Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Силы и средства ГО и ГЗ. Формирования ГО организации




 

В соответствии с законодательными нормативно-правовыми актами для предупреждения ЧС и проведения АС и ДНР создаются силы и средства наблюдения и контроля, силы и средства ликвидации ЧС.

К силам и средствам наблюдения и контроля относятся [3]:

- службы (учреждений) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;

- формирования Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ;

- ветеринарная службы Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ;

- службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета РФ по торговле и Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ;

- геофизическая служба Российской академии наук, оперативные группы постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и подразделения Министерства РФ по атомной энергии;

- учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.

К силам и средствам ликвидации ЧС относятся:

- военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;

- формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;

- формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ;

- военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

- формирования гражданской обороны РФ территориального, местного и объектового уровней;

- специально подготовленные силы и средства Войск ГО РФ, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС;

- аварийно-технические центры Министерства РФ по атомной энергии;

- службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;

- восстановительные и пожарные поезда Министерства путей сообщения РФ;

- аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота РФ (включая Государственный морской спасательно-координационный центр и спасательно-координационные центры), Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.

Основу сил и средств ГО в организациях составляют невоенизированные формирования ГО (НФ ГО), которые создаются и подготавливаются заблаговременно в мирное время и состоят из рабочих и служащих этой организации.

В состав НФ ГО подлежат зачислению по месту работы все трудоспособные мужчины и женщины, от 16 лет до пенсионного возраста.

Исключения составляют: военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания; инвалиды 1 и 2 групп; беременные женщины и имеющие детей до 8 лет; женщины с медицинским образованием, имеющие детей до 2-х лет.

Невоенизированные формирования ГО предназначены для ведения АС и ДНР в организациях. Однако, по решению местных органов исполнительной власти, при создании угрожающих критических ситуаций они могут привлекаться для ведения таких работ на других участках территории города.

Невоенизированные формирования ГО организаций подразделяются:

1. По назначению:

- формирования общего назначения (сводные, спасательные, сводные механизации работ);

- специальные (формирования служб);

- специализированные (создаются на РОО и ХОО);

- аварийно-спасательные (создаются в соответствии с Законом РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя»).

2. По подчиненности:

- объектовые;

- территориальные (районные, городские, областные, ведомственные).

3. По срокам готовности:

- повседневной готовности (срок готовности - 24 часа);

- повышенной готовности (срок готовности - не более 6 часов).

Формирования общего назначения делятся на сводные, спасательные и сводные механизации работ.

По составу в формирования могут входить:

- отряды, состоящие из 3-4 команд;

- команды, состоящие из 3-4 групп;

- группы, состоящие из 3-5 звеньев, сандружина;

- звенья, состоящие из 3-5 человек;

- посты (например, санитарный пост, пост радиационного и химического наблюдения).

Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (статьи 7-9) определен порядок создания и классификация аварийно-спасательных служб и формирований.

В соответствии с законодательством РФ аварийно-спасательные службы и формирования могут создаваться:

- на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;

- на нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные формирования;

- на общественных началах - общественные аварийно-спасательные формирования.

Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются:

- в федеральных органах исполнительной власти - решениями Правительства РФ по представлениям соответствующих министерств, ведомств и организаций РФ, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

- в субъектах РФ - органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ;

- в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством РФ предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб и формирований, - руководством организаций по согласованию с органами управления и при органах исполнительной власти субъектов РУФ, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС;

- в органах местного самоуправления - по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством РФ, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Общественные аварийно-спасательные формирования создаются общественным объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении работа по ликвидации ЧС.

Состав аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации ЧС, а также требований законодательства РФ.

В состав аварийно-спасательных служб входят органы управления указанных служб, аварийно-спасательные формирования и иные формирования, обеспечивающие решение стоящих перед аварийно-спасательными службами задач. Кроме того, в состав аварийно-спасательных служб могут входить научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения по подготовке спасателей, учреждения по подготовке поисковых собак и организации по производству аварийно-спасательных средств.

Комплектование аварийно-спасательных служб и формирований осуществляется на добровольной основе.

В профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей, в образовательные учреждения по подготовке спасателей для обучения принимаются граждане, имеющие среднее (полное) общее образование, признанные при медицинском освидетельствовании годными к работе спасателями и соответствующие установленным требованиям к уровню их профессиональной и физической подготовки, а также требованиям, предъявляемым к их морально-психологическим качествам.

Финансирование аварийно-спасательных служб. Возмещение расходов аварийно-спасательным службам на ликвидацию ЧС.

Финансирование создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований может осуществляться за счет:

- средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов, фондов и средств федеральных органов исполнительной власти, а также финансовых средств организаций, создающих аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования;

- финансовых средств, поступающих от реализации договоров с организациями об их обслуживании;

- созданных в соответствии с законодательством РФ резервов финансовых средств для ликвидации ЧС;

- общественных фондов, создаваемых за счет взносов и добровольных пожертвований граждан и организаций на защиту и спасение людей, оказание им помощи в ЧС;

- фондов поддержки аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, специальных фондов ликвидации ЧС;

- страховых фондов;

- иных источников (гуманитарная помощь, спонсорство, меценатство и др.).

Возмещение аварийно-спасательным службам и формированиям расходов на перевозку и размещение привлекаемых к проведению работ по ликвидации ЧС, на материально-техническое, финансовое и иное обеспечение, а также на оплату труда спасателей, работников аварийно-спасательных служб и формирований, выплату им вознаграждений, предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков, бесплатное медицинское обеспечение, выплаты по временной нетрудоспособности спасателям, пострадавшим при проведении указанных работ, производится в соответствии с договорами на обслуживание организаций или из средств, выделенных на ликвидацию ЧС.

Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования при ликвидации ЧС, причинившие своими неправильными действиями ущерб организациям, несут материальную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Выплаты единовременного пособия спасателям производятся в следующих размерах:

- в случае гибели спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, формирований наступившей при исполнении ими обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), либо в случае смерти, наступившей до истечения одного года со дня увольнения из аварийно-спасательной службы, формирования, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период и в связи с исполнением ими обязанностей, возложенных на них трудовым договором, членам их семей выплачивается единовременное пособие в размере 120 окладов месячного денежного содержания;

- в случае получения спасателями профессиональных аварийно-спасательных служб, формирований при исполнении ими обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, исключающих для них возможность дальнейшей работы в качестве спасателей, выплачивается единовременное пособие в размере 60 окладов месячного денежного содержания;

- в случае гибели спасателей, привлеченных к проведению работ по ликвидации ЧС в индивидуальном порядке либо в составе нештатных или общественных аварийно-спасательных формирований, наступившей при проведении указанных работ и при условиях, указанных выше (для спасателей профессиональных аварийно-спасательных формирований), членам их семей выплачивается единовременное пособие в размере тысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного на день гибели (смерти) спасателей;

- спасателям, привлеченным к проведению работ по ликвидации ЧС в индивидуальном порядке либо в составе нештатных или общественных аварийно-спасательных формирований, в случае получения ими ранений, увечий выплачивается единовременное пособие в размере пятисоткратного минимального размера оплаты труда, установленного на день получения увечья.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИИ) ПО ЗАЩИТЕ В ЧС

 

Планирование в области безопасности и защиты в ЧС является фундаментом деятельности всей системы, всех уровней от вышестоящих (федеральных) до низшего звена - организации (предприятия, учреждения). План действий по предупреждению и ликвидации ЧС и План ГО представляют собой заранее разработанные перечни мероприятий по защите персонала и обеспечению устойчивости работы организации при ЧС мирного и военного времени.

Выполнение планов обеспечивает достижение главной цели - максимальное снижение количества пострадавших и материального ущерба в любой самой сложной обстановке. В планах разрабатываются конкретные способы и средства достижения этой цели при ЧС мирного и военного времени.

Разрабатываемые планы должны соответствовать следующим требованиям:

1. Конкретность выводов и заключений.

2. Реальность намечаемых мероприятий.

3. Четкость и ясность основных положений и задач.

4. Полнота и краткость изложения.

5. Учет местных, экономических и социальных условий.

6. Согласованность с планами районных и городских отделов и управлений по ГО и ЧС.

7. Выполняемость, обеспеченность планируемых мероприятий.

Исходными данными для планирования являются:

1. Указания, рекомендации и информационные материалы вышестоящих органов власти, отделов и управлений по ГО и ЧС, а также распоряжения городской и областной администраций. В них обычно указываются:

- документы, которыми следует руководствоваться при разработке планов;

- сроки начала и окончания работы;

- перечни и характеристики потенциально опасных объектов (химических, радиационных, пожарных), которые могут оказывать отрицательное воздействие на жизнедеятельность организации;

- способы оповещения и информирования об опасности;

- направления и порядок проведения эвакомероприятий;

- организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- масштабы и характер последствий нападения возможного противника;

- вопросы взаимодействия органов управления, сил и средств;

- другая необходимая информация.

2. Характеристика организации:

- - пожароопасные здания, сооружения, КЭС;

- - места расположения ПУ, ЗС, склады;

- - пути эвакуации, транспорт и т.п.

3. Возможная обстановка, которая может сложиться на территории организации в различных ситуациях.

4. Решение начальника ГО организации (председателя КЧС) на проведение мероприятий по предупреждению, защите в ЧС и на проведение АС и ДНР.

5. Сметы, расчеты, заявки, финансовые планы организации и другие необходимые документы.

Планы разрабатываются отделом ГОЧС организации, привлекаются заместители начальника ГО, начальники финансового отдела, отдела кадров, главный бухгалтер. Начальники служб по ГО и ГО разрабатывают планы материального обеспечения всех мероприятий и представляются необходимые справочные данные.

Разработка планов может проводиться по этапам:

1. Подготовительный. Определяется состав исполнителей. Устанавливаются сроки изучения руководящих документов и всех исходных данных для планирования.

2. Практическая разработка и оформление документов планирования.

3. Согласование разделов плана между собой, с вышестоящим управлением ГО и ЧС, доработка и утверждение планов.

Помощник начальника ГО составляет график разработки отдельных документов и контролирует его выполнение.

Каждый из планов подписывает помощник начальника ГО, а в службах - еще и начальник службы. После согласования с вышестоящим управлением по ГО и ЧС планы утверждаются начальником ГО. Для руководителей структурных подразделений делаются выписки из планов.

Степень секретности документов устанавливается в соответствии с ведомственным Перечнем сведений, подлежащих засекречиванию. Корректировка планов осуществляется по мере необходимости. После выполнения мероприятий производятся об этом отметки.

В организациях независимо от вида деятельности, форм собственности и подчиненности должны составляться следующие планы в области ГО и ГЗ в ЧС:

- План гражданской обороны организации;

- Планы служб ГО организации;

- План организации и проведения эвакомероприятий в организации;

- План повышения устойчивости функционирования организации;

- Планы приведения в готовность к действиям формирований ГО;

- План работы комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС);

- Календарный план основных мероприятий по защите организации;

- План работы штаба по делам ГО и ЧС;

- Планы работ в службах ГО;

- Планы по видам обучения в штабе, в службах и формированиях;

- План создания и наращивания учебно-материальной базы.

Это примерный перечень планов для крупной организации, более мелкие учреждения и учебные заведения имеют сокращенное планирование.

План действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера в организации. В плане действий по предупреждению и ликвидации ЧС в разделе I - краткая оценка обстановки на объекте при возникновении ЧС - в текстовом порядке указывается:

s Место (территория) размещения организации с точки зрения географии, топографии города, густоты застройки и плотности населения.

s Характеристика зданий, сооружений, коммуникаций, систем газо-, энерго-, водо- и теплоснабжения.

s Перечень радиационно, химических, взрыво- и пожароопасных элементов, подразделений, предприятий и объектов на ближайшей периферии от организации, имеющих АХОВ, взрыво- и пожароопасные вещества; железнодорожные станции, магистрали, где возможно скопление транспортных средств с этими веществами.

s Количество людей, находящихся одновременно на предприятии и на территории в зонах возможного поражения от техногенных и природных ЧС.

s Характеристика системы защиты, оповещения, связи, управления.

Раздел II. - мероприятия при возникновении ЧС. Отдельно излагаются возможные варианты ЧС и защита, которая необходима при авариях на РОО, ХОО и других пожаро-, взрывоопасных объектах, а также при любых видах стихийных бедствий данного региона.

Раздел III. - мероприятия на особый (военный) период. Основу плана ГО составляются мероприятия по защите рабочих и служащих и членов их семей. При определении этих мероприятий учитывается важность и особенность производственной деятельности объекта. Если организация продолжает работу в городе, то защита планируется по месту работы в убежищах, рассчитанных по вместимости на всех работающих, а членов их семей - в загородной зоне, которая заблаговременно подготовлена для проживания людей.

При планировании мероприятий по подготовке организации к устойчивой работе в экстремальных условиях рекомендуется предусмотреть мероприятия по защите технологического оборудования, созданию и укрытию запасов материальных средств и технической документации, повышению физической устойчивости зданий, сооружений, коммунально-энергетических сетей, разработке упрощенных технологических процессов.

Раздел III имеет три подраздела:

- порядок перевода на военное положение;

- проведение эвакомероприятий;

- защита - противорадиационная (ПРЗ), противохимическая (ПХЗ), медицинская; мероприятия по обеспечению надежной защиты работающих (УФО), а также предполагаемые варианты проведения АС и ДНР.

Приложения к плану действий по предупреждению и ликвидации ЧС.

1. Календарный план основных мероприятий составляется по образцу (табл. 2.2).

 

Таблица 2.2

№ п/п Меро-прия-тия Характер ЧС, объем работ Ответст-венный исполни-тель Привлекае-мые силы и средства Сроки исполне-ния
а) При угрозе возникновения ЧС
           

 

Продолжение табл. 2.2

б) При возникновении ЧС
           
в) При проведении АС и ДНР

 

2. Схема оповещения и связи при ЧС. В ней указываются телефоны управления, НГО, замов, помощников, дежурных, милиции и всех руководящих работников, которые должны явиться на службу по сигналу. Данная схема выдается в копии каждому задействованному должностному лицу. А также применяется при проведении тренировок и учений по ГО и ГЗ в организации.

3. Решение начальника ГО организации на ликвидацию последствий ЧС. В нем отражаются:

- необходимые данные о силах и средствах, участвующих в ликвидации ЧС (по видам);

- замысел действия, основные усилия, рассредоточение сил, способы выполнения задач, резервы;

- управление, взаимодействие, обеспечение;

- возможные масштабы зон и очагов ЧС (пожаров, завалов, заражений, затоплений и т.д.);

- участки и порядок проведения АС и ДНР.

4. Расчет сил и средств по видам ЧС. Перечисляются привлекаемые к ликвидации ЧС службы и формирования для выполнения мероприятий как при угрозе, а также при возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствиях.

План работы комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) организации. В план работы КЧС включаются мероприятия, которые необходимо провести в течение года, чтобы реализовать намеченные задачи, возложенные на КЧС. Это могут быть:

- организационные мероприятия (заседания, совещания, конференции, учения и т.п.);

- основные мероприятия по подготовке органов управления и технического персонала в области защиты от ЧС;

- инженерно-технические мероприятия по защите персонала и повышению устойчивости работы в ЧС;

- создание резервов финансовых и материально-технических ресурсов для ликвидации ЧС.

План работы КЧС подписывает руководитель организации - председатель КЧС, и заместитель председателя КЧС.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...