Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 9. Проектирование организационных систем.




Любая организация проектируется в момент создания и в дальнейшем для сохранения своего существования происходит постоянное перепроектирование, совершенствование, создание новой организации.

 

На проектирование организации влияют следующие факторы:

- Специфика самой организации;

- Стратегический выбор проектировщика (большая организация, маленькая организация, традиционная, нетрадиционная и т.д.).

- Внешняя среда.

 

Проектирование организации включает следующие этапы:

1. Разделение труда.

2. Депортаментизация и кооперация - формирование подразделений и обеспечение их совместной работы.

3. Масштаб управляемости и контроля.

4. Иерархия управления (количество уровней).

5. Распределение прав и ответственности.

6. Централизация и децентрализация.

7. Дифференциация (разделение) и интеграция (объединение).

 

На практике используются следующие методы проектирования организации:

1. Системно-целевой (программно-целевой) - предполагает построение структуры целей производственно-хозяйственной системы, определение на ее основе состава централизирующего комплекса и функции входящих в него подразделений. Разные отделы работают сообща.

Преимущества - возможность учесть особенности условий деятельности, изменять при необходимости состав конкретного предприятия или организации, состав и содержание функций управления ими, проектировать разные организационные форм.

Трудности в использовании данного подхода - необходимость осуществлять переход от совокупности целей и функций управления к составу и подчиненности структурных управленческих звеньев.

 

2. Нормативно-функциональный (метод аналогий) - предполагает формирование элементов системы в соответствие с какими-либо нормами, нормативами. (Нормы времени на операции, нормы продолжительности рабочего дня, нормы производительности оборудования, норма оборотных средств, нормы безопасности). То есть основан на обобщении опыта управления, применении организационных форм и механизмов управления, которые уже себя оправдали в аналогичных условиях.

На сегодня менее распространен, в силу появления множества разнообразных организации и различных условий их деятельности.

 

3. Параметрический - относится к размерам элементов, к характеру взаимосвязей и т.п. То есть организационная структура формируется в зависимости от выставляемых к ней требований.

Возникает сложность в связи с недостатком информации и опыта лица принимающего решения.

 

4. Функционально-технологический метод - выделяются основные функции организации и формируются элементы или группы элементов наилучшим образом выполняющие эти функции.

В условиях проектирования нового объекта использование данного метода вызывает серьезные трудности из-за отсутствия информации, необходимой для его реализации.

5. Метод организационного моделирования - представляет собой разработку формализованных математических, графических, иных отображений распределения полномочий и ответственности субъектов управления. (Математико-кибернетические модели (на компьютере), графоаналитические модели (сетевые, матричные и иные табличные отображения распределения функций, полномочий, ответственности, организационных связей)).

Построение организации - это многоэтапный процесс:

1. Постановка проблемы (нужна или нет организация, почему, какая и т.д.).

 

2. Исследование проблемы (в каких условиях должна работать организация, какие имеются возможности, угрозы, риск, кто может помочь и т.д.).

 

3. Определение границ системы управления организацией (уровня управления, структуры управления, полномочий, обязанностей и пр.).

 

4. Разработка организационной системы:

а) Материальная часть.

б) Техническая часть.

в) Человеческая составляющая (персонал) - количество, структура, требования, характеристики и пр.

г) Финансовая составляющая - собственный капитал, заемный капитал, активный, пассивный и т.д.

д) Экономическая составляющая - ожидаемые издержки, распределение издержек по элементам и т.д.

Часто в качестве проекта организации выступает бизнес-план, который касается либо новой организации, либо преобразования данной организации.

Преобразование организации в общем случае аналогично проектированию организации, однако надо учитывать следующие моменты:

- Сохраняемая и не сохраняемая часть старой организации.

- Взаимодействие старой и новой частей организации.

- Сопротивление персонала изменениям.

- Изменения, взаимодействующие с внешней средой.

 

Оценка изменений организационной структуры.

Подход к оценке эффективности различных вариантов организационной структуры определяется ее ролью как характеристики системы управления.

 

Для оценки эффективности используются ряд показателей, которые в свою очередь можно разбить на три группы:

 

1. Характеризующие эффективность - выражаются через конечные результаты деятельности организации и затраты на управление. (Объем выпуска продукции, прибыль, себестоимость продукции, объем капитальных вложений (экономия на капитальных вложениях), качество продукции и т.п.).

 

2. Характеризующие содержание и организацию процесса управления - в том числе непосредственные результаты и затраты управленческого труда. В качестве затрат на управление учитываются текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и переподготовку кадров управления, а также единовременные расходы на исследовательские и проектные работы, приобретение вычислительной техники и других технических средств, используемых в управлении.

 

3. Характеризующие рациональность организационной структуры и ее технико-организационный уровень, которые могут использоваться в качестве нормативных при анализе эффективности проектируемых вариантов организационных структур - к ним относятся звенность системы управления, принятые нормы управляемости, сбалансированность распределения прав и ответственности (показатель централизации и децентрализации), уровень специализации, стандартизации и формализации функций и процессов управления (показатель структуризации) и функциональной замкнутости подсистем.

 

При сравнении различных вариантов организационной структуры нужно учитывать полноту и устойчивость достижения конечных целей системы управления при относительно меньших затратах на ее функционирование.

Критерием эффективности мероприятий по совершенствованию организационной структуры служит эффект, который должен быть получен от реализации мер за планируемый срок с учетом затрат на содержание аппарата управления.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...