Технические и программные средства обеспечения дисциплины
На сайте нашего университета вы можете получить доступ к электронной библиотеке, где есть возможность ознакомиться с презентациями курса философии, представленными в электронном варианте:
1. Шестакова, И. Г. Философия [Электронный ресурс]: лекции 1-14, очное отд-ние/ И. Г. Шестакова. - Электрон. текстовые дан. Электрон. граф. дан. - СПб.: Изд-во СЗТУ, 2010. 2. Шестакова, И. Г. Философия [Электронный ресурс]: лекции 1-5, очно-заочное отд-ние/ И. Г. Шестакова. - Электрон. текстовые дан. Электрон. граф. дан. - СПб.: Изд-во СЗТУ, 2010. 3. Шестакова, И. Г. Философия [Электронный ресурс]: лекции 1-3, заочное отд-ние/ И. Г. Шестакова. - Электрон. текстовые дан. Электрон. граф. дан. - СПб.: Изд-во СЗТУ, 2010.
Методические указания к выполнению лабораторных работ
Лабораторные работы по данному курсу не предусмотрены. Методические указания к проведению практических занятий (семинаров)
Одной из важнейших форм обучения философии является практическое занятие, которое по своему характеру требует живого разговора и обсуждения вопроса. Такое обсуждение способствует не только уяснению учебного материала, но и формирует точку зрения на вопрос. Философия как научная дисциплина и форма мировоззрения изначально формировалась в обстановке идейных споров, поэтому диалогичность и дискуссионность является ее внутренним принципом построения. Подготовка студентов к практическому занятию предполагает самостоятельную работу с учебной и философской литературой, что является главным средством философского образования. Выступление на практическом занятии развивает навыки устной речи, а работа с учебной и философской литературой – культуру составления конспекта.
Самостоятельная работа на практическом занятии заключается в подготовке докладов и сообщений, а также в участии в их обсуждении. Доклад представляет собой устное выступление по заранее написанному тексту. При подготовке доклада текст должен быть полностью написан, но сам доклад следует делать по составленному плану, а потому тема должна быть хорошо усвоена, чтобы иметь возможность изложить суть. Студенты, работая над письменным текстом доклада и планом устного выступления, обнаружат большое различие между устной и письменной речью, где придется научиться преодолевать большие стилистические трудности. Поэтому не следует делать доклад непосредственно по книжному тексту, так как это противоречит цели доклада – развить у обучаемых навыки устной речи и умения выступать перед аудиторией. Выступление в виде доклада на практическом занятии рассчитано на 10-15 минут. Темы докладов разрабатываются преподавателем и закрепляются за слушателями персонально. Доклад рассчитан на освещение ключевых вопросов практического занятия. Более коротким по объему является устное сообщение, которое студент делает по личной инициативе в рамках предложенных вопросов для обсуждения. Обсуждение докладов требует предварительного ознакомления с темой всех участников практического занятия. Обсуждение включает в себя вопросы к докладчику, ответы на вопросы преподавателя, воспроизведение основных положений доклада и оценку изложенной точки зрения. Для студентов, обучающихся в системе ДОТ, проводится семинар-видеоконференция. Для подготовки к семинару студенту ДОТ необходимо ознакомиться с вышеизложенными рекомендациями.
Темы докладов к практическому занятию № 1. Античная философия
1. Отличительные черты античной философии и ее роль в мировой культуре. 2. Пифагорейская школа греческой философии.
3. Элейская школа греческой философии. 4. Античный атомизм. 5. Знание как основа добродетели в этическом рационализме Сократа. 6. Эллинско-римская философия 7. Учение Платона о государстве. 8. Идеал мудреца в античной философии.
12. Философия Аристотеля – энциклопедичекое учение. 13. Условия и предпосылки возникновения философии в Древней Греции, ее место в историко-культурном развитии человечества. 14. Постановка и решение проблемы первоначала мира (милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты). 15. Проблема человека в философии софистов и Сократа. 16. Философия Платона и Аристотеля.
Темы докладов к практическому занятию № 2. Русская философия 1. Позитивизм: основные идеи и исторические формы. 2. Проблема свободы и ответственности человека в русской философии. 3. Этика любви в гуманистическом психоанализе Э. Фромма и параллели с русской философией. 4. Западничество и славянофильство как течения русской философской мысли. 5. Русский анархизм (М. Бакунин, П. Кропоткин). 6. Проблема прогресса в русской философии 7. Революционно-демократическое течение русской философской мысли (А. Герцен, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов). 8. Особенности религиозной философии в России (В.Соловьёв, Н. Бердяев, Л. Толстой). 9. Проблема прогресса и цивилизации в социальной философии К.Н. Леонтьева. 10. Значение для русской философии творчества М.В. Ломоносова. 11. Философские аспекты дискуссии «западников» и «славянофилов». 12. Философские идеи Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Их влияние на духовную жизнь России. 13. Философская система Вл. Соловьева. 14. Русский космизм как философское направление. 15. Проблема «Запад - Россия - Восток», ее философские аспекты.
Темы докладов к практическому занятию № 3. Социальная философия 1. Общество как специфический способ бытия человека. 2. Природа как основа существования и развития общества. 3. Социальные группы, общности и организации. 4. Формационные концепции общественного развития 5. Цивилизационные концепции общественного развития.
6. Основные теоретические модели общества. 7. Теория Г. Спенсера о происхождении общества и альтернативные теории 8. Эволюционная теория Ч. Дарвина о происхождении человека. 9. Принцип общественного договора в учениях Т. Гоббса и Ж.-Ж. Руссо. 10. Особенности современной социальной структуры общества. 11. Проблема социального неравенства в современном обществе. 12. Эволюция семейно-брачных отношений в истории человечества. 13. Семья и брак как философская проблема. 14. Современная семья: основные тенденции развития. Блок контроля освоения дисциплины Общие указания Блок контроля освоения дисциплины включает: Задание на контрольную работу и методические указания к ее выполнению Темы контрольных работы приведены ниже. Порядок выбора индивидуальных заданий указан в пункте «Задания на контрольную работу и методические указания к ее выполнению». Индивидуальные задания студент получает у преподавателя или на учебном сайте.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|