Тема занятия Основные категории педагогической психологии
· Место темы в программе курса
Выбор темы обоснован учебной программой курса «педагогическая психология» Главная цель семинарских занятий – обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. На семинарах решаются следующие педагогические задачи: - закрепление, углубление и расширение знаний учебной дисциплины; - обучение студентов практическим приемам и методам анализа теоретических положений и концепций учебной дисциплины; - изучение и анализ литературных источников по конкретной теме учебной дисциплины. Цель семинарского занятия – развитие познавательных способностей, самостоятельности мышления и творческой активности студентов.
Необходимо уметь работать с основными категориями педагогической психологии, находить общее и отличное, строить системы понятий, идти от общего к частному и от частного к общему.
· Цель занятия.
Сформировать умение работы с понятиями педагогической психологии, находить общее и отличное, строить системы понятий, идти от общего к частному и от частного к общему Раскрывать сущность понятий, строить синонимичный ряд, находить отличия и взаимосвязи, работать с мыслительными действиями с понятиями, строить системы понятий, обобщения и ограничения понятий, проводитб последовательные обобщения, располагать понятия по порядку, находить общие существенные признаки пары понятий, ставить понятия во всевозможные отношения
основные понятия: Научение, Образование, Обучение. Обучаемость, Обученность. Развитие, Усвоение, учебная деятельность, учение, Формирование
· Рекомендуемая литература: подбор и обоснование ее отбора (объем чтения и сложность рекомендуемых текстов). Словари по психологии, методические рекомендации Булыгиной Т.Б., киналь А.Н. 1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 416 с. 2. Бойко Е.М., Садовникова Е.А. Психология и педагогика. - М., 2005. - 108 с. 3. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2005. - 368 с. 4. Волкова А.А. Психология и педагогика. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 256 с. 5. Демиденко М.В., Клюева А.И. Педагогическая психология: Методики и тесты. - Самара: Бахрах, 2004. - 143 с. 6. Логвинов И., Сарычев С., Силаков А. Педагогическая психология в схемах и комментариях. - СПб.: Питер, 2005. - 220 с. 7. Оганесян Н.Т. Педагогическая психология: Вопросы образования и обучения: Система разноуровневых контрольных заданий. - М.: КноРус, 2006. - 324 с. 8. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика. - М., 2006. - 380 с. 9. Петерс В.А. Психология и педагогика в вопросах и ответах. - М.: Проспект, 2005. - 298 с.
2. Форма организации семинарского (практического) занятия · Формы проведения семинара (опрос, развернутая беседа на основе плана, доклады с взаимным рецензированием, направляемая или свободная дискуссия, учебно-ролевая игра и др.). Формой проведения занятия явились активные методы обучения. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ (АМО) — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. Задачей АМО является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место занимает развитие теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий изучаемых моделей. АМО позволяют развивать мышление обучаемых; способствуют их вовлечению в решение проблем, максимально приближенных к профессиональным; не только расширяют и углубляют профессиональные знания, но одновременно развивают практические навыки и умения.
· Обоснование выбора формы проведения семинара в связи с характером подготовки аудитории.
Выбор был согласован с руководителем практики, и обоснован необходимостью умения студентами работать с различными категориями понятий, идти от общего к частному, видеть сущность определений. Это необходимо для обучения в вузе, пи написании курсовых и дипломных работ, для научной и исследовательской деятельности. Аудитория была достоточно подготовлена к занятию (возрастная психология. педагогическая психология, общая психология)
· Программа предварительной ориентировки студента в теме, задачах, объектах, операциях, характере занятия в литературе. Предварительно были написаны на доске примеры работы с понятиями, первый разобрали совместно, остальныеуже делали самостоятельно, и один выходил к доске, для того чтобы проверить правильность выполнения задачи.
· Требования к форме и характеру обсуждения темы. Творческая активность — предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
3. План и конспект темы занятия. 3.1. Программа содержания занятия: 1. основные понятия: Научение, Образование, Обучение. Обучаемость, Обученность. Развитие, Усвоение, учебная деятельность, учение, Формирование
- синонимичен ли ряд - сравните разные определения одного понятия - сравните разные определения разных понятий - расположите понятия по порядку - постройте системы понятий - найдите общие существенные признаки пары понятий - назовите отношения между понятиями -поставьте понятия во всевозможные отношения - проведите мыслительные действия с понятиями(обобщение, ограничение, определение, установление отношений между понятиями) · вопросы для развертывания дискуссии форма проведения занятия · Диалогическое взаимодействие; · Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.) · Использование различных форм работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.); · Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.); · Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.);
· практические задания, обоснование их отбора решение задач, построение схем, работа с понятиями 1. Раскройте сущность понятий 2. синонимичен ли ряд 3. в чём отличия и взаимосвязи 4. познакомьтесь с мыслительными действиями с понятиями 5. постройте системы понятий 6. определите понятия 7. приведите примеры обощения и ораничения понятий 8. проведите последовательные обощения 9. расположите понятия по порядку 10. найдите общие существенные признаки пары понятий 11. поставьте понятия во всеможное отношения
· основные противоречия в ходе решения рассматриваемой проблемы ---
3.2. Конспект содержания раздела программы: · основные идеи 1. Раскройте сущность понятий 2. синонимичен ли ряд 3. в чём отличия и взаимосвязи 4. познакомьтесь с мыслительными действиями с понятиями 5. постройте системы понятий 6. определите понятия 7. приведите примеры обощения и ораничения понятий 8. проведите последовательные обощения 9. расположите понятия по порядку 10. найдите общие существенные признаки пары понятий 11. поставьте понятия во всеможное отношения
· понятия учение, обучение, развитие, научение, учебная деятельность, образование, воспитание · наглядные пособия по изучаемой теме методические рекомендации Булыгина Т.Б., Киналь А.Н., психолгические словари. · предполагаемые выводы по каждому разделу · резюме обсуждения темы на семинарском занятии студенты научились работать с основными категориями педагогической психологии по предложенному плану
4. Самоанализ хода семинарского занятия после его проведения: · реализация целей и задач занятия поставленные цели были достигнуты в соответствии с поставленными задачами · согласованность содержания и формы с темой и целями занятия содержание и форма проведения семинара были согласованы с целями занятия ТЕМА Работа с основными категориями педагогической психологии ЗАДАЧИ - синонимичен ли ряд - сравните разные определения одного понятия - сравните разные определения разных понятий - расположите понятия по порядку - постройте системы понятий - найдите общие существенные признаки пары понятий - назовите отношения между понятиями -поставьте понятия во всевозможные отношения - проведите мыслительные действия с понятиями(обобщение, ограничение, определение, установление отношений между понятиями)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|