Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что делать с агрессивными детьми?




Агрессивность детей и подростков, как правило, становится одной из самых заметных и трудных проблем для организаторов детского отдыха. Детская враждебность проявляется в грубости, задиристости, драчливости. Ее проявлениями могут быть непослушание, несоблюдение режима, правил и законов детской организации. Крайние проявления агрессивности - это разрушительные, жестокие действия, антисоциальное поведение.

На силу агрессивных привычек влияет ряд факторов. Для выбора правильной воспитательной позиции надо их различать.

1. Дети, которые часто сталкивались с гневом, враждебностью в свой адрес, сами реагируют агрессивно даже на небольшое раздражение.

2. Часто достижение успеха путем агрессии приводит к сильным атакующим привычкам. Если подросток привык добиваться успеха в отношениях устранением какого-либо препятствия силовым способом или каким–то образом за это вознаграждался, выбранный способ взаимоотношений становится преобладающим.

3. Культурные и субкультурные нормы.

Кроме того, рассматривая детскую агрессию, необходимо учитывать роль темперамента, т.е. врожденные свойства человеческой личности, такие, как импульсивность, интенсивность поведенческих реакций, высокий уровень активности и независимости, могут оказать существенное влияние на развитие агрессивности ребенка. Так, например, независимые дети особо ярко сопротивляются групповому давлению, стремясь к самоуважению. На разных стадиях подросткового возраста проявление агрессивности различно.

У детей 10-11 лет преобладает физическая агрессия. У подростков 12-13 лет наиболее ярко выражены реакции негативизма. Для 14-15 – летних подростков в первую очередь свойственна вербальная агрессия (ссоры, угрозы, ругательства). Важно учитывать причины, возрастные особенности и типы проявления агрессии с целью прогнозирования конфликтных ситуаций и подготовки к ним.

Занимаясь с агрессивным ребенком, важно учитывать то, что его поведение нельзя однозначно считать «плохим». Агрессия выполняет защитную функцию в критической ситуации. Поскольку агрессивное поведение чаще наблюдается в критические возрастные периоды, его проявление свидетельствует о том, что ребенку стало сложнее переживать любую трудную ситуацию.

Распространенными методами коррекции детской агрессии считаются следующие:

1. Игнорирование агрессивной тенденции, не фиксирование на ней внимания окружающих.

2. Включение агрессивного действия в контексте полезной деятельности и придание ему нового социально приемлемого, эмоционально наполненного смысла. Этим обеспечивается возможность разрядки агрессивных тенденций без ущерба для отношений с окружающими (Трудное поручение,конкурс «крикунов»)

3. Установление запрета на агрессивные действия ребенка (Например, отрядное правило: «У нас нельзя обзывать друг друга».)

4. Активное подключение психолога для специальной поведенческой коррекции в случае крайней агрессивности ребенка разрушительного поведения.

«Неуправляемые дети» - техника адаптации

Самые шумные и подвижные, легковозбудимые и невнимательные – эти дети, несмотря на свою активность и тягу к общению, трудно приспосабливаются к новой среде и новым людям. В свою очередь, и окружающие нелегко приспосабливаются к ним. Трудности адаптации таких ребят связаны с несоблюдением лагерного режима, дерзостью и озорством, упрямством и несговорчивостью, эмоциональными перепадами в настроении, обидчивостью и впечатлительностью. Руководители детских коллективов часто называют их «неуправляемыми». И это можно понять. Гиперактивные, эмоционально неустойчивые дети действительно трудно поддаются контролю и не выносят давления.

Подавлять чрезмерную активность ребят или лишать их возможности много двигаться было бы слишком сурово и неэффективно. Более целесообразно направлять энергию в нужное русло.

Подвижным, непоседливым детям нравятся спортивные игры, где ждать недолго и действия быстрые (футбол, спортивные эстафеты). Им может быть приятно выполнять поручения, где требуются ловкость и быстрота (отрядные «связные»).

Часто упускаемый организаторами момент – энергичные ребята как бы «занимают много места». Это важно учитывать, выбирая помещение для группового занятия или работы. Нехватка пространства провоцирует неспокойных детей на конфликты с рядом располагающимися.

Кроме того, важно помнить, что «сидячие» занятия или, например, поездки нужно прерывать с целью разминки. Так, гиперактивный ребенок может реализовать свою потребность в движении и высвободить энергию приемлемым способом. Не всегда удается направлять гиперактивных детей, используя лишь слова. Есть риск быть не услышанным. Поэтому важные наставления полезно сопровождать легким, негрубым прикосновением.

Если говорить, глядя ребенку в глаза и придерживая за плечо или за руку, он поймет, что сообщение следует выслушать.

Что касается соблюдения режима, то подвижному и невнимательному ребенку необходимо ясно и точно донести сведения о распорядке дня, убедиться, что он их запомнил. За несколько минут до смены деятельности об этом нужно предупредить, чтобы у ребенка был запас времени для переключения.

Если же такие ребята все же не выполняют каких – либо значимых требований, важно настойчиво и последовательно напоминать об обязанности их выполнения. Рано или поздно терпение будет вознаграждено.

Чтобы не возникало проблем с эмоциональными перепадами у впечатлительных детей, взрослые должны беречь их от перегрузок и учитывать обостренную чувствительность возбудимых ребят к внешним раздражителям: шуму, свету, запахам, эмоционально насыщенными событиями.

Рекомендуется вовремя замечать, когда ребенок утомлен, и ограждать его от лишних впечатлений, уменьшить возбуждение, предоставляя возможность отдохнуть или отвлечься.

 

 

 
 

Организация коллективной

Творческой деятельности

 

"Нет плохих учеников, есть плохие учителя". Этот афоризм великого К.Д.Ушинского перефразировал знаменитый В.Ф.Шаталов: "Нет плохих учителей, есть плохая педагогика". Мы, новаторски настроенные члены Творческого союза учителей, приняли эту интеллектуальную эстафету: " Нет плохих учеников, нет плохих учителей и нет плохой педагогики. Беда в том, что "педагогика передачи и усвоения" для большинства педагогов — единственная".

Другую педагогику академик Игорь Петрович Иванов (ее автор) назвал "педагогика общей заботы": дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что они способны. Жизнь, организованная по своему желанию, — это забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, рыцарское служение добру, демократизм, товарищество, мажор и дух свободы.

Об этой (второй) педагогике говорят, как о “педагогике сотрудничества”, называют ее “коллективное творческое воспитание”, “орлятская педагогика”, “новое воспитание”, “воспитание по Иванову”, "педагогика социального творчества". Идут годы, возникают и исчезают педагогические, философские, социологические концепции, а педагогика общей заботы неустанно набирает силу, крепнет, обретает новых сторонников, ее география расширяется. О ней говорят как о “гигантском новообразовании” в российской педагогике 20 века (А.Адамский), как об “уникальном по массовости и условиям проведения педагогическом эксперименте” (С.Соловейчик), как о самой современной системе воспитания – “лучшего пока не придумано” (“Первое сентября” 27.10.98), ей посвящают кандидатские и докторские диссертации.

В 1995 г. журнал “Phi Delta Kappan” опубликовал “сенсационные” материалы — американские ученые, исследуя новое для них значение понятия “забота”, пришли к выводу, что они нашли альтернативу индивидуализму и эффективный способ развития личности через социальное действие, взаимообмен заботой, основанной на этических ожиданиях. В этой связи они говорили о революции в образовании. Член-корреспондент Российской Академии образования С.Л.Соловейчик справедливо замечает, что это открытие совершено не американцами, а нашим выдающимся педагогом И.П.Ивановым в начале 50-х гг.

В свое время А.С.Макаренко (1888-1939) вывел “формулу”: важным условием развития личности является не “труд-работа”, а “труд-забота”. Академик И.П.Иванов (1923-1992) создал комплексную систему самореализации личности — “педагогику общей заботы”, в которой любое дело (трудовое, художественное, интеллектуальное) имеет “адрес”, оно направлено на заботу о далеких и близких людях, а также о себе как товарище других людей.

Многие педагоги по праву считают академика И. П. Иванова изобретателем методики КТД — организации коллективных творческих дел. Тысячи ребят и педагогов на протяжении последних 40 лет с увлечением "играют" в защиту фантастических проектов, пресс-конференции, вечера разгаданных и неразгаданных тайн, всевозможные ТУ-ВИ (турниры-викторины), ЧТП (чередование традиционных поручений), эстафеты любимых занятий, фабрики, праздничную почту и многое другое. С увлечением, потому что все это делается не по указанию со стороны, тем более не под диктовку и команду, а самостоятельно, на основе собственной инициативы, на пользу и радость людям.

Можно с уверенностью сказать: "Работать по Иванову это значит работать по-своему”.

Основное средство сплочения коллектива - совместная организаторская и творческая деятельность детей и взрослых. К важнейшим условиям организации детской жизни Иванов И. П. относит участие детей не только в общей работе, но и в её планировании, анализе и подведении итогов. Формы воспитательной работы, ориентированные на развитие фантазии и творческих способностей детей, предполагают наличие этих условий.

Каждое коллективное творческое дело - это проявление заботы об улучшении общей жизни, иначе говоря, это система педагогических действий на общую радость и пользу. Педагогические задачи КТД вторичны. Они - следствие доброго отношения к жизни. Поэтому оно - дело.

Дело - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями, как младшими и старшими товарищами.

Дело - творческое, потому что на каждой стадии его осуществления ведётся поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно важной практической задачи.

Целенаправленное осуществление коллективных творческих дел как системы может обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД.

 

 

КТД - форма работы, которая направлена на:

1. развитие творческих способностей;

2. развитие интеллектуальных способностей;

3. реализацию коммуникационных потребностей;

4. обучение правилам и формам совместной работы;

Ребенок принимает участие в КТД если он замотивирован на это.

 

Мотивы ребенка:

1. Страх наказания.

2. Участие в данном КТД, для того, что бы принимать участие в других делах.

3. Желание выиграть (дух соревнования).

4. Интерес в реализации своих способностей (творческих, интеллектуальных, управленческих, организационных).

5. Осознание развивающей роли КТД.

6. Осознание необходимости данного КТД для других.
Основной акцент при работе следует делать на интерес в реализации своих способностей - так как это наиболее простой в достижении мотив не основанный на отрицательных эмоциях.

Типы КТД

Существует три основных типа КТД:

· Представление.

· Малое творческое дело.

· Большое творческое дело.

БТД требует предварительной подготовки как от организаторов данного дела, так и от его участников. Как правило, организаторы дают задание участникам.

МТД не требует предварительной подготовки от участников - все задания, которые дают им организаторы должны быть выполнимы непосредственно при проведении дела.

Представление вообще не подразумевает выдачи участникам заданий. Участников представления правильнее называть зрителями. Стоит особо подчеркнуть, что представление - это тип КТД, а не его форма.

Примеры типов КТД

Представление: коллективные песни; игры; концерт; концертные номера + игры с залом; беседы с залом (разновидности диспутов, лекции).

Малое Творческое Дело: телевизионные игры; перемещение по станциям; конкурсы; несценарные ролевые игры.

Большое Творческое Дело: конкурс или набор постановок; сценарные ролевые игры; разновидности диспутов.

 

Алгоритм организации КТД

1. Определение педагогической цели КТД. То есть, понять какие способности должно развивать это КТД, как должны измениться ребята и что они должны осознать в результате проведения.

Цель отвечает на вопрос - чего хотим достичь

2. Определение контекста данного дела. Какие дела проходили до дела, какие будут проходить после.

3. Определить содержание дела. Если дело большое (состоящие из нескольких мероприятий), то его содержанием являются эти мероприятия. Если дело маленькое, то его содержание это та деятельность которая будет происходить в течении КТД. К примеру: содержание субботника - работа, содержание диспута - его вопросы. Содержание отвечает на вопрос - что будет происходить.

4. Определить возраст и количество участников и согласовать с ними факт проведения КТД.

5. Определить тип и форму дела. Форма определяет, как будет проходить это дело. Одну и ту же форму можно использовать при разном содержании, а содержание можно облекать в разные формы. Пример: познакомить ребят с лагерем можно через представление на сцене и через перемещение по станциям, обсудить проблему отношений с родителями можно на диспуте и посредствам листка "Я хочу всем сказать".

6. Решить организационные моменты. Какие необходимы материалы, в какие сроки будет проходить дело и т. д.

7. Провести КТД.

8. Подвести итоги КТД. Итоги подводятся организаторами КТД с целью накопления опыта. Первым шагом подведения итогов является сбор, обработка и фиксирование ощущений от КТД и его анализа от участников дела. (Обработка - это подсчет ребят которым понравилось и не понравилось дело, запись основных претензий, пожеланий, их анализ с точки зрения психологии участников, фиксирование положительных моментов).

После этого происходит анализ дела с точки зрения организации - что в будущем необходимо исправить, что запомнить и использовать впредь.

Последним шагом подведения итогов является их оформление для будущих поколений. (Также желательно выпустить газету по итогам дела).

Организационные моменты

· Определить примерные сроки проведения КТД, от чего, и от кого они могут зависеть.

· Определить место проведения КТД, от чего, и от кого оно будет зависеть.

· Уточнить место и время КТД, согласовать их с участниками.

· Разбить подготовку дела на задачи, определить критические сроки выполнения этих задач и ответственных за них.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...