Тема 7. Законы организации.
Сущность и место законов в функционировании организации. В рамках любой организации можно выделить следующие процессы: - Неуправляемые процессы - связаны с внешней средой и ее воздействием на организацию (погодные условия, экономические процессы, государство и т.п.) эти процессы подчиняются определенным законам и закономерностям, которые характерны для систем внешней среды.
- Управляемые процессы - происходят внутри организации и зависят от действий, которые осуществляют участники данной организации. Эти действия бывают следующих видов: · Интуитивные, спонтанные, случайные - могут дать результат, но чаще отрицательный. · Действия которые опираются на знание особенностей организации, тенденций в организации и вне ее - они являются более эффективными. Такое совокупное знание чаще всего представляется в виде законов, закономерностей.
Законы отражают несколько основных моментов функционирования организации: - Реальные моменты функционирования организации, которые относительно стабильны, не зависят от вида организации и в общем случае от времени ее существования. - Закон является основой деятельности элементов организации и в той мере, в какой каждый элемент и организация в целом функционирует нормально и наоборот. Здесь закон выполняет оценочную и контрольную функцию. - Закон задает тенденцию в развитии организации, ее существовании, значений показателей и т.д. Здесь закон играет направляющую роль. - Закон обеспечивает единство и сохранение организации в меняющихся условиях при изменении деятельности.
Реально закон может иметь различную форму представления: - В виде нормативных документов (законы, постановления, указы и т.п.).
- В виде общепринятых норм, обычаев, традиций и т.п. (может быть зафиксирован или нет). - Представление законов в науке (во взглядах ученых, книгах и т.д.).
Любая форма представления законов не является точным отображением реальных законов организации, а является приближением к ним.
Следует различать законы организаций и законы для организаций: - Законы организаций - отображают внутренние особенности организации. - Законы для организаций - предназначены для обеспечения такого функционирования организации, которое необходимо внешней среде, для других организаций.
Закономерность является определенной частью закона и в общем случае может в определенной степени заменить данный закон, пока неизвестен сам закон, или если нам достаточно примерного представления о законе. Прежде всего, рассмотрим структуру законов:
Законы бывают следующих уровней: 1. Базовые, основные, определяющие законы организаций - они делают организацию - организацией. Определяют эффективность или не эффективность данной организации. 2. Законы второго уровня - они являются вторичными, конкретизирующими законами и связаны с некоторыми отдельными сторонами деятельности организации.
Основополагающие законы организации. Закон синергии. - Это некоторый добавочный результат, который возникает в организационных системах и представляющий собой превышение общего результата данной системы над суммой результатов элементов данной системы (2+2=5 (4+1…синергетический эффект)) Наличие данного эффекта является одной из основных причин формирования организации, так как человек объективно стремится к повышению эффективности своей деятельности.
Данный эффект выражается в следующем: - В большем объеме производства (А.Смитт "5 сапожников"); - В относительно меньших издержках (эффект масштаба);
- В большей производительности отдельного работника; - В большем удовлетворении своих потребностей при одинаковом труде - Монопольный эффект - одна большая организация более устойчива на рынке, чем несколько маленьких.
Причины возникновения синергетического эффекта: 1. Разделение труда (деятельности): - Возможность лучшего освоения работы, больших знаний по данной работе и т.д. - Уменьшение потерь времени, вследствие перехода к другим видам деятельности. - Увеличение производительности, вследствие психологической однородности работы и отсутствия необходимой психологической перестройки. - Конкретная ответственность за данную работу. 2. Организация позволяет уменьшить затраты на транзакционные связи (затраты времени, денег и т.д.). 3. Эффект состязательности участников организации. 4. Сокращение потерь в организации, по сравнению с потерями при функционировании отдельных элементов.
Для получения синергетического эффекта должны соблюдаться определенные принципы: - Принцип эффективного подбора элементов (квалификация специалиста, опыт, наличие автомобиля и т.п.). - Принцип эффективного управления элементами. - Принцип необходимой достаточности элементов.
При малом количестве происходит неполное использование возможностей людей, при большом количестве (излишнем) - они начинают мешать друг-другу и психологически передают работу другому. - Принцип мотивации элементов. Чаще всего реализуется через двухуровневую мотивацию: · Мотивация индивидуального труда - заработная плата. · Мотивация организационного труда - премия, система участия в прибыли, дивиденды и т.п. В реальной организации синергетический эффект может быть разной величины: есть организации, где нет такого эффекта, а есть где он большой.
Признаками наличия или отсутствия синергетического эффекта являются: - Прибыльность организации. - Психологический климат в организации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|