Немного юмора, для того чтобы выйти из тупика
Я не знала, как быть с сильными эмоциями, накопившимися у всех участников проблемной ситуации, ведь при обсуждении наболевших вопросов сотрудники неизбежно разгорячатся. Гнев нельзя скрыть, и он всегда выйдет наружу (даже хотя бы в слабой форме, когда человек просто сердито хмурит брови). Существует много упражнений и техник по высвобождению негативных эмоций, о которых пишут в учебниках, однако, на мой взгляд, выполнять некоторые из них в офисе просто нереально. Вероятно, я наслушалась слишком много саркастических историй от циничных коллег о корпоративных уик-эндах. Представьте, как якобы укрепляют отношения в коллективе все эти дружественные и псевдопсихотерапевтические мероприятия, когда команда сотрудников встречается и дружно обнимает дерево. Или в учебниках предлагаются такие, например, упражнения: «пусть все рассердятся и ведут себя как дети». Сотрудникам рекомендуют высказать все, о чем любой здравомыслящий менеджер посоветует умолчать. Далее авторы учебников предлагают проводить встречи по улаживанию отношений и вскрытию незаживающих ран.
Также я никогда не понимала, в чем логика упражнения, когда выражаешь гнев, но перестаешь сердиться. Представьте себе следующую сцену. Ваш сотрудник только разозлил вас, вы вошли в раж и всерьез разозлились на него. Вы от всей души желаете, чтобы его голова оказалась на тарелке, и вы уже собрались поддаться искушению, хотите привести свой замысел в исполнение, как вдруг, вместо того чтобы излить на него свой гнев, считаете до десяти, спокойно садитесь и сообщаете ему приятным и спокойным монотонным голосом, что вы серьезно на него сердитесь. Ну, может быть, на планете консультантов этот прием и будет успешно работать, но в условиях реального менеджмента это совсем не так!
С другой стороны, если говорить на эту тему серьезно, то существует одна великолепная техника по снятию на: пряжения. Вспомните, ведь у вас есть чувство юмора! Юмор великолепно позволяет высвободить напряжение, а неизбежный искренний смех от души снимает весь накопившийся негатив. Попробуйте принять что-то всерьез, доведите эмоции до сильного напряжения, преувеличьте серьезность ситуации, пока проблема не покажется ничтожной и смешной, тогда вы ощутите, что освободились от нее. Подумайте о таком варианте решения. Смех — это очень сильная эмоция, такая же, как и гнев, и великолепный предохранительный клапан во время жаркой дискуссии. Вы все еще скептически настроены? Вам случалось встревать в сильный конфликт с другим человеком и вдруг видеть, как тот человек непроизвольно говорит что-то забавное (или вам это кажется вдруг смешным), и весь ваш гнев тут же превращается в истерический смех? Да, именно это мне было нужно. Мне нужно было создать в коллективе нормальный процесс решения проблем, а смех мог служить надежным предохранительным клапаном, который высвободил бы все негативные эмоции.
Существует много техник по высвобождению негативных эмоций, о которых пишут в учебниках, однако, на мой взгляд, выполнять эти упражнения в офисе просто нереально.
Коротко о главном
Глава 7 ПОЧЕМУ НАМ НРАВИТСЯ РЕШАТЬ НЕ ТУ ПРОБЛЕМУ?
Спокойные привычные мысли или смелый поиск главных причин проблем
Заставим сотрудников потрогать водичку На следующей встрече с сотрудниками я уже не смотрела в список проблем, который я раздала накануне. Я положила его на середину стола, как бы показывая этим: «ну, понимаете, я знаю, в чем трудности, так что не притворяйтесь, что вы уже мне не говорили». Затем я применила один тренерский трюк, чтобы привлечь всех участников к работе. Я организовала нечто вроде коллективной жалобы. Я обошла вокруг стола и попросила каждого сотрудника по очереди описать свою самую серьезную проблему.
Чистосердечное признание Для меня этот опрос моих сотрудников оказался самым длительным, изнуряющим и все же необычайно интересным. Пока каждый сотрудник рассказывал историю своей самой серьезной проблемы, у нас возникло подлинное ощущение того, что собой представляла эта проблема для каждого. А когда люди чистосердечно признавались и описывали все кровавые подробности того, что их так долго мучило, то их злость рассеялась. Потом я попросила их обобщить свое видение проблем так, чтобы было понятно всем и чтобы группа признала справедливость их жалоб. Я не думаю, что сотрудники способны были проделать все это, если бы до этого они не освободили свои эмоции. Но к этому времени сотрудники уже настроились на позитивное отношение к проблеме. В сущности, когда сотрудники подвели итог, то получилась примерная формулировка проблемы. Мы обсудили ее и нашли такую форму, которая устраивала всех. Временами мне казалось, что я составляю договор о разоружении и передо мной не менеджеры, а президенты супердержав. Когда атмосфера слишком накалялась, я добавляла в дискуссию немного преувеличенных и мелодраматичных
фактов, сотрудники смеялись, и напряжение спадало. Каждый раз мы соглашались с тем, что мы могли полностью одобрить (сотрудники уже давно перестали притворяться и юлить), люди не отвергали нейтральные утверждения, вероятно, еще и потому, что то же самое правило можно было одинаково применить к каждому. Кроме того, мы выслушивали историю каждого, так что мы все понимали эмоции, стоящие за каждой новой формулировкой проблемы. Сотрудники этой фирмы уже много лет ни в чем не соглашались друг с другом, так что чем больше формулировок нам удавалось принять и одобрить, тем больше у людей крепла вера в то, что мы сможем добиться поставленной цели. Даже незначительный успех вселял в этих людей надежду.
Чем больше мы соглашались друг с другом, тем больше росла уверенность сотрудников в собственных, силах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|