Тема 6. Классификация организаций.
1) По легитимности деятельности: - Формальные (официальные) организации - создаются специально для каких-либо целей. Особым образом оформляются и регистрируются. - Неформальные организации - объединяют людей по интересам, общим взглядам, ценностям и т.д. В рамках формальных организаций могут быть несколько неформальных и организация эффективна в той мере, в которой она содействует позитивным неформальным организациям и препятствует негативным. 2) По масштабу деятельности (по размеру): - Малые организации; - Средние организации; - Крупные организации. 3) По сложности: - Простые; - Сложные. Сложность организации зависит от сложности технологий, производимой продукции, разнообразия номенклатуры и т.д. С течением времени количество сложных организаций растет. 4) По степени открытости: - Открытые - для таких организаций характерен активный обмен с внешней средой через ресурсы, результаты и т.д. - Закрытые организации - для них характерен минимальный объем такого обмена с внешней средой (Тюрьма, г. Трехгорный и т.п.) 5) По виду и характеру хозяйственной деятельности: - Промышленные; - Торговые; - Образовательные; - Медицинские; - И т.д. 6) По правовому положению: - Товарищества - (полные и на вере) - имеет нескольких владельцев. Ответственность зависит от вида товарищества: в полных товариществах владельцы несут ответственность всем имуществом, в коммандитных - часть участников имеют полную, а часть - ограниченную ответственность. - Общества - (ООО; АО) риск по убыткам в пределах стоимости вкладов. - Унитарные предприятия - организация не имеет право собственности на закрепленное имущество. - Некоммерческие организации.
Самой стабильной и долговечной формой является акционерное общество. Выход из дела одного акционера совершенно не отразится на существовании предприятия такой формы собственности. 7) По характеру собственности: - Частные; - Государственные; - Кооперативные - добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности. Он находится в собственности всех пайщиков, а доля собственности каждого пайщика определяется размером его пая. - Смешанные. 8) По принадлежности капитала: - Национальные; - Иностранные; - Смешанные. 9) По цели объединения: - Картель - участники не утрачивают производственной и коммерческой самостоятельности и между ними заключается соглашение по ряду вопросов (цены, рынок сбыта и т.д.) - Холдинг - (держатель контрольного пакета акций другой фирмы) следовательно ему принадлежат контрольная и управленческая функции. - Концерн - - Трест - объединение собственности и управления предприятиями одной или нескольких отраслей, полностью утрачивающих производственную и коммерческую самостоятельность. - Синдикат - заключение соглашения между предприятиями одной отрасли промышленности по контролю над сбытом с целью получения монопольной прибыли. - Финансовая группа - создается для максимизации прибыли. - Корпорация - организация (союз организаций) - для защиты интересов и привилегий участников и образующая самостоятельное юридическое лицо. - Консорциум - 10) По характеру взаимодействия с внешней средой (по характеру изменчивости): - Механическая организация - здесь взаимодействие носит конкретизированный формализованный характер (ж/д; армия; учебные заведения). - Органическая организация - взаимодействие свободное, определяется условиями, возможностями и т.д. (коммерческие фирмы).
11) По взаимодействию с человеком: - Корпоративные организации - главенствующей является организация, а отдельная личность рассматривается как элемент этой организации и не более. Обладает следующими свойствами: · Объединяет людей через их разъединение по социальному и профессиональному критерию; · Монополия и стандартизация в деятельности организации и ее результатах; · Доминируют иерархичные властные структуры, интересы согласуются с руководителями; · Создается и поддерживается дефицит возможностей и ресурсов с их централизованным распределением; · Субъект интереса - группа, коллектив, организация; · Организация отвечает за человека. Суверенитет организации. Свобода организации; · Принципы большинства или старшинства в принятии решения; · Интересы производства определяют интересы воспроизводства самого человека; · Двойная мораль (личная и организационная); · Лояльность человека, организации; · Человек для работы. - Индивидуалистская организация - главенствующий - человек, личность, а организация создается для обеспечения его существования и развития. · Свободное, открытое и добровольное объединение людей; · Сочетание конкуренции и кооперации в деятельности членов и групп организаций;
· Увязка интересов членов организации в рамках процесса участия; · Обеспечиваются поиск возможностей и дополнительных ресурсов, поддерживаемый руководством; · Субъект интереса - личность; · Человек отвечает сам за себя. Суверенитет личности. Свобода личности; · Принцип меньшинства или право вето; · Интересы производства определяются интересами воспроизводства самого человека; · Общечеловеческая мораль и здравый смысл в поведении; · Лояльность к своим убеждениям; · Работа для человека. 12) По особенностям стратегии: - Обороняющиеся - они работают в четкой конкретной узкой сфере и стремятся сохранить свои позиции. - Разведчики - они ищут новые направления деятельности, новые возможности. - Аналитики - стремятся организовать деятельность, чтобы уравновесить риски и прибыль. - Реагирующие - стремятся приспособиться к каким-то новым явлениям, процессам и т.д.. 13) По характеру руководства (в зависимости от особенностей деятельности): - Традиционные организации - деятельность которых достаточно стабильна и задача руководителя - эффективно организовать эту деятельность (банки, учебные заведения, гос. органы и т.д.); - Производственные организации - особая роль принадлежит технологиям - задача руководства их развить и поддерживать (Электрометаллургический Комбинат); - Маркетинговая организация - ориентированная на рынок и эффективность обеспечивается за счет действий на этом рынке (коммерческие); - Стратегические организации - нацелены на долговременные результаты, долговременный успех, они могут пойти на временную эффективность; - Гибкие организации - постоянно меняют развитие своей деятельности и основной доход получают за счет гибкости и изменчивости (раньше других осваивают новую продукцию, технологию и т.д.) 14) По характеру развития: - Приростные организации - постоянное развитие стабильными темпами; - Предпринимательские организации - для современной внешней среды характерна быстрая изменчивость. Следовательно появляются новые психологии, потребности, продукты и т.д. предпринимательские организации создаются для быстрого реагирования на изменения и основной ориентир - на получение результата, а не на использование ресурса.
15) Новые виды организаций, распространившиеся в современных условиях: - Сетевые организации - распространение рыночных отношений внутри данной организации: - Многомерные организации - традиционная организация является одномерной, однородной, осуществляющей какую-либо деятельность, т.к. в ней не выделяются отдельные особенные элементы. Многомерная организация более эффективна в управлении, ее легче реорганизовать, можно делегировать полномочия и т.д., но в такой организации трудно принимать решения. - Партисипативная организация - здесь характерно участие работников всех уровней в управлении (в решении проблем, в постановке цели, в принятии решения). Реально такое участие может иметь 3 степени: · Выдвижение предложений; · Выработка альтернатив; · Выбор окончательного решения. На практике в рамках партисипативной организации создаются советы: научно технические, технико-экономические или управленческого характера. - Организация ориентированная на рынок - классическая организация ориентированна на решение собственных проблем (проблемы производства реализации и т.д.). Результатом является классическая иерархическая структура такой организации: Ориентированная на рынок Классическая организация
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|