Продолжение текста Артура следует

Ну, в общем, я отвлёкся от темы моего опуса, очевидно, стало проявляться старческое многословие.

Пришли на рейд Гаваны, причал был занят, и мы часов десять-двенадцать малым ходом двигались вдоль берега. Дело в том, что в Гаване нет рейдовой стоянки. Я воспользовался этим, и на вахте Володя Тигиев ночью занялся натурными испытаниями турбин. Несколько курсантов помогали мне в этом. Володя в ручном режиме гонял установку на передний и задний ход, засекалось время и необходимые параметры. Позже это было опубликовано в трудах Николаевского кораблестроительного института.

Утром нас поставили к причалу. Началась выгрузка, и мы гуляли по городу. Я уже несколько раз бывал здесь и удивлялся, что несмотря на жару, женщины ходили в длинных юбках и тёмных чулках.

Выпил бокал отличного пива, очень холодного. Оно подавалась в пол-литровых алюминиевых кружках. Через день снялись с Гаваны и в балласте направлялись через весь Атлантический океан к южной оконечности Африки.

Много дней мы шли, была крутая зыбь, и пологие волны постепенно раскачивали пустое судно. Прошли экватор, окрестили традиционно курсантов и членов экипажа, впервые попадающих в южное полушарие. Всем позже выдали соответствующие грамоты.

По вечерам ярко светило созвездие Южного Креста. Хотел увидеть остров Святой Елены, последнее пристанище Наполеона, но даже в локаторе, в пятидесятимильной зоне это не удалось.

Вставка Анны. По семейной легенде, семья Брылей имеет прямое отношение к роду Наполеона. Эта легенда передаётся из уст в уста. А доказательством является то, что в Белоруссии есть местечко Брыли, в котором останавливался Наполеон и провёл там последнюю ночь в России. Вот тогда он и запал на прекрасную представительницу рода Брылей. Кто-то говорит, что её имя было Елена, а кто-то – Анна. Но то, что род Брылей мужественный, так это точно.

Продолжение текста Артура следует,

Подошли к Кейптауну, очень близко к берегу. Там сильное попутное течение, которое нам помогало. Город был как на ладони: дома, улицы. Над городом возвышалась Столовая гора. Прошли мыс Доброй Надежды и резко пошли на север, также держась близко к берегу. Прошли порт Дурбан и затем отправились в Индийский океан. Нам было предписано идти грузиться в Красном море, почти у Суэца. Как известно, перед этим между Египтом и Израилем прошла кровопролитная война. Суэцкий канал был заминирован, обстановка оставалась весьма напряженной.

Прошли Канарские (Лунные) острова, остров Сокотру, где когда-то обосновались пираты, и вошли в Красное море. Через несколько дней подошли к месту погрузки. Это был даже не причал, а платформа на сваях, вынесенная в море. Пришвартовались. С другой стороны уже грузился какой-то иностранный танкер. Между тем радио принесло тревожные сведения. Израиль опять сильно активизировался.

У работников платформы ощущалась серьёзная тревога. Появились люди в форме. Обычно во время стоянок в портах радиостанция опечатывается, но у капитана обычно ещё свои источники информации. Средства почасовой информации сообщали о резком обострении отношений между Египтом и Израилем. Постепенно возникали перестрелки и провокации. В кают-компании капитан собрал руководящий состав и, сообщив обстановку, провёл «совет в Филях». Даже он не знал, кто прибудет к нам с берега, сотрудники поставщика нефти с бумагами, а также налоговики, или вооруженные люди с оружием, которые интернируют судно. Поэтому был составлен план. По второму сценарию матросы с топорами под руководством старпома находятся у швартовых канатов, и по команде рубят их. Запускаются пожарные насосы, и другая часть матросов должна сбивать струями воды нападавших, не давая им подняться на борт. Машинная команда приготовила установку и находилась в постоянной готовности, чтобы сразу дать ход. Я с курсантами, вооружившись дубинками и ломами, сидели в кают-компании и ждали команду. Наступило тревожное ожидание. Сообщили, что от берега к нам сошёл катер. Наконец с мостика сообщили, что в нём были только штатские люди. Они тоже были весьма озабочены, и бумаги были оформлены необычайно быстро. После этого мы срочно снялись и вышли в море. Через несколько часов, связанных с нашим танкером, который шёл почему-то под погрузку, капитан нам сообщил, что после разговора он лёг на обратный курс. При этом он поблагодарил весь экипаж за слаженные действия в сложной обстановке. Судно направлялось во Францию, в порт разгрузки Лавера.

Через день мы узнали, что после нашего ухода ночью в порт ворвались израильские торпедные катера, уничтожили торпедами причал и танкер, который встал на наше место. Не знаю, какой стране принадлежащий. Опять началась война.

Мы вновь обогнули Африку и пошли на Канарские острова, в порт Лас-Пальмас, где должны были пополнить запас воды и провизии. Подойдя, встали на рейде, агент принёс заказанные деньги, которые третий помощник раздал экипажу. Помполит составлял группы увольняющихся на берег. Мне он сказал, что раз курсанты мои, то я и пойду с ними. Поскольку их было аж девять человек, мне предстояло идти в две смены. Спустили мотобот, и в составе первой группы мы по шторм-трапу спустились в катер и отправились на берег. В других группах были второй и третий механики. Проинструктировав курсантов, когда нужно быть у причала и правилах поведения, мы отправились в город.

Я назначил старшим курсанта, он серьёзный, отслужил в армии и заслуживал доверия. Конечно нарушалась инструкция по поведению за границей, но это несерьёзно. Мы с двумя Володями, вторым и третьим механиками, зашли перекусить в кафе. Подали жареную картошку с огромной телячьей отбивной, очень нежной и вкусной, запили отличным испанским коньяком. Он был мягкий на вкус и с лёгким запахом ванили. Стоило всё очень дешево. После кафе оправились по магазинам. Большинство продавцов разговаривают на русском языке, в общем всё было понятно.

Моя любимая доченька Элинка пошла в первый класс в 59 школу. Я поздравил её радиограммой, а здесь купил подарки. Помню только брючки и что-то ещё. Много жевательной резинки, фанты, кока-колы. Купил также подарки себе и близким. Вернулись на судно, сразу же пришлось идти со второй группой, хотя я достаточно устал. Вернувшись, завалился спать до утра.

Прошли Гибралтар, взяли курс на Лаверу. Это где-то километров 50-60 от Марселя. Маленький уютный городок с нефтяными терминалами. На рейде стояло несколько огромных газовозов со сжиженным газом. На эстакаде на разгрузке стояло два газовоза. Как только один отходил, на его место становился следующий. Таким образом по трубопроводу осуществлялся постоянный поток газа к потребителю. Погуляли по городу, посидели в уютном скверике, затем пошли на судно.