Явные и латентные функции института. Функции и дисфункции института.
социальный институт — приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм. Функции и дисфункции бывают явные, если они официально заявлены, всеми осознаются и очевидны, и латентные, если они скрыты от глаз, не заявляются. Первые — осознаваемые и произвольные функции социальных процессов, вторые — неосознаваемые и непреднамеренные. Явными называют такие функции (или дисфункции), последствия деятельности которых носят намеренный характер и осознаются людьми. Латентными принято называть функции (дисфункции), последствия деятельности которых не осознаются участниками и носят ненамеренный характер. Явные функции института заявлены, официально признаны и контролируются обществом. Латентные функции — это «не свои» функции, которые выполняются институтом скрытно или непреднамеренно (когда, например, система образования выполняет не свойственные ей функции политической социализации). Так, явной функцией запрещающего азартные игры закона может быть их прекращение, а латентной — создание подпольного игорного бизнеса. Функция может быть явной для одних членов общества и латентной для других. То же и с дисфункцией. К примеру, одним важно приобрести в университете фундаментальные знания, а другим завязать полезные знакомства. Функция (от лат. functio — исполнение, осуществление) — назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т.д. в обществе). Функцией социального института будем называть ту пользу, которую он приносит обществу, иначе говоря, совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.
Первой и основной функцией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т.е. того, без чего общества не будет как такового. Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей). Ее можно назвать универсальной. Список универсальных функций, т.е. общих для всех институтов, можно продолжить, включив сюда функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений, регулятивную, интегративную, транслирующую и коммуникативную функции38. Наряду с универсальными существуют специфические функции, т.е. такие, которые присущи одним институтам и не свойственны другим, например воспроизводство людей, рождение новых поколений (институт семьи), добывание средств существования (производство), наведение порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), отправление духовных ритуалов (религия). Некоторые институты выполняют функцию стабилизаторов общественного порядка. К ним относятся политико-правовые институты типа государства, правительства, парламента, полиции, судов, армии. Институты церкви и религии поддерживают и развивают культуру. В каждом социальном институте можно выделить ряд подфункций, которые он выполняет и которых может не быть у других институтов. Выполняемые институтами функции изменяются со временем. К функциям семьи относят обеспечение экономической безопасности, образования, религиозного инструктирования и руководства, рекреации, воспроизводства и эмоциональной поддержки. Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Она может расцениваться как дисфункциональная, если институт работает не на сохранение общества, а на его разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может привести к социальной дезорганизации общества.
32. Типология институтов. Институт как нормативная система и социальная организация.
социальный институт — приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм. Все социальные институты, существующие в обществе, удобно подразделять на главные (их именуют также фундаментальными, основными) и неглавные (неосновные, частные), которые «скрываются» внутри главных как более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные их можно классифицировать и по иным критериям. К примеру, инсти- туты различаются временем своего возникновения и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями функционирования, наличием или отсутствием бюрократической системы управления, формальных правил и процедур. Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных порядков, подразумевая главные институты: 1) экономический — институты, организующие хозяйственную деятельность; 2) политический — институты власти; 3) семейный — институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей; 4) военный — институты, организующие законное наследие; 5) религиозный — институты, организующие коллективное почитание богов. Вслед за ним большинство социологов сходятся в том, что главных (основных, фундаментальных) институтов в человеческом обществе всего пять31. Их предназначение — удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом. Социальная организация — это такой способ совместной деятельности людей, при котором она принимает форму жестко упорядоченного, регулируемого, скоординированного и направленного на достижение конкретных целей взаимодействия. Социальная организация — это совокупность индивидов, ролей и других элементов, систематически взаимосвязанных между собой для достижения результатов, которые недоступны разрозненным индивидам. Социальная организация — структура, предназначенная для координации деятельности двух индивидов и более путем разделения труда и иерархизации власти для достижения общей цели. Социальный институт — совокупность учреждений, связанных выполнением одной функции.
Вся совокупность социальных институтов образует некую целостность, которую называют институциональной структурой общества. Нормативная система является не хаотичной суммой разрозненных элементов, а подвижной целостностью, все части которой связаны друг с другом и выполняют определенные функции позволяющие менять элементы в зависимости от изменившейся ситуации, перестраивать содержание оставшихся и вносить другие изменения, позволяющие сохранять устойчивость на протяжении столетий и тысячелетий. Нормативные системы существуют в обществе и культуре. Т. Веблен определил социальный институт как совокупность общественных обычаев и социальных норм, в которых воплощены образ мысли и образ жизни людей и которые передаются из поколения в поколение. Многие современные социологи трактуют социальный институт как сложную конфигурацию обычаев, традиций, верований, установок, правил-регуляторов, и законов, которые имеют определенную цель и выполняют определенные функции. Обычаи представляют собой образцы поведения, сохранившиеся на протяжении веков и указывающие, как следует вести себя в повседневной жизни. Обычаи являются настолько привычной частью жизни, что их редко замечают. Нравы — это строго соблюдаемые и не нарушаемые обычаи. Нравы воспринимаются окружающими очень серьезно. Они сопровождаются оценкой правильности и неправильности. Поведение, нарушающее нравы, именуются аморальным, безнравственным и осуждается обществом. Условности — этот термин употребляется в двух значениях. Будучи разновидностью нравов и обычаев, условности тоже возникли в далеком прошлом. Они не регулировались никакими административными постановлениями и не и не касались важных сфер человеческого поведения, в отличие от обычаев и нравов. Их сфера — область вежливого обхождения. Условности касаются манеры выражения, форм одежды, обстановки, украшений.
Этикет — кодекс вежливого поведения. который часто путают с манерами. Манеры выражают отношение или установку по отношению к другим людям. Можно хорошо знать книжный этикет и в тоже время иметь дурные манеры. Существуют хорошие и дурные манеры, но дурного этикета — нет. Традиции — можно уподобить тенденциозно изложенной истории. Писаные традиции передают истинную историю в легендарном виде. Таковы легенды, предания, сказания и прочие. Когда говорят о каких-то национальных традициях, например, о традиции гостеприимства или о традиции демократичного общества, то подразумевают целый ряд исторических явлений, представляющихся типичными и осознаваемых как общественная ценность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|