Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Постклассическая философия




[1], с. 123-168; или [2], с. 78-93

 

В изучении вопросов, касающихся философии марксизма, следует обратить внимание на целостный, всесторонний характер марксистского учения, которое наследует традиции универсализма немецкой классической философии. Историческая концепция марксизма, его социально-политическое учение, философские основания представляют собой взаимосвязанную систему теоретических представлений об обществе, природе и человеке.

Философия марксизма как продукт европейской культуры XIX в. Основные этапы эволюции философских взглядов К. Маркса. Отношение к философскому наследию Гегеля и Фейербаха. Влияние английской классической политэкономии. Естественнонаучные предпосылки философии марксизма. Развитие рабочего движения и утопического социализма. Проблема отчуждения в немецкой классической философии. Социально-критический характер марксистского учения. Критика капитализма.

Понятие классической и неклассической традиции в философии. XIX век как начало неклассической философии. Философский иррационализм, его основные направления и представители. А. Шопенгауэр как родоначальник философского иррационализма. С. Кьеркегор и проблема человеческого существования. Проблема смысла жизни.

Ф. Ницше и «философия жизни». Возникновение психоанализа и его основные направления: классический психоанализ. Основные положения классического психоанализа. Природа человека.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. В чем суть антропологического материализма Фейербаха?

2. Какие новые идеи внесли в философию классики марксизма?

3. В чем проявляется иррационализм философии Шопенгауэра и Ницше?

4. Каковы этапы развития и основные идеи позитивистской философии?

5. Кто основатель психоанализа? Какова основная задача психоанализа?

6. Перечислите основных представителей неофрейдизма.

7. Что такое архетипы?

8. В чем заключается сущность философии прагматизма?

9. Какое понятие занимает центральное место в философии экзистенциализма?

10. В каких значениях используют термин "герменевтика"?

11. Какова главная цель структурализма?

12. Перечислите основные черты постмодернизма.

 

Русская философия

[1], с. 169-226; или [2], с. 49-55

 

Полисемантичность понятия "русская философия". Обзор основных концепций истории русской философии. Проблема начала русской философии. Историко-культурное своеобразие русской философии. Ключевые проблемы русской философии: основные темы, идеи и направления.

Русская философия XIX – XX вв. Зарождение философской мысли на Руси (XI-XVII вв.). Философия русского Просвещения.Отличительные черты и основные направления русской философской мысли XIX – XX вв. Западники и славянофилы: спор о судьбах России. Марксистско-ленинская философия. Особенности русской религиозной философии. Философия русского космизма.

 

Вопросы для самопроверки

1. Когда возникла русская философия? Периодизация развития русской философии.

2. Особенности русской философии.

3. Ключевые проблемы русской философии.

4. Зарождение философской мысли на Руси (XI-XVII вв.)

5. Философия русского Просвещения.

6. Русская философия XIX – XX вв.

7. Русская религиозная философия.

8. Философия русского космизма.

9. Кто такие славянофилы и западники?

10. Что означает принцип “всеединства” в русской философии?

11. Что означает слово “ноосфера”? Расскажите об учении В. Вернадского о ноосфере.

12. Кто является представителем русского космизма? В чем суть русского космизма?

 

Раздел 6. Онтология и теория познания

Данный раздел включает в себя следующие темы: «Онтология (учение о бытии)», «Гносеология (учение о познании)» и «Сознание», которые являются ключевыми в теоретическом курсе философии. В первой теме рассматриваются философские воззрения на материю, а также развитие естественнонаучных представлений о мире. Во второй теме данного раздела рассматривается содержание гносеологической проблематики и теоретических позиций по проблемам источника познания и познаваемости мира. В третьей теме рассматривается категория для обозначения ментальной деятельности человека по отношению к самой этой деятельности – сознание и предпринимаются основные попытки определить сознание.

 

Онтология (учение о бытии)

[4], с. 272-309; или [2], с. 133-161

Данная тема призвана дать представление об основной проблематике онтологии. В ней рассматриваются философские воззрения на материю, а также развитие естественнонаучных представлений о мире. Главное внимание студенты должны обратить на усвоение ключевой философской лексики, таких понятий, как: субстанция, атрибут, материализм, идеализм, субъективный идеализм, объективный идеализм. Учащиеся должны уметь показать различие исторических форм материализма и идеализма, уметь сформулировать теоретические точки зрения на проблему материи, знать их аргументацию и уметь объяснить, с чем была связана эволюция материалистических представлений на материю. Учащиеся должны знать, что такое научная революция и какова роль научных революций в истории науки; знать наиболее выдающихся ученых, которые внесли решающий вклад в создание научных картин мира; уметь охарактеризовать отличительные черты античной, классической и неклассической картин мира, иметь представление о современных научных взглядах на происхождение и строение Вселенной.

Онтология как философское учение о бытии. Специфика философского понимания бытия. Понятие субстанции. Основные философские направления: идеализм и материализм. Исторические формы идеализма: объективный и субъективный. Исторические формы материализма: метафизический и диалектический.

Понятие научной революции и научной картины мира. Античная, классическая и неклассическая картины мира, их отличительные черты. Становление современных научных представлений о строении и происхождении Вселенной. Структура Вселенной: мегамир, макромир и микромир. Микромир: строение атома; элементарные частицы. Макромир: неорганическая и органическая природа. Мегамир: звёзды, планетные системы, галактики. Космогония: гипотеза «большого взрыва». Этапы космической эволюции. Синергетика о законах саморазвития материи. Значение синергетики для материалистического понимания бытия.

 

Вопросы для самопроверки

1. Объясните значение понятий: «субстанция», «атрибут», «материя», «материализм», «идеализм».

2. Какие точки зрения сложились в философии по проблеме материи?

3. Обрисуйте развитие материалистических представлений о материи.

4. В чем заключается точка зрения современного материализма на материи?

5. Раскройте содержание понятий «научная картина мира» и «научная революция».

6. Назовите отличительные черты античной картины мира.

7. Когда произошла вторая научная революция? Назовите главных творцов новой астрономической картины мира.

8. Охарактеризуйте отличительные черты классической картины мира.

9. Какие открытия привели к возникновению неклассического естествознания и каковы отличительные черты современной научной картины мира?

10. Какие уровни организации материи выделяет современная наука?

11. Охарактеризуйте современные научные представления на происхождение и эволюцию Вселенной.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...