Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Антропология (учение о человеке)




[1], с. 12-18; или [2], с. 226-249

 

Трудность проблемы антропогенеза заключается в том, что она не имеет эмпирической или экспериментальной проверки, она требует реконструкции (теоретического воссоздания) процесса становления человека, что даёт возможность её различных интерпретаций. В результате изучения данной темы студенты должны узнать основные концепции происхождения человека и уметь дать их сравнительный анализ. При изучении данного раздела студентам также следует обратить внимание на два теоретических подхода к проблеме сознания – материалистический и идеалистический, на их основные различия.

Антропология – учение о человеке. Отличие философской антропологии от физической и культурной. Образ человека в различные культурно-исторические эпохи. Античность: человек как «микрокосм» и разумное политическое животное. Средневековье: двойственность человеческой природы. Возрождение: человек – скрепа мира. Новое время: человек как познающий и моральный субъект. Деятельностный и детерминистский подход к человеку.

Проблема природы человека: основные теоретические подходы. Идеалистическая трактовка человека: сущность человека – в свободе духа. Биологизаторский подход: всё определяют гены. Социокультурный подход: человек как продукт общественных отношений. Проблема теоретического синтеза философских подходов к человеку. Труд как фактор эволюции. Антропогенез как самопорождение человека. Создание «второй природы» - социокультурной среды. Потребительски-животное и производственно-человеческое отношение к среде. Психоаналитическая концепция антропогенеза. Человек – продукт избыточной биологической энергии. Роль влечений, культурных запретов и искусства в становлении человека. Роль философии в формировании научных взглядов о человеке.

 

Вопросы для самопроверки

1. Объясните содержательные отличия в использовании понятия «антропология».

2. В чем специфика философского понимания человека?

3. Охарактеризуйте взгляды античных философов на человека.

4. В чем специфика средневековых представлений о человеке?

5. Какие антропологические идеи сложились в философии эпохи Возрождения и Нового времени?

6. Назовите основные теоретические подходы к проблеме сущности человека. В чем их различие?

7. Какие антропологические проблемы вызывают у вас наибольший интерес? Попробуйте сформулировать свою точку зрения по этим проблемам.

8. Объясните значение термина «антропогенез» и назовите основные теории происхождения человека.

9. Сформулируйте главные тезисы эволюционного объяснения происхождения человека. В чем его недостаточность?

10. Какую из существующих точек зрения на проблему происхождения человека вы считаете наиболее научно обоснованной?

11. Какие качества характеризуют человека как личность?

 

Социальная философия

[1], с. 25-40; или [2], с. 249-294

 

В результате изучения данной темы студенты должны получить представление о проблематике социальной философии, основных подсистемах общества (экономической, социальной, политической, духовной), знать основные теоретические подходы к анализу общества, тенденции в его социальной структуре. Один из трудных вопросов темы – о месте и роли государства в системе общественных отношений, о современных тенденциях его развития.

Понимание общества в античной и средневековой философии. Становление социальной философии в Новое время. Социальная философия XIX в.: поиск социальных закономерностей. Идея «социальной науки».

Общество и его подсистемы (экономическая, социальная, политическая, духовная). Социальная неоднородность общества. Понятие социальной структуры и социальной группы. Социальная группа как «коллективный субъект». Виды социальных различий (демографические, этнические, профессиональные, социально-экономические и т. д.). Неравное положение социальных групп в социальной структуре. Понятие социальной стратификации. Понятие социальной мобильности. Вертикальная и горизонтальная мобильность. «Закрытые» и «открытые» общества.

Эволюция понятия «государство». Признаки государства. Проблема происхождения и сущности государства в истории философии (теории общественного договора, марксизм, анархизм). Тенденции в развитии современной социальной структуры.

 

Вопросы для самопроверки

1. В чем специфика античных и средневековых представлений об обществе?

2. С какого момента можно говорить о возникновени социальной философии как особой отрасли знания?

3. Охарактеризуйте основные подходы к анализу общества в социальной философии.

4. В чем отличие социальной философии от социологии?

5. Перечислите основные модели социальной реальности.

6. Сравните формационный и цивилизационный подходы к истории.

7. Охарактеризуйте различные социальные общности.

 

Раздел 8. Современные проблемы философии

 

Философия науки

[1], с. 20-48; или [2], с. 294-339

 

Тема посвящена рассмотрению многообразия форм знания. Особое внимание при изучении данной темы следует обратить на понимание различия между научным и вненаучным знанием. В данной теме философия рассматривается как интегральная форма научных знаний, в том числе знаний об обществе, культуре, истории, человеке.

Наука и философия. Многообразие форм знания. Научное и вненаучное знание. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции. Структура научного знания, его эмпирический и теоретический уровни. Особенности эмпирического и теоретического языка науки. Понятие метода научного исследования и методологии. Классификация методов. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.

Философские проблемы социально-гуманитарных наук. Философия как интегральная форма научных знаний, в том числе знаний об обществе, культуре, истории, человеке (Платон, Аристотель, Гоббс, Локк, Кант, Гегель и др.). Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла: эмпирические сведения и историко-логические реконструкции. Понятие «социальная» и «гуманитарная» наука. Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе. Применение социальной диалектики в анализе исторического процесса. Теория локальных цивилизаций Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, О. Шпенглера, А. Тойнби и проблема единства человеческой истории. Их отражение в социально-гуманитарных науках. Развитие информационного общества.

Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научнотехнического прогресса.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что такое наука?

2. Назовите специфические черты научного знания.

3. Перечислите основные этапы становления науки.

4. С чем, на Ваш взгляд связано появление «философии техники»?

5. Какие социальные функции науки вы знаете?

6. В чем состоит отличие научного знания от обыденного?

7. Какие методы эмпирического исследования Вы знаете?

8. В чем принципиальное отличие социально-гуманитарных наук от технических и естественных?

Духовная жизнь общества

[1], с. 34-72; или [2], с. 150-180

При ознакомлении с темой следует уяснить понятие духовной сферы жизни общества, уметь выделить основные элементы духовной жизни общества. Значимость изучения проблем культуры определяется прежде всего их злободневностью. Не осознавая роли духовного фактора в жизни наций и государств, невозможно правильно понять современные политические процессы. Студенты должны знать содержательные отличия в использовании термина «культура», «цивилизация», уметь охарактеризовать содержание концепций различия данных понятий.

Понятие духовной сферы жизни общества. Основные элементы духовной жизни общества: духовные потребности; духовная деятельность и производство; духовные ценности; духовное потребление; духовные отношения; проявления межличностного духовного общения.

Многообразие понятий культуры. Социальные функции культуры. Культурные и духовные ценности. Значение культуры для развития общества. Соотношение культуры и цивилизации. Материальная и духовная культура. Правовая культура и правовое образование граждан. Субкультура. Массовая и элитарная культура. Народная культура. Контркультура. Тенденции духовной жизни современной России.

Понятие и сущность морали. Мораль как общечеловеческая ценность. Мораль и нравственность. Структура морали: идеи, принципы, убеждения, чувства, эмоции. Мораль как регулятор социального поведения. Категории морали. Моральный идеал. Моральный выбор. Этика как учение о нравственности. Этические ценности. Свобода выбора. Свобода и ответственность личности. Право и мораль. Взаимодействие и взаимовлияние. Общие и отличительные черты.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что принято считать основными элементами духовной жизни общества?

2. Что является результатом духовной деятельности?

3. Что может выступать в качестве духовных ценностей?

4. Чем определяются духовные потребности?

5. Какие виды духовных отношений можно выделить?

6. Что представляет собой общественное сознание?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...