история и современность. А.И.Брыль.
Данная статья не претендует на полное изложение всех данных о ее героях, морских династиях в Российской империи, СССР и современном мире, о семьях, в которых профессия военного моряка стала традицией, передающейся от отца к сыну, от сына к внуку. В то же время, в ней приведен пример патриотизма русского морского офицерства, его беззаветной преданности Родине и верности своей профессии только на материалах семьи Брылей. Известно, что морские династии – особая страница в истории. За свою трехсотлетнюю деятельность корпус выпустил много поколений специалистов своего дела, будущих адмиралов, героев морских сражений, деятелей науки и культуры. Десятки представителей известных дворянских родов России считали за честь отдать своих детей на воспитание в Морской корпус. Многие мальчики и юноши следовали по пути своих отцов и дедов. Образование целых морских династий было скорее правилом, чем исключением. Формирование династий способствовало развитию маринизма в среде российского дворянства, а позднее и во всем советском и постсоветском обществе. Перечень представителей морских фамилий мог бы занять много томов. Среди них есть представители старейших княжеских родов России: Римские-Корсаковы, Гагарины, Долгоруковы, Максутовы, Мещерские, Ухтомские… 20 век — это новый этап в истории развития флота. Семья Брылей внесла свой вклад в развитие отечественного морского военного и гражданского флота. Зачинателем рода принято считать моего дедушку Дмитрия Григорьевича Брыля. Он выходец из обедневшего дворянского рода. Благодаря своей образованности и изобретательским талантам в конце 19 века оказался среди тех, кто создавал крупное железнодорожное депо Тихорецкое на месте хутора в Краснодарском крае. Его имя вписано в число тех, кто составляет гордость депо, а сделанный им макет паровоза часто принимал участие в различных ярмарках и выставках.
Глава клана Брылей — изобретатель, однолюб, проживший с женой — кубанской казачкой 65 лет, Дмитрий Брыль. Это рекорд. Его потомки живут в разных странах, но все они служат Отечеству, как их прадед, и семье, тоже как он. Дмитрий Григорьевич с женой Евдокией Артёмовной вырастили и дали образование трём сыновьям и двум дочерям. Один из сыновей, Василий Дмитриевич Брыль, выбрал профессию военного моряка и после окончания Дзержинки попал на флот, прошёл всю войну, был ранен, когда из-за блокады флота был в морской пехоте. Вышел в отставку в 1960 году, имея большой иконостас боевых орденов и медалей. После этого лет двадцать работал на турбоходах Черноморского морского пароходства механиком. По пути Василия Дмитриевича пошли я, его племянник (мой отец погиб в 1943 году), и мой двоюродный брат, сын Василия, Феликс Васильевич. Он учился на курс младше меня в Одесском Высшем Мореходном училище. После его окончания Феликс попал в военно-морской флот. После года подготовки был отправлен служить на Северный флот в звании инженера-лейтенанта. Его карьера убедительно доказала: сын достоин своего отца. Попав на дизель-электрическую подводную лодку, он участвовал во многих походах, бывал в боевых условиях в Средиземном море, за что заслужил ордена и медали. В числе лучших офицеров был рекомендован в академию, после окончания которой послан на северный военно-морской флот. Я в 1986 году, будучи руководителем преддипломной практики, попал в Мурманск. Феликс, будучи капитаном первого ранга, командиром береговой базы в Видяеве, встретил меня и привёз к себе. Его должность предполагала статус контрадмирала, но благодаря «миролюбцу» Горбачёву, который ратовал за резкое сокращение армии и флота, он так это звание и не получил. Дальнейшая морская судьба Феликса продолжалась в Санкт-Петербургской морской академии. Как и все представители династии Брылей, Феликс — автор нескольких изобретений.
Мой морской путь хорошо обозначен в книге " Наукова еліта Одещини" и в книге " Одесская Национальная Морская Академия" в разделе о истории становления и развития кафедры " Судовые энергетические установки": Кандидат технических наук, доцент кафедры судовых энергетических установок Одесской национальной морской академии. Родился 24 ноября 1941 года в г. Тихорецк (Краснодарский край, Россия). В 1963 г. окончил Одесское высшее инженерное морское училище, квалификация – «инженер-судомеханик». Здесь же в 1984 г. защитил кандидатскую диссертацию «Влияние особенностей нерасчётных режимов турбомашин на экономичность ГТЗА и безопасность мореплавания: научные руководители – доктор технических наук, профессор А. П. Швед, кандидат технических наук, доцент Л. Л. Грицай. Основное направление научной деятельности: исследование переменных режимов судовых турбин, двигателей внутреннего сгорания в составе пропульсивного комплекса судна: разработка способов перевода двигателей на комбинированные рабочие тела. Воспитанник научной школы профессора А. П. Шведа. Имею 3 авторских свидетельства на изобретения. Автор более 150 опубликованных научных работ, в том числе монографии и 10 учебных пособий. Большой опыт работы на крупнотоннажных судах (диплом механика 1 разряда). Награждён медалью «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Увлечения: книголюб. Мною написана краткая история кафедры «Судовые турбинные установки», на которой я проработал без малого полвека. История начиналась с основания кафедры «Паровые машины», которая создана вскоре после открытия училища. Её основатель, а впоследствии пропагандист этого двигателя, Анатолий Петрович Швед, долгие годы, периодически повторял: «Это же благородная, надежная и почти бесшумная машина». Нельзя не сказать об Анатолии Петровиче как исторической и эпохальной личности для училища несколько слов.
А. П. Швед в 1930 году окончил Одесский политехнический институт с получением квалификации инженера-судостроителя. Работал на ответственных должностях и ещё до войны участвовал в написании книги «Двухтактные двигатели, дизели морских судов и их характеристики», готовил к изданию двухтомную монографию «Эксплуатация судовых паросиловых установок», которая вышла уже после войны и переведена на несколько языков (в том числе китайский). С началом ВОВ он в действующем Черноморском флоте руководит ремонтом боевых кораблей, а позднее поступает в морскую пехоту, чтобы защитить любимый город. А. П. Швед – участник освобождения Одессы, награждён боевыми орденами и медалями. Все эти качества позволили ему создать и заниматься становлением Одесского высшего мореходного училища, начальником которого он стал. Впоследствии (из-за отсутствия квалифицированных кадров), он возглавил судоводительский факультет. Позже руководил кафедрой паровых машин, вплоть до её реорганизации. А. П. Швед в конце 50-х годов перешел на кафедру «Судовые паросиловые установки». Он читал курсы «Судовые паровые машины» и «Эксплуатация судовых энергетических установок». Кафедру, которая стала называться «Судовые турбинные установки» возглавил доцент Иван Васильевич Маликов. Прежде он был главным инженером Харьковского турбинного завода. Кроме этого, Иван Васильевич несколько лет возглавлял судомеханический факультет (1950-1957 гг). На кафедре работали опытные инженеры, как например, Леонид Леонидович Грицай, который в период ВОВ работал главным инженером Дальневосточного пароходства. После ВОВ был представителем Совнаркома по приёмке в Италии кораблей, которые достались Советскому Союзу после победы. В числе них был знаменитый линкор «Новороссийск». Старшим преподавателем на кафедре работал Юрий Герасимович Солохин, после защиты кандидатской диссертации (1968) он стал доцентом. Ассистентом длительное время работал выпускник Одесского политехнического института Виктор Викторович Коняев.
В начале 1964 года скончался начальник кафедры И. В. Маликов. На его место назначен доцент А. П. Швед. В начале 70-х годов через ВАК Анатолий Петрович получил звание профессора. Он возглавлял кафедру до середины 1983 года. По состоянию здоровья он остался профессором кафедры вплоть до кончины (февраль 1985 года). Кроме этого состава штатных работников, были два аспиранта. Виктор Петрович Мануилов (с 1961 года) и Артур Иванович Брыль (с 1966 года). В начале 70-х годов в училище начались сокращения, которые коснулись многих кафедр. Поскольку на кафедре турбинных установок работали всего 4 штатных преподавателя, ей в случае сокращения всего одного сотрудника, грозило слияние с какой-нибудь кафедрой. Положение спас А. П. Швед. Он в Москве «выбил» для кафедры дисциплину «Техническая эксплуатация флота». Это не только сохранило кафедру, но и позволило привлечь несколько преподавателей. Старшим преподавателем стал Роберт Матвеевич Шумилов, до этого работавший начальником специальности Мореходного училища техфлота, а затем старшим научным сотрудником по хозтеме (руководитель Л. Л. Грицай). После защиты кандидатской диссертации (1972 год), он назначен доцентом кафедры, а после ухода с должности начальника кафедры профессора А. П. Шведа, стал её руководителем. На должность доцента также назначен доцент Владимир Петрович Шевяков. Несколько позже на кафедру на должность доцента назначен Анатолий Анатольевич Фока. На должность ассистентов (после окончания аспирантуры назначены А. И. Брыль и В. Н. Калугин). С февраля 1984 года кафедру возглавил доктор технических наук, профессор Николай Филиппович Гречко. Он руководил кафедрой до 2002 года, когда произошла реорганизация судомеханического факультета. Круг научных интересов кафедры составляли: повышение экономичности работы судовых двигателей с комбинированным рабочим телом; исследование работы пропульсивного комплекса судна (профессор Н. Ф. Гречко, доцент А. И. Брыль); исследование переменных режимов судовых турбин (доцент Л. Л. Грицай и доцент А. И. Брыль); техническое диагностирование элементов энергетических установок – доцент В. Н. Калугин и др. Результатом проведенных исследований являются: · 12 защищенных диссертаций (в том числе 1 докторская диссертация – А. А. Фока), · 12 патентов на изобретение, · более 100 научных статей и методических пособий. Традиции морских династий живы и передаются сегодня не только по мужской линии, но и дочерям и внучкам славных мореманов. И дай Бог нашим детям внукам и правнукам попутного ветра и семь футов под килем!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|