Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 16. Психология конфликта. Конфликтные ситуации, возникающие при ликвидации последствий ЧС, среди пострадавших.




Синицына Т.Ю.

Конфликт ( От латинского - conflictus) означает столкновение сторон, мнений, сил.

Причинами столкновений могут быть самые разные проблемы жизни: материальные ресурсы, важнейшие жизненные установки и ценности, властные полномочия, статусно - ролевые взаимодействия, личностные различия и т.д. При этом конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений.

Конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон и противоречие, лежащее в его основе. Важно отметить, что противоречия могут существовать длительный период и не перерастать в конфликт. Это может быть скрытое противоборство, которому необходим повод, для того, чтобы перерасти в явно выраженный конфликт, в открытое противоборство. То есть, помимо противоречий должен быть инцидент, провоцирующий возникновение открытого противоборства [75].

Но, в чрезвычайной ситуации любой инцидент, порой вовсе незначительный, обостряет все имеющиеся до этого противоречия. Это происходит с такой силой, что возникший таким образом конфликт грозит перерасти или перерастает в агрессивные массовые реакции, приводящие зачастую к неотвратимым последствиям.

Например, после взрыва на золотодобывающей шахте Вершина-Дарасунская под Читой, шахтерский поселок решил от слов перейти к активным агрессивным действиям. Предыстория такова. Среди шахтеров прошли массовые увольнения. Работа в шахте – это единственный источник дохода почти в каждой семье местного жителя. Затем происходит пожар в управлении шахты, в котором сгорел весь архив, в том числе все сведения по начислениям пенсии за последние несколько лет. В результате начисляется минимальная пенсия большому количеству шахтеров. Условия работы в шахте самые плачевные, не выполняются требования элементарной техники безопасности. Выйдя на золотоносный пласт, разработка направления замораживается, работы прекращаются, шахтеры перебрасываются на другие ветки, соответственно, денежная оплата падает. У шахты - иностранный хозяин, который проживает вне России. Управляющие шахтой в поселке выстроили, на фоне всеобщей разрухи и крайней нищеты, жилой городок, в просторечье названный Сантой-Барбарой.

В результате, массовые сходы людей, призывы к погрому административного городка, призывы поквитаться, «восстановить справедливость» на шахте.

Форма столкновений – насильственная или ненасильственная зависит от множества факторов, в том числе, от наличия реальных условий и возможностей ненасильственного разрешения конфликтов, целей преследуемых участниками конфликта.

Причины конфликтов:

1. Распределение ресурсов (всегда ограничены: время, деньги, помещения, оборудование и другое, и самый ценный ресурс – люди). Возникающая необходимость что-то распределять почти всегда предвещает, конфликтную ситуацию.

При ликвидации последствий чрезвычайной ситуации распределение ресурсов всегда происходит крайне болезненно.

Например, землетрясение в Невельске. Прибыла гуманитарная помощь. Выстроилась цепочка людей, помогающих разгрузить доставленные для пострадавших матрасы. После разгрузки, разгружавшие ожидают, что им без сомнения первым выдадут желанные матрасы, но этого не происходит – все матрасы сгружают в определенное место и начинают раздачу с детей – по одному в руки. Возникший конфликт перерос в эпилептический приступ у одной из пострадавших женщин.

2. Несовпадение ожидаемого и действительного. Наши ожидания того, как человек должен вести себя, или каким он должен быть, могут быть выстроены и основаны не на реальности, а на наших бессознательных установках, стереотипах и социальных шаблонах. Они являются усвоенными нами от общества и умозаключеннымими из прошлого обобщенного опыта. Они облегчают нам жизнь, но не надо забывать, что они максимально обобщенны и абстрактны, а также категоричны. Эти ожидания могут расходиться с действительностью, за стереотипом и установкой мы не видим реального уникального человека. Из-за того, что человек ведёт себя не так, как мы ожидали, возникает конфликтная ситуация.

При ликвидации последствий землетрясения в Корякии, для части пострадавшего населения был развернут палаточный лагерь. Матрасы были разложены, по сути, на размешанном снегу – настилы в палатки приготовить не успели. Пострадавшие предпочитали не выходить из палаток, обреченно лежали на этих самых матрасах. В антисанитарных условиях находились дети, инвалиды, престарелые люди, все уже так или иначе простывшие и нуждающиеся в медицинской помощи, дети не накормлены уже длительное время. На вопрос почему они не предпринимают никаких усилий для организации горячего питания, переселения, эвакуации, они отвечали: вот прилетели спасатели МЧС, пусть они все и организовывают. Несколько дней бездейственного ожидания привели к конфликтной ситуации.

3. Различия в ценностях. Осознание человеком ценности аспекта своей работы позволяет ответить на вопросы: «Зачем? Ради чего?». Противоречия касаются именно ценностей деятельности, которые во многом определяют наш жизненный путь – куда мы идем, как идём, определяют поведение. Ценности во многом скрыты и проявляются опосредованно, но они действительно могут выступать причинами конфликта. Один из самых известных примеров – это спор «отцов и детей». Что скрывать, каждый из нас в определенный период своей жизни начинает думать: «А мой батька таки дурак!»

Любая деятельность в ЧС обуславливается динамикой состояния пострадавших. В какой-то конкретный момент мы готовы жертвовать собой, мы можем совершать необдуманные поступки, нами руководит безудержная смелость, отвага. В другой период – мы репрессивны, нами руководит чувство безысходности, мы опустошены и деморализованы. Свое поведение позже, безусловно, мы оцениваем и зачастую крайне недовольны, что в тот или иной момент поступили так, а не иначе, или вовсе никак не поступили. Мы переживаем чувство вины, разочаровываемся в себе и в людях, нас окружающих. Нас мучают те же вопросы: «Зачем? Ради чего? Что дальше?». Мы думаем о смысле собственной жизни. Возникающие конфликты, как правило, тяжелые и длительные по времени – это внутриличностные конфликты. Они зачастую приводят к аутоагрессии, суицидальным мыслям.

Частными, более конкретизированными видами ценностного конфликта являются:

· Различия в целях. Группы и люди могут преследовать собственные цели, отличающиеся от целей других.

· Различия в способах достижения целей. Участники совместной деятельности могут иметь различные взгляды на пути и способы достижения общих целей.

4. Неудовлетворительные коммуникации. Неполная и неточная передача информации, её искажение при передаче через нескольких людей, или отсутствие необходимой информации вовсе – могут быть не только причиной, но и следствием конфликта. Особенно это можно проследить в ситуации ликвидаций последствий ЧС. Плохая коммуникация препятствует управлению конфликтами. Бывает, что мы не имеем объективной и точной информации, поэтому строим наше поведение на основе ложной.

5. Различия в психологических особенностях. Разные темпераменты, характеры, потребности и установки, привычки. Если психологические различия участников совместной деятельности велики, то она осложняется. Общительному, эмоциональному человеку бывает сложно сработаться с уравновешенным педантом. Помочь здесь может грамотное распределение профессиональных задач и терпимость к другим людям, умение подстроиться под стиль жизни и общения другого человека.

6. Взаимозависимость – когда один человек зависит от другого в выполнении задачи, что тоже может стать причиной конфликта [4].

Виды конфликтов.

Конфликты могут быть скрытыми и явными, но в основе каждого из них лежит отсутствие согласия между 2-мя или более людьми.

Отсутствие согласия – это разные мнения, взгляды, идеи, точки зрения и т.д. При явном конфликте каждая из конфликтующих сторон понимает, что находится в конфликте. Противоборство проявляется открытым предъявлением обвинений, окружающим тоже это понятно. Конфликт является скрытым, если противоборство проявляется косвенным образом. Постороннему человеку может быть не понятно, что стороны находятся в состоянии конфликта.

Конфликты могут возникать практически во всех сферах человеческой жизни. Они бывают разные, но в любом есть общие черты.

 

Конфликты могут происходить внутри нас и между нами - отсюда их названия: внутриличностные и межличностные.

Внутриличностные – когда противоречие и противоборство происходит внутри нас.

Обычно состояние внутреннего конфликта проявляется в следующем:

На уровне сознания и мыслей: понижение самооценки, приписывание негативных качеств другим людям, осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения, сомнение в истинности принципов, которыми мы раньше руководствовались.

На уровне эмоций: эмоциональное напряжение, отрицательные переживания, подавленное настроение, снижение интенсивности всех эмоций, негативный эмоциональный фон общения, стресс. Также появляется эмоциональная отрешенность, невосприимчивость к переживаниям других, нежелание что-либо делать, апатия, депрессия.

На уровне поведения и деятельности: плохой сон, снижение работоспособности, хроническая усталость, частая смена деятельности и места жительства.

 

Причины внутренних конфликтов бывают разные:

1. Мотивационный конфликт может быть 3 видов: Например, рассмотрим виды внутренних мотивационных конфликтов, возникающих при эвакуации из зоны ЧС у пострадавших:

- меня привлекают два разных объекта, и я не могу выбрать один из них. То есть, я понимаю необходимость в эвакуации, но у меня есть весомые причины не уезжать

- меня отталкивают два объекта, но из двух зол я должен выбрать меньшее. То есть, я понимаю, что и эвакуация – не спасение от решения дальнейших проблем, да и за жилье оставленное без присмотра страшно, но и оставаться в зоне ЧС, где нет воды, света, тепла сейчас смысла нет

- меня один и тот же предмет и притягивает и отталкивает (неинтересная, но высокооплачиваемая работа). В этом случае, подобные размышления, что и выше.

2. Нравственный – я хочу что-то сделать, но это идёт вразрез с нормами культуры, моими внутренними ценностями. Примером может служить распределение воды, одеял, палаток, хлеба и пр.

3. Конфликт нереализованного желания – я хочу, но не позволяю себе чего-то, накладываю на себя внутренние ограничения – я не могу этого сделать, потому что я не достаточно умный, красивый, талантливый, сильный, смелый…. Связь напрямую, в этом случае, с самооценкой.

4. Ролевой – когда предъявляются противоречивые требования со стороны социальных ролей, которые ежеминутно играет человек в течение всей своей жизни. В ситуации чрезвычайной, человек часто вынужден либо отказаться от привычных ролей, либо играть другие, не свойственные ему в обычной жизни, роли.

Большинство стрессов, конфликтов, происходит оттого, что человек не может полностью овладеть своей ролью, тем более что приходится переключаться с одной роли на другую. У одних такое переключение происходит легко, тогда мы говорим: этот человек чувствует себя нормально при любых обстоятельствах. А у других, в силу их организации, такое переключение происходит с опозданием или с опережением и они не справляются с этой ролью хорошо. В таких случаях мы говорим: этот человек не справляется с ситуацией, не понимает ситуации.

5. Конфликт развития – имеются в виду нормативные кризисы развития, через которые более или менее легко проходит каждый человек. Основное противоречие: я чего-то хочу, но пока не могу этого сделать. Я хочу попросить еды, но пока не могу говорить; я хочу быть взрослым, но пока зависим от родителей; я хочу работать, но пока у меня нет достаточного опыта и знаний. Сюда же относится кризис середины жизни, переосмысление жизни в старости и т.д. [254].

В зависимости от индивидуальных особенностей, жизненного опыта, у каждого вырабатывается своя стратегия разрешения конфликта. Главное – чтобы не было ситуации неопределённости, Необходимо попытаться выйти из эмоционально заряженного состояния и адекватно оценить ситуацию: что со мной происходит, почему, в чём суть конфликта, какие у меня есть ресурсы и возможные пути, кто может мне помочь в разрешении ситуации? Важно адекватно оценивать ситуацию и себя, свои силы и способности. Важно уметь взглянуть на своё положение с позиции внешнего наблюдателя, одновременно осознать себя в этой ситуации и как она воспринимается другими людьми. Такая рефлексия, особенно в чрезвычайных ситуациях, помогает человеку выявить истинные причины своего внутреннего напряжения, переживаний и тревог, найти разумный выход. Первый шаг – это всегда осознание ситуации потому, что мы можем справиться с тем, что мы осознаем. В более сложном случае защитные механизмы психики могут настолько хорошо работать, что нам сложно осознать наши внутренние конфликты.

С возрастом появляются типичные способы решения своих внутренних проблем. Чем больше конфликтов внутри себя мы решаем, тем больше развиваемся, потому, что разрешенная внутренняя проблема – это всегда развитие. Неразрешимые или неразрешенные внутриличностные конфликты вызывают фрустрацию, чувство тревоги, препятствуют личностному росту, делают человека более уязвимым.

Межличностный конфликт – это самый распространенный тип конфликта. В нём принимают участие обычно два человека. Глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов лежат объективные причины.

В режиме чрезвычайной ситуации межличностные конфликты чаще всего уходят на второй план, но иногда обостряются с новой силой.

Дочь перевезла отца из центральной части России в поселок Корф, в Корякский автономный округ. Отец жил один, стал немощен, и дочь взяла его к себе, продав дом, сад и все имущество старика. Переехав на побережье, где большую часть года снег, серые краски, низкие домишки, и давящие бескрайние просторы, отец затосковал. Ему хотелось обратно, в свой сад, в свой дом, но это было уже невозможно. В семье начались конфликты. Дочь жаловалась на несдержанность отца, на его нетерпимость ко всем членам семьи и на то, что их отношения не иначе, как конфликтными, не назовешь. Происшедшее землетрясение окончательно убедило отца, что его нежелание здесь жить, вполне обосновано. В итоге, беда, обрушившаяся на весь их поселок, не только обострила проблемы этой семьи, но и раздвинула границы непонимания между отцом и дочерью.

Конфликт между личностью и группой. Группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член группы должен их соблюдать. Отступление от правила расценивается как негативное явление и возникает конфликт.

Межгрупповой конфликт. Каждая большая группа людей состоит из множества формальных и неформальных групп. Конфликты могут быть между их руководителями, а также между членами формальных и неформальных групп и т.д. [310].

Группа женщин, находившихся на побережье в поселке Теличики, поздно ночью стала подниматься в гору с сумками и мешками. Там, на горе, базировался лагерь беженцев. Так же, на горе, был расположен лагерь спасателей, которые занимались разгрузкой вертолетов, доставляющих гуманитарную помощь пострадавшим. Все полученные одеяла, крупы, керосиновые горелки сразу же спускались в поселок. Группа поднявшихся на гору женщин стала требовать у беженцев, находящихся в городке, выдать им гуманитарный груз, который они якобы скрывают в своих палатках. Это конфликт из за отсутствия информации.

В ЧС или при ликвидации ее последствий, можно выделить отдельно массовые конфликты, в которые оказываются вовлечены практически все пострадавшие данной ЧС. Например, на просьбу главы администрации края о наведении после землетрясения порядка в своих дворах и домах – открытое возмущение, нежелание что – либо делать, ожидание помощи там, где необходимо самостоятельно приложить руки.

Конфликты могут иметь негативные и позитивные последствия. Если они способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными (функциональными).

Конфликты, препятствующие взаимопониманию и принятию решений называют деструктивными (дисфункциональными).

Чтобы направить конфликты в конструктивное русло, необходимо уметь их анализировать, понимать их принципы и возможные последствия, правильно выбирать стратегию разрешения конфликта.

Конфликты бывают реалистическими (предметными) и нереалистическими (беспредметными) как в обычной повседневной жизни, так и в режиме ЧС.

Реалистические – направлены на достижение конкретного результата.

Реалистический конфликт может перейти в нереалистический (освобождение от накопившихся отрицательных эмоций). Нереалистические конфликты дисфункциональны, их гораздо сложнее урегулировать, придать им конструктивный характер.

Нереалистические – имеют цель выразить накопившиеся отрицательные эмоции, обиды, враждебность, т.е. конфликт здесь не средство достижения результата, а самоцель. Это может быть конфликт по типу замещения – когда вызвал негативные переживания один человек, но старше по статусу, должности, неравного положения, возрасту, а весь негатив выплескивается на другого, менее защищенного человека, например детей.

Надежный способ профилактики конфликтов в мирной жизни – создание благоприятной психологической атмосферы, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении. В режиме ЧС – отслеживание динамики состояния людей, выявление и снятие ОСР, предотвращение негативных последствий при переживании эмоциональной и умственной дезорганизации.

Функции конфликта.

Конфликт выполняет как положительные, так и отрицательные социальные и психологические функции. При этом существуют субъективные и объективные оценки последствий конфликта.

Организация информационного обеспечения в режиме ЧС после возникшего конфликта между частью пострадавшего населения и представителями администрации края, входящими в штаб по ликвидации ЧС – объективно положительное явление.

В свободно структурированных группах и открытых обществах, где конфликт считается нормой, и существуют своеобразные механизмы его урегулирования, конфликт, как правило, способствует большой жизнеспособности, динамизму и восприимчивости к прогрессу. В тоталитарном обществе социальный конфликт не признаётся в принципе, и единственным способом его разрешения является – подавление силой. Подавленный конфликт становится дисфункциональным, ведущим к дезинтеграции, обострению старых и возникновению новых противоречий. Неразрешенные противоречия накапливаются.

Позитивные функции конфликта:

- конфликт вскрывает и разрешает противоречия, разногласия. Если они скрыты, и противоположная сторона даже не догадывается о них, то конфликт – уже первый шаг к улучшению взаимопонимания. Своевременно выявленный и разрешенный конфликт может предотвратить более серьёзные последствия и противоречия:

- люди в состоянии конфликта более четко осознают как свои интересы и особенности характера, так и интересы противостоящей стороны;

- вследствие разрешения конфликта снижается эмоциональное напряжение между сторонами, так как взаимопонимание приводит к пониманию, сотрудничеству и положительным эмоциям;

- конфликт многократно увеличивает интенсивность связей и отношений, придает группе и обществу динамику;

- конфликт способствует получению информации об окружающей социальной среде, о другом человеке.

Эти же позитивные функции могут легко обернуться негативными, если конфликт возник во время ЧС или при ликвидации его последствий:

- если под воздействием дополнительных психотравмирующих факторов вскрываются давно возникшие противоречия, то пострадавший, потеряв контроль над собой, стремится высказать все наболевшее своему обидчику;

- пострадавшие, осознав свои интересы и поняв, что ресурсы ограничены, стремятся по – возможности завладеть ими, во что бы то ни стало;

- эмоциональное напряжение одного человека может иметь заражающий характер и влиять на эмоциональное состояние большого количества людей и т.д.

 

Итак, конфликт несёт в себе негативные функции, когда:

- ведёт к беспорядку, нестабильности;

- борьба ведётся насильственными способами;

- приводит к разрыву отношений между участниками конфликта;

- приводит к негативным эмоциям и переживаниям;

- ведет к ситуации неопределённости;

- затрудняет принятие решения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...