощь нуждающимся, обеспечивает защиту прав человека в обществе, оказывает помощь подросткам и молодежи в период социального и профессионального самоопределения;

Организационно-коммуникативную - специалист способствует включению добровольных помощников, населения в социальную работу, в совместную работу и отдых, деловые и личные контакты, сосредоточивает информацию и налаживает взаимодействие между различными социальными институтами в их работе с клиентом;

Охранно-защитную - специалист использует весь арсенал правовых норм для защиты интересов клиентов, способствует применению мер социального принуждения и юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на клиента;

Посредническую - специалист осуществляет связи между семьей, образовательными учреждениями, ближайшим окружением, официальными инстанциями в интересах ребенка.

Будучи сотрудниками соответствующих служб, социальные работники должны чувствовать себя в первую очередь лидерами социально уязвимых групп населения.

Для того чтобы профессионально реализовать призвание, необходимо знать, как люди развиваются, взаимодействуют, изменяются, учитывать специфику реагирования на трудности, проблемы, общественные условия жизни отдельных людей, а также уметь тонко сочетать методы убеждения и принуждения со стимулированием своей активности людей, с раскрытием возможностей их внутреннего потенциала и компенсаторных возможностей.

Нужно не только отказ от авторитарных методов работы, но и настоящая вера в то, что каждый человек имеет право и способен сам довольно успешно строить свою жизнь во всем многообразии ее проявлений.

Сформировалась концепция социальной службы, включая наиболее общие положения, на основе которых создаются многочисленные варианты и модели, различающиеся по способам и средствам реализации в конкретных национально-региональных и местных условиях. Основным, базовым положением общей модели социальной службы является построение ее структур и применение технологий на основе территориального принципа, максимального приближения к семье, сфере взаимоотношений и общения людей разного возраста, профессии, поколений, взрослых и детей.

Таким образом, сфера деятельности социального работника многогранна, многофункциональна и востребована обществом.

Поиски путей решения проблем, возникающих в пределах и за пределами учебно-воспитательного процесса, привели к необходимости введения новых должностей для решения задач воспитания, развития и социализации личности. В школе появились такие профессии, как педагог-психолог, педагог дополнительного образования, освобожден классный воспитатель, социальный педагог. У каждого из них своя квалификационная характеристика, своя роль, свое место в образовательном процессе.

Можно выделить следующие направления социально-педагогической работы в образовательном учреждении:

· Помощь Семьи в решении проблем, "связанных с обучением, воспитанием, присмотром за ребенком;

· Помощь ребенку в устранении причин, негативного влияния на его успеваемости и посещаемости учреждения;

· Привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций;

· Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;

· Индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов, администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье ' й и т.д.;

· Выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений, организаций;

· Помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми, в выявлении проблем в учебно-воспитательной работе и определение мер по их преодолению;

· П роектування, разработка планов и программ по различным направлениям деятельности образовательного учреждения;

· Пропаганда и разъема объяснения прав детей, родителей, педагогов;

· Водоворот ишення практических вопросов обеспечения учебно-воспитательной работы за пределами расписания учебных занятий.

Вся деятельность социального работника должна способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности подопечного, обеспечения охраны жизни и здоровья гражданина, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

Профессиональная успешность социального работника определяется результативностью его деятельности и ее общественным признанием. Для успешного взаимодействия социальный работник должен обладать следующими качествами: веселый характер; умение помочь; дружелюбие; вежливость; справедливость и именно в этой последовательности.

Но не только от этого зависит успешность деятельности специалиста социальной работы, она зависит и от условий труда, здесь важны:

1. Наличие должностных обязанностей, составленных с учетом специфики учреждения;

2. Четкое и ясное информирование о должностных обязанностях специалиста социальной работы - (должна быть у всех членов педагогического коллектива, а не только в администрации и самого специалиста социальной работы);

3. График работы с учетом времени на связи во внешнем реабилитационном пространстве;

4. Собственный кабинет;

5. Средства на методическую литературу;

6. Возможность профессионального роста;

7. Адекватная оплата труда;

8. Адекватный социальный статус.

Содержание деятельности социального работника необъятно, однако автором работы сделана попытка обозначить основные направления его деятельности.

Из всего вышесказанного следует, что: деятельность социального работника разнообразна и многоканального; еапрямкы деятельности социального работника могут быть разнообразны, от широкой направленности: «ребенок - семья - общество», в узкоспециальных: организатор работы с трудными детьми; специалист по организации культурного досуга детей и взрослых в микрорайоне; специалист, работающий в области охраны прав ребенка; и т.д. Социальный работник должен выполнять следующие функции: организационно-коммуникативную; диагностическую; организаторскую; прогностическую; профилактическую и социально-терапевтическую; организационно-коммуникативную; охранно-защитную; посредническую.

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте психологические особенности профессиональной деятельности и профессиональных качеств.

2. Определите основные характеристики профессии.

3. Охарактеризуйте особенности и подготовки специалистов по социальной работе.

4. Современный подход к оценке эффективности профессионально важных качеств социального работника.

5. Предоставьте профессиональный портрет социального работника в трудовой деятельности.

6. Назовите основные технологии социальной работы.

7. Определите особенности саморегуляции в работе, противопоказания к профессии социальный работник.

8. Охарактеризуйте значение выразительных свойств внешности и движений в работе.

Выводы (краткое резюме). В профессионально значимыми качествами студента как будущего специалиста мы понимаем такие качества, которые предъявляются современным обществом к специалистам данной профессии, влияют на успешность учебной деятельности студента, дают ему возможность наиболее полно реализовать себя и развитие которых обеспечивает в дальнейшем высокая качество его профессиональной деятельности.

Социальный работник осуществляет ряд конкретных видов деятельности. К ним мы относим: психологическую, педагогическую, организаторскую, управленческую и др Но при этом надо иметь в виду, что тот или иной вид деятельности преобладает в зависимости от основных функций того или иного социального специалиста. Он должен обладать немалым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, акмеологии, социологии, педагогики, права, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы. Знания и умения социального работника в сочетании с соответствующими личностными качествами подлежат оценке с помощью соответствующих методов, что способствует более эффективному выполнению профессиональной деятельности.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...