Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Период морально-волевого напряжения




 

- Состояние ребенка: морально-волевое напряжение; желание преодолеть разобщенность; потребность общения в деятельности.

- Задачи педагога: укрепить желание к единству; организовать совместную деятельность, направленную на сплочение коллектива.

На данный период предлагаются такие игры и упражнения, как:

 

ВСЕ В ОДНОЙ ЛОДКЕ

- Время на проведение: 40-50 мин.

- Возраст участников: 13-16 лет.

- Цели, задачи: продемонстрировать всеобщность через узнавание общих проблем; способствовать единству и сплоченности группы.

Ведущий просит прокомментировать поговорку "Мы все в одной лодке". После этого всем участникам раздаются листы - части корабля (корма, нос, паруса, мачты и др.). После этого предлагается нарисовать или описать некую проблему, с их точки зрения общую с другими членами группы. После того, как задание выполнено, ведущий начинает клейкой лентой или скоросшивателем склеивать лодку, вызывая по очереди каждого участника с его частью лодки и, прося его описать данную проблему и указать путь ее решения.

Во время предъявления каждой проблемы ведущий стимулирует проявление обратной связи как признание схожести проблем. Далее обсуждение фиксируется на взаимной поддержке и способах взаимодействия для совместного решения общих проблем.

Период творческого союза

 

- Состояние ребенка: радостное, творческое; потребность найти свое место в общем деле.

- Задачи педагога: содействовать успеху; добиваться осознания всеми качественного роста коллектива на основе успеха в деятельности.

На данный период предлагаются такие игры и упражнения, как:

ДИСПУТ- КЛУБ

- Время на проведение: 1 - 1.5 часа.

- Возраст участников: 13 -16 лет.

- Цели, задачи: Продемонстрировать всеобщность через узнавание общих проблем; развитие групповой сплоченности.

Группа делится на команды по 5-7 человек в каждой. Каждой команде выдается по карандашу и листу бумаги. Команды будут выполнять задания, после каждого из которых команда будет зачитывать то, что она записала.

1 - Задание: Сформулировать и записать основные проблемы молодежи.

2 - Задание: Определить причины возникновения этих проблем.

3 - Задание: Наметить пути решения этих проблем.

4 - Задание: Выработать способы предотвращения этих проблем.

В процессе обсуждения ведущий старается получить обратную связь от группы: Что они поняли? Как собираются в жизни применять полученные знания? Какие должны быть критерии и показатели того, что это у вас получается?

 

КРЕСТИКИ - НОЛИКИ

- Время на проведение: 1 - 1.5 часа.

- Возраст участников: 10-16 лет.

- Цели, задачи: сплочение коллектива; развитие творческих способностей, театрального мастерства.

На доске или ватмане чертится поле для игры в крестики-нолики. Клеточки поля нумеруются от 1 до 9. Группа делится на две команды. На столе лежат карточки с творческими заданиями на обратной стороне, и пронумерованные также от 1 до 9. Каждая команда для того, чтоб сделать ход (поставить крестик или нолик в данной клетке), должна выполнить конкурс, который попадется им на той карточке, которую выберет их капитан.

Задания на обратной стороне карточек составляются в зависимости от возраста участников; количества мальчиков и девочек; актуальных проблем в отряде.

 

Период межколлективных связей

 

- Состояние ребенка: радостное напряжение в связи с интересом к более широкому полю общения; потребность осознания всех процессов и себя в них.

- Задачи педагога: способствовать межличностному общению; учить анализу и самоанализу.

На данный период предлагаются такие игры и упражнения, как:

 

КОПИЛКА КАЧЕСТВ

- Время на проведение: 1 - 1.5 часа.

- Возраст участников: 13 - 16 лет.

- Цели, задачи: определение положительных качеств личности; повышение уровня самооценки; создание мотивации для дальнейшей работы над собой.

Группе раздаются листы бумаги, и все садятся в круг. Листы подписываются снизу (фамилия, имя). По команде ведущего все передают свой лист соседу справа.

Установка: Посмотрите на низ листа, чей он. Представьте себе этого человека, вспомните, какой он в жизни. Ведь, безусловно, у него, как и у каждого из вас есть масса положительных качеств. Вспомните их, и запишите ему на листок.

Когда все написали, по команде ведущего все передают листок дальше, соседу справа. И опять пишут. Через каждые 2 -3 передачи ведущий напоминает и несколько усиливает вводную установку. Таким образом, листы по кругу проходят через всех участников.

Иногда группа просит проделать то же самое упражнение, но уже на негативные качества. В этом случае вводная установка такая: Поднимите руку, кто хотел бы, чтоб ему написали откровенно? (как правило, поднимают руки все). Посмотрите друг на друга, вы все подняли руку. Тем самым вы берете на себя ответственность за последствия - что бы вам ни написали, вы не будете обижаться и держать зло на кого бы то ни было.

При обсуждении можно предложить сравнить, каких качеств больше? Обратить внимание участников на то, что теперь уже всем ясно, на какие качества больше опираться в общении, а над какими работать.

 

ЧЕМОДАН ПОЖЕЛАНИЙ

- Время проведения: 1 - 1.5 часа.

- Возраст участников: 13 - 16 лет.

- Цели, задачи: определение свойств, качеств личности, черт характера, которые нравятся и не нравятся окружающим; создается мотивация для дальнейшей работы над собой, познанием своего "Я".

Группа садится в круг, всем раздаются листы бумаги и ручки. Каждый подписывает свой лист внизу (фамилия, имя), и делит его пополам на два столбца. Под одним столбцом рисуют минус, а под другим плюс. По команде ведущего все передали свой лист соседу справа.

Установка: У вас сейчас в руках "чемодан" какого-то человека, какого вы хорошо знаете. Вспомните, какой он в жизни, в общении, и напишите там, где плюс - то, что вам нравится в нем, а там, где минус - то, что вам не нравится (в качестве пожеланий). Когда вы написали, загните ту часть, где написано, так, чтоб другие не видели, что там написано. Листы передавать только в одном направлении и только по команде ведущего. А теперь поднимите руку те, кто хотел бы, чтоб ему написали откровенно? Посмотрите друг на друга, а теперь приступайте.

В заключение ведущий напоминает участникам о том, что они все сами хотели, чтоб им написали откровенно, поэтому, что бы ни написали, никто не должен ни на кого обижаться.

 

Период идейного единства

 

- Состояние ребенка: рефлексия, пытается осознать мир вокруг себя, и себя в этом мире, ищет единомышленников.

- Задачи педагога: сплочение отряда единомышленников; помочь оценить себя с общечеловеческих позиций.

На данный период предлагаются такие игры и упражнения, как:

 

ЧУЖАЯ ПРОБЛЕМА

- Время на проведение: 40 - 60 мин.

- Возраст участников: 13 - 16 лет.

- Цели, задачи: помощь в решении проблем; продемонстрировать всеобщность через узнавание общих проблем; способствовать самораскрытию.

Группе раздаются листы и ручки. Ведущий просит анонимно написать свою, реально существующую проблему. После этого все листки собираются в кулек или мешок. Далее возможно 2 варианта:

1- Вариант: Ведущий говорит о том, что чужую проблему решать гораздо легче, чем свою. И просит кого-нибудь, кто желает помочь своим товарищам, подойти к пакету и вытянуть любой листок с проблемой. Далее эта проблема разбирается всей группой: поиск причин возникновения, способов выхода из ситуации и вариантов предотвращения проблемы. Таким образом, можно проработать все проблемы, находящиеся в пакете.

2- Вариант: Группа произвольно делится на команды по 4-5 человек, и каждая команда выбирает из пакета себе один листок с проблемой, и прорабатывает ее: поиск причин возникновения, способов выхода из ситуации и вариантов предотвращения проблемы. Когда все команды готовы, каждая по очереди докладывает о проблеме и ее проработке.

При обсуждении ведущий стремится подвести участников к тому, что в большинстве случаев причины возникающих проблем одни и те же. И важно не уходить от решения проблем, а научиться их решать.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...