Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социобиологическая эволюция общества. Зоологические объединения. Человеческое стадо.




1. Стадо предлюдей (обезьянолюдей) - члены которого постоянно держались вместе и поддерживали отношения, знали друг друга и отличали «своих» от «чужих».
2. Разложение стада предлюдей 2 млн лет назад
3. Стадо людей (праобщина) 1,5 млн лет назад
4. Первобытная община (родоплеменной строй) 40 тыс. лет назад
5. Соседская община 10 тыс. лет назад (и до XX в.)
6. Раннее и зрелое государство 5 тыс. лет назад (и до XX в.)

В отечественной науке первобытным человеческим стадом, или праобше-ством (праобщиной), принято называть формирующееся общество. основной единицей первобытного общества на всех этапах его развития была первобытная община, состоявшая из парных семей. Община и семья — основные и универсальные ячейки. Род никогда не имел экономических функций, его роль в основном сводилась к регулированию брака. СП. Толстов, пользуясь критерием уровня раз­вития производительных сил, вычленил три основных этапа первобытной истории: первобытное человеческое стадо (становление первобытного обще­ства — начинается с употребления орудий), первобытная община (зрелость первобытного общества — начинается с введения орудий для производства орудий) и военная демократия (превращение первобытного общества в клас­совое — начинается с освоения металла).. Ю.И. Семенов постро­ил другой типологический ряд: праобщина (первобытное человеческое ста­до), раннепервобытная (раннеродовая), позднепервобытная (позднеродовая) и протокрестьянекая (первобытная соседская) общины. В той и другой клас­сификации, как мы видим, присутствует понятие человеческого стада.

В развитии первобытного человеческого стада выделяют стадию архан-тропов и стадию палеонтропов С кроманьонца на­чинается новая страница всемирной истории — формируются локальные группы, роды, племена, а затем и вождества.

Таким образом, время существования питекан­тропов выпадает на длительный и очень трудный период разложения стада предлюдей, зарождения в его недрах человеческо­го стада. С питекантропа началось формирование человеческого стада, а не­андертальцем оно закончилось. Следующий историко-эволюционный тип — кроманьонец, это уже время первобытной общины, рода, племени, а затем и вождества.

Чрезвычайно важным моментом социальной эволюции, по мнению Эн­гельса, было приспособление верхних конечностей не только как дополни­тельной опоры при передвижении или каких-то хватательных движений (ска­жем, при лазании по деревьям), но и для выполнения элементарных трудо­вых операций.

Развитие руки и трудовой деятельности стало толчком для перевода био­логической эволюции на путь эволюции социальной. Происходит качествен­ное изменение всей хозяйственной жизни— от простого прикармливания человек переходит к собирательству, т.е. к систематическому поиску расти­тельной пищи, транспортированию на стоянку, складированию и хранению ее для будущего потребления.

Отложенное потребление, т.е. не поедание найденного сразу на месте, а накопление впрок, — характерная черта нового отношения к собирательству. Другая особенность — использование простейших орудий труда, скажем, палки-копалки.

Таким образом, человеческое стадо — группы первобытных людей, объ­единялись для совместного выживания. Заслуги перед человечеством этой формы социальной организации людей — борьба со своей зоологической природой и окончательная победа разума над инстинктами. Структурные элементы первобытной культуры — тотемы, табу, верования, заповеди, тре­бования обычного права, моральные нормы — были прямо направлены на обуздание зоологических инстинктов членов первобытного стада. Они пред­ставляли собой культурные формы регулирования страстей, желаний, вле­чений, вражды и т.п.

 

20. Письменные и дописьменные, сложные и простые; охота и собирательство, огородничество, пастушество и земледелие.

Если в качестве главного критерия выбирается наличие письменнос­ти, то все общества делятся на дописьменные, т.е. умеющие говорить, но не умеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие зву­ки в материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах.

общества также делятся на две группы — простые и сложные. Критерием выступает число уровней уп­равления и степень социального расслоения. В простых обществах нет ру­ководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные пле­мена, кое-где сохранившиеся по сию пору. В сложных обществах существу­ют государственный аппарат, наука, техника, социальное расслоение людей.

Сложные общества называют стратифицированными потому, что, во-пер­вых, страты представлены большими группами людей, во-вторых, эти груп­пы состоят из тех, кто не является родственником по отношению к предста­вителям правящего класса (группы).

Гордон Чайлд'11 выделил следующие признаки сложных обществ:

♦ расселение людей по городам;

♦ развитие неаграрной специализации труда;

♦ появление и накопление прибавочного продукта;

♦ возникновение четких классовых дистанций;

♦ переход от обычного права к юридическим законам;

♦ зарождение практики крупномасштабных общественных работ типа ирригации и возведения пирамид;

♦ появление заморской торговли;

♦ возникновение письменности, математики и элитарной культуры.Обобщенную формулу сложного общества можно выразить так: государ­ство, стратификация, цивилизация.

все общества с древнейших времен до наших дней можно раз­делить на следующие типы: общество охотников и собирателей, общество огородничества, общество скотоводов, земледельческое общество, индуст­риальное общество.

Самый древний способ пропитания — охота и собирательство. Соответ­ственно ему выделяется общество первобытных охотников и собирателей. На смену ему пришли два других типа общества и способа производства — скотоводство (пастушество) и огородничество (его еще называют садоводчес­ким обществом). Скотоводство — более эффективный способ добывания средств существования, основанный на приручении (одомашнивании) ди­ких животных. Из собирательства выросло огородничество, а из него — земледелие. Таким образом, огородничество — переходная форма от добывания из природы го­товых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному вы­ращиванию окультуренных злаков.

С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, пись­менности — необходимых признаков цивилизации. Земледельческое, или аграрное, общество 300 лет назад сменила машинная индустрия (про­мышленность). Наступила эра индустриального общества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...