Период скрытых внутренних конфликтов в отряде
Уже в оргпериоде, в период адаптации, по мере получения информации, рождаются внутренние скрытые конфликты. Дело в том, что одни ребята, познакомившись с детьми, с образом жизни, с законами коллектива, найдя определенное место в заданном сообществе, - удовлетворены, в другие – нет. Внешне это выражается в равнодушии к деятельностью и ее результатам, в мелких ссорах и придирках друг к другу, в нарушении требований и предъявлении претензий к бытовым условиям, питанию. На этот период можно констатировать, что доминирующей потребности – нет. Есть потребности отдельных групп. Состояние: - напряжение у одних, связанное с чувством одиночества и незащищенности; - равнодушие у других, связанное с крушением ожиданий; - активность у третьих, связанная с укреплением лидерских позиций в поиске альтернативы официальной, заданной оргпериодом основы; - неудовлетворенность разобщенностью отряда у тех, кто принял для себя и присвоил законы отношений, перспективы деятельности и заданную структуру. Содержание межличностного общения: Неофициальное обсуждение и существующих порядков, не принятых в группе ребят, вожатых. Структура: Официальная – существует нормально, почти бездействует, в неофициальной идет интенсивное укрепление групп общения, не связанных с общими целями и перспективой деятельности. Есть непринятые ребята. Задачи: Анализировать состояние, причины и прогнозировать развитие отношений. Способствовать единству отряда, для чего: - вывести частные мнения и оценки из внутренней сферы на арену широкого демократического обсуждения; - добиться единства оценок и мнений по наиболее важным вопросам жизни и отношений в отряде;
- определить ближайшую возможную коллективную деятельность, актуальную в данной ситуации для каждого и для всех; - способствовать успеху этой коллективной деятельности. Деятельность – разговорная. Начинается, как правило, с отчета дежурного, групп заботы. В зависимости от ситуации задаются вопросы для рассуждения: «Давайте подумаем, какой добрый или полезный поступок совершили вы сегодня за день?». - Чем сегодняшний день отличается от вчерашнего? - Кому сегодня за день мы скажем «Спасибо»? И другие вопросы, в зависимости от ситуации. Кроме коллективного обсуждения, совершенно необходимо найти время для общения с каждым ребенком. Необходимые условия для успешного выхода из кризиса: - умение педагога анализировать и прогнозировать ситуацию; - умение найти подходящий момент для решающего разговора и увидеть ребят поддерживающих линию на объединение и нравственную основу отношений в отряде; - умение педагога вести демократичный разговор, направляя его в русло главной идеи объединения, человеческих отношений и уводить ребят от мелочей и придирок, особенно по вопросам быта; - позиция педагога, как защитника тех, кто страдает от одиночества, отсутствия единства и нетерпимая позиция по отношению к эгоизму, хамству, равнодушию к другим; - умение определить актуальную деятельность, обязательно коллективную, в подготовке которой должны быть задействованы все, обязательно творческую, обязательно привлекательную для каждую и необходимую для всех. Другими словами, необходимо смещение мотивов деятельности с потребления на созидание, на творчество – в этом суть методики решения конфликтов в коллективе. Итоги и показатели успешной деятельности. Принятые новые, конкретные законы жизни и отношений или актуализированы и конкретизированы те, что уже были составлены, но бездействовали.
Переформирована формальная структура на основе советов дела или творческих групп к предстоящему коллективному действу. У всех есть желание и воля к единству и участию в предстоящем коллективном деле и организационно обеспечен успех задуманной деятельности. ПЕРИОД МОРАЛЬНО-ВОЛЕВОГО НАПРЯЖНИЯ, СВЯЗАННЫЙ С ОБЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Период внутренних скрытых конфликтов начинается еще в оргпериоде и свое разрешение должен получить в ходе делового сотрудничества. На деловом сотрудничестве начинается организационно-коллективная деятельность после конфликтного периода. Все члены отряда, договорившись, сознательно проявляют волю, добиваясь успеха первой осознанной коллективной деятельности. Поэтому следующий период, период морально-волевого напряжения, связанного с общей деятельностью, начинается в рамках деловых отношений и заканчивается при заключении союза, который уже по праву можно назвать творческим. Доминирующая потребность: преодолеть разобщенность. Состояние: морально-волевое напряжение. Содержание межличностного общения. Временно актуальность такого общения отступает на второй план, уступая место общению в деятельности. Структура: официальная, на основе советов дела, интенсивно действует. В неофициальной структуре намечается открытие для «постороннего» общения замкнутых группировок. Задачи: Укрепить желание к единству. Помочь организационно и творчески проявляемым волевым усилиям в общей деятельности, содействуя всеми силами успеху деятельности. Деятельность: коллективная, творческая, личностно и общественно значимая, подчеркивающая единство отряда в глазах каждого из его членов, а также на фоне более крупного сообщества. Например, поход. В данной деятельности есть фактор личного познавательного интереса, волевого усилия к преодолению трудностей, взаимопомощи, творчества, проявленного в посвящении в туристы, и снятия синдрома агрессии через общение с природой. Ответственность за ближайшее дружинное дело, где отряд выступает не только как организатор, но и как творческий коллектив с театрализованным прологом, агитбригадой, интеллектуальной информацией. Условия: педагог-организатор, первый выдумщик, умелец, знаток, помощник, умеет чутко поддерживать ребят, не допускать срывов.
Деятельность не должна быть нарочитой, необходимой, давно задуманной и не исполненной из-за отсутствия единства в отряде. Конфликт и последействие не терпят паузы, начинать нужно сразу. Не возвращаться к конфликтам. Подведение итогов превращать из отчетов в маленькие творческие вечера. Итоги и показатели успешной деятельности: - желание к дальнейшим творческим делам; - изменение уровня общения в отряде. Нет кличек, насмешки превращены в мягкий юмор; - появление творческих лидеров и констатируется уменьшение или исчезновение отверженных.
ПЕРИОД ТВОРЧЕСКОГО СОЮЗА
Успешная деятельность объединению отряда побуждает ребят к дальнейшему творческому общению. Доминирующая потребность: добиться успеха в творчестве, найти свое место в общем творческом процессе. Состояние: радостное, творческое. Содержание межличностного общения: обсуждение творческого процесса. Лидерами этого общения становятся ребята, приносящие успех в творческих делах. Структура переформировывается из советов дела в творческие группы. Видны первые признаки ориентированности официальной и неофициальной структур. Задачи: Содействовать успеху творческого поиска. Поддерживать организацию творческих лидеров и содействовать утверждению. Добиваться осознания всеми качественного роста коллектива на основе успеха в творческой деятельности. Деятельность: творческая, коллективная, разнообразная, побуждающая к творческому поиску и самоопределению коллектива через успех. Например: театральные миниатюры, агитбригады, кольцовки песен, творческие встречи, комплексные ролевые игры (Робинзонада, Королевство Кривых зеркал, Цветочный город, Лимпопо и т.п. по мотивам известных детских книг писателей-романтиков, где в основу положены романтические идеи и образы). Наилучшие условия: способность педагога к выдумке, к творчеству. Педагог – творческая личность, режиссер, дирижер, сказочник, актер…
Творческая деятельность соответствует возрасту, органично вливается в общий настрой широкого коллектива дружины. Дружинный план дает возможность отрядам проявить себя в творчестве. Определить творческий почерк каждого отряда. Тактично подводятся итоги творческой работы. Они должны стимулировать, побуждать к творчеству. В творчестве не может быть лучших и худших. Показатели успешной деятельности: ребята готовы оценивать отряд, присваивая ему общую творческую характеристику: самый музыкальный, самый спортивный, самый театральный, самый туристический, самый интеллектуальный, самый веселый и т.п., выводя на нравственную его оценку, например, самый дружный, самый заботливый и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|