Типология и эволюция общества.
В античной философии господствовала идея круговорота в эволюции мира и общества. Индийская религия признавала закон постепенного одухотворения природы, который осуществляется благодаря дыханию Брахмы. Каждый раз после очередной эпохи небытия появляется более совершенная человеческая раса, но она проходит те же четыре юги (эры) развития по нисходящей: от Золотого века, где царствуют Истина, Добро и Красота, к веку железному (Кати-юга), погруженному в Зло, Ложь и Безобразие. Пять исторически сменяющихся поколений — Золотое, Серебряное, Бронзовое, Героическое и Железное, — выделял также греческий поэт Гесиод (VIII—VII вв. до н.э.). Гераклит считал, что мир в целом и общество время от времени гибнут в мировом пожаре, затем возрождаются в том же виде. Идея исторических циклов не нова. Идея нециклической направленности истории впервые сложилась в рамках христианской эсхатологии Согласно этому учению, человечество обречено на историю божественным проклятием и сам божественный промысел ведет его через ряд этапов к страшному суду и прекращению земной истории. Вико считал, что все нации проходят три эпохи. Первая — божественная, когда нет еще государства, а в обществе правят жрецы; вторая — героическая, которую отличает аристократическое государство; третья — человеческая, форма правления — республика или представительная монархия. По завершении данной эпохи нация впадает в смертельный кризис. Однако к концу XVIII в. утверждается идея исторического прогресса в покорении сил природы и нравственном развитии общества. Она опирается на ускоренное развитие производительных сил и общественных отношений в эпоху промышленной революции конца XVIII — начала XIX в..
В 1962 г. известный антрополог Элман Сервис3 выделил четыре типа, или уровня, социальной и политической организации общества: локальная группа (band), племя (tribe), вождество (chiefdom) и государство {state). Локальная группа — небольшое сообщество собирателей, основанное на родственных отношениях. Племена занимаются неинтенсивным производством пищи (огородничество и скотоводство). У них есть поселения (или родовые группы), но нет управления (централизованной власти) и социальных классов (социально-экономической стратификации). У руководства племени нет еще легитимных средств навязывать свою волю другим в процессе принятия политических решений. Община — форма социально-политической организации, промежуточная между племенем и государством, имеет дифференцированный доступ к средствам и постоянную политическую структуру. Государство — такая форма социально-политической организации, которая основывается на централизованном управлении и социально-экономической стратификации. Иисторики, археологи, этнографы различают каменный, бронзовый и железный век. Историю человечества известный канадский социолог Маршалл Маклюэн5 делит на четыре периода: 1. Племенное общество, когда человек жил в устно-акустическом мире, структуру которого определяли мифы и ритуалы. Тысячелетия фонетического письма: письменность перевела акустическое восприятие в зрительное, и этот коммуникационный период взорвал племенное общество. Маклюэн полагает, что алфавит в сочетании с менее важными средствами коммуникаций — колесом и дорогой — стал главной пружиной общественно-экономического движения соответствующей эпохи. 3. Следующий этап был связан с «галактикой Гутенберга» и длился 500 лет.Изобретение книгопечатания стало источником всех последующих процессов, составивших содержание развивающейся капиталистической формации. Становление национальных государств, индустриализация,формирование массовых рынков, распространение грамотности, образования, науки и культуры и многое другое берет начало с создания Гутенбергова станка. Печать подорвала корпоративные основы средневекового европейского общества и расчистила дорогу капиталистической конкуренции, специализации, кооперации, способствовавших росту капиталов и переходу к индустриальному обществу.
4. Переход к современной электронной цивилизации: в сегодняшнеммире, утверждает Маклюэн, происходит очередной катастрофическийкоммуникационный взрыв культуры, полностью перекраивающийжизнь человека и общества. Социологи делят общества в зависимости от критерия классификации на закрытые и открытые, дописьмен-ные и письменные, первобытные, рабовладельческие, феодальные, капита листические и социалистические, до-индустриальные, индустриальные и постиндустриальные, стабильные и нестабильные, переходные и устойчивые, стагнирующие и динамично развивающиеся и т.д. Л.Г. Моргана (1818—1881), выделял три эпохи истории человечества: дикость, варварство, цивилизации. Первая типология. Сегодня социологи, антропологи и культурологи приняли в качестве одного из базовых критериев типологии обществ письменность. Если в качестве главного критерия выбирается наличие письменности, то все общества делятся на дописьменные, т.е. умеющие говорить, но не умеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах. Вторая типология. Согласно второй типологии, общества также делятся на две группы — простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социального расслоения. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена, кое-где сохранившиеся по сию пору. В сложных обществах существуют государственный аппарат, наука, техника, социальное расслоение людей. Сложные общества называют стратифицированными потому, что, во-первых, страты представлены большими группами людей, во-вторых, эти группы состоят из тех, кто не является родственником по отношению к представителям правящего класса (группы).
Гордон Чайлд'11 выделил следующие признаки сложных обществ: ♦ расселение людей по городам; ♦ развитие неаграрной специализации труда; ♦ появление и накопление прибавочного продукта; ♦ возникновение четких классовых дистанций; ♦ переход от обычного права к юридическим законам; ♦ зарождение практики крупномасштабных общественных работ типа ирригации и возведения пирамид; ♦ появление заморской торговли; ♦ возникновение письменности, математики и элитарной культуры.Обобщенную формулу сложного общества можно выразить так: государство, стратификация, цивилизация. Третья типология. В основании третьей типологии лежит способ добывания средств существования, т.е. способ производства. Согласно этому критерию все общества с древнейших времен до наших дней можно разделить на следующие типы: общество охотников и собирателей, общество огородничества, общество скотоводов, земледельческое общество, индустриальное общество. Самый древний способ пропитания — охота и собирательство. Соответственно ему выделяется общество первобытных охотников и собирателей. На смену ему пришли два других типа общества и способа производства — скотоводство (пастушество) и огородничество (его еще называют садоводческим обществом). Скотоводство — более эффективный способ добывания средств существования, основанный на приручении (одомашнивании) диких животных. Из собирательства выросло огородничество, а из него — земледелие. Таким образом, огородничество — переходная форма от добывания из природы готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному выращиванию окультуренных злаков. С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности — необходимых признаков цивилизации. Земледельческое, или аграрное, общество 300 лет назад сменила машинная индустрия (промышленность). Наступила эра индустриального общества.
Четвертая типология. К. Маркс в середине XIX в. предложил формацион-ную типологию обществ. Основанием служат два критерия: способ производства и форма собственности. Согласно К. Марксу, человечество последовательно прошло четыре формации — первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Пятой объявлялась коммунистическая, которая должна наступить в будущем. Пятая типология. В 1887 г. Ф. Теннис предложил другую типологию обществ, ставшую в социологии одной из распространенных. Он разделил все общества на «гемайншафт» (Gemeinschaft) и «гезельшафт» (Gesellschaft), которые призваны были выразить различия между традиционным и современным обществами. Термин «гемайншафт» относится к сельской общине, а термин «гезельшафт» — к городскому промышленному обществу. Его взгляды повлияли на современные теории периодизации и эволюции общества. Шестая типология. Ее создателем считают американского социолога Да-ниела Белла. Он подразделил всемирную историю на три стадии: доиндуст-риальную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества. Термин «постиндустриальное общество» ввели в научный оборот в середине XX в. А. Тоффлер и Д. Белл. В доиндустриальном обществе определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство с церковью и армией как главными институтами, в индустриальном обществе — промышленность с корпорацией и фирмой в постиндустриальном — теоретическое знание с университетом как местом его производства и сосредоточения. Доиндустриальные общества иначе называют традиционными потому, что главным рычагом социального прогресса здесь выступала передача знаний от старых к молодым, строгое следование однажды установленным обычаям и традициям. Седьмая типология. В российской социологии цивилизационный подход сформировался в 1990-е гг. в противовес формационному учению Маркса. Сторонники цивилизационного подхода не только акцентируют внимание на анализе общественного производства, но и рассматривают активную роль надстроечных явлений, культуры, не обходят вниманием ценностные установки личностей, поведенческие стереотипы, складывающиеся в ходе развития отдельных наций и народов. Цивилизация может ограничиваться рамками, как национальными (китайская цивилизация, индийская цивилизация, русская цивилизация), так и региональными (западноевропейская цивилизация, арабская цивилизация и т.п.)..
Современный мир характеризуется цивилизационным многообразием. В нем существуют десятки цивилизаций — западноевропейская (распадающаяся, в свою очередь, на французскую, английскую, испанскую и т.д.), североамериканская, китайская, индийская, латиноамериканская, российская, африканская, арабская и др., каждая из которых сложилась на разнородной формационной основе, сочетая черты феодализма, капитализма, социализма и т.д. В рамках цивилизационного подхода, именуемого также культурологическим20, ныне оформилось множество самостоятельных теорий, научных традиций и парадигм. Ядром каждой цивилизации выступает духовная культура во всей ее неповторимости, а прогресс рассматривается как духовное совершенствование людей, сопряженное с отказом от абсолютизации материальных ценностей и возрождением гармонии между человеком и природой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|