Временного детского коллектива
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Временный Детский Коллектив
сборник методических материалов и разработок
предназначен для педагогов, работающих с временными детскими (подростковыми) коллективами
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «… Я не всезнайка, поэтому я не буду пытаться быть им. Иногда мне нужно убежище, поэтому я дам убежище детям. Я единственный кто может прожить мою жизнь, поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребенка. Я научился почти всему, что знаю, на собственном опыте, поэтому я позволю приобретать детям свой опыт. Я чувствую страх, когда я беззащитен, поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью…» Гарри Лэндрет
В педагогической литературе понятие «воспитание» часто встречается в таком словосочетании – гуманистическое воспитание. Гуманистическое воспитание рассматривается как целенаправленный и организованный процесс создания благоприятных условий для максимально полной самореализации воспитанника. Отсюда нередко делается вывод, что гуманистическое воспитание, являясь личностно ориентированным, несовместимо с воспитанием личности в коллективе. Однако нельзя забывать, что признание самоценности человека отнюдь не означает индивидуалистической направленности воспитательного процесса. В подлинном коллективе имеет ценность позиция каждого ребёнка. Детский коллектив, достигший высокого уровня развития, остаётся важнейшим инструментом воспитания. Поэтому решение вопросов, связанных с организацией деятельности детского коллектива и развития в нем ребенка, бесспорно, остается целесообразным и актуальным во все времена.
Попадая во временный детский коллектив, ребенок попадает в незнакомую среду, которая дает возможность начать жизнь, образно говоря, с понедельника. Хотеть быть лучше - это свойственно детям. И мы не можем упустить такую возможность: поставить ребенка в новую жизненную модель, в которой он приобретет новый позитивный опыт; в которой у него будет возможность работать над собой, улучшать свои позитивные качества и искоренять недостатки. Детские годы – самый оптимальный возраст обучения культуре общения, нормам нравственности во взаимоотношениях людей, развития речи, личностных особенностей: общительности, стремлениям к бесконфликтным контактам с другими людьми, сопереживания, сочувствия. Такую педагогическую инструментовку предоставляет временный детский коллектив, позволяющий формировать современное общественное сознание, основывающееся на высоких нравственных началах, культурных традициях, принципах демократии и патриотизма, создающий атмосферу для духовного роста личности и осознания своего места в жизни, развивающий навыки цивилизованного общения и формирующий гражданскую позицию. Соединение разнообразных творческих видов деятельности на ограниченном пространстве и ограниченном промежутке времени, и притом в условиях чрезвычайной плотности, интенсивности работы, дает совершенно новое качественное образование. Возникает особая атмосфера, основные черты которой – психологический комфорт для каждого, высокий уровень удовлетворенности общением, эмоциональный творческий подъем, острое переживание чувства «Мы», господство подлинно человеческих отношений. Таков идеальный образ временного детского коллектива на высшей стадии развития. А стремление к идеалам – смысл нашей педагогической работы, отличительная черта подростков и юношей. Временный детский коллектив должен стать самостоятельной духовной ценностью.
СОДЕРЖАНИЕ
Логика развития временного детского коллектива В основе деятельности детских лагерей лежат принципы дополнительного образования: · массовый, общедоступный и добровольный характер участия детей в работе, имеющей образовательную, общественно-полезную направленность; · развитие интересов, способностей детей на основе свободного выбора видов и форм занятий; · дифференцированный, возрастной и индивидуальный подход в развитии творческой индивидуальности, широкий простор для детской инициативы и самодеятельности; подготовка к профессиональному самоопределению; · сотрудничество и самореализация в ходе занятий на основе индивидуального темпа овладения знаниями, умениями, навыками; · отличные от школьного или семейного взаимодействие и контакт ребят с педагогами-специалистами, вожатыми, учеными, деятелями культуры, техники и др. Среди функций любого летнего детского лагеря целесообразно рассматривать: социальную адаптацию, рекреативно-оздоровительную, образовательную, досуговую, методическую. Как известно, "социально здоровый" подросток в своем развитии одновременно проходит два процесса: и социализацию, и индивидуализацию. Индивидуализация связана с осознанием человеком своих особенностей, выделением себя из множества людей и обретением относительной независимости. Проявляется индивидуализация в самостоятельности человека, в потребности иметь свое мнение, позицию при решении проблем. Временный детский коллектив, как институт воспитания, играет особую роль в процессе социализации ребенка, где педагогическое воздействие представляет собой целенаправленное управление процессом развития личности на основе ее включенности в различные виды социальных отношений в общении, игре, практической деятельности.
Особенность временного детского коллектива заключается в том, что малая группа, объединенная без определенной логики, за короткий период проходит все стадии и приближается или становится коллективом. Детский коллектив в лагере необычен сам по себе тем, что в отличие от других развивается очень быстро. Хотя и школьный класс на определенной стадии его формирования и развития можно рассматривать как временное детское объединение. Педагоги - воспитатели, молодые вожатые сталкиваются порой с трудно объяснимыми для них ситуациями поведения детей. Естественно, воспитатели и вожатые не могут не реагировать на все эмоциональные проявления детей. От того насколько своевременно и правильно будут предприняты действия, зависит очень многое. А это невозможно без знания правил, по которым развивается временный детский коллектив в условиях лагерной смены. Рассматривать каждый период мы будем в зависимости от доминирующей потребности. Смена доминирующей потребности говорит об уровне смены отношений, психологического состояния, и, следовательно, требует постановки соответствующих задач, деятельности, реализующей именно эти задачи, специальной методики и, конечно, выделяет в многофункциональной работе педагога основную функцию. Итак, оргпериод:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|