Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пример работы с агрессивно настроенной группой, выражающей агрессию как вербально, так и через действия.




Обрушение крыши Басманного рынка

«Вторая группа психологов прибыла к месту опознания погибших. Родственники погибших группами разместились около морга № 2. Увидев людей в форме, от толпы отделились 6 агрессивно настроенных мужчин и с криками: «Пустите нас в морг, отдайте нам тела, пусть каждый опознает и заберет своего! Разрешив обступить себя, один из психологов спокойным тоном спросил:

«Правильно ли я вас поняла, вы просите начать опознание прямо сейчас? Я сейчас зайду в помещение морга и, выйдя через 10 минут, сообщу вам, в каком состоянии тела. Ждите на этом месте, постарайтесь не создавать паники».

Психолог, вернувшись, сообщила следующее: «Тела очень сильно пострадали, их трудно опознать, многие из них похожи, ведь смерть людей не красит. Тела многие изменились до неузнаваемости. В связи с этим, вы должны решить, кто из вас будет готов пройти долгий и довольно тяжелый процесс опознания.

Выберите из своих родственников самого психологически крепкого и физически здорового.

В течение времени, когда вы будете определять того, кто пойдет на опознание, подумайте: по каким характерным признакам вы могли бы опознать своих близких. Рост, объем тела, полостные операции, перенесенные в течение жизни (возможно, только по следам шрамов вам удастся опознать своих родственников и близких), зубная карта, украшения, одежда, форма ногтей и прочее.

Подумайте, кто из вас сможет сдать кровь для проведения генетической процедуры? Какие вещи погибшего вы сможете предъявить для генетической процедуры опознания, если нет близких, которые могут сдать кровь.

У кого на руках нет своих документов, или каких - либо документов погибших?»

После этих слов, агрессивно настроенная группа людей, призывающая к активным действиям, выкрикивающая недвусмысленные призывы, моментально притихла, в ней началась определенного характера работа.

Поступило от психолога следующее предложение: “ Готовы ли подождать пока будут подготовлены фотографии для опознания или хотя бы подготовлены тела, потому, что опознание производится по вполне определенным законам, для этого тела должны быть рассортированы, вскрыты, определена причина смерти и т. д. Как вы думаете, сколько необходимо времени на подготовку процедуры опознания? Вам придется ждать, но используйте это время более правильно, помогите вашим родным найти их быстрее.”

Агрессия была снята.

 

Паническая толпа.

Паническая толпа- это подвид действующей толпы, наряду с другими подвидами: агрессивной, стяжательной и повстанческой. Опыт показывает, что это самая опасная толпа из всех разновидностей толпы. По количеству непосредственных человеческих жертв массовая паника обычно далеко превосходит, например, агрессивную толпу, но и по отдельным последствиям ей не уступает. Из - за чрезвычайной социальной опасности и значимости массовая паника часто выделяется «в особое производство», и ее изучению уделяется наибольшее внимание.

В. М. Бехтерев [31] считал, что паника — это «психическая эпидемия кратковременного свойства», которая возникает в виде «подавляющего аффекта». Чаще всего она возникает при большом сте­чении народа, которому как бы «прививается идея о неминуемой смертельной опасности», обусловленной складываю­щимися обстоятельствами. Паника, по его мнению, неразрывно связана с инстинктом самосохранения, который одинаково проявляется у личности независимо от ее интел­лектуального уровня. Внушение в толпе распространяется по­добно пожару. Оно иногда возникает от случайно сказанного слова, отражающего переживания масс, резкого звука, выстрела, внезапного движения. В исступленной толпе каждый индивид влияет на окружающих и сам подвергается посто­роннему влиянию.

Опыт ликвидации последствий ЧС показывает, что в психологической поддержке и снижении психологической напряженности нуждаются все группы населения, оказавшиеся в зоне ЧС.

Известно, что даже спасатели в очаге поражения могут испытывать чувство психологической напряженности и даже страха. Страх, являясь защитной реакцией человека на возникающую опасность, может быть преодолен, подавлен силой воли. Однако отсутствие ясности о развитии ЧС, ее масштабе и возможных последствиях воздействия поражающих факторов ЧС на человека, могут привести к панике, которая охватывает иногда большие группы населения.

Формы проявления ЧС, будь то техногенная, транспортная или природная катастрофа, террористический акт, военное или другое действие, как причина паники, разнообразны и их последствия не всегда предсказуемы. Следовательно, и мероприятия по предотвращению паники могут носить лишь общий характер. Здесь, как и в медицине, действует принцип: лучше профилактика, чем лечение.

Для предотвращения или прекращения паники важно прервать возбужденное состояние и успокоить людей, либо, наоборот, вывести их из состояния ошеломления, оцепенения и активировать их действия. Наиболее эффективными являются меры, когда они проводятся в начальной фазе, ибо в этот момент охваченные паникой люди более всего поддаются внушению. Важно своевременно оповестить их об опасности, дать точные и конкретные рекомендации, указания, советы, как себя вести и что делать в данной ситуации.

Можно ли предотвратить панику и как снизить ее масштабы? Какие мероприятия рекомендуется проводить для этого?

Что вообще необходимо знать о панике и ее последствиях?

Паника — временное переживание гипертрофированного страха, порождающее неуправляемое, нерегулируемое поведение людей (утрата критики и контроля), иногда с полной потерей самоконтроля, неспособностью реагировать на призывы, с утратой чувства долга и чести.

В основе паники лежит страх — опредмеченная тревога, возникающая как результат переживания беспомощности перед реальной или воображаемой опасностью, стремление любым путем уйти от нее вместо того, чтобы бороться с ней.

Люди в группе, охваченной аффективной паникой, не контролируют сознательно свое поведение, туманно воспринимают окружающее. Аффективная паника парализует их целенаправленную деятельность.

Характерные действия при панике - неудержимый, устремленный в никуда бег, хаотичные, беспорядочные действия, неадекватные поступки. Не потерявшие способность к оценке обстановки, выбирают путь от опасности, но некоторые могут двигаться и в ее сторону, полагая, что так менее опасно, чем в общем потоке. Бывает, что кто- то приходит в себя и пытается остановить людей, организовать их действия. Но такие попытки чаще всего оказываются неудачными, а человек, ставший на пути панической толпы, может оказаться сметенным и раздавленным. В практике имелись случаи, когда люди, сохранившие самообладание, объединялись в группы и совместными усилиями пытались внести организованность в поведение находящихся в панике людей. Наблюдались факты, когда в такой обстановке лица с криминальными установками, стремились воспользоваться ситуацией в своих корыстных целях [222].

Панику можно классифицировать по масштабам, глубине охвата, длительности и деструктивным последствиям.

По масштабам различают индивидуальную, групповую и массовую панику.

В случае групповой и массовой паники, захватываемое ею количество людей различно: групповая — от 2—3 до нескольких десятков и сотен человек, а массовая — тысячи, или гораздо больше людей. К тому же, массовой следует считать панику, когда в ограниченном замкнутом пространстве (на корабле, в здании), ею охвачено большинство людей, независимо от их общего числа.

 

Под глубиной охвата имеется в виду степень панического заражения сознания. В этом смысле можно говорить о легкой, средней панике и панике на уровне полной невменяемости.

Легкую панику можно, в частности, испытывать тогда, когда задерживается транспорт, при спешке, внезапном, но не очень сильном сигнале (звуке, вспышке). При этом человек сохраняет почти полное самообладание и критичность. Внешне такая паника может выражаться лишь легким удивлением, озабоченностью, напряжением.

Средняя паника характеризуется значительной деформацией сознательных оценок происходящего, снижением критичности, возрастанием страха, подверженностью внешним воздействиям. Паника средней глубины часто проявляется при проведении военных операций, при небольших транспортных авариях, пожаре и различных стихийных бедствиях.

Полная паника — паника с отключением сознания, аффективная, характеризующаяся полной невменяемостью - наступает при чувстве ужасной, смертельной опасности. В этом состоянии человек полностью теряет сознательный контроль над своим поведением. Он может бежать куда попало (иногда прямо в очаг опасности), бессмысленно метаться, совершать самые разнообразные хаотические действия, поступки, абсо­лютно исключающие их критическую оценку, рациональность и этичность. Классические примеры паники — события на кораблях «Титаник», «Адмирал Нахимов», а также во время войны, землетрясений, ураганов, пожаров в универмагах, местах массового скопления людей.

Панику делят так же: на аффективную и поведенческую.

Аффективная паника бывает при пожарах, взрывах, землетрясениях, селевых потоках, сходах лавин, крупных авариях на транспорте, на производстве, в боевой обстановке и пр.

Возникает она всегда внезапно и постепенно затухает. Длится от нескольких минут до нескольких часов.

Считается, что 55% жертв, например, при землетрясении обусловлено неправильным поведением людей, в том числе и паникой.

Другой вид паники - поведенческая паника (панические настроения). Это уже не эмоциональная вспышка, а осмысленные и насыщенные переживаниями тревоги, страха, растерянности, поспешные решения и действия, которые не всегда адекватны угрозе или причине, побуждающей их. В отличие от аффективной паники, она возникает не только под влиянием угрозы, но и по причине длительных переживаний, опасений, накопления тревоги, неопределенности, ожидания худшего, с накоплением «психологического горючего» и срабатыванием реле определенного «психического» катализатора. Катализатором может быть все, что угодно. Поведенческая паника, возникнув не сразу, потом, как лавина, развивается по нарастающей и прекращается постепенно. Таковы, например, паники на бирже, продуктовых рынках, а также паники, порождающие потоки беженцев, переселенцев. Продолжительность поведенческой паники - от нескольких часов до нескольких лет. Интенсивность панического состояния зависит от оценки степени опасности, ее реальности, вероятности и обстановки. Паника негативна как социальными, материальными, так и человеческими потерями. При поведенческой панике бывают группы людей, использующих ее в корыстных целях. Так, в обстановке стихийных бедствий нередко усложняется криминальная обстановка, увеличивается число краж, грабежей. Распространяется мародерство. Последствия психологических потрясений от перенесенного при панике шока у некоторых людей сохраняются много лет.

Итак, по длительности паника может быть:

· кратковременной (секунды, несколько минут) - это, например, паника в автобусе, потерявшем управление;

· достаточно длительной (десятки минут, часы) - при землетрясениях, не развернутых во времени и не очень сильных;

· пролонгированной (несколько дней, недель) - во время длительных боевых операций, например блокада Ленинграда, ситуация после взрыва на ЧАЭС.

 

Факторы превращения более или менее организованной группы в паническую толпу:

1.Социальные факторы: общая напряженность в обществе, вызванная произошедшими или ожидаемыми природными, экономическими, политическими бедствиями. Это может быть землетрясение, наводнение, резкое изменение валютного курса, государственный переворот, начало или неудачный ход войны и т. д. Иногда напряженность обусловлена памятью о трагедии или предчувствием надвигающейся трагедии, приближение которой ощущается по предварительным признакам.

2.Физиологические факторы: усталость, голод, длительная бессонница, алкогольное и наркотическое опьянение снижают уровень индивидуального самоконтроля, что при массовом скоплении людей чревато особенно опасными последствиями.

3.Общепсихологические факторы: неожиданность, удивление, испуг, вызванные недостатком информации о возможных опасностях и способах противодействия.

4.Социально-психологические и идеологические факторы: отсутствие ясной и достаточно значимой общей цели, эффективных, пользующихся общим доверием лидеров и, соответственно, низкий уровень групповой сплоченности.

Два основных момента, определяющих возникновение паники:

Первый связан главным образом с внезапностью появления угрозы для жизни, здоровья, безопасности, например, при взрыве, аварии, пожаре.

Второй можно связать с накоплением соответствующего «психологического горючего» и срабатыванием «реле» определенного психического катализатора. Длительные переживания, опасения, накопление тревоги, неопределенность ситуации, предполагаемые опасности, невзгоды - всё это создает благоприятный фон для возникновения паники, а катализатором в этом случае может быть абсолютно всё [258].

Механизм развития бурной динамической паники можно представить как осознаваемую, частично осознаваемую или неосознаваемую цепь:

- включение «пускового сигнала» (вспышка, громкий звук, обвал помещения, землетрясение);

- воссоздание образа опасности;

- активизация защитной системы организма на различных уровнях сознания;

- инстинктивное реагирование и следующее за этим паническое поведение.

Возникновение и развитие паники в большинстве случаев связано с действием шокирующего стимула, сразу отличающегося чем-то заведомо необычным.

Для того чтобы привести к настоящей панике, действующий на людей стимул должен быть:

- либо достаточно интенсивным, либо длительным, либо повторяющимся (например, взрыв, сирена, автомобильный клаксон, серия гудков и т. п.);

- он должен привлекать к себе внимание;

- вызывать эмоциональное состояние подчас неосознанного, животного страха.

Этапы реакции:

Первый этап реакции на такой стимул — как правило, резкий испуг, потрясение, ощущение сильной неожиданности, шока и одновременно восприятие ситуации как кризисной, критической, угрожающей и даже безысходной.

Второй этап — обычно замешательство, в которое переходит потрясение, а также связанные с ним хаотичные индивидуальные, часто совершенно беспорядочные попытки как-то понять, проинтерпретировать произошедшее событие в рамках прежнего, обычно личного опыта. Или же путем лихорадочного припоминания аналогичных ситуаций из известного человеку чужого, как бы заимствованного им, опыта. С этим связано острое чувство реальной угрозы. Когда необходимость быстрой интерпретации ситуации становится особенно актуальной и требует немедленных действий, именно это ощущение остроты мешает логическому осмыслению происходящего и вызывает новый страх. Первоначально этот страх сопровождается криком, плачем, двигательной ажитацией. Если такой страх не будет подавлен, то развивается следующая стадия.

Третий этап — усиление интенсивности страха по известным психологическим механизмам циркулярной реакции. Тогда страх одних людей отражается другими, что, в свою очередь, еще больше усиливает страх первых. Усиливающийся страх стремительно снижает уверенность в коллективной способности противостоять критической ситуации и создает у большинства смутное ощущение обреченности. Завершается все это неадекватными действиями, которые обычно представляются людям, охваченным паникой, спасительными. Хотя на деле они могут совсем не вести к спасению: это этап «хватания за соломинку», в итоге все равно оборачивающийся паническим бегством (разумеется, за исключением тех случаев, когда бежать людям просто некуда). Тогда может возникать подчеркнуто агрессивное поведение: известно, на­сколько опасен бывает зверь, загнанный в угол, даже если он обычно убегает от опасности.

Четвертый этап — массовое бегство. Паника, именно, как особый вариант массового поведения, реально становится за­метной, проявляясь в наблюдаемых феноменах — прежде всего в массовом бегстве. Раньше или позднее именно бегство становится естественным следствием любой паники. Стремление спрятаться, укрыться от надвигающегося страха (ужаса) — естественная реакция. Безоглядное бегство — как правило, апофеоз паники.

Пятый этап — завершение паники. Внешне паника заканчивается по мере прекращения отдельными людьми бегства. Либо они это делают по причине усталости, либо, начиная осознавать бессмысленность бегства и здраво мыслить. Обычные следствия паники — либо усталость и оцепенение, либо состояние крайней тревожности, возбудимости и готовности к агрессивным действиям.

По своим деструктивным последствиям паника бывает следующих типов:

· паника без каких-либо материальных последствий и регистрируемых психических нарушений;

· паника с разрушениями, физическими и выраженными психическими травмами, утратой трудоспособности на непродолжительное время;

· паника с человеческими жертвами, значительными материальными разрушениями, нервными заболеваниями, срывами, с последствиями в виде длительной утраты трудоспособности и инвалидности.

 

Некоторые рекомендации и возможные мероприятия для предотвращения паники:

1. Кропотливая и целеустремленная подготовка всех групп населения, работников организаций, руководящего и командно – начальствующего состава формирований и спасателей к действиям в ЧС.

Это, прежде всего, выработка определенной суммы навыков и умений, обеспечивающих психологическую готовность к встрече с предполагаемыми опасностями ЧС природного, техногенного или военного характера и формирование на этой основе рационального к ним отношения. И, главное - целенаправленная практическая тренировка и упражнения с психологической направленностью в ходе повседневной жизнедеятельности.

Очень часто зарождение опасности видит только незначительное количество людей. Большинство людей получают о ней информацию от других. Однако, оповещающие толпу информаторы могут быть не подготовлены к тому, чтобы отличить действительную угрозу для жизни от мнимой.

2. Своевременное определение очагов напряжения. Своевременная, достоверная и достаточно полная информация об аварии или катастрофе. Информация должна быть понятной и доступной для правильного восприятия

При этом должны использоваться все средства массовой информации: радио, печать, телевидение, как центральные, так и местные. Причем местные СМИ, по сравнению с центральными, являются более эффективными по восприятию на сознание людей, поскольку они непосредственно включены в ЧС и участвуют в их ликвидации.

3. Речь или передаваемое сообщение могут оказать на людей более эффективное воздействие по сравнению с другими способами, и первостепенную роль играет содержание сообщения и тон. Недостаток информации порождает сплетни и слухи, создает неопределенность.

4. Четкое управление, постоянный контакт руководящего состава с оперативными и вспомогательными силами, участвующими в ликвидации ЧС.

Неумелых руководителей следует отстранять от управления. В действиях на преодоление паники надо выделять людей, правильно оценивающих обстановку, способных контролировать свои поступки и разумные распоряжения.

5. Чем тяжелее складывается ситуация, тем суровее должна быть реакция руководителя группы на паникеров. Паникеров и распространителей слухов изолируют. Слухам противодействуют путем передачи точной информации о том, что делается для ликвидации ЧС и как развивается обстановка.

6. Простые и понятные указания о действиях и правилах поведения, возможных способах и средствах защиты. Отдавая такие указания, следует воздержаться от специальных научных и технических терминов, т.к. они могут быть неверно истолкованы и поняты.

7. Хорошо подготовленная и информированная группа людей, даже в сложной обстановке, имеет больше шансов избежать паники и потерь.

Изолирование душевнобольных, снятие острых реакций у кричащих, успокоение их способствует созданию спокойной деловой обстановки.

8. Разделение большого скопления людей на малые группы. Ими легче управлять.

9. Отвлечение людей, хотя бы на непродолжительное время, от источника опасности, страха.

Вовлечение людей в активные действия: в борьбу со стихией, в спасательные работы, в оказание помощи престарелым, инвалидам, упаковку вещей для эвакуации или других отвлекающих занятий.

10. Разрядка ситуации путем передачи музыки. Среди приемов влияния на действующую толпу этот прием связан с использованием ритма. Действующая толпа аритмична, и поэтому громкий ритмичный звук способствует соответствующему превращению. Поэтому, известные народные песни, церковные песнопения или гимн страны способствуют довольно быстрому воздействию на паническую толпу. Можно при этом использовать динамики, передающие вышеназванную музыку. Непродуманное воздействие музыки, как это имело место 19.08.91 г., когда во время ГКЧП по всем каналам в течение всего дня передавали балет «Лебединое озеро» может способствовать возникновению напряженности, тревоги, распространению слухов.

11. Использование силы, резких команд и грубых распоряжений, т.е директивных методов управления, также как предложение или принуждение к активным действиям, должно быть очень осторожным, ответственным и проводиться с учетом индивидуальных и коллективных психологических проявлений. Например, выстрел вверх может только усилить панику.

12. Если очаг опасности возникает в здании, в помещении, где находится большое количество людей, то немедленно открываются выходы. Организуется четкое управление потоками людей для выхода из него, создаются мобильные группы с конкретными задачами по спасению людей и имущества.

13. Самовнушение, умение руководить собой, своими чувствами и эмоциями, т. е. выработка психологической устойчивости.

Преодолению личного страха, способного перерасти в панику, помогают, прежде всего, чувство собственной ответственности и осознание дела, которое делает человек. В ЧС важно помнить о том, что именно воля и стремление к жизни являются основными факторами, помогающими человеку выжить.

14. Исключение из обихода слов «паника», «катастрофа», «спасайся, кто может», и др.

Итак, паника возникает легче в общей обстановке неудач, чередующихся грозных явлений природы; среди людей, перенесших психические потрясения, усталых, физически и психологически изнуренных, находящихся в состоянии предельного напряжения; в темноте, при плохой видимости, когда воображение рисует то, чего нет, и преувеличивает опасности.

Вместе с тем, при панике проявляются порой и инициативные попытки преодолеть стихийность, действовать разумно, внести элементы организованности.

Любые группы подвержены панике при плохой подготовленности к действиям в экстремальных ситуациях и, особенно - к внезапности и неожиданности. Сказывается наличие в группах слабых, морально и психологически неустойчивых, впечатлительных, истеричных людей - паникеров, первыми теряющих контроль над собой. Их паническое настроение - метания, попытки бежать, истошные вопли, пугающие крики: «пожар», «окружают», «предали»., «спасайтесь», «все погибнем» и др. сильно действуют на до предела «натянутые нервы» других членов группы, может послужить толчком для начала паники.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...