Силы и средства ГО и ГЗ. Формирования ГО организации
В соответствии с законодательными нормативно-правовыми актами для предупреждения ЧС и проведения АС и ДНР создаются силы и средства наблюдения и контроля, силы и средства ликвидации ЧС. К силам и средствам наблюдения и контроля относятся [3]: - службы (учреждений) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения; - формирования Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ; - ветеринарная службы Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ; - службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета РФ по торговле и Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ; - геофизическая служба Российской академии наук, оперативные группы постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и подразделения Министерства РФ по атомной энергии; - учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны. К силам и средствам ликвидации ЧС относятся: - военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти; - формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф; - формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ;
- военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; - формирования гражданской обороны РФ территориального, местного и объектового уровней; - специально подготовленные силы и средства Войск ГО РФ, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС; - аварийно-технические центры Министерства РФ по атомной энергии; - службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России; - восстановительные и пожарные поезда Министерства путей сообщения РФ; - аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота РФ (включая Государственный морской спасательно-координационный центр и спасательно-координационные центры), Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти. Основу сил и средств ГО в организациях составляют невоенизированные формирования ГО (НФ ГО), которые создаются и подготавливаются заблаговременно в мирное время и состоят из рабочих и служащих этой организации. В состав НФ ГО подлежат зачислению по месту работы все трудоспособные мужчины и женщины, от 16 лет до пенсионного возраста. Исключения составляют: военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания; инвалиды 1 и 2 групп; беременные женщины и имеющие детей до 8 лет; женщины с медицинским образованием, имеющие детей до 2-х лет. Невоенизированные формирования ГО предназначены для ведения АС и ДНР в организациях. Однако, по решению местных органов исполнительной власти, при создании угрожающих критических ситуаций они могут привлекаться для ведения таких работ на других участках территории города. Невоенизированные формирования ГО организаций подразделяются: 1. По назначению:
- формирования общего назначения (сводные, спасательные, сводные механизации работ); - специальные (формирования служб); - специализированные (создаются на РОО и ХОО); - аварийно-спасательные (создаются в соответствии с Законом РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя»). 2. По подчиненности: - объектовые; - территориальные (районные, городские, областные, ведомственные). 3. По срокам готовности: - повседневной готовности (срок готовности - 24 часа); - повышенной готовности (срок готовности - не более 6 часов). Формирования общего назначения делятся на сводные, спасательные и сводные механизации работ. По составу в формирования могут входить: - отряды, состоящие из 3-4 команд; - команды, состоящие из 3-4 групп; - группы, состоящие из 3-5 звеньев, сандружина; - звенья, состоящие из 3-5 человек; - посты (например, санитарный пост, пост радиационного и химического наблюдения). Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (статьи 7-9) определен порядок создания и классификация аварийно-спасательных служб и формирований. В соответствии с законодательством РФ аварийно-спасательные службы и формирования могут создаваться: - на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования; - на нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные формирования; - на общественных началах - общественные аварийно-спасательные формирования. Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются: - в федеральных органах исполнительной власти - решениями Правительства РФ по представлениям соответствующих министерств, ведомств и организаций РФ, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти; - в субъектах РФ - органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ; - в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством РФ предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб и формирований, - руководством организаций по согласованию с органами управления и при органах исполнительной власти субъектов РУФ, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС;
- в органах местного самоуправления - по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством РФ, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Общественные аварийно-спасательные формирования создаются общественным объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении работа по ликвидации ЧС. Состав аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации ЧС, а также требований законодательства РФ. В состав аварийно-спасательных служб входят органы управления указанных служб, аварийно-спасательные формирования и иные формирования, обеспечивающие решение стоящих перед аварийно-спасательными службами задач. Кроме того, в состав аварийно-спасательных служб могут входить научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения по подготовке спасателей, учреждения по подготовке поисковых собак и организации по производству аварийно-спасательных средств. Комплектование аварийно-спасательных служб и формирований осуществляется на добровольной основе. В профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей, в образовательные учреждения по подготовке спасателей для обучения принимаются граждане, имеющие среднее (полное) общее образование, признанные при медицинском освидетельствовании годными к работе спасателями и соответствующие установленным требованиям к уровню их профессиональной и физической подготовки, а также требованиям, предъявляемым к их морально-психологическим качествам.
Финансирование аварийно-спасательных служб. Возмещение расходов аварийно-спасательным службам на ликвидацию ЧС. Финансирование создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований может осуществляться за счет: - средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов, фондов и средств федеральных органов исполнительной власти, а также финансовых средств организаций, создающих аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования; - финансовых средств, поступающих от реализации договоров с организациями об их обслуживании; - созданных в соответствии с законодательством РФ резервов финансовых средств для ликвидации ЧС; - общественных фондов, создаваемых за счет взносов и добровольных пожертвований граждан и организаций на защиту и спасение людей, оказание им помощи в ЧС; - фондов поддержки аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, специальных фондов ликвидации ЧС; - страховых фондов; - иных источников (гуманитарная помощь, спонсорство, меценатство и др.). Возмещение аварийно-спасательным службам и формированиям расходов на перевозку и размещение привлекаемых к проведению работ по ликвидации ЧС, на материально-техническое, финансовое и иное обеспечение, а также на оплату труда спасателей, работников аварийно-спасательных служб и формирований, выплату им вознаграждений, предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков, бесплатное медицинское обеспечение, выплаты по временной нетрудоспособности спасателям, пострадавшим при проведении указанных работ, производится в соответствии с договорами на обслуживание организаций или из средств, выделенных на ликвидацию ЧС. Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования при ликвидации ЧС, причинившие своими неправильными действиями ущерб организациям, несут материальную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Выплаты единовременного пособия спасателям производятся в следующих размерах: - в случае гибели спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, формирований наступившей при исполнении ими обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), либо в случае смерти, наступившей до истечения одного года со дня увольнения из аварийно-спасательной службы, формирования, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период и в связи с исполнением ими обязанностей, возложенных на них трудовым договором, членам их семей выплачивается единовременное пособие в размере 120 окладов месячного денежного содержания;
- в случае получения спасателями профессиональных аварийно-спасательных служб, формирований при исполнении ими обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, исключающих для них возможность дальнейшей работы в качестве спасателей, выплачивается единовременное пособие в размере 60 окладов месячного денежного содержания; - в случае гибели спасателей, привлеченных к проведению работ по ликвидации ЧС в индивидуальном порядке либо в составе нештатных или общественных аварийно-спасательных формирований, наступившей при проведении указанных работ и при условиях, указанных выше (для спасателей профессиональных аварийно-спасательных формирований), членам их семей выплачивается единовременное пособие в размере тысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного на день гибели (смерти) спасателей; - спасателям, привлеченным к проведению работ по ликвидации ЧС в индивидуальном порядке либо в составе нештатных или общественных аварийно-спасательных формирований, в случае получения ими ранений, увечий выплачивается единовременное пособие в размере пятисоткратного минимального размера оплаты труда, установленного на день получения увечья.
ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИИ) ПО ЗАЩИТЕ В ЧС
Планирование в области безопасности и защиты в ЧС является фундаментом деятельности всей системы, всех уровней от вышестоящих (федеральных) до низшего звена - организации (предприятия, учреждения). План действий по предупреждению и ликвидации ЧС и План ГО представляют собой заранее разработанные перечни мероприятий по защите персонала и обеспечению устойчивости работы организации при ЧС мирного и военного времени. Выполнение планов обеспечивает достижение главной цели - максимальное снижение количества пострадавших и материального ущерба в любой самой сложной обстановке. В планах разрабатываются конкретные способы и средства достижения этой цели при ЧС мирного и военного времени. Разрабатываемые планы должны соответствовать следующим требованиям: 1. Конкретность выводов и заключений. 2. Реальность намечаемых мероприятий. 3. Четкость и ясность основных положений и задач. 4. Полнота и краткость изложения. 5. Учет местных, экономических и социальных условий. 6. Согласованность с планами районных и городских отделов и управлений по ГО и ЧС. 7. Выполняемость, обеспеченность планируемых мероприятий. Исходными данными для планирования являются: 1. Указания, рекомендации и информационные материалы вышестоящих органов власти, отделов и управлений по ГО и ЧС, а также распоряжения городской и областной администраций. В них обычно указываются: - документы, которыми следует руководствоваться при разработке планов; - сроки начала и окончания работы; - перечни и характеристики потенциально опасных объектов (химических, радиационных, пожарных), которые могут оказывать отрицательное воздействие на жизнедеятельность организации; - способы оповещения и информирования об опасности; - направления и порядок проведения эвакомероприятий; - организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ; - масштабы и характер последствий нападения возможного противника; - вопросы взаимодействия органов управления, сил и средств; - другая необходимая информация. 2. Характеристика организации: - - пожароопасные здания, сооружения, КЭС; - - места расположения ПУ, ЗС, склады; - - пути эвакуации, транспорт и т.п. 3. Возможная обстановка, которая может сложиться на территории организации в различных ситуациях. 4. Решение начальника ГО организации (председателя КЧС) на проведение мероприятий по предупреждению, защите в ЧС и на проведение АС и ДНР. 5. Сметы, расчеты, заявки, финансовые планы организации и другие необходимые документы. Планы разрабатываются отделом ГОЧС организации, привлекаются заместители начальника ГО, начальники финансового отдела, отдела кадров, главный бухгалтер. Начальники служб по ГО и ГО разрабатывают планы материального обеспечения всех мероприятий и представляются необходимые справочные данные. Разработка планов может проводиться по этапам: 1. Подготовительный. Определяется состав исполнителей. Устанавливаются сроки изучения руководящих документов и всех исходных данных для планирования. 2. Практическая разработка и оформление документов планирования. 3. Согласование разделов плана между собой, с вышестоящим управлением ГО и ЧС, доработка и утверждение планов. Помощник начальника ГО составляет график разработки отдельных документов и контролирует его выполнение. Каждый из планов подписывает помощник начальника ГО, а в службах - еще и начальник службы. После согласования с вышестоящим управлением по ГО и ЧС планы утверждаются начальником ГО. Для руководителей структурных подразделений делаются выписки из планов. Степень секретности документов устанавливается в соответствии с ведомственным Перечнем сведений, подлежащих засекречиванию. Корректировка планов осуществляется по мере необходимости. После выполнения мероприятий производятся об этом отметки. В организациях независимо от вида деятельности, форм собственности и подчиненности должны составляться следующие планы в области ГО и ГЗ в ЧС: - План гражданской обороны организации; - Планы служб ГО организации; - План организации и проведения эвакомероприятий в организации; - План повышения устойчивости функционирования организации; - Планы приведения в готовность к действиям формирований ГО; - План работы комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС); - Календарный план основных мероприятий по защите организации; - План работы штаба по делам ГО и ЧС; - Планы работ в службах ГО; - Планы по видам обучения в штабе, в службах и формированиях; - План создания и наращивания учебно-материальной базы. Это примерный перечень планов для крупной организации, более мелкие учреждения и учебные заведения имеют сокращенное планирование. План действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера в организации. В плане действий по предупреждению и ликвидации ЧС в разделе I - краткая оценка обстановки на объекте при возникновении ЧС - в текстовом порядке указывается: s Место (территория) размещения организации с точки зрения географии, топографии города, густоты застройки и плотности населения. s Характеристика зданий, сооружений, коммуникаций, систем газо-, энерго-, водо- и теплоснабжения. s Перечень радиационно, химических, взрыво- и пожароопасных элементов, подразделений, предприятий и объектов на ближайшей периферии от организации, имеющих АХОВ, взрыво- и пожароопасные вещества; железнодорожные станции, магистрали, где возможно скопление транспортных средств с этими веществами. s Количество людей, находящихся одновременно на предприятии и на территории в зонах возможного поражения от техногенных и природных ЧС. s Характеристика системы защиты, оповещения, связи, управления. Раздел II. - мероприятия при возникновении ЧС. Отдельно излагаются возможные варианты ЧС и защита, которая необходима при авариях на РОО, ХОО и других пожаро-, взрывоопасных объектах, а также при любых видах стихийных бедствий данного региона. Раздел III. - мероприятия на особый (военный) период. Основу плана ГО составляются мероприятия по защите рабочих и служащих и членов их семей. При определении этих мероприятий учитывается важность и особенность производственной деятельности объекта. Если организация продолжает работу в городе, то защита планируется по месту работы в убежищах, рассчитанных по вместимости на всех работающих, а членов их семей - в загородной зоне, которая заблаговременно подготовлена для проживания людей. При планировании мероприятий по подготовке организации к устойчивой работе в экстремальных условиях рекомендуется предусмотреть мероприятия по защите технологического оборудования, созданию и укрытию запасов материальных средств и технической документации, повышению физической устойчивости зданий, сооружений, коммунально-энергетических сетей, разработке упрощенных технологических процессов. Раздел III имеет три подраздела: - порядок перевода на военное положение; - проведение эвакомероприятий; - защита - противорадиационная (ПРЗ), противохимическая (ПХЗ), медицинская; мероприятия по обеспечению надежной защиты работающих (УФО), а также предполагаемые варианты проведения АС и ДНР. Приложения к плану действий по предупреждению и ликвидации ЧС. 1. Календарный план основных мероприятий составляется по образцу (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Продолжение табл. 2.2
2. Схема оповещения и связи при ЧС. В ней указываются телефоны управления, НГО, замов, помощников, дежурных, милиции и всех руководящих работников, которые должны явиться на службу по сигналу. Данная схема выдается в копии каждому задействованному должностному лицу. А также применяется при проведении тренировок и учений по ГО и ГЗ в организации. 3. Решение начальника ГО организации на ликвидацию последствий ЧС. В нем отражаются: - необходимые данные о силах и средствах, участвующих в ликвидации ЧС (по видам); - замысел действия, основные усилия, рассредоточение сил, способы выполнения задач, резервы; - управление, взаимодействие, обеспечение; - возможные масштабы зон и очагов ЧС (пожаров, завалов, заражений, затоплений и т.д.); - участки и порядок проведения АС и ДНР. 4. Расчет сил и средств по видам ЧС. Перечисляются привлекаемые к ликвидации ЧС службы и формирования для выполнения мероприятий как при угрозе, а также при возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствиях. План работы комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) организации. В план работы КЧС включаются мероприятия, которые необходимо провести в течение года, чтобы реализовать намеченные задачи, возложенные на КЧС. Это могут быть: - организационные мероприятия (заседания, совещания, конференции, учения и т.п.); - основные мероприятия по подготовке органов управления и технического персонала в области защиты от ЧС; - инженерно-технические мероприятия по защите персонала и повышению устойчивости работы в ЧС; - создание резервов финансовых и материально-технических ресурсов для ликвидации ЧС. План работы КЧС подписывает руководитель организации - председатель КЧС, и заместитель председателя КЧС.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|