Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А теперь ныряем очень глубоко




Мы вытащили на свет все возможные виды проблем — проблемы логистики, менеджмента, финансовые пробле­мы, проблемы отношений и проблемы привычек в орга­низации. Один из сотрудников заметил, что если бы мы изменили предмет разговора, то обнаружили бы те же самые проблемы в любой большой организационной сис­теме. Мы все с ним согласились. Возможно, что наши труд­ности возникли у нас в связи с менеджментом проекта, и все же сами по себе проблемы нашей организации ничем не отличались от проблем других фирм.

Как только мы записали все формулировки проблем на доске, я стала задавать вопросы сотрудникам и попросила их найти причинно-следственные связи между любыми двумя проблемами. Кто-то один выдвигал интуитивное предположение, а остальные оспаривали его логику до тех пор, пока мы, руководствуясь здравым смыслом, не дости­гали консенсуса. Так мы начали с мелочей, а потом дошли до сути. Мы установили причинно-следственные связи между разными формулировками проблем. Наконец, у нас получились сложные цепочки связей между отдельными

 

 


проблемами, наша диаграмма усложнилась, и нам при­шлось добавить новые формулировки проблем, так чтобы соединить все цепочки причинно-следственной связи между собой.

Мне интересно было наблюдать, как сотрудники вспо­минали все больше новых проблем и причин. Я предполо­жила, что они просто раньше так настраивали себя, чтобы не замечать причин проблем, или не обращали на них вни­мания. Ретикулярная активирующая система[5]* обеспечи­вала им такое восприятие, что они не замечали никаких фактов, которые бы противоречили их убеждениям.

 

Ретикулярная активирующая система - это такая функция мозга, благодаря которой мы замечаем то, что имеет для нас значение, и не обращаем внимания на то, что представляется несущественным.. Эта система необходима нам, потому что постоянно перерабатываем столько информации, что без нее мы бы не смогли нормально функционировать. Однако догадай- тесь, какая часть психики решает, что нам нужно, а что не нужно видеть? Правильно, это наше подсознание!

 

Однако когда сотрудники выполнили такое упражне­ние на анализ ситуации и увидели причинно-следствен­ные взаимосвязи, то логика связей указала им на недоста­ющие звенья. Они стали устанавливать связи, и это заня­тие способствовало тому, что сотрудники стали вспоминать детали, подмеченные их подсознанием, но сознательно забытые.

 

Прежде чем снова отбежать на уютную отмель

В целом мы вытащили на поверхность более 45 про­блем (для ситуации, сохранявшейся на протяжении не­скольких лет, в этом нет ничего удивительного). В конце концов, нам удалось свести все эти проблемы к четырем основным причинам. И вот здесь мы подвели итог. Как

 


наблюдатель я видела, что можно было объединить три из четырех причин и свести их к одной — эгоистической куль­туре каждого департамента. Причина была в том, что каж­дый департамент заботился исключительно о своих инте­ресах. В итоге на доске с проблемами оказалась и эта глав­ная причина всех бед Стива. И этот факт произвел на меня сильное впечатление (сотрудникам тяжело было согласить­ся с возможностью такой формулировки проблемы). По­этому я не удивилась, когда сотрудники оказались не гото­вы признать, что именно здесь кроется главная причина более сорока пяти связанных между собой проблем. Мне надо было прорваться через этот последний барьер, но я не знала, как это сделать. Я объявила, что эта встреча окон­чена, и ушла обдумать ситуацию.

 

Корни проблем глубоко скрыты,

И для этого есть причина

После длительной дискуссии и составления письмен­ных формулировок проблем мне стало очевидно, что со­трудники фирмы уже поняли, что очень плохо, когда кол­леги заботятся исключительно об интересах своего отде­ла. Конечно, сотрудникам удобнее считать, что проекты не выполняются в срок, не укладываются в бюджет и не соответствуют спецификации из-за плохих систем или отсутствия кооперации коллег. Но что, если я смогу изме­нить их отношение к заботе о собственных интересах, так что они не будут так активно стремиться защитить только свои интересы и будут нейтрально относиться к работе именно своего отдела? Может быть, сотрудники все-таки увидят все так, как есть в реальности. Они поймут, что эгоистические заботы каждого департамента о собствен­ных интересах — это выбранная ими стратегия копинга. Такое поведение человек выбирает, исходя из своей ин­терпретации и восприятия трудной стрессовой ситуации.

 

Стратегия копинга — это образец защитного пове­дения, к которому мы постоянно прибегаем, когда мы сталкиваемся с пугающей ситуацией и боимся, что не сможем преодолеть препятствия. Это привычка, и, как и все остальные характеристики, может быть вредной

 


или полезной. Это зависит от ситуации и от того, какую пользу приносит выбранная нами стратегия или модель поведения.

 

Всякий раз, когда вы имеете дело с неудачными страте­гиями копинга своих сотрудников, то скорее всего сотруд­ники чего-то боятся и не могут справиться со своим стра­хом (поскольку удачная стратегия копинга приносит пользу, а не создает проблему). В данном случае сотрудники вели себя эгоистически вовсе не из-за того, что они плохие, а потому, что они считали, что это их единственная возмож­ность выжить в той организации, где, как им казалось, все только и делали, что обвиняли друг друга. Однако эта стра­тегия не дала положительного результата. Мне пришлось довольно долго внушать им, что нельзя осуждать себя, а надо понять, в чем сложность данной ситуации.

 

Коротко о главном

  • Выдайте всем сотрудникам упражнения по разреше­нию проблем. Подумайте, как организовать процесс ре­шения проблемы так, чтобы все сотрудники принимали в нем участие?
  • Работайте с реальными, а не выдуманными проблема­ми. Как часто вы поддаетесь соблазну иметь дело с той проблемой, которую вы видите перед собой, а не с тем, что, как вы понимаете в глубине души, является вашей настоящей проблемой?
  • Взгляните в лицо своим страхам. Что мешает вам заг­лянуть глубже и понять, в чем их причина?

 

 


Глава 8

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...