Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типология и эволюция общества.




В античной философии господствовала идея круговорота в эволюции мира и общества. Индийская религия признавала закон постепенного одухотворения приро­ды, который осуществляется благодаря дыханию Брахмы. Каждый раз после очередной эпохи небытия появляется более совершенная человеческая раса, но она проходит те же четыре юги (эры) развития по нисходящей: от Золо­того века, где царствуют Истина, Добро и Красота, к веку железному (Кати-юга), погруженному в Зло, Ложь и Безобразие. Пять исторически сменяю­щихся поколений — Золотое, Серебряное, Бронзовое, Героическое и Желез­ное, — выделял также греческий поэт Гесиод (VIII—VII вв. до н.э.). Гераклит считал, что мир в целом и общество время от времени гибнут в мировом пожаре, затем возрождаются в том же виде. Идея исторических циклов не нова.

Идея нециклической направленности истории впервые сложилась в рам­ках христианской эсхатологии Согласно этому учению, человечество обречено на историю божественным проклятием и сам божественный промысел ведет его через ряд этапов к страшному суду и прекращению земной истории.

Вико считал, что все нации проходят три эпохи. Первая — божественная, когда нет еще государ­ства, а в обществе правят жрецы; вторая — героическая, которую отличает аристократическое государство; третья — человеческая, форма правления — республика или представительная монархия. По завершении данной эпохи нация впадает в смертельный кризис. Однако к концу XVIII в. утверждается идея исторического прогресса в покорении сил природы и нравственном развитии общества. Она опирается на ускоренное развитие производитель­ных сил и общественных отношений в эпоху промышленной революции конца XVIII — начала XIX в..

В 1962 г. известный антрополог Элман Сервис3 выделил четыре типа, или уровня, социальной и политической организации общества: локальная группа (band), племя (tribe), вождество (chiefdom) и государство {state). Локальная группа — небольшое сообщество собирателей, основанное на родственных отношениях. Племена занимаются неинтенсивным производством пищи (огородничество и скотоводство). У них есть поселения (или родовые груп­пы), но нет управления (централизованной власти) и социальных классов (социально-экономической стратификации). У руководства племени нет еще легитимных средств навязывать свою волю другим в процессе принятия по­литических решений. Община — форма социально-политической организа­ции, промежуточная между племенем и государством, имеет дифференци­рованный доступ к средствам и постоянную политическую структуру. Госу­дарство — такая форма социально-политической организации, которая основывается на централизованном управлении и социально-экономической стратификации.

 

Иисторики, археологи, этнографы различают каменный, бронзовый и железный век.

Историю человечества известный канадский социолог Маршалл Маклюэн5 делит на четыре периода:

1. Племенное общество, когда человек жил в устно-акустическом мире, структуру которого определяли мифы и ритуалы.

Тысячелетия фонетического письма: письменность перевела акустичес­кое восприятие в зрительное, и этот коммуникационный период взор­вал племенное общество. Маклюэн полагает, что алфавит в сочетании с менее важными средствами коммуникаций — колесом и дорогой — стал главной пружиной общественно-экономического движения соот­ветствующей эпохи.

3. Следующий этап был связан с «галактикой Гутенберга» и длился 500 лет.Изобретение книгопечатания стало источником всех последующих про­цессов, составивших содержание развивающейся капиталистической формации. Становление национальных государств, индустриализация,формирование массовых рынков, распространение грамотности, обра­зования, науки и культуры и многое другое берет начало с создания Гутенбергова станка. Печать подорвала корпоративные основы средне­векового европейского общества и расчистила дорогу капиталистичес­кой конкуренции, специализации, кооперации, способствовавших ро­сту капиталов и переходу к индустриальному обществу.

4. Переход к современной электронной цивилизации: в сегодняшнеммире, утверждает Маклюэн, происходит очередной катастрофическийкоммуникационный взрыв культуры, полностью перекраивающийжизнь человека и общества.

Социологи делят общества в зави­симости от критерия классификации на закрытые и открытые, дописьмен-ные и письменные, первобытные, ра­бовладельческие, феодальные, капита­ листические и социалистические, до-индустриальные, индустриальные и постиндустриальные, стабильные и нестабильные, переходные и устойчивые, стагнирующие и динамично развивающиеся и т.д.

Л.Г. Моргана (1818—1881), выделял три эпохи истории человечества: ди­кость, варварство, цивилизации.

Первая типология. Сегодня социологи, антропологи и культурологи при­няли в качестве одного из базовых критериев типологии обществ письмен­ность. Если в качестве главного критерия выбирается наличие письменнос­ти, то все общества делятся на дописьменные, т.е. умеющие говорить, но не умеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие зву­ки в материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах.

Вторая типология. Согласно второй типологии, общества также делятся на две группы — простые и сложные. Критерием выступает число уровней уп­равления и степень социального расслоения. В простых обществах нет ру­ководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные пле­мена, кое-где сохранившиеся по сию пору. В сложных обществах существу­ют государственный аппарат, наука, техника, социальное расслоение людей.

Сложные общества называют стратифицированными потому, что, во-пер­вых, страты представлены большими группами людей, во-вторых, эти груп­пы состоят из тех, кто не является родственником по отношению к предста­вителям правящего класса (группы).

Гордон Чайлд'11 выделил следующие признаки сложных обществ:

♦ расселение людей по городам;

♦ развитие неаграрной специализации труда;

♦ появление и накопление прибавочного продукта;

♦ возникновение четких классовых дистанций;

♦ переход от обычного права к юридическим законам;

♦ зарождение практики крупномасштабных общественных работ типа ирригации и возведения пирамид;

♦ появление заморской торговли;

♦ возникновение письменности, математики и элитарной культуры.Обобщенную формулу сложного общества можно выразить так: государ­ство, стратификация, цивилизация.

Третья типология. В основании третьей типологии лежит способ добывания средств существования, т.е. способ производства. Согласно это­му критерию все общества с древнейших времен до наших дней можно раз­делить на следующие типы: общество охотников и собирателей, общество огородничества, общество скотоводов, земледельческое общество, индуст­риальное общество.

Самый древний способ пропитания — охота и собирательство. Соответ­ственно ему выделяется общество первобытных охотников и собирателей. На смену ему пришли два других типа общества и способа производства — скотоводство (пастушество) и огородничество (его еще называют садоводчес­ким обществом). Скотоводство — более эффективный способ добывания средств существования, основанный на приручении (одомашнивании) ди­ких животных. Из собирательства выросло огородничество, а из него — земледелие. Таким образом, огородничество — переходная форма от добывания из природы го­товых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному вы­ращиванию окультуренных злаков.

С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, пись­менности — необходимых признаков цивилизации. Земледельческое, или аграрное, общество 300 лет назад сменила машинная индустрия (про­мышленность). Наступила эра индустриального общества.

Четвертая типология. К. Маркс в середине XIX в. предложил формацион-ную типологию обществ. Основанием служат два критерия: способ производства и форма собственности. Согласно К. Марксу, человечество последовательно прошло четыре формации — первобытную, рабовладельческую, феодальную и капита­листическую. Пятой объявлялась коммунистическая, которая должна насту­пить в будущем.

Пятая типология. В 1887 г. Ф. Теннис предложил другую типологию обществ, ставшую в социологии одной из распространенных. Он разделил все общества на «гемайншафт» (Gemeinschaft) и «гезельшафт» (Gesellschaft), которые призваны были выра­зить различия между традиционным и современным обществами. Термин «гемайншафт» относится к сельской общине, а термин «гезельшафт» — к городскому промышленному обществу. Его взгляды повлияли на современ­ные теории периодизации и эволюции общества.

Шестая типология. Ее создателем считают американского социолога Да-ниела Белла. Он подразделил всемирную историю на три стадии: доиндуст-риальную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия при­ходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, фор­ма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества.

Термин «постиндустриальное общество» ввели в научный оборот в сере­дине XX в. А. Тоффлер и Д. Белл.

В доиндустриальном обществе определяющим фактором развития высту­пало сельское хозяйство с церковью и армией как главными институтами, в индустриальном обществе — промышленность с корпорацией и фирмой в постиндустриальном — теоретическое знание с университетом как местом его производства и сосредоточения.

Доиндустриальные общества иначе называют традиционными потому, что главным рычагом социального прогресса здесь выступала передача знаний от старых к молодым, строгое следование однажды установленным обыча­ям и традициям.

Седьмая типология. В российской социологии цивилизационный подход сформировался в 1990-е гг. в противовес формационному учению Маркса.

Сторонники цивилизационного подхода не только акцентируют внима­ние на анализе общественного производства, но и рассматривают активную роль надстроечных явлений, культуры, не обходят вниманием ценностные установки личностей, поведенческие стереотипы, складывающиеся в ходе развития отдельных наций и народов.

Цивилизация может ограничиваться рамками, как национальными (ки­тайская цивилизация, индийская цивилизация, русская цивилизация), так и региональными (западноевропейская цивилизация, арабская цивилизация и т.п.)..

Современный мир характеризуется цивилизационным многообразием. В нем существуют десятки цивилизаций — западноевропейская (распадаю­щаяся, в свою очередь, на французскую, английскую, испанскую и т.д.), се­вероамериканская, китайская, индийская, латиноамериканская, российская, африканская, арабская и др., каждая из которых сложилась на разнородной формационной основе, сочетая черты феодализма, капитализма, социализ­ма и т.д.

В рамках цивилизационного подхода, именуемого также культурологи­ческим20, ныне оформилось множество самостоятельных теорий, научных традиций и парадигм. Ядром каждой цивилизации выступает духовная культура во всей ее неповторимости, а прогресс рассматривается как духовное совершенствование людей, сопряженное с отказом от абсолютиза­ции материальных ценностей и возрождением гармонии между человеком и природой.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...