Реальность очень далека от мечты
В этой игре я даже не добралась до первой базы. Окончательно меня добили даже не слова главы дизайнерского отдела о «наших друзьях в операционном отделе», а его жеманная улыбка. Кто был этот самозванец, и что он сделал с человеком, который назвал того же коллегу ковбоем, смыслящем в дизайне не больше, чем?!...Остальное он добавил непечатными выражениями. Я попыталась заставить их поговорить о деле, и хотя посторонние решили бы, что у нас продуктивная дискуссия, я чувствовала, что они оба избегают друг друга и не стремятся ни о чем договариваться. Прошло около часа. Мысленно я подсчитывала, во что обойдутся простои в работе и сколько вычтут из зарплаты людей, которых я заставила собраться вместе, наконец, я решила, что мой метод не эффективен. Я объявила пятиминутный перерыв, чтобы сотрудники могли успокоиться. Пока сотрудники отдыхали, я сделала несколько копий с моих записей о фактах, не обсуждавшихся на встрече.
Не давайте вашим сотрудникам спрятаться от проблем Когда сотрудники вернулись, я объяснила им, что для того, чтобы дискуссия была более конкретной, каждый из
них получил копии моих заметок по результатам личных встреч. По мере того, как сотрудники начали читать мои записи, атмосфера в офисе все больше накалялась. Я улыбнулась и подумала про себя: «Вам повезло, что вы не видели неотредактированную версию моих записей». Мне казалось, что нейтральные слова и отсутствие обвинений в адрес друг друга помогут сотрудникам поговорить о насущных проблемах. А результаты получились незавидными и, подсчитывая своих цыплят, я обнаружила, что мы еще только обсуждаем первый вопрос. Сотрудники начали спорить и отпускать слишком свободные выражения в адрес друг друга.
Сколько раз во время деловых совещаний вы видели, как люди, собравшиеся, чтобы принять какое-то решение, начинают отстаивать свои предложения, а к другим прислушиваются только для того, чтобы найти, недостатки в том, что им предлагают? В лучшем случае все это могло кончиться, как и все подобные встречи руководителей отделов. Хорошо, если устанавливается соглашение или предлагаются совершенно бесполезные решения, а в худшем случае нанесенные раны заживают годами. Я закончила встречу и назначила очередное собрание на следующей неделе.
Что плохого в структурированных методах решения проблем На следующий день я стала думать о том, что делать дальше. Чтобы достичь результатов, нам нужно организовать структурированный процесс разрешения проблем. Но вот какую технику выбрать? На протяжении нескольких лет я перепробовала намного больше техник по разрешению проблем, чем я могу описать в книге такого размера. Вам ведь наверняка знакомы какие-то подобные техники, например анализ силового поля, фигурная диаграмма, карта мнений, дельфийская техника, диаграмма по сходству, дерево решений?.. И так далее. Этих техник очень много. Структурированные техники решения проблем отвлекают людей от пустых споров и дискуссий за столом. Они прекрасно помогают снять эмоциональное напряжение. Менеджеры,
пользуясь заданной структурой, разрабатывают общий план или таблицу и действуют в соответствии с ними. Итак, сотрудники перестают переживать и искать виноватых и обращаются к творческому и аналитическому мышлению (т. е. они входят в когнитивное состояние). Однако сильная сторона структурированных техник становится в то же время и их слабостью, поскольку эти техники увеличивают эмоциональный груз, ассоциирующийся с проблемой, а не помогают от него избавиться и не способствуют решению проблем. На моем собственном опыте я часто сталкивалась с тем, что такие методы решения оказывались безрезультатными, так как участники не владели собственными эмоциями. Мне же необходимо организовать процесс по разрешению проблем так, чтобы люди смогли бы получить ответ на свои вопросы и при этом дать выход накопившимся эмоциям.
Структурированные методы решения оказывались безрезультатными, так как участники не владели собственными эмоциями.
Старая техника «пять почему» Я вспомнила о простой технике причин и следствий. Я научилась ей, когда проходила курс по повышению качества менеджмента. Эта техника называется «пять почему». В общем, я не понимаю, почему ее так называют. Ведь иногда достаточно трех вопросов, а иногда не хватает и пяти. То есть никогда не известно точно, столько вопросов нужно задать людям, чтобы перейти от внешних симптомов проблемы к ее основной причине. Вероятно, вам эта техника знакома. Выглядит она так. Например, у вас проблема: на полу в офисе вода. Вы можете ликвидировать симптом, взять швабру и протереть пол. Но вместо этого вы задаете вопрос, почему так происходит. Далее вы выясняете, что на полу в туалете над вами вода, потому что кран с водой не закрывается. А это значит, что симптоматическое решение тут и не помогло бы. Вы могли бы избавиться от этого симптома, перекрыв кран с водой... но вместо того чтобы сделать это, вы задаете вопрос, почему кран сломался. И, наконец, вы обнаруживаете, что вся проблема состоит в несоответствии
диаметра трубы: из-за того что он слишком мал, краны в мойке слишком быстро изнашиваются. Ну, конечно, это не самый впечатляющий пример, но вы поняли, куда я вас веду.
Адаптируемся к ситуации Прежде чем адаптировать технику «пять почему» к своей ситуации, я провела обучающий обзор по материалам предыдущей встречи. Я регулярно провожу обучающие обзоры с командой моих сотрудников. Иногда я беседую один на один, иногда с целой проектной группой, все зависит от темы разговора. Мы рассматриваем следующие вопросы, сначала каждый обдумывает их сам, а потом все вместе.
Я сделала два важных вывода о группе Стива:
помимо рабочих проблем возникли еще и проблемы из-за обид сотрудников на своих коллег.
Я решила изобразить метод «пяти почему» на диаграмме, так чтобы были видны причинно-следственные отношения между различными проблемами. Теперь для того, чтобы сотрудники смогли достичь консенсуса и контролировали свои аргументы и возражения, мне необходимо было установить общие правила для ведения дискуссии. Для консенсуса требовалось соблюдать следующие условия: а) обрисовать проблему как факт, который не обсуждается и б) устроить так, чтобы говорить о проблеме в приемлемых для всех выражениях. Только в этом случае сотрудники могли бы спокойно и логично сформулировать свои проблемы, а я контролировала бы ход обсуждения. Итак, я подумала, что надо написать тезисы с характеристикой проблемной ситуации на листках бумаги и прикрепить их к доске, тогда мы сможем установить причинно-следственные связи между отдельными частями проблемы в ходе обсуждения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|