Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современный подход к оценке эффективности профессионально важных качеств социального работника.




Важным местом нашего изучения является эффективность социальной работы, которая в наиболее общем виде рассматривается как отношение полученных результатов к ранее выдвинутым целям. Таким образом, она фиксирует степень соответствия тому, чего предполагалось достичь.

Сущность эффективности социальной работы выражается в способности целостной системы или ее отдельных элементов положительно реагировать и отвечать на запросы, потребности населения, прежде всего социально уязвимой его части. Поэтому понятие эффективности социальной работы можно сформулировать следующим образом - это максимально возможное в данных условиях достижение целей по удовлетворению социальных потребностей населения (клиента) при оптимальных затратах. Иными словами, речь идет о необходимости проведения в той или иной форме сравнительного анализа, в ходе которого сопоставляются новейшие данные об объекте - клиенте в процессе терапии терапевтом или социальным органом, учреждением, ведущими социальную работу, информации, полученной ранее. Это позволяет соотнести количественно-качественную оценку нынешнего и прежнего состояния дел на определенном участке социальной работы и сделать соответствующие выводы о степени ее эффективности.

Одним из важнейших условий совершенствования организации социальной защиты и социального обслуживания населения в качестве составных частей всей социальной работы, является использование базовой информации, объективно отражает состояние системы и ее элементов. Роль инструмента для получения такой информации выполняет система критериев и показателей эффективности социальной работы, которая должна содержать, как минимум, данные о клиентах, предоставленных им услуги и их результаты.

Повышение эффективности социальной работы является стержневой проблемой не только ученых, но и практиков - управленцев областного и местного уровней, непосредственных организаторов системы социальной зашиты населения, руководителей и специалистов социальных служб, а также преподавателей высшей школы, которые занимаются подготовкой и переподготовкой специалистов по социальной работе.

Однако нередко еще ставятся вопросы: своевременная, или постановка вопроса об эффективности социальной работы в целом и тем более о результативности отдельных социальных работников? Достаточно четко разработаны основания для определения эффективности деятельности социальных служб и отдельных специалистов по социальной работе? Система критериев и показателей, на основе которых можно измерить эффективность социальной работы, отдельных видов и методов социального обслуживания населения?

Главное, что отличает социальную работу от других видов социальной деятельности - ее подчинение задачам возрождения человеческого достоинства, вмешательство в социальную среду ради преодоления депривацию и деструкции, осуществление интеграции социальных, социокультурных, психологических и физических воздействий на личность, индивидуум, обеспечение гармонии человека и среды, нормальное социально-психологическое функционирование человека в различных ситуациях и средах.

Сегодня главная задача специалистов по социальной работе-научиться проводить в жизнь функциональную предназначенного тех служб, в которых они работают, оптимально выполнять свои задачи, опираясь на отечественный и зарубежный опыт социальной работы. В условиях социально-экономического кризиса остро стоит вопрос о роли социальных работников в процессе адаптации различных категорий населения к новым социальным условиям, об активном и профессиональном участии в социальной реабилитации людей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Для достижения поставленных задач различным типам учреждений социального обслуживания и специалистам социальных служб важно научиться всем и каждому специалисту проводить в жизнь отечественную концепцию социального обслуживания населения, основные методологические принципы социальной работы, умело использовать различные технологии социальной работы.

Определение критериев и показателей эффективности социальной работы имеет важное значение как для научной, так и практической деятельности социальных служб и отдельных ее специалистов. Индикаторы эффективности социального обслуживания, как правило, нацеливают практических социальных работников различной квалификации и функциональной назначенного на достижение конкретных результатов-промежуточных и конечных.

Эффективность деятельности специалистов по социальной работе может определяться на основе как общих, так и специфических критериев. Общие критерии эффективности социальной работы служат для оценки ее эффективности в целом, скажем в масштабе территориальной социальной службы или отдельного учреждения социального обслуживания на определенной территории, а специфические - для оценки основных видов социального обслуживания, форм и методов социальной работы с различными категориями населения. Выделим принципы, на которых основывается эффективность социальной работы с клиентом:

1) умение точно сформулировать проблему клиента;

2) анализ факторов, вызвавших проблему, а также препятствуют или благоприятных решения проблемы;

3) оценка возможности решения проблемы;

4) разработка плана действий;

5) привлечение клиента к решению проблемы;

6) оценка изменений, достигнутых в положении клиента.

Разумеется, критерии, так же как и показатели эффективности осуществления социальной работы в стране могут применяться на макроуровне (на уровне государства), мезоуровне (республика, город, район), и микроуровне (на уровне индивида, клиента).

Что же касается макроуровня, где, как правило, имеется в виду преодоление социальных девиаций или стабилизация негативных тенденций социального здоровья общества и его постепенное улучшение, то очень трудно выделить индикаторы, которые бы позволяли определить конкретный вклад социальных работников в преодоление таких девиаций и проблем, как бедность, безработица, бездомность, социальное нездоровье в виде наркомании, алкоголизма, проституции и т.д., так как их решение во многом зависит от характера проведения социально-экономических реформ в стране, от осуществления социальной политики, от эффективности реализации механизма социальной безопасности. Нам представляется, что весьма трудно подсчитать коэффициент участия специалистов - представителей различных отраслей социальной сферы (учителей, врачей, социальных работников), например, в решении проблем семьи и детей.

Большое значение в повышении эффективности социальной работы имеет микроуровень - непосредственно деятельность социального работника на уровне клиента.

Не вызывает сомнения, что критерии и показатели эффективности отдельных специалистов по социальной работе, прежде всего контактных социальных работников, имеющих первостепенное значения не только для преодоления существующего сочетание высокого уровня профессионализма специалистов и элементарной некомпетентности целого ряда работников социальных служб, не только для формирования положительной мотивации профессиональной деятельности. Они нужны, прежде всего, для защиты клиентов социальных служб, исключение или смягчения разного рода отклонений в социальном обслуживании населения.

Поэтому, как бы ни были важны критерии и показатели, позволяющие оценить эффективность развития базисных предпосылок качественного и своевременного социального обслуживания, надо всегда помнить о индикаторы, позволяющие оценивать уровень доступности и адекватности клиента в предоставленных услугах, уровень доступности и адекватности этих услуг, позволяющие клиенту выйти из трудной жизненной ситуации.

Оценка эффективности работы специалиста по социальной работе, так же как и деятельности социальной службы в целом может по-разному рассматриваться в зависимости от понимания сущности личности клиента и его проблем.

Известно, что не каждый человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, может сам без посторонней помощи выйти из нее. Значит, кто-то должен предоставить активности клиента импульс, определить конкретное направление его действий, стимулировать жизненные силы человека, кто-то должен рационально подойти к выбору средств, которые могут привести клиента к выходу из трудной жизненной ситуации, кто-то должен задействовать комплекс условий и ресурсов, позволяющих реализовать конкретные устремления клиента. Таким человеком может стать социальный работник, деятельность которого, как правило, связана с сознательным и корректным изменением жизнедеятельности клиента с учетом реальных возможностей клиента и ресурсов окружающей среды.

Перед социальным работником, как правило, стоит триединая задача: во-первых, подходя к клиенту с позиции социально-психологических наук, ему необходимо хорошо представить антологию деятельности клиента (прошла, настоящая или будущая деятельность клиента рассматривается как деятельность конкретного индивида, включенного в систему общественных отношений, социальные отношения рассматриваются как основа существования индивида, деятельность человека обусловлена ​​способом производства), учитывать особенности индивидуально-субъективного существования человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию (способы субъектного бытия деятельности - пассивного, неполно-активного и активного), во-вторых, он должен четко осознать характеристики клиента (клиентов), то есть определить отличительные качества, черты, свойства, что позволяет более полно и результативно использовать внутренний потенциал клиента. В социальной работе чрезвычайно важно учитывать аксеологични особенности человека - ценностные, мотивационные, целевые, оценочные характеристики клиента службы. Хотя, безусловно, социальный работник вынужден учитывать праксиологини и онтологические характеристики. Пренебрежение к этим характеристикам может привести к неадекватному толкование сути конкретного человека, обратившегося в социальную службу за помощью. Только объективный учет таких характеристик может помочь социальному работнику привести планирование перехода от одного качественного состояния клиента к другому состоянию, другой модификации, необходимой клиенту для выхода из трудной жизненной ситуации; выяснив характеристику клиента, он может переходить к квалификации характеристик, то есть определению количественного выражения этих характеристик, их динамики (мера интенсивности).

Исходя из этой позиции, можно отметить два существенных понимания эффективности социальной работы. Во-первых, она понимается как соотношение достигнутых результатов и затрат, связанных с обеспечением этих результатов. Главное в этом вопросе - измерение (описание) результатов и затрат. Эффективность может выражаться как расчетная, планируемая, а также как фактическая (реально достигнутые результаты работы с клиентами). Во-вторых, может использоваться оценка эффективности социальной работы, и в частности социального обслуживания, по основным видам оказания социальных услуг или комплекса услуг. В этом случае, а он, как известно, чаще всего применяется, принципиальная проблема - это определение субъектов, которые выражают свои мысли, суждения, умозаключения. В их число, как правило, включаются руководители органов государственного управления, лидеры общественных объединений, специалисты в области социальной работы, практические социальные работники, инспекторы - контроллеры и, конечно, сами клиенты.

Формирование системы критериев и показателей эффективности работы социальных служб как составной части эффективности всей социальной работы, только начинается. Думается, что есть основания говорить о целесообразности разработки на первом этапе четырех групп критериев и показателей. Первая группа - критерии и показатели эффективности федеральных и региональных целевых программ, направленных на развитие социальной защиты и социального обслуживания различных категорий населения. Вторая - критерии и показатели эффективности деятельности социальных служб. Третья - критерии и показатели эффективности деятельности специалистов социальных служб. Четвертая - критерии и показатели эффективности социального образования, и в частности подготовки и переподготовки в высших учебных заведениях специалистов по социальной работе.

Необходимо подчеркнуть, что применение критериев и показателей эффективности деятельности учреждений и социальных работников будет важнейшим этапом в достижении максимальной эффективности социальной работы как особого вида профессиональной деятельности.

Прочитайте, выделите основные черты и законспектируйте

Профессиональный портрет социального работника в трудовой деятельности.

Прежде чем рассматривать специфику социальной работы как формы практической деятельности и профессиональный портрет социального работника, следует определить, что понимается под деятельностью.

В научной литературе термин «деятельность» имеет достаточно широкое распространение: «деятельность рек», «высшая нервная деятельность». Гегель, как известно, употреблял термин «деятельность» в отношении движения. В философии термин «деятельность» обозначает понятие инструмента изучения общественной жизни в целом, отдельных ее форм, исторического процесса. Но и в этом случае происходит не однозначное его толкования: деятельность - это информационно направлена ​​активность живых систем, обеспечивает их самоподдержание (Э. Маркарян), деятельность является проявление социальной активности (Г. Арефьева) и др

Рассматривая содержание и структуру социальной работы как вида деятельности с одной стороны, надо исходить из общепринятой философской и психологической трактовки деятельности, с другой, учитывать специфические особенности и факторы, характеризующие ее. В трудах Л. Буевой деятельность определяется как способ существования и развития общества и человека, всестороннего процесса преобразования им окружающей и социальной реальности, включая его самого, в соответствии с его потребностями, целями и задачами. Среди основных признаков деятельности она выделяет следующие: целеустремленность, преобразует и творческий характер, предметность, детерминированность общественных условий, обмен деятельностью, общен ие действующих индивидов.

В исследовании М. Каган дан морфологический анализ деятельности (преобразовательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная деятельность).

Автор выделяет три основных элемента деятельности: субъект, который направляет свою активность на объекты или другие субъекты; объект, на который направлена ​​эта активность; сама активность, которая проявляется в установлении субъектом коммуникативного взаимодействия с другими.

По Б. Ананьеву, деятельность имеет многоуровневый характер: во-первых, целостной деятельности, как исторически сложившейся системы программ, операций и средств производства материальных и духовных ценностей общества, во-вторых, отдельного акта - действия, включает в себя цель, мотивы его выдвижения и способы достижения, в-третьих, макродвижения, из которых с помощью построения программ строятся действия; в-четвертых, макродвижения, из которых строятся макродвижения.

В этом случае первые два уровня соответствуют рассмотрения деятельности человека как субъекта, социального существа, как личности, а остальные уровни определяют деятельность человека как природного индивида.

Разнообразие подходов к рассмотрению понятия деятельности и толкования самого термина способствует появлению множества оснований для классификаций различных форм и типов деятельности. В частности, в основу классификации часто кладется объект деятельности. Исходя из этого основания, можно говорить о правовой деятельности, медицинской, производственной и т.д.

Если это основание мы включим в систему социального пространства, где существуют различные формы деятельности, целью которых является оказание помощи индивидам или социальным группам по решению их самых разных проблем, то в этом случае выделится социальная деятельность, целью которой является оптимизация осуществления субъектной роли людей во всех сферах жизни общества и процесс совместного удовлетворения потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования личности. Этой деятельностью и социальная работа.

Социальный работник осуществляет ряд конкретных видов деятельности. К ним мы относим: психологическую, педагогическую, организаторскую, управленческую и др Но при этом надо иметь в виду, что тот или иной вид деятельности преобладает в зависимости от основных функций того или иного социального специалиста.

К основным целям социальной работы как профессиональной деятельности можно отнести следующие:

1) увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно решать возникающие проблемы;

2) создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;

3) адаптация или реадаптация людей в обществе;

4) создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;

5) и как конечная цель - достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает.

Социальная работа как практическая деятельность, в основном, как раз и направлена ​​на поддержку, развитие и реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности, которые в единстве характеризуют жизненные силы человека.

Реализатором целей социальной работы является социальный работник, который прошел специальную подготовку для осуществления различных функций, начиная от «линейной» работы с клиентом и заканчивая управленческой деятельностью в государственных ведомствах.

Социальная работа - это сложный процесс, требующий прочных знаний в области теории управления, экономики, психологии, социологии, педагогики, медицины, правоведения и т.д. Ее эффективность во многом зависит от самого социального работника, его умений, опыта, личностных особенностей и качеств.

Профессиональные качества социального работника рассматриваются как проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, умений и навыков, а также для достижения существенно приемлемой эффективности в профессиональном труде.

Для описания социального работника можно выбрать язык способностей как проекцию определенных черт личности, отвечающих требованиям социальной деятельности и определяют ее успешность, может быть, следующим: умение слушать других; понимать их; самостоятельность и творческий склад мышления; быстрая и точная ориентировка, организаторские способности, моральные качества и др

Сформулированы оптимальный набор личностных качеств, необходимых социальному работнику, как ответственность, принципиальность, наблюдательность, коммуникабельность, корректность (тактичность), интуиция, личностная адекватность по самооценке и оценке других, способность к самообразованию, оптимистичность, мобильность, гибкость, гуманистическая направленность личности, сочувствие к проблемам других людей, терпимость.

Таким же образом выявлены психологические «противопоказания» к социальной работе. К ним относятся: отсутствие интереса к другим людям (эгоизм), вспыльчивость, резкость суждений, категоричность, несобранность, неумение вести диалог с оппонентом, конфликтность, агрессивность, неумение воспринимать чужую точку зрения на предмет.

Не каждый человек пригоден для социальной работы; основным определяющим фактором здесь является система ценностей кандидата, которая в конечном счете определяет его профессиональную пригодность и эффективность практической деятельности. Представление об абсолютной ценности каждого человеческого существа переходит здесь из разряда философского понятия в категорию базисного психологического убеждения как основы всей ценностной ориентации индивида.

Социальная работа была и остается одной из самых трудных профессий. Она не всегда адекватно воспринимается общественным мнением. Но социальная работа является одним из самых одухотворенных и благородных видов деятельности человека.

Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее влияние на систему отношений, которую он формирует не только с клиентами, но и со своими коллегами, подчиненными и начальством.

Раскрывая личностные качества социального работника, Е. Холостова разделяет их на три группы:

1) психологические характеристики, которые являются составной частью способности к данному виду деятельности;

2) психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование социального работника как личности;

3) психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния.

В работе с людьми, как правило, психологические требования базируются на собранности и внимательности, понимании другого, проявлении таких волевых качеств, как терпение, самообладание и т.д. Без этих, ведущих для данной профессии, характеристик психики невозможна эффективная работа.

Как показывает зарубежный опыт, от социального работника ожидается очень много. В соответствии с «Стандартами классификации практической социальной работы в США» ему необходимо иметь представление о:

· Теории и методике работы с отдельным клиентом и их группой;

· Ресурсах и услугах, предоставляемых обществом (обществом);

· Программах и целях социальных служб, как в штате, так и на федеральном уровне;

· Организации местной инфраструктуры и развития служб здравоохранения и социального обеспечения;

· Основы социально-экономической и политической теории;

· Расовых, этнических и других культурных группах в обществе (их морально-этических ценностях, жизненных укладах и вытекающих отсюда проблемах);

· Результаты профессиональных и научных исследований, которые можно использовать в практической работе;

· Концепциях и методах социального планирования;

· Теории и практике проведения наблюдений, в частности, при практическом социальной работой;

· Теории и практике управления персоналом;

· Социальных, психологических, статистических исследовательских методах и методиках;

· Теории и концепции управления службами социальной защиты на селения;

· Факторах окружающей среды и общества, влияют на клиента;

· Теориях и методах психосоциальной оценки различных видов и форм вмешательства со стороны социальных служб, а также дифференциальной диагностике состояния клиента;

· Теории и практике организационных и социальных систем и методов поощрения улучшения их работы;

· Теории и методах адвокатской практики;

· Этических стандартах и ​​практике профессиональной социальной. работы;

· Теории и методах преподавания и обучения;

· Тенденции в политике, проводимой социальной защиты населения;

· Законах и постановлениях на местном, федеральном уровнях, а также на уровне штатов, влияющие на различные виды социальных услуг.

«В Финляндии социальный работник обязан проводить в жизнь такие принципиальные установки.

1. Быть корректным.

2. Помогать клиенту избавиться от комплекса неполноценности.

3. Обеспечивать свободу выбора.

4. Конфиденциальность.

5. Превентивный характер.

6. Поощрение самостоятельности.

Социальные работники заняты различными видами деятельности при выполнении своих профессиональных функций. Их работа характеризуется тремя подходами при решении проблемы:

· воспитательный подход - выступает в роли учителя, консультанта, эксперта. Социальный работник дает советы, учит умению, моделированию и демонстрации правильной поведения, устанавливает обратную н 'связь, применяет ролевые игры, как метод обучения;

· фасилитативний подход - осуществляет роль помощника, сторонника или посредника в преодолении апатии или дезорганизации личности, когда ей это сделать самой трудно. Деятельность социального работника за такого подхода нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, ободрение и нацеливание на мобилизацию внутренних ресурсов;

· адвокативний подход применяется тогда, когда социальный работник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от своего собственного имени, такого рода деятельность включает в себя помощь отдельным людям в выдвижении усиленной аргументации, подборе документально обоснованных обвинений.

Исследования ученых, а также практика позволили выделить несколько групп умений для специалиста по социальной работе. Среди них выделим несколько групп.

Когнитивные способности. Квалифицированный социальный работник должен уметь:

· анализировать и оценивать опыт, как свой, так и других;

· анализировать и выявить проблемы и концепции;

· применять на практике свои знания и понимание проблем;

· применять на практике исследовательские находки.

Коммуникативные умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:

· создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу;

· выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого;

· выявлять и учитывать в работе различия личностного, национального, социального и культурно-исторического характера;

· распознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессию и враждебность, минимизировать ярость с учетом риска для себя и для других;

· содействовать предоставлению физической заботы нуждающимся и престарелым;

· наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми;

· общаться вербально, невербально и письменно;

· организовывать и принимать интервью ' ю при различных обстоятельствах;

· вести переговоры, выступать по радио, действовать в коллективе с другими социальными работниками;

· ставить себя в роли адвоката своего клиента.

Конструктивные умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:

· вырабатывать решения с индивидами или, при чае, от их имени, с сим ' ямы, группами или от их имени;

· выделять решения, требующие предварительного согласования с другими специалистами;

· действовать в алгоритме выработки решения;

· вырабатывать решения, предусматривающие сотрудничество с другими учреждениями, ведомствами, профессионалами.

Организаторские умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:

· нести четкие и лаконичные записи;

· проводить политику службы конфиденциальности и надлежащего подхода к делу;

· готовить доклады и докладывать;

· организовывать, планировать и контролировать работу;

· добывать информацию с помощью доступной технологии;

· исследовать и распознавать потребности в услугах;

· расширять сферы своих услуг;

· использовать физическое окружение, окрестности дома, микрорайона, учреждения для улучшения качества жизни живут или работают в нем;

· оценивать и творчески использовать ресурсы учреждения и социальных коммуникаций.

Социальный работник должен обладать немалым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, акмеологии, социологии, педагогики, права, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы. Знания и умения социального работника в сочетании с соответствующими личностными качествами подлежат оценке с помощью соответствующих методов, что способствует более эффективному выполнению профессиональной деятельности.

Прочитайте, выделите основные черты и законспектируйте

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...