Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация и проведение эвакуационных мероприятий




Эвакуация – это комплекс мероприятий по организованному выводу (вывозу) населения из зон ЧС и их жизнеобеспечение в районе размещения.

Принципы, по которым проводится эвакуация населения, следующие:

- производственный, т. е. по месту работы или учебы;

- территориальный, т. е. по месту жительства;

- территориально-производственный, т. е. совместное согласование о вывозе населения органов власти с руководителями предприятий и учреждений.

Способы эвакуации:

- вывоз транспортом (авиационный, железнодорожный, водный, автомобильный);

- вывод пешим порядком работающих, учащихся средних и высших учебных заведений и других категорий населения, кроме детей, стариков и инвалидов;

- комбинированный способ, т. е. вывод и вывоз населения одновременно с использованием всех видов транспорта.

Виды эвакуации:

- частичная эвакуация определенных категорий населения - детских учреждений и неработающего населения, а также вывоз отдельных особо важных (категорированных) предприятий;

- общая эвакуация – вывод (вывоз) всех людей населенного пункта, определенного региона или из 30 км зоны вокруг очага ЧС;

- временная эвакуация может быть при наводнении (катастрофическом половодье), при химических катастрофах и в других случаях – до ликвидации или нейтрализации опасности, до создания нормальной обстановки;

- постоянная, длительная эвакуация на неопределенное время или безвозвратное проживание в новых районах.

Организация эвакуации заключается в проведении следующих мероприятий:

- составление планов эвакуации и необходимой документации;

- назначение и подготовка к выполнению функциональных обязанностей эвакоорганов на всех уровнях от организаций, районов, городов, областей до мест, населенных пунктов размещения эвакуируемых;

- создание материальных запасов, медицинских средств, продовольствия, воды и другого необходимого имущества; оснащение служб, эвакоорганов, мест сбора, отправки, приема эвакуируемых; обеспечение всем необходимым транспортных средств.

Случаи эвакуации:

s при авариях на РОО решение на эвакуацию принимает начальник ГО и ЧС области (по согласованию с Региональным центром ГО и ЧС). Определяющим моментом для эвакуации является предельно допустимая доза облучения, которую может получить человек за первые 10 суток в зоне радиации (взрослые – 6,5 бэр, дети – 5 бэр);

s при авариях на ХОО решение на эвакуацию принимает начальник ГО и ЧС организации, который является председателем комиссии по ЧС (КЧС) и через рабочий орган (отдел ГО и ЧС) имеет все необходимые данные о АХОВ – токсичность, стойкость, скорость распространения и т.д. Так, в г. Ионава (Литва) при аварии на химкомбинате «Азот» было эвакуировано 40 тысяч человек за 4 суток.

s при землетрясениях, наводнениях, катастрофических половодьях, снегозаносах и других крупных ЧС решение на эвакуацию принимает руководитель города, района, области, он же председатель КЧС, по согласованию с вышестоящим органом власти, с Региональным центром ГО и ЧС или с МЧС, т.е. в зависимости от масштабов и степени угрозы ЧС. Так, при землетрясении в Армении было эвакуировано 114 тысяч человек. В эвакомероприятиях и в ликвидации последствий этого страшного бедствия принимали все республики бывшего СССР, и впервые была оказана гуманитарная помощь многими зарубежными государствами;

s эвакуация в военное время организуется и проводится по Плану организации (города, области) перехода на особый период (военный) с выполнением в установленные сроки всех мероприятий по заранее намеченным разделам, в том числе выполняется и раздел «Эвакомероприятия».

Документация по эвакомероприятиям на объектах (в учреждениях) составляется следующая:

- ПЛАНЫ эвакуации, в которых указываются категории эвакуируемых, их количество, куда и какими видами транспорта эвакуируются, сроки, ответственные лица, и другие необходимые данные в зависимости от вида ЧС и объекта, сроков и способов эвакуации.

- СПИСКИ эвакуируемых составляются заблаговременно на объектах (предприятиях, организациях, в учреждениях) и в жилконторах, обычно на типографски отпечатанных бланках в трех (четырех) экземплярах. В них указывается: день отправления; вариант; время отправления; номер сборного эвакопункта; номер поезда.

 

 

Список эвакуируемого населения составляется по образцу, приведенному в табл. 1

 

Таблица 1

СПИСОК эвакуируемых из ____________________________

(наименование организации, предприятия, учреждения)

 

№ п/п Фамилия, имя, отчество главы семьи Фамилия, имя, отчество неработающих членов семьи Степень родства Дата, месяц, год рождения Отметки органов отправки (приемки)
           
           

 

- КАРТЫадминистративно-территориального деления областей (регионов) с указанием (выделением, цветным поднятием) населенных пунктов, мест и дорог (путей) эвакуации.

- СХЕМЫмаршрутов эвакуации с применением транспортных средств или пешим порядком с указанием всех необходимых пунктов, рубежей, мест отдыха, посадок, пересадок, приема эвакуируемых и т.д.

- ИНСТРУКЦИИ функциональных обязанностей должностных лиц эвакоорганов (комиссий, комендантов, дежурных и т.п.).

- ВЕДОМОСТИ или накладные на вывозимые материальные ценности с указанием наименования имущества, единиц измерения, количества, с подписями сдавшего и принявшего материальные ценности.

- СХЕМЫ эвакуации из помещения при пожаре (наводнении, загазованности).

- СХЕМЫ расположения помещений сборных эвакуационных пунктов (СЭП).

- СХЕМЫ построения колонн при следовании пешим порядком.

Эвакоорганы создаются для организации, планирования, обеспечения и проведения всех необходимых эвакомероприятий и связанных с ними предварительных и последующих действий, как на объектах и в городах, откуда вывозится население, так и в пути следования и в населенных пунктах по месту прибытия и расселения эвакуированных.

Для выполнения всего комплекса этих мероприятий создаются следующие эвакоорганы:

s эвакуационные комиссии;

s эвако-оперативные группы;

s центральные (или транспортные) диспетчерские пункты;

s сборные эвакопункты;

s пункты посадок (отправления);

s команды, группы, звенья, посты – управления, отправления, сопровождения охраны, контроля и регулирования движения, обеспечения, обслуживания и т.п.;

s промежуточные пункты эвакуации;

s приемные эвакокомиссии;

s приемные эвакопункты;

s пункты временного размещения;

s пункты длительного проживания.

Эвакуационные комиссии создаются в учреждениях, организациях и предприятиях, в городах (районах) и в областях (республиках РФ). Из состава эвакокомиссий для быстрого, эффективного и качественного проведения эвакуации назначаются, как правило, оперативные группы и создаются диспетчерские пункты. Например, в городе Санкт-Петербурге созданы:

- Городская эвакуационная комиссия;

- Районные эвакокомиссии;

- Центральные диспетчерские пункты (авиа-, авто- и железнодорожные);

- Оперативные группы микрорайонов (на базе жилконтор);

- Оперативные группы на промежуточных эвакопунктах;

- Объектовые эвакуационные комиссии;

- Оперативные транспортные группы в пунктах отправления, посадки (вокзалы, аэропорт, вертолетные площадки и т.п.);

Городская (районная) эвакуационная комиссия создается по решению администрации в составе председателя и нескольких членов. Председателем назначается один из заместителей Главы администрации, члены комиссии – представители военкомата, штаба и служб гражданской обороны, здравотдела, транспортных организаций, УВД (охрана порядка), гороно, органов снабжения и др.

В организациях эвакуационные комиссии создаются по решению начальника гражданской обороны организации (директора предприятия, ректора ВУЗа). В состав эвакуационной комиссии организации включаются представители материального, транспортного обеспечения, отдела кадров, спецотдела, служб гражданской обороны организации и начальники цехов. Председателем эвакуационной комиссии является заместитель начальника гражданской обороны организации.

Основная работа эвакуационной комиссии, организация по подготовке рассредоточения, включает:

- учет количества рабочих, служащих и членов их семей;

- рекогносцировку районов эвакуации, маршрутов движения, пунктов посадки и высадки;

- организацию сборных эвакуационных пунктов и укомплектование их;

- определение транспортного обеспечения эвакуации;

- организацию материально-технического и другого обеспечения;

- организацию связи и взаимодействия с районной эвакуационной комиссией.

Эвакуация проводится через сборные эвакуационные пункты, создаваемые на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях, жилищно-эксплуатационных конторах и домоуправлениях. Сборному эвакуационному пункту присваивается постоянный номер.

Основные эвакуационные пункты развертываются в общественных зданиях (школах, клубах и других общественных зданиях).

Места размещения СЭП намечаются эвакуационными комиссиями. Эти пункты должны назначаться вблизи станций (пунктов) посадки и иметь удобные подъездные пути для транспорта, выделяемого под эвакуационные перевозки, площадки для посадки населения на транспорт, а также пути для выезда и основные маршруты.

Примерный состав сборного эвакуационного пункта приведен в табл. 2

Таблица 2

  Кол-во человек
- начальник СЭП  
- помощник начальника СЭП  
- группа оповещения населения 15-20
- группа регистрации и учета 6-9
- стол справок  
- пост охраны общественного порядка  
- комендант и дежурные  
- медицинский пункт  
- детская комната  
- начальник автоколонны (ж/д эшелона) 2-3
Всего: 39-48

Функциональные обязанности состава СЭП.

Начальник СЭП организует работу всех элементов пункта в соответствии с инструкцией и руководит ими.

Заместитель и помощники начальника организуют работу группы оповещения и группы регистрации учета, следят за работой пункта посадки, докладывают начальнику СЭП о количестве эвакуированных в установленное время.

Порядок работы группы оповещения устанавливается в зависимости от конкретных условий. В том случае, когда рабочие и служащие живут недалеко от предприятия, один из вариантов может быть следующим – группа оповещения информирует население, рабочих и служащих, вручает гражданам эвакуационные удостоверения, разъясняет им, когда явиться на СЭП, докладывает начальнику СЭП о выполнении задания (оповещения), сдает корешки удостоверений.

В других случаях оповещение может проводиться через рабочих и служащих предприятия или при помощи технических средств связи. При этом эвакуационные удостоверения могут заполняться и выдаваться заблаговременно или на сборных пунктах.

Группа регистрации и учета регистрирует прибывших эвакуируемых, указывает им, куда следовать на посадку, (отрывает талоны от эвакуационных удостоверений) и делает отметки в списках явки.

Комендант с дежурными обеспечивает формирование эвакуированных в колонны, наблюдает за порядком в колоннах, назначает старших автомашин (ж/д эшелонов), отправляет колонны на место посадки, докладывает начальнику СЭП об убытии каждой автоколонны (ж/д эшелона).

Поста охраны общественного порядка обеспечивает формирование эвакуированных в колонны, наблюдает за порядком на всей территории СЭП, обеспечивает безопасность.

Медицинский пункт оказывает первую помощь пострадавшим, следит за санитарным состоянием в районе СЭП.

Детская комната оказывает помощь детям и матерям с детьми.

На каждый СЭП заводится папка с рабочими документами, которая хранится на предприятии, в учреждении, ЖЭК. В эту папку вкладывается инструкция составу СЭП, список личного состава СЭП, схема с перечислением всех его элементов, указатели расположения элементов СЭП, схема и расчет на их оповещение, график подачи транспортных средств для посадки и время их отправления, маршрутные листы для начальников автоколонны или железнодорожных эшелонов, талоны на посадку и другие документы.

За каждым СЭП закрепляется определенные места расселения эвакуируемых, транспортные средства для их перевозки, пункты посадки (высадки), маршрут для движения автомобильных и пеших колонн.

Как правило, работа СЭП планируется так, чтобы отправка приписанных эвакуируемых обеспечивалась одним видом транспорта – автомобильным или железнодорожным.

Приемные эвакокомиссии. В районах сельской местности проведением мероприятий по приему и размещению эвакуированных возлагается на начальников и штабы ГО и комиссии по приему и размещению рабочих и служащих и эвакуированного населения, создаваемые при районных администрациях (ПЭК).

В состав ПЭК включаются представители администрации района, военкомата, штаба и служба ГО района и населенных пунктов. Возглавляет комиссии заместитель Главы администрации района (города, поселка). В задачи ПЭК входит подготовка к приему и размещению эвакуированных рабочих и служащих населения, а также организация обеспечения продовольствием, предметами первой необходимости, медицинского и другого обслуживания.

Для непосредственного приема эвакуированных районные комиссии по приему и размещению эвакуируемого населения создают приемные эвакуационные пункты (ПЭП).

 

Примерный состав приемного эвакуационного пункта приведен в табл. 3

Таблица 3

  Кол-во человек
- Начальник приемного эвакуационного пункта (ПЭП)  
- Заместитель начальника ПЭП  
- Группа встречи и приема: начальник группы проводники   10-15
- Группа учета и регистрации: начальник группы регистраторы   8-10
- Группа питания и снабжения: начальник группы продавцы обслуживающий персонал столовой   7-12
- Группа комплектования и отправки эвакуируемых 6-7
- Стол справок  

Продолжение табл. 3

- Детская комната  
- Медпункт: врач медсестра  
- Пост охраны общественного порядка  
Всего: 54-67

 

Функциональные обязанности состава ПЭП.

Начальник ПЭП организует работу всех групп пункта в соответствии с инструкциями и руководит ими.

Группа встречи и приема поддерживает постоянную связь с железнодорожной станцией высадки; организует встречу эшелона (автоколонны) и высадку людей; оказывает помощь престарелым, инвалидам и женщинам с малолетними детьми при выгрузке и следовании к пункту приема.

Группа регистрации и учета проводит регистрацию и учет прибывших людей, распределяет их по пунктам расселения, ведет учет загрузки транспорта и распределяет его для доставки людей к местам расселения.

Группа комплектования и отправки эвакуируемых по местам расселения комплектует транспортные колонны, проводит посадку и отправку людей к местам расселения.

Группа питания и снабжения организует раздачу горячей пищи или сухих пайков, обеспечивает приемный пункт водой, организует продажу предметов первой необходимости.

Медпункт оказывает первую медицинскую помощь пострадавшим и следит за санитарным состоянием пункта приема.

Пост охраны общественного порядка обеспечивает соблюдение порядка и безопасности граждан на территории высадки и приемного пункта.

Личный состав детской комнаты оказывает помощь матерям с малолетними детьми.

Особенности организации и осуществления эвакуации в случаях стихийных бедствий, аварий, катастроф.

Эвакуация населения в условиях ЧС мирного времени имеет свои особенности:

- решение на эвакуацию принимается председателем КЧС области, края, республики;

- оповещение производится на всю глубину зоны опасного загрязнения РВ, АХОВ, где можно ждать поражение людей. В первую очередь оповещается население районов, населенных пунктов, непосредственно прилегающих к месту аварии (катастрофы);

- население должно строго соблюдать режимы радиационной защиты, до прибытия эвакотранспорта на улицу не выходить;

- не употреблять в пищу загрязненных продуктов питания и воды;

- эвакуация производится в первую очередь из тех районов, где пребывание населения может привести к облучению выше допустимых пределов;

- эвакуация производится после тщательной подготовки населения и закрытого транспорта (транспорт подается к подъездам домов в короткие сроки);

- маршруты подбираются наиболее короткие и менее загрязненные;

- вывод населения осуществляется до границы зоны загрязнения, пересаживается в незагрязненный транспорт и вывозится далее. При выезде на незагрязненную территорию производится санобработка людей, дезактивация одежды, имущества и транспорта;

- в зонах аварий, катастроф, стихийных бедствий проводятся спасательные мероприятия, дезактивация (дегазация);

- соответственно ведется контроль загрязненности сельхозпродукции (животных);

- организуется охрана зданий и имущества.

Порядок проведения эвакуации следующий:

при вывозе населения из зон ЧС транспортом, особенно при катастрофических угрозах, используются все виды транспорта (железнодорожный, воздушный, автомобильный, водный). При отправке железнодорожным транспортом формируются эшелоны, с присвоением номера, который объявляется эвакуируемым с выдачей посадочных талонов и указанием номера вагона. Назначается комендант эшелона, звенья управления, охраны, связи, медицинского обслуживания. В вагонах назначаются старшие, дежурные, дневальные.

При вывозе автотранспортом эвакокомиссии назначают ЦДП (центральные диспетчерские пункты). Автотранспорт, независимо от принадлежности и форм собственности, используется централизованно. Могут привлекаться и личные автомобили граждан. При недостатке автобусов используются и грузовые автомобили с соответствующим дооборудованием. При эвакоперевозках нормы посадки людей значительно увеличиваются. Отправка эвакуируемых производиться в автоколоннах, которым указывается маршрут движения время, присваивается номер колонне и каждому автобусу (в последовательности движения), назначаются начальник колонны, старшие автомашин, начальник маршрута и группа управления и связи.

Вывод населения пешим порядком планируется, как правило, на расстояние одного суточного перехода, совершаемого за 10-12 часов движения с расчетом выхода за зону ЧС. Некоторые категории населения (например, студенты) могут выводиться на расстояние нескольких суточных переходов.

Для организации марша пешим порядком формируются колонны численностью 500-1000 человек, состоящие из отрядов в 100-120 человек и группы по 20-30 человек. Колонны (отряды, группы) строят по производственному принципу (завод, цех, служба или по факультетам, курсам, группам). Средняя скорость движения 4-5 км/ч. Для отдыха назначаются привалы: малые – через 1-1,5 часа движения и большой – во второй половине суточного перехода. Продолжительность привалов: малых – 10-15 минут, большого – 1-2 часа. Для организационного движения, соблюдения дисциплины, порядка, удобства управления назначаются начальник колонны, командиры отрядов, групп. На весь пешеходный маршрут назначается начальник маршрута с группой управления и связи. Из состава групп управления создаются посты регулирования движения на исходных пунктах и пунктах регулирования, а также организуется охрана общественного порядка. Для этих целей обычно привлекаются ГАИ и личный состав МВД соответствующих областей, городов и районов.

Промежуточные пункты эвакуации (ППЭ) создаются на железнодорожных станциях, пристанях, автовокзалах, в аэропортах, при пересадках с одного вида транспорта на другой и при прибытии на конечную железнодорожную станцию, в дальнейшем вывоз производится транспортом сельскохозяйственных районов.

Подготовка и правила поведения населения при эвакуации.

Большое значение при эвакуации имеет своевременное оповещение населения. Получив указание об эвакуации (по радио, телевидению, средствам связи, громкоговорителям т.д.), граждане должны немедленно, к назначенному сроку, подготовиться к выезду.

Брать с собой самое необходимое:

- документы (паспорт, военный билет, свидетельства о рождении, о браке, трудовую книжку, пенсионное удостоверение, документы об образовании и др.), деньги;

- продукты питания на 2-3 суток (консервы, сухари, соль, сахар и другие непортящиеся продукты питания), питьевую воду;

- одежду, обувь по сезону, принадлежности туалета, кружку, ложку, спички, фонарик;

- постельные принадлежности (при длительной эвакуации);

- целесообразно иметь аптечку с необходимыми лекарствами.

Все вещи и продукты упаковываются в сумки, чемоданы, вещмешки. На каждое место подвешивается бирка с указанием Ф.И.О., адреса, пункта эвакуации. Детям дошкольного возраста на одежде пришиваются ярлычки с указанием Ф.И.О., года рождения, адреса, пункта эвакуации.

Перед уходом из квартиры выключаются все осветительные и нагревательные приборы, закрываются краны воды, газа, окна, форточки, двери на все замки, включается (при наличии) сигнализация.

При прибытии на СЭП для дальнейшей отправки, а также по прибытии в пункт эвакуации, каждый обязательно должен пройти регистрацию. В пути следования строго выполнять все указания, команды и установленный порядок следования и размещения в конечном пункте эвакуации.

Обязанности эвакуируемого населения изложены в брошюрах, памятках, а перед проведением эвакуации проводится тщательная подготовка, информирование о времени, причинах, порядке эвакуации. Успех эвакомероприятий зависит не только от действий эвакоорганов всех уровней и четкости транспортных средств, а также и от самого населения, от его организованности и дисциплинированности при осуществлении этих мероприятий.

Особенности эвакуации из радиационной зоны Чернобыльской АЭС заключались в том, что в мире не было аналогов подобного.

По оценкам того времени эвакуация была проведена организованно, в сжатые сроки, в несколько этапов. После аварии 26 апреля 1986 года решение об эвакуации было принято 27 апреля, и в 13.00 часов об эвакуации было оповещено население г. Припяти (47 тысяч жителей, в т.ч. 17 тысяч детей, 80 лежачих больных), сбор у подъездов – в 13.50 часов, посадка в автобусы (налегке) в 14.00 часов. Через 2 часа 30 минут эвакуация была завершена. Для этого было привлечено 1200 автобусов (в т.ч. 100 из резерва), 200 грузовых автомобилей, два поезда на 1500 мест, теплоходы, паромная переправа.

28 апреля происходила эвакуация из Припяти в Чернобыль (18 км), затем в пионерлагерь «Сказочный» (50 км) и в г.Славутич – комиссий, оперативных групп, работников АЭС, ликвидаторов, военнослужащих. Второго мая эвакуация 10-ти километровой зоны; 4 мая – 30-ти километровой зоны; 5-6 мая эвакуация 50-ти населенных пунктов Гомельской области, затем Брянской. Всего эвакуировано 116 тысяч человек.

Новое в эвакомероприятиях ЧАЭС:

s создание эвакокомиссий и оперативных групп эвакуации территориальных и ведомственных;

s создание Центрального диспетчерского пункта;

s организация и выставление заслонов, оцепления, постов строгого радиационного контроля;

s использование внутреннего транспорта только в зоне радиоактивного загрязнения (30 км зона);

s использование внешнего транспорта вне зоны радиоактивного загрязнения для того, чтобы не допустить её загрязнения;

После эвакуации в 1986-87 гг. построено и выделено пострадавшим 21 тысяча индивидуальных домов, 800 социально-культурных и бытовых объектов (детсады, поликлиники, магазины, аптеки и т.п.), 15 тысяч квартир в г. Киеве, 10 тысяч мест в общежитиях, квартиры в Чернигове и других городах. Построен г. Славутич, 50 сёл. Выплачивались денежные компенсации за дома, автомашины, транспортные расходы, средняя заработная плана за 6 месяцев; безвозмездно выдавались вещи, обувь, постель, посуда, мебель. В целом, выплаты составили более 900 миллионов рублей (в ценах тех лет цена 1 кг хлеба – 14 коп.).

По истечении десятилетий в этом комплексе эвакомероприятий мы видим массу недостатков (нарушений), основные из которых: сроки начала эвакуации проведены с опозданием; подготовки эвакомероприятий не было, сроки сбора для выезда весьма краткие, списки эвакуированных не составлялись, администрация АЭС самоустранилась от эвакомероприятий. После этого наблюдалась реэвакуация – возврат людей в свои дома, квартиры за документами, вещами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...