Система действий по подготовке лекции
1. Уяснение значения темы. Постановка цели лекции. Тема лекции « Половое воспитание» · Обоснование выбора темы (для чего нужна данная тема слушателям и каков уровень подготовки студентов) Тема является частью учебной программы курса педагогическая психология. Выбор темы обоснован необходимостью ознакомления студентов психологов с сущность, историей и основными принципами полового воспитания.
Вид лекции: тематическая, обзорная, консультативная (инструктивная), лекционный спецкурс Тематическая
Термин происходит от латинского «lectio» - чтение и означает устное изложение учебного материала лектором. Данная форма обучения традиционна для высшей школы и является основной форме передачи информации, знаний в ВУЗе. Вузовская лекция является ведущим компонентом системы образования. Педагогическое сотрудничество на лекции имеет своей целью превращение студентов в соавторов преподавателя. Лекция - это сотворчество, совместное мышление, партнерство, когда студенты, по заданию или самостоятельно, могут высказать свою точку зрения, свои суждения, сформулировать гипотезу, предложить свой вариант решения. Лекция - экономный по времени способ сообщения студентам значительного объема информации. Индивидуальность лектора и тот факт, что он может постоянно совершенствовать содержание лекции благодаря собственным исследованиям, знакомству с вновь принятыми нормативными актами и их проектами, актуальной литературой, научному общению с коллегами и т.п., делает лекцию практически незаменимой другими источниками учебной информации, которые, как правило, "работают" в учебном процессе с определенным запаздыванием.
· Задачи лекции · дает непосредственное общение с лектором; · представляет разные точки зрения; · дает возможность повторения того, что нужно студентам и преподавателю; · учитывает особенности ситуации; · способствует установлению живой связи студентов с изучаемой дисциплиной. Задачи лекции ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ Дать определение понятию половое воспитание, обозначить его цель и задачи, на что направлено (что должно выработаться в процессе воспитания), средства воспитательного воздействия при половом воспитании, содержание полового воспитания, принципы полового воспитания, основные направления полового воспитания, стадии психосексуального развития по фрейду, определения понятия психосексуальное развитие. · Уровень подготовки, интересы и запросы слушателей (аудитории), для которых готовится лекции? Уровень подготовки аудитории высокий, тема соответствовала интересам и запросам слушателей · Для чего нужна данная тема аудитории, какие научные знания и научную ориентировку в прикладных вопросах ее изложения должно сформировать? Студентам пригодится владения данным навыком для знания основ полового воспитанию, как будущим педагогам для воспитания здорового.
2. Составление плана лекции. · Вступление: в чем состоит значение темы для аудитории
· Основные вопросы темы и выводы по ней
· Заключение: теоретические и практические выводы по теме Введение (актуальность, современное состояние проблемы +проблемный вопрос) 1.1 Понятие полового воспитания и актуальность проблемы полового воспитания в педагогике и психологии 1.2. История полового воспитания в контексте развития общества 1.3. Психология полового воспитания на различных возрастных этапах 1.4. Содержание и принципы полового воспитания Ошибки педагогов и родителей в половом воспитании Заключение
3. Подбор материала для лекции. · Поиск литературы по основным вопросам темы: статей, брошюр, книг Педагогическая психология Абраменкова В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии. 1987. № 5. Агеев В. С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. 1987. № 2. Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. № 4. Борисов И. Запретный плод для российской школы // Управление школой. Захарова П. Н. Растут в семье папа и мама. М., 1978. Захарова П. И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей // Вопросы психологии. 1982. № 1. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л., 1979. Каган В. Е. Система половых различий. Психика и пол детей в норме и патологии. Л., 1988. Коломинский Я. С. Мальчики и девочки // Знание-сила. 1971. № 2, 1971. Кон И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей. М., 1975. Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. В семье растут сын и дочь: Книга для учителя. М., 1985. Молодцова В. Секс: развращение вместо просвещения // Российская газета. 1999. № 110. 10.06.99. Образовательные программы по валеологии. СПб., 1994. Основы социальной концепции русской православной церкви. М., 2001. Плотникова Е. А. Валеология как орудие духовной интервенции // Смоленские епархиальные ведомости. 1999. №3. Попов С. В. Валеология в школе и дома. О физическом благополучии школьников. СПб., 1997. Программа по курсу валеологии / Сост. Н. Полетаева // Народное образование. 1998. №9/10. Разумовская Т. Узы брака, узы свободы.М.,1990. Силуянова И. Валеология // Православная беседа. 1999. №2. Татарникова Л. Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития. СПб., 1997. Уильям Г. Мастерc, Вирджиния Э. Джонсон, Роберт К. Колодни.Основы сексологии (HUMAN SEXUALITY). М., 1998. Указ Президента Российской Федерации от 18 августа 1994 г. N1696 «О Президентской программе «Дети России». Фридман Л. Ф., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М., 1988. Хиглинг М. Как беседовать с ребенком о сексе. М., 1998. Что скрывается под маской валеологии? Вып. 20. М., 1999. Чумаков Б. Н. Валеология. Избранные лекции. М., 1997.
· Просмотр и чтение литературы и отбор того теоретического содержания, которое отвечает цели лекции
· Подбор к каждому основному вопросу жизненных фактов (примеров) и ситуаций для теоретического анализа и обобщения Примеры из жизни, и из литературы: киплинг, маугли
· Подбор примеров для иллюстрации
Примеры из жизни, и из литературы: киплинг, маугли
· Подбор наглядных пособий и ТСО и определение места, времени, порядка и последовательности их использования
4. Написание текста выступления. С давних времен проблемы полового воспитания относились к числу, во-первых, наиболее запутанных, а, во-вторых, пренебрегаемых, а то и попросту изгоняемых областей педагогики и психологии. Половое воспитание - это часть общего воспитания человека, но отличается большей неопределённостью из-за закрытости темы. Если другие направления воспитания более или менее чётко выражены и могут передаваться собственным примером, а также корректироваться советами и наставлениями, то многое, что касается полового воспитания, остаётся запретной темой, даже терминология. Сейчас ситуация с половым воспитанием стала другой, что связано и со снижением возраста полового созревания (13 - 15 лет), а значит, с ростом добрачных сексуальных отношений, и со многими социальными факторами. Сегодняшние 16 - 17 летние по половому поведению соответствуют 19 - 20 летним 60-х годов. В наши дни сексуальная зрелость наступает на 2 - 3 года раньше, а вот эмоциональное созревание - замедляется. Чтобы помочь юношам и девушкам сформировать правильные семейно-брачные отношения и сексуальные ориентации, необходимо единение врачей, учителей, психиатров и, конечно, психологов. Пол, с педагогической точки зрения - биосоциальное свойство человека. Биологическое - потому что обусловлено генами структурами, а социальное - так как его проявление в поведении и действиях человека являются результатами формирования пола в соответствии с воспитанием и влиянием окружающей обстановки, значительной частью которой является общество или относительно малая его часть.
Половые отношения, стихийные и практически нерегулируемые на ранних этапах развития общества, по мере общественного развития в истории человечества приобрели более определенные и регламентированные формы. Это было прежде всего связано с укоренением собственности и возникшей необходимостью четкого определения круга собственников по родственному признаку. Таким образом, уже в древности сформировались надолго укоренившиеся установки в сфере полового поведения и его преемственности. Нормы половых отношений предусматривали общественно санкционированные ограничения на выбор сексуального партнера и регуляцию этих отношений в рамках института семьи. Охрана этих принципов вошла существенным компонентом и в идеологию мировых религий. Эффективность полового воспитания зависит от учета связанных с полом особенностей развития ребенка на всех возрастных этапах, начиная с самых ранних. В первые годы жизни особое значение имеет дифференцированное отношение к ребенку родителей, т.е. обращение с ним именно как с мальчиком или девочкой. Содержанием полового воспитания является жизнь, окружающая ребенка, взаимоотношения между людьми разного пола, нормы этих взаимоотношений, личная жизнь людей в семье, сферы их деятельности. Содержание полового воспитания представляет собой систему знаний и специфических умений воспитателя, позволяющих ему решать поставленные задачи. принципы полового воспитания: - принцип единого подхода к половому воспитанию со стороны родителей, педагогов и медицинских работников, проявляющийся в общности взглядов на необходимость полового воспитания, его цели, средства, методы и содержание методов в зависимости от возраста воспитуемых; - принцип дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания, предполагающего учет пола детей, их возраста, степени психологической и моральной подготовленности как детей, так и родителей, их интеллектуального уровня; - принцип правдивости, заключающийся в достоверности информации, которую получают дети (этот и следующий принцип тесно взаимосвязаны и в большей степени касаются сексуального просвещения детей); - принцип индивидуального подхода, проявляющийся в "адресном характере информации", которая должна быть адаптирована для конкретного ребенка с учетом принципа дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания; - принцип сочетания нравственной атмосферы и гигиенических условий (невозможно воспитать в ребенке качества мужественности или женственности, если условия, в которых живет ребенок и окружающая его обстановка не соответствует им).
Ошибки педагогов и родителей в половом воспитании в основном сводятся к следующим: - Подавление естественных реакций - не только половых, но и просто непосредственно эмоциональных; это приводит к возникновению препятствующих нормальной сексуальной жизни холодности и рассудочности. - Излишне строгое, предполагающее изоляцию от лиц противоположного пола воспитание, препятствующее приобретению необходимых навыков общения. - Сглаживание половых различий, своеобразная половая унификация; уход от детских вопросов и выдача неверных ответов. - Привитие исключительного отношения к целомудрию, своеобразная фетишизация невинности и девственности. Для того чтобы эти ошибки не были совершены, а уже совершенные преодолены, необходимо воспитание уважения к лицам другого пола, формирование навыков общения с ними, недопустимость сведения представлений о взаимоотношениях полов исключительно к сексуальным контактам.
5. Подготовка к выступлению перед аудиторией. · Выделение в тексте основных смысловых кусков, на которых при изложении темы сделать акцент Понятие «половое воспитание» основы пв, принципы пв
Выделение основных идей и выводов, которые нужно обязательно изложить даже при нехватке времени, опустив остальное Каким должно быть половое воспитание, основной принцип «не возбуди»
· Распределение времени на изложение каждого вопроса и определение темпа изложения Распределение по времени, проверено · Выводы по теме занятия Половое воспитание должно быть адаптированным по возрасту и преподносится в нужное время, нужными словами подготовленными людьми САМОАНАЛИЗ ЛЕКЦИИ №1 Тема ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ Дисциплина Педагогическая психология Дата 4 апреля Факультет, курс психологии, 2 курс
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|