Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды специальных занятий, тренировок и учений по подготовке специалистов и аварийно-спасательных формирований по ГО и к действиям в ЧС




В соответствии с постановлениями Правительства РФ, приказами и организационно-методическими указаниями МЧС в области подготовки к защите от ЧС проводятся следующие виды занятий (табл. 2.1).

 

 

Таблица 2.1

Виды Продолжитель-ность Периодичность
Занятия с руководящим составом, специалистами и командно-начальствующим составом (КНС) формирований 15 часов ежегодно

Продолжение табл. 2.1

Виды Продолжитель-ность Периодичность
Специальная подготовка с личным составом формирований 15 часов ежегодно
Занятия с рабочими и служащими 12 часов ежегодно
Учебные занятия в вузах по БЗ в ЧС 50 часов ежегодно
Командно-штабные учения (КШУ): 1. В федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов РФ. 1. В органах местного самоуправления. 2. В организациях.   3 суток     3 суток   1 сутки   1 раз в 2 года     1 раз в 3 года   1 раз в год
Тактико-специальные учения: - с формированиями; - с формированиями постоянной готовности.   До 8 часов   До 8 часов   1 раз в 3 года   1 раз в год
Комплексные учения в муниципальных образованиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты   До 2 суток   1 раз в 3 года
Объектовые тренировки в других организациях (и в вузах) До 8 часов 1 раз в 3 года
Тренировки в образовательных учреждениях с учащимися и студентами До 1 суток ежегодно
Тренировки по оповещению и сбору руководителей и личного состава с НФ Не менее 2 суток ежегодно
Учебно-методические сборы (руководящего состава, КНС и специалистов РСЧС) 1-2 дня ежегодно
Курсы ГО (районные, городские, областные) для КНС формирований 1-3 недели 1 раз в 3 года

 

Продолжение табл. 2.1

Виды Продолжитель-ность Периодичность
Учебно-методические центры регионов для: - специалистов РСЧС - руководителей предприятий 2 недели     1 раз в 3 года 1 раз в 5 лет
Факультеты повышения квалификации (для руководителей и специалистов)   1-3 недели   1 раз в 5 лет
Академия гражданской защиты МЧС РФ (для председателей КЧС федеральных органов исп. власти и органов исп. власти субъектов РФ)   1 месяц   1 раз в 5 лет

 

Кроме того, по ГО и ГЗ вышестоящими органами ГО или МЧС проводятся инструкторско-показные занятия, проверочные, контрольные, комплексные или тактико-специальные учения (тренировки).

Тактико-специальные занятия преследуют цели:

1. Подготовить личный состав формирований к решению конкретных задач, а также сколачивание формирований для действия в полном составе.

2. Совершенствовать навыки командиров формирований в управлении действиями подчиненных.

Занятия включают в себя два этапа:

I этап. Подготовка занятия. Состоит из следующих элементов:

1. Личная подготовка руководителя.

2. Выбор и подготовка места или района занятия.

3. Составление плана-конспекта или плана занятия.

4. Подготовка материального обеспечения.

5. Подготовка обучаемых.

II этап. Проведение занятия, которое состоит из следующих элементов:

1. Проверка готовности формирования к занятию.

2. Постановка задачи (в форме приказа или распоряжения).

3. Действия формирования в очаге поражения (зоне поражения).

4. Анализ неправильных действий обучаемых в ходе занятий.

5. Разбор занятия.

На тактико-специальном занятии слабо усвоенные учебные вопросы могут быть отработаны обучаемыми повторно

Тактико-специальные учения (ТСУ) – это основная и наиболее эффективная форма подготовки личного состава по гражданской обороне. Сюда же относятся комплексные учения или же объектовые тренировки, требования для которых аналогичны ТСУ.

Сущность ТСУ заключается в том, что в ходе его руководящий состав, службы ГО, личный состав формирований ГО практически выполняют задачи по предназначению на фоне общей непрерывно развивающейся тактической обстановки.

ТСУ имеют цели:

1. Совершенствование практических навыков руководящего и командно-начальствующего состава в руководстве спасательными и другими неотложными работами.

2. Сколачивание невоенизированных формирований ГО, как для самостоятельных, так и совместных с другими формированиями действий по ведению спасательных и других неотложных работ.

3. Проверка готовности формирований ГО.

4. Выработка у личного состава морально-боевых и психологических качеств.

5. Проверка и изучение новой организационно-штатной структуры формирований ГО.

6. Проверка выполнения требований уставов, положений и наставлений.

7. Показ организации и методики проведения учений по ГО.

Плановые ТСУ проводятся в соответствии с Программой и планом подготовки формирований ГО один раз в три года, с формированиями постоянной готовности один раз в год. Продолжительность планового ТСУ составляет до 8 часов.

По указанию старших начальников могут проводиться проверочные, показные и инструктивные ТСУ. Руководителем ТСУ является обычно вышестоящий начальник по отношению к формированию, привлекаемому на ТСУ. Например:

- для проведения учения с командами и группами руководителями могут быть назначены хорошо подготовленные работники отдела ГОЧС;

- учения со спасательными и сводными отрядами целесообразно проводить начальнику ГО организации или его заместителем;

- учения с формированиями служб ГО проводят, как правило, начальники служб.

В помощь руководителю назначаются заместители и помощники. Для проведения ТСУ с отрядами создается штаб руководства, с командами и группами – группа управления.

Подготовка к проведению ТСУ заключается в выполнении целого комплекса мероприятий.

1. Организационные мероприятия:

- определение темы, учебных целей, учебных вопросов, времени и продолжительности ТСУ;

- выбор и рекогносцировка района проведения ТСУ;

- назначение руководства ТСУ (руководитель, заместители, помощники, посредники);

- определение участников ТСУ (что надо делать в первую очередь);

- уточнение мероприятий по материально-техническому обеспечению ТСУ.

2. Разработка документов на проведение ТСУ:

- календарный план подготовки ТСУ с указанием наименования конкретных мероприятий, сроков исполнения и ответственных лиц;

- организационные мероприятия (в форме приказа на проведение ТСУ);

- план проведения ТСУ, в котором указывается тема, учебные цели, время и место проведения ТСУ, состав участников, учебные вопросы и расчет времени, тактическая обстановка и ход ТСУ;

- частные планы заместителей, помощников руководителя учения, а также посредников;

- инструкции по мерам безопасности;

- план имитации тактической обстановки;

- планы обеспечения ТСУ (материально-технического, связи, комендантской службы и др.);

- схема организации и руководства учением;

- карты района учений, графики, расчеты и другие необходимые документы.

3. Подготовка района ТСУ:

- подготавливается учебный городок или натуральный участок для проведения ТСУ. Причем участок для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АС и ДНР) следует выбрать таким образом, чтобы было экономически выгодно проводить учение. Например: ремонт теплотрассы, линии связи, резка металлолома, достройка здания, снесение аварийного здания и т.д.

- намечаются район сбора формирований и маршруты выдвижения их к району проведения АС и ДНР;

- подготавливаются различные знаки и указатели.

4. Подготовка руководителей ТСУ.

С руководящим составом предварительно организуется проведение занятий по изучению документов, наставлений, могут проводиться инструкторско-методические занятия. Проводятся групповые упражнения и решение летучек, на которых заместители, помощники руководителя, посредники выступают в роли обучаемых (по своему направлению в ТСУ), с целью выработки единых взглядов и ожидаемых решений участников ТСУ.

5. Подготовка участников ТСУ.

С участниками ТСУ организуется изучение руководящих документов, тренировки по оповещению и сбору личного состава формирований. Формирования ГО доукомплектовываются личным составом, техникой, имуществом. Проводятся практические занятия по отработке установленных нормативов по ГО и тактико-специальные занятия по наиболее важным вопросам.

С личным составом, привлекаемым на ТСУ, изучаются меры безопасности при проведении практических работ. Приводятся в готовность средства индивидуальной защиты, техника и имущество. В этот период может проводиться смотр невоенизированного формирования гражданской обороны. Командно-начальствующий состав формирований ГО принимает участие в инструкторско-методических занятиях, штабных тренировках и учебно-методических сборах.

Методика проведения тактико-специальных учений.

Для проведения учений целесообразно придерживаться следующей методической последовательности:

В исходном положении перед началом учения руководитель, его помощники и посредники проверяют готовность участвующего в учении личного состава к ведению АС и ДНР (оснащение индивидуальными средствами зашиты, инструментом, техникой и т.д.). Затем руководитель учений вводит командно-начальствующий состав формирований в обстановку, сложившуюся в очаге поражения и в роли старшего начальника ставит задачи формированиям, отдает устный приказ на проведение АС и ДНР.

В ходе учений руководитель и его помощники наращивают обстановку, которая потребует от командно-начальствующего состава формирований быстрого принятия решения по спасению людей, на проведение спасательных и других неотложных работ на коммунально-энергетических сетях, оказание первой медицинской помощи пораженным, осуществление маневра силами и средствами. Командир (начальник) отряда (командир группы) отдает в ходе учения необходимые распоряжения на основании личной разведки и данных обстановки, поступающих от подразделений разведки и формирований (команд, групп, звеньев), проводящих в очаге поражения АС и ДНР.

Заканчивать учения следует сменой формирований, работающих в очаге поражения (или постановкой задачи смене), с последующим проведением специальной обработки техники и санитарной обработки людей.

Заключительная часть учения - разбор.

К разбору руководитель готовиться заблаговременно, еще до начала учения. Он может проводиться в такой последовательности:

- руководитель напоминает тему учения и учебные вопросы;

- напоминает тактическую обстановку;

- разбирает действия личного состава на учении;

- определяет, в какой степени достигнуты учебные цели, объявляет оценки работы участников учений с обязательной краткой характеристикой проявления инициативы и находчивости, а также указывает, на что нужно обратить внимание с целью устранения недостатков при дальнейшем проведении учебных занятий.

 

ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА-КОНСПЕКТА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С НАСЕЛЕНИЕМ ПО ГО И БЗ В ЧС

В системе РСЧС любой руководитель, его заместитель или лица, работающие в этой системе, должны проводить занятия с любой категорией населения по тематике безопасности и защиты в ЧС. Для этого руководитель занятия должен уметь составлять план-конспект для проведения таких занятий.

План-конспект помогает руководителю более последовательно и методически правильно довести материал данной темы до обучаемых.

В плане-конспекте обязательно должны быть указаны:

Ø тема занятия;

Ø место проведения занятия;

Ø время, отводимое на данное занятие;

Ø метод и форма проведения занятия;

Ø учебная цель занятия;

Ø материальное обеспечение занятия;

Ø последовательность отработки учебных вопросов и распределение времени на их изложение.

Исходя из структуры занятия, в плане-конспекте должны быть представлены:

Вступительная часть. В ней отражаются вопросы проверки готовности группы к занятиям, наличие материального обеспечения, проверка ранее пройденного материала, объявление новой темы, вопросов и цели занятия.

Основная часть. В ней отражается содержание учебных вопросов.

Заключительная часть. В ней отражаются выводы или делается заключение и указывается задание на самоподготовку.

В левом верхнем углу обязательно должна быть роспись лица, утверждающего конспект, и дата его утверждения.

Тему занятия руководитель берет из программы (тематического плана).

Учебную цель руководитель определяет сам, если она не определена программой или тематическим планом.

Время определяется программой.

Метод занятия, если не определен программой, избирается руководителем занятия самостоятельно, но при этом нужно отметить, что метод занятия выбирается в зависимости от дидактического или общих учебных целей. Если необходимо сообщить новые знания и добиться их углубленного усвоения, выбираются другие методы. К примеру, если необходимо выработать у обучаемых умения и навыки – это упражнения, тренировка, показ, объяснение. Если необходимо закрепить знания и совершенствовать умения и навыки – самоподготовка, упражнение, тренировка, экскурсия, просмотр кинофильмов (диафильмов).

Руководитель определяет, какой метод должен быть ведущим на данном занятии.

Место определяется расписанием занятий.

В материальном обеспечении руководитель указывает только то, что имеется в наличии и может быть использовано в ходе занятия (технические средства обучения, образцы изучаемой техники или приборы, макеты, схемы, плакаты).

Учебные вопросы, если они не определены тематическим планом, руководитель формулирует сам с учетом, чтобы их отработка полностью раскрывала содержание данной темы. Время, отводимое на отработку каждого учебного вопроса, зависит от его важности и общего времени данного занятия.

Раскрывая содержание учебных вопросов, свои действия и действия обучаемых, руководитель обязательно учитывает свои знания, опыт в проведении занятий. Чем меньше опыт, тем полнее должен быть конспект, более подробно расписаны действия руководителя и действия обучаемых.

Поскольку план-конспект является отчетным документом (как журнал учета посещаемости занятий и успеваемости), он должен быть подписан руководителем занятия с указанием даты составления конспекта.

 

 

СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ.

В России потенциальная опасность природных бедствий и техногенных катастроф является высокой. Это обусловлено огромными размерами ее территории, наличием различных климатических зон, неравномерностью технологических уровней производственных процессов на предприятиях промышленности, транспорта, топливно-энергетического комплекса, а в последние годы и экономическими трудностями.

Динамика роста количества бедствий и катастроф, их негативные последствия требуют энергичных государственных мер по обеспечению защиты граждан и материальных ценностей.

Правительство России сделало правильные выводы из уроков Чернобыльской катастрофы, Спитакского землетрясения и других крупных бедствий и катастроф, образовав в 1994 году Министерство Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям. Основными его задачами, а также всей созданной единой государственной системы по ЧС, являются: предупреждение ЧС; защита населения, территорий, объектов производственного и социального назначения от различных поражающих факторов; координация действий других министерств, ведомств, муниципальных органов власти в борьбе с последствиями бедствий; оказание гуманитарной помощи странам и регионам, пострадавшим от катастроф и социальных конфликтов.

В области защиты населения и территорий мы имеем конкретные положительные результаты, основные из которых следующие:

s созданы аварийно-спасательные формирования и средства, органы управления и контроля, воинские части ГО и невоенизированные формирования, такие как:

- центральный аэромобильный спасательный отряд;

- национальный корпус чрезвычайного реагирования;

- медицина катастроф – полевые госпитали для оказания экстренной медпомощи раненым и пострадавшим;

- ведомственные поисково-спасательные службы и формирования;

- территориальные (субъектовые и муниципальные) и объектовые КЧС, службы и аварийно-спасательные формирования.

s Пожарная служба и все её структурные аварийно-спасательные формирования переданы из МВД в подчинение МЧС.

s Приобретены авиалайнеры (емкостью 42 т воды), которые использовались для тушения пожаров на складах боеприпасов на Дальнем Востоке и в Армении, боролись с огнем в лесных массивах в Сибири и Подмосковье, на Северном Кавказе.

s На вооружении МЧС имеется более 50 вертолетов, которые со спасателями на борту осуществляют в различных регионах нашей страны многие операции, вывозят пострадавших из зон ЧС и оказывают им медицинскую помощь, тушат пожары в лесах и городах, эвакуируют людей с горных вершин и верхних этажей горящих зданий, поднимают из воды пострадавших при кораблекрушении и «горе-рыбаков», десантируют грузы, выполняют поисково-монтажные работы, дегазацию и дезактивацию загрязненных территорий.

Комплекс мероприятий по защите населения от ЧС, проводимый МЧС России, имеет не только национальное, но и международное значение. За последние годы была оказана гуманитарная помощь 21 стране мира в Европе, Азии и Африке. Только в Югославию было доставлено 100 тысяч тонн гуманитарных грузов, что помогло выжить почти 200 тысячам человек мирного населения в Боснии и Герцеговине.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...