Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основной целью изучения дисциплины является формирование у будущих специалистов философского мировоззрения как важнейшей характеристики его образованности и культуры.




Основными задачами данного курса являются:

1. Ознакомить студентов с проблематикой и основными понятиями философии;

2. Дать общее представление об этапах эволюции зарубежной и отечественной философской мысли;

3. Раскрыть содержание основных типов мировоззрения;

4. Выработать у студентов способность отстаивать свою позицию в мировоззренческих вопросах.

 

Раздел 1. Введение в философию

 

В данном разделе Вам предстоит изучить две темы: "Философия как мировоззрение" и "Функции философии".

Обратите внимание, что по завершении работы с теоретическим материалом следует ответить на вопросы для самопроверки, которые даются в конце каждой темы. При возникновении затруднений необходимо обратиться к соответствующей теме учебного пособия.

 

Философия как мировоззрение

[1], с. 8...15; [4], с. 10…22

Главная трудность в усвоении этой темы состоит в том, что понять предмет науки, в частности философии, можно только в том случае, если известен весь объём ее проблем. Но знать весь объём философской проблематики в начале курса невозможно; это может быть достигнуто только в конце изучения предмета. По этой причине в начале курса необходимо составить о предмете философии предварительное представление в форме определений, в которых раскрывается основной круг проблем, изучаемых этой наукой. В результате изучения темы студенты должны иметь представление о влиянии философских знаний на развитие духовной культуры человечества, о роли философских знаний в практической деятельности.

Мировоззрение и его формы. Философия как мировоззренческая дисциплина. «Осевое время» и его значение в духовном развитии человечества. Возникновение философской мысли в Древней Греции, Китае и Индии. Отличие научно-философского знания от религиозно-мифологического. Философия и наука: сходство и различие. Роль философии в развитии естественных и гуманитарных наук. Философия и религия. Философия и искусство. Определяющий характер теоретического мышления по отношению к культуре в целом.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Что такое «осевое время» и какова его роль в культурно-историческом развитии человечества?

2. Что изучает философия?

3. Раскройте роль философии в развитии естественных и гуманитарных наук.

4. Охарактеризуйте существующие точки зрения на соотношение философии и науки.

5. Влияет ли философия на художественное творчество? Приведите примеры их взаимозависимости.

 

Функции философии

[1], с. 16...17; [3], с. 10…22

При изучении данной темы вы познакомитесь со структурой современного философского знания: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), философская антропология (учение о человеке), социальная философия (теория общества), философия истории, аксиология (учение о ценностях), и основным комплексом философских дисциплин, а также теоретическим характером философского знания. Положение философии в культуре, её многофункциональный характер. Базовые функции философии: мировоззренческая, методологическая, интегративная, критическая.


Вопросы для самопроверки

 

1. Какие философские дисциплины входят в структуру современного философского знания?

2. Кратко охарактеризуйте их предметную область.

3. Каковы функции философского знания?

4. Объясните своими словами, зачем нужна философия?

 

Раздел 2. Философия Древнего мира

Во втором разделе Вам предстоит изучить две темы: “Философия Древнего мира” и “Античная философия”.

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на то, какие социокультурные факторы способствовали возникновению новой формы рациональности именно в Греции, а не в соседних с ней культурных центрах на Древнем Востоке (Китай, Индия), где цивилизация насчитывала уже тысячелетия в форме мудрствования. Необходимо уяснить себе основные проблемы и аргументацию философских позиций первых греческих школ, связанную с проблемой первоначала и роли чувственного и рационального познания. Изучение данной темы важно для понимания того, с какой проблемы началось развитие философии – с проблемы единого и многого, всеобщего и частного, что и составляет главный предмет её исследования.

 

Философия Древнего Востока

[1], с. 18-24; или [3], с. 2-42

Трудности в изучении древнекитайской культуры и философии: иероглифическое письмо, огромное количество литературных памятников, отличные от европейских логика дискурса и стратегии смысла, необъятность китайской культуры и истории по их пространственной и хронологической протяженности. Обратите внимание на следующие вопросы: развитие философии в странах Древнего Востока (Китай и Индия). Краткий очерк истории и культуры Древнего Китая. Конфуций (Кун-цзы, около 551 – 479 до н. э.) и его эпоха. Образ мудреца в китайской традиции. Основополагающие категории конфуцианства: гуманность и человеколюбие (жэнь). Понятие о «благородном муже» как идеальном типаже «служилого человека». Учение об управлении обществом и государством. Дао. Синтез и взаимовлияние конфуцианства и даосизма. Единство и внутреннее многообразие древнекитайской культуры и философии. Исторические судьбы развития древнекитайской философии, ее место и значение в современной культуре Китая.

Веды – основной религиозно-мифологический памятник Древней Индии. Возникновение буддизма. Главный закон жизни и четыре «благородные истины» буддизма. «Восьмеричный путь» и нирвана. Превращение буддизма в одну из мировых религий. Учение о «дхармах». Исторические судьбы развития буддизма.

Вопросы для самопроверки

 

1. В чем принципиальное отличие философии Древнего Востока от философии западного мира?

2. Основные вопросы индийской философии.

3. Какие вопросы рассматриваются в китайской философии?

4. Что означает понятие «дао»?

5. В чем заключается цель человеческой жизни для буддистов?

 


Античная философия

[1], с. 24-65; или [2], с. 42-64

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на следующие ключевые моменты. Во-первых, какие социокультурные факторы способствовали возникновению новой формы рациональности именно в Греции, а не в соседних с ней культурных центрах, где цивилизация насчитывала уже тысячелетия. Во-вторых, необходимо уяснить себе основные проблемы и аргументацию философских позиций первых греческих школ, связанную с проблемой первоначала и роли чувственного и рационального познания. И, в-третьих, изучение данной темы важно для понимания того, с какой проблемы началось развитие философии – с проблемы единого и многого, всеобщего и частного, что и составляет главный предмет её исследования.

Первый центр греческой философии: милетская школа. Первые греческие философы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Проблема первоначала. Учение Гераклита. Общие черты ионийской философии. Второй центр греческой философии – италийский. Пифагорейская школа: учение о числе как первоначале всего сущего. Элейская школа: учение о единстве бытия. Доказательство единого бытия Парменида. Апории Зенона. Значение идей первых греческих философов для развития науки и философии.

Социокультурные и теоретические предпосылки греческой философии классического периода. Проблема единства и множественности бытия, чувственного и рационального познания. Попытки синтеза противоположных позиций. Демокрит: жизненный путь и сочинения. Принцип атомизма. Учение о двух уровнях познания. Греческая софистика: Протагор, Горгий и др. Гносеологический и этический релятивизм софистов. Сократ: его жизнь и деятельность. Полемика с софистами. Этический рационализм Сократа: знание как основа добродетели.

Объективный идеализм Платона. Учение об «идеях». Проект идеального государства Платона. Учение Аристотеля как завершение философии классической Греции. Метафизика Аристотеля: учение о сущности и причинах бытия. Значение философских учений классической Греции для последующей культурной традиции.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. В чем заключаются социокультурные предпосылки возникновения античной философской традиции?

2. Как решалась проблема первоначала представителями милетской школы?

3. Объясните значение идей первых греческих философов для развития науки и философии.

4. В чем заключается космоцентризм древнегреческой философии?

5. Охарактеризуйте основные принципы атомизма.

6. Что означают тезисы Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю» и «Познай самого себя»?

7. Почему Сократ отождествляет знание и добродетель?

8. Почему Платон считает, что идеи более реальны, чем вещи?

9. Какое государство, согласно Платону, можно считать справедливым?

10. В чём смысл высказывания Аристотеля «Платон мне друг, но истина дороже»?

11. В чем значение идей Платона и Аристотеля для духовной культуры последующего периода?

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...