Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технические и программные средства обеспечения дисциплины




 

На сайте нашего университета вы можете получить доступ к электронной библиотеке, где есть возможность ознакомиться с презентациями курса философии, представленными в электронном варианте:

 

1. Шестакова, И. Г. Философия [Электронный ресурс]: лекции 1-14, очное отд-ние/ И. Г. Шестакова. - Электрон. текстовые дан. Электрон. граф. дан. - СПб.: Изд-во СЗТУ, 2010.

2. Шестакова, И. Г. Философия [Электронный ресурс]: лекции 1-5, очно-заочное отд-ние/ И. Г. Шестакова. - Электрон. текстовые дан. Электрон. граф. дан. - СПб.: Изд-во СЗТУ, 2010.

3. Шестакова, И. Г. Философия [Электронный ресурс]: лекции 1-3, заочное отд-ние/ И. Г. Шестакова. - Электрон. текстовые дан. Электрон. граф. дан. - СПб.: Изд-во СЗТУ, 2010.

 

 

Методические указания к выполнению лабораторных работ

 

Лабораторные работы по данному курсу не предусмотрены.


Методические указания к проведению практических занятий (семинаров)

 

Одной из важнейших форм обучения философии является практическое занятие, которое по своему характеру требует живого разговора и обсуждения вопроса. Такое обсуждение способствует не только уяснению учебного материала, но и формирует точку зрения на вопрос. Философия как научная дисциплина и форма мировоззрения изначально формировалась в обстановке идейных споров, поэтому диалогичность и дискуссионность является ее внутренним принципом построения.

Подготовка студентов к практическому занятию предполагает самостоятельную работу с учебной и философской литературой, что является главным средством философского образования. Выступление на практическом занятии развивает навыки устной речи, а работа с учебной и философской литературой – культуру составления конспекта.

Самостоятельная работа на практическом занятии заключается в подготовке докладов и сообщений, а также в участии в их обсуждении. Доклад представляет собой устное выступление по заранее написанному тексту. При подготовке доклада текст должен быть полностью написан, но сам доклад следует делать по составленному плану, а потому тема должна быть хорошо усвоена, чтобы иметь возможность изложить суть.

Студенты, работая над письменным текстом доклада и планом устного выступления, обнаружат большое различие между устной и письменной речью, где придется научиться преодолевать большие стилистические трудности. Поэтому не следует делать доклад непосредственно по книжному тексту, так как это противоречит цели доклада – развить у обучаемых навыки устной речи и умения выступать перед аудиторией.

Выступление в виде доклада на практическом занятии рассчитано на 10-15 минут. Темы докладов разрабатываются преподавателем и закрепляются за слушателями персонально. Доклад рассчитан на освещение ключевых вопросов практического занятия. Более коротким по объему является устное сообщение, которое студент делает по личной инициативе в рамках предложенных вопросов для обсуждения. Обсуждение докладов требует предварительного ознакомления с темой всех участников практического занятия. Обсуждение включает в себя вопросы к докладчику, ответы на вопросы преподавателя, воспроизведение основных положений доклада и оценку изложенной точки зрения.

Для студентов, обучающихся в системе ДОТ, проводится семинар-видеоконференция. Для подготовки к семинару студенту ДОТ необходимо ознакомиться с вышеизложенными рекомендациями.

 

Темы докладов к практическому занятию № 1. Античная философия

 

1. Отличительные черты античной философии и ее роль в мировой культуре.

2. Пифагорейская школа греческой философии.

3. Элейская школа греческой философии.

4. Античный атомизм.

5. Знание как основа добродетели в этическом рационализме Сократа.

6. Эллинско-римская философия

7. Учение Платона о государстве.

8. Идеал мудреца в античной философии.

9. Поиск первоосновы мира в античной философии. 10. Суть принципа софистов «человек есть мера всех вещей». 11. Учение Платона об идеях.

12. Философия Аристотеля – энциклопедичекое учение.

13. Условия и предпосылки возникновения философии в Древней Греции, ее место в историко-культурном развитии человечества.

14. Постановка и решение проблемы первоначала мира (милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты).

15. Проблема человека в философии софистов и Сократа.

16. Философия Платона и Аристотеля.

 

Темы докладов к практическому занятию № 2. Русская философия

1. Позитивизм: основные идеи и исторические формы.

2. Проблема свободы и ответственности человека в русской философии.

3. Этика любви в гуманистическом психоанализе Э. Фромма и параллели с русской философией.

4. Западничество и славянофильство как течения русской философской мысли.

5. Русский анархизм (М. Бакунин, П. Кропоткин).

6. Проблема прогресса в русской философии

7. Революционно-демократическое течение русской философской мысли (А. Герцен, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов).

8. Особенности религиозной философии в России (В.Соловьёв, Н. Бердяев, Л. Толстой).

9. Проблема прогресса и цивилизации в социальной философии К.Н. Леонтьева.

10. Значение для русской философии творчества М.В. Ломоносова.

11. Философские аспекты дискуссии «западников» и «славянофилов».

12. Философские идеи Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Их влияние на духовную жизнь России.

13. Философская система Вл. Соловьева.

14. Русский космизм как философское направление.

15. Проблема «Запад - Россия - Восток», ее философские аспекты.

 

Темы докладов к практическому занятию № 3. Социальная философия

1. Общество как специфический способ бытия человека.

2. Природа как основа существования и развития общества.

3. Социальные группы, общности и организации.

4. Формационные концепции общественного развития

5. Цивилизационные концепции общественного развития.

6. Основные теоретические модели общества.

7. Теория Г. Спенсера о происхождении общества и альтернативные теории

8. Эволюционная теория Ч. Дарвина о происхождении человека.

9. Принцип общественного договора в учениях Т. Гоббса и Ж.-Ж. Руссо.

10. Особенности современной социальной структуры общества.

11. Проблема социального неравенства в современном обществе.

12. Эволюция семейно-брачных отношений в истории человечества.

13. Семья и брак как философская проблема.

14. Современная семья: основные тенденции развития.


Блок контроля освоения дисциплины

Общие указания

Блок контроля освоения дисциплины включает:

Задание на контрольную работу и методические указания к ее выполнению

Темы контрольных работы приведены ниже. Порядок выбора индивидуальных заданий указан в пункте «Задания на контрольную работу и методические указания к ее выполнению».

Индивидуальные задания студент получает у преподавателя или на учебном сайте.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...