Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

На различных этапах развития




Временного детского объединения

 

 

Рассматривая технологию социализации в педагогической практике нельзя не сказать об огромной роли, которая отводится игре.

Далеко не каждому учение, труд, спорт, художественная самодеятельность дают активные роли. Игры доступны всем без исключения.

Детская игра – сфера активного обогащения личности, поскольку предоставляет свободный выбор разнообразных общественно значимых ролей и положений, обеспечивает деятельностью, развивающей неограниченные возможности детей, их таланты в наиболее целесообразном применении.

Игра – явление многогранное, поэтому в педагогической системе она рассматривается как основная форма существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива, личности. Игра – фактор, формирующий внутренний мир ребенка, важнейший вид самостоятельной деятельности детей, способствующий их физическому, психологическому, нравственному развитию, формированию социального опыта, коммуникативной культуры.

Емко о значении игры сказал А.С. Макаренко: «В детском возрасте игра – это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело… У ребенка есть страсть к игре и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь…».

Наблюдения изменений, происходящих в игровой деятельности детей, обнаруживают тенденцию не возрастания, а уменьшения от дошкольного к подростковому возрасту количества самовозникающих, самодеятельных игр, и увеличение значение игр, педагогически организованных.

Педагоги с подобным явлением сталкиваются постоянно: подростки не всегда способны самостоятельно организовать коллективные игры, инициаторами и организаторами которых являются взрослые. Это ставит развитие игровой деятельности в прямую зависимость от позиции педагогов, их желания и умения находить, и при необходимости самим создавать различные игры и упражнения для решения поставленных целей и задач.

Существуют определенные правила, которых должен придерживаться педагог в игровой деятельности:

1) Игра применяется как средство диагностики, терапии и обучения. И она выполняет эти три функции.

2) Выбор игровых тем отражает значимость темы для психолога и интереса для ребенка.

3) Руководство игрой должно способствовать развитию самостоятельной инициативы детей.

4) Спонтанные и направленные игры и упражнения должны быть взаимодействующими фазами единого процесса.

5) Соотношение спонтанного и направленного компонента игры зависит не от возраста, а от клинических способностей ребенка.

6) Взаимодействие осуществляется через характер воспроизводимых ребенком и психологом персонажей.

7) Игра не комментируется психологом.

Суть игровой деятельности в том, чтобы использовать новаторские приемы и методы в процессе воспитания и коррекции личности.

Одним из основных теоретических положений данного комплекса является положение о том, что теория формирования временного детского объединения опирается на девять периодов, в каждом из которых ребенок испытывает определенные состояния, а педагог стремится к достижению неких целей путем решения определенных задач. И в этой связи игровая деятельность рассматривается как механизм достижения этих целей.

 

Период адаптации, оргпериод

- Состояние ребенка: общее эмоционально-нравственное напряжение, связанное с дефицитом информации о месте, требованиях, перспективах зарождающегося коллектива и своего места в нем.

 

- Цели и задачи педагога:

а) Обеспечение психологической защищенности детей;

б) Выработка законов жизни и отношений;

в) Диагностика отношений;

г) Формирование структуры отряда.

На данный период предлагаются такие игры и упражнения, как:

 

КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ

- Время на проведение: 30 - 40 мин.

- Возраст участников: 10 - 16 лет.

- Цели, задачи: Диагностика отношений; обучение умению взаимодействовать в сложных ситуациях.

Форма игры может быть индивидуальная, парная и групповая.

Сюжет: Ваш корабль потерпел крушение. Вам чудом удалось спастись, и вы оказались в лодке посреди Тихого океана. Все, что у вас осталось - это 15 предметов, которые находятся в лодке. Ваша задача: выбрать самые необходимые, чтоб спастись с их помощью. Для этого вам необходимо их проранжировать по степени значимости.

Список предметов: секстант, лупа, канистра с пресной водой, москитная сетка, аварийный запас продуктов, карта Тихого океана, надувная подушка, канистра с мазутом, транзисторный приемник, светонепроницаемый пластмассовый щит, медицинский спирт, нейлоновый шнур, коробка шоколада, рыболовные снасти, средство для отпугивания акул.

Подсчет результатов происходит следующим образом: высчитайте разницу (из большего меньшее) между графами в списке экспертов и вашим собственным, и суммируйте ее. Сумма не должна превышать 60, иначе вы утонули.

Список экспертов: лупа, канистра с мазутом, канистра с пресной водой, аварийный запас продуктов, коробка шоколада, светонепроницаемый пластмассовый щит, рыболовные снасти, нейлоновый шнур, медицинский спирт, надувная подушка, москитная сетка, карта Тихого океана, транзисторный приемник, средство для отпугивания акул, секстант.

Эксперты считают, что для скорейшего спасения нужно: разлить по воде мазут, отплыть и зажечь его от солнца лупой. И после этого, имея запас пресной воды и аварийный запас продуктов, уже ждать помощи.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

- Время на проведение: 45 - 60 мин.

- Возраст участников: 13 - 16 лет.

- Цели, задачи: выработка нравственных критериев члена группы; создание наглядного ориентира для подражания.

Описание: Группе раздаются листы и ручки. Ведущий предлагает каждому выписать на свой листок такие качества и свойства личности, которыми, по его мнению, должен обладать каждый член группы. После того, как задание выполнено, листки собираются, зачитываются, и на основе прочитанного составляется "общий портрет".

Возможен вариант: если есть доска, каждый назовет какое-то одно качество, которое, как он считает, наиболее важно и должно быть у человека.

Обсуждение: основная задача ведущего - это подвести участников к принятию (хотя бы частичного) данного "портрета", стремление быть на него похожим, обозначить пути, идя по которым участники будут это достигать.

 

Игры на знакомство

“Комплимент”

Все участники игры садятся по кругу. Каждый по очереди делает вслух комплимент по любому поводу своему соседу справа, эстафета продолжается. Комплимент может касаться как внешних признаков, так и черт характера, например: "Таня, у тебя красивые глаза", "Саша, мне нравится твоя улыбка", "Оля, ты очень доброжелательная" и т.д. Эта игра – первый шаг на пути к знакомству коллектива, проводится для создания доброжелательного настроя группы.

“Метафора”

Участники игры садятся в круг, каждый по очереди называет свое имя и плюс к этому любую метафору о своем характере или какое-либо определение, желательно начинающееся на эту же букву, например: Лена – “лед и пламень”, Гера – “головоломка”, Николай – “настоящий полковник”, Валя – "вольная", Сергей – "серьезный", Михаил – "мужественный" и т.д.

"Разговор рук"

Ведущий разбивает участников на пары. Все закрывают глаза и в парах протягивают друг другу правые руки. Ведущий поясняет, что он сейчас будет рассказывать историю про руки, а все в парах должны будут делать то, о чем он рассказывает. Ведущий начинает: "Руки встретились, заинтересовались и начали знакомиться. Познакомились и начали договариваться о встрече, где и как проведут время. Не договорились и поругались. Бранятся. Обиделись друг на друга. Ищут возможности помириться. Помирились."

"Передача чувств прикосновениями".

Один из участников становится в центр круга и закрывает глаза. Он знает, что сейчас к нему будут подходить по очереди остальные участники и прикосновением постараются передать одно из 4-х чувств: страх, радость, любопытство, печаль. О том, какое именно чувство ему будет передано, участники сговариваются в тайне от водящего, задача которого - определить по прикосновениям, какое чувство ему передавалось.

"Снежный ком".

Группа встает в круг и первый называет свое имя. Второй называет имя первого и свое. Третий имя первого, второго и свое. Вместе с именем можно изобразить свой любимый жест, назвать свой любимый напиток, личностное качество (вариант - начинающееся на первую букву имени), хобби и т.п.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...