Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Временного детского коллектива




Временный

Детский

Коллектив

 

 

сборник методических материалов и разработок

 

предназначен для педагогов,

работающих с временными детскими (подростковыми) коллективами

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«… Я не всезнайка, поэтому я не буду пытаться быть им.

Иногда мне нужно убежище, поэтому я дам убежище детям.

Я единственный кто может прожить мою жизнь,

поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребенка.

Я научился почти всему, что знаю, на собственном опыте,

поэтому я позволю приобретать детям свой опыт.

Я чувствую страх, когда я беззащитен, поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью…»

Гарри Лэндрет

 

В педагогической литературе понятие «воспитание» часто встречается в таком словосочетании – гуманистическое воспитание. Гуманистическое воспитание рассматривается как целенаправленный и организованный процесс создания благоприятных условий для максимально полной самореализации воспитанника. Отсюда нередко делается вывод, что гуманистическое воспитание, являясь личностно ориентированным, несовместимо с воспитанием личности в коллективе.

Однако нельзя забывать, что признание самоценности человека отнюдь не означает индивидуалистической направленности воспитательного процесса. В подлинном коллективе имеет ценность позиция каждого ребёнка. Детский коллектив, достигший высокого уровня развития, остаётся важнейшим инструментом воспитания. Поэтому решение вопросов, связанных с организацией деятельности детского коллектива и развития в нем ребенка, бесспорно, остается целесообразным и актуальным во все времена.

Попадая во временный детский коллектив, ребенок попадает в незнакомую среду, которая дает возможность начать жизнь, образно говоря, с понедельника. Хотеть быть лучше - это свойственно детям. И мы не можем упустить такую возможность: поставить ребенка в новую жизненную модель, в которой он приобретет новый позитивный опыт; в которой у него будет возможность работать над собой, улучшать свои позитивные ка­чества и искоренять недостатки.

Детские годы – самый оптимальный возраст обучения культуре общения, нормам нравственности во взаимоотношениях людей, развития речи, личностных особенностей: общительности, стремлениям к бесконфликтным контактам с другими людьми, сопереживания, сочувствия.

Такую педагогическую инструментовку предоставляет временный детский коллектив, позволяющий формировать современное общественное сознание, основывающееся на высоких нравственных началах, культурных традициях, принципах демократии и патриотизма, создающий атмосферу для духовного роста личности и осознания своего места в жизни, развивающий навыки цивилизованного общения и формирующий гражданскую позицию.

Соединение разнообразных творческих видов деятельности на ограниченном пространстве и ограниченном промежутке времени, и притом в условиях чрезвычайной плотности, интенсивности работы, дает совершенно новое качественное образование. Возникает особая атмосфера, основные черты которой – психологический комфорт для каждого, высокий уровень удовлетворенности общением, эмоциональный творческий подъем, острое переживание чувства «Мы», господство подлинно человеческих отношений.

Таков идеальный образ временного детского коллектива на высшей стадии развития. А стремление к идеалам – смысл нашей педагогической работы, отличительная черта подростков и юношей.

Временный детский коллектив должен стать самостоятельной духовной ценностью.


 

СОДЕРЖАНИЕ

    Логика развития временного детского коллектива    
    Психологическая адаптация детей в условиях временного детского коллектива    
    Организация коллективной творческой деятельности    
    Что такое отрядный уголок    
    Использование игр и игровых методик на различных этапах развития временного детского объединения    
    Лидеры в отрядах - кто они?    
    Вечерний "огонёк"    
    Использованные литература и материалы    

 

 

 
 

Логика развития

временного детского коллектива

В основе деятельности детских лагерей лежат принципы дополнительного образования:

· массовый, общедоступный и добровольный характер участия детей в работе, имеющей образовательную, общественно-полезную направленность;

· развитие интересов, способностей детей на основе свободного выбора видов и форм занятий;

· дифференцированный, возрастной и индивидуальный подход в развитии творческой индивидуальности, широкий простор для детской инициативы и самодеятельности; подготовка к профессиональному самоопределению;

· сотрудничество и самореализация в ходе занятий на основе индивидуального темпа овладения знаниями, умениями, навыками;

· отличные от школьного или семейного взаимодействие и контакт ребят с педагогами-специалистами, вожатыми, учеными, деятелями культуры, техники и др.

Среди функций любого летнего детского лагеря целесообразно рассматривать: социальную адаптацию, рекреативно-оздоровительную, образовательную, досуговую, методическую.

Как известно, "социально здоровый" подросток в своем развитии одновременно проходит два процесса: и социализацию, и индивидуализацию.

Индивидуализация связана с осознанием человеком своих особенностей, выделением себя из множества людей и обретением относительной независимости. Проявляется индивидуализация в самостоятельности человека, в потребности иметь свое мнение, позицию при решении проблем.

Временный детский коллектив, как институт воспитания, играет особую роль в процессе социализации ребенка, где педагогическое воздействие представляет собой целенаправленное управление процессом развития личности на основе ее включенности в различные виды социальных отношений в общении, игре, практической деятельности.

Особенность временного детского коллектива заключается в том, что малая группа, объединенная без определенной логики, за короткий период проходит все стадии и приближается или становится коллективом.

Детский коллектив в лагере необычен сам по себе тем, что в отличие от других развивается очень быстро. Хотя и школьный класс на определенной стадии его формирования и развития можно рассматривать как временное детское объединение.

Педагоги - воспитатели, молодые вожатые сталкиваются порой с трудно объяснимыми для них ситуациями поведения детей. Естественно, воспитатели и вожатые не могут не реагировать на все эмоциональные проявления детей. От того насколько своевременно и правильно будут предприняты действия, зависит очень многое. А это невозможно без знания правил, по которым развивается временный детский коллектив в условиях лагерной смены.

Рассматривать каждый период мы будем в зависимости от доминирующей потребности. Смена доминирующей потребности говорит об уровне смены отношений, психологического состояния, и, следовательно, требует постановки соответствующих задач, деятельности, реализующей именно эти задачи, специальной методики и, конечно, выделяет в многофункциональной работе педагога основную функцию. Итак, оргпериод:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...