Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание 3 заполнить таблицу в дневнике самовоспитания




  № п\п   Развиваемые психологические процессы и свойства личности     Дата, место и время выпол- нения упражнения   Название и ход выполнения упражнения   .     Результаты упражнения: .   Примечание: эмоциональное состояние до и после выполнения упражнения    
5. Техники саморегуляции эмоциональных состояний (тревога, перенапряжение ит.д) -Аутогенная тренировка -Психотехника «        

 

Приложение Л.

Тема 4.2. Воля.

 

с использованием тестовых заданий, практической работы

Задание 1.Тест

1.………….- это сознательная регуляция поведения и действий для достижения поставленных целей

Б)Волевые процессы

А)Эмоция

В)Аффект

Г)Стресс

2. …….- это сознательное действие, направленное на определенную цель и связанную с усилиями, требующимися для преодоления препятствий, стоящих на пути к достижению цели.

А)Волевое действие

Б)Импульсивное поведение

В)Стресс

Г)Аффект

3. ………… - это эмоциональные состояния, которые вызываются ситуациями напряженности. Эти ситуации возникают при решении сложных задач, при перегрузке, опасности

А)Стресс

Б)Настроение

В)Эмоция

Г)Аффект

Д)Воля

4. ………… - это эмоциональные состояния, которые вызываются ситуациями напряженности. Эти ситуации возникают при решении сложных задач, при перегрузке, опасности

А)Стресс

Б)Настроение

В)Эмоция

Г)Аффект

Д)Волевое усилие

Задание 2

1.Проанализировать проявления волевой активности личности спортсмена по материалам спортивных соревнований, литературных произведений, кино- или видеофрагментам. Подготовить письменный отчет.

Задание 3 Лабораторно-практическая работа. Изучение индивидуальных особенностей воли.

Степень волевого усилия

Задача исследования. Сравнительная оценка силы и длительности волевого усилия при преодолении возрастающего неприятного переживания, вызываемого нарастающим мышечным утомлением.

Оборудование. 1. Гимнастическая гантель. (1 кг).2. Фонендоскоп.3. Два секундомера.

Порядок исследования и инструкция исследуемому. У исследуемого замеряется фоновая частота пульса. Помощник экспериментатора стоит слева от него и продолжает слушать пульс, а экспериментатор говорит: «Я дам гантель, и Вы возьмите ее в правую руку.

По команде «Поднимите!» Вам надо поднять гантель горизонтально в сторону вытянутой рукой я держать не опуская. Когда начнете уставать, скажите: «Начинаю уставать», потом — «Устал», «Очень устал», а когда почувствуете, что скоро совсем не сможете держать — «Скоро не смогу». Понятно? (Ответить на вопросы.) Возьмите гантель, поднимите».

Пускается секундомер. Помощник экспериментатора подсчитывает частоту ударов сердца за 6 с сразу после слов исследуемого о самочувствии. Экспериментатор по своему секундомеру фиксирует все этапы исследования и реакции исследуемого. При словах «Скоро не смогу» показывает ему секундомер и говорит:. «Смотрите на секундную стрелку и постарайтесь «через не могу»-держать гантель сколько еще сможете».

Когда исследуемый опускает руку, экспериментатор останавливает секундомер.

Учет результатов. Наблюдение и последующий опрос позволяют выявить, насколько было выражено утомление и сколько требовалось силы воли для преодоления его.

Протокол ведется по следующей форме:

Фамилия... Группа... Дата...
Этапы исследования   Показания секундомера Частота пульса Материалы наблюдения
Фон      
Рука поднята      
«Начинаю уставать»      
«Устал»        
«Очень устал»      
«Скоро не смогу»      
«Через не могу»      
Рука опущена      

Анализ результатов. Сопоставление материалов, зафиксированных в протоколе, дает возможность уточнить темп нарастания неприятного переживания и его соотношение с силой волевого напряжения, до какого-то момента преодолевающего его.

 

Задание 4 Заполнить таблицу в дневнике самовоспитания

 

  № п\п   Развиваемые психологические процессы и свойства личности     Дата, место и время выпол- нения упражнения   Название и ход выполнения упражнения   .     Результаты упражнения: .   Примечание: эмоциональное состояние до и после выполнения упражнения    
  6.   Тренировка волевых качеств личности: Выдержка и волевое усилие          

 

Тема 5.1. Темперамент. с использованием лабораторно-практической работы и группового проекта

 

 

Задание 1 Подготовка к собеседованию

 

Что такое темперамент? Какие типы темпераментов рассматриваются в современной психологии и как они связаны с типами нервной системы человека? Вычертите схему взаимосвязей типов темпераментов с характеристикой типов нервной системы по силе (слабости) н.с. по уравновешенности (неуравновешенности) н. с по подвижности (инертности) н.с.

ОТВЕТ И ИСТОЧНИКИ

 

Задание 2 Практическая работа.

Практическая работа

Определение темперамента

Цель: изучить индивидуальные особенности темперамента.

ОПРОСНИК АЙЗЕНКА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТЕМПЕРАМЕНТА Инструкция: вам предлагается несколько вопросов. На каждый вопрос отвечайте только «да» или «нет». Не трать­те время на обсуждение вопросов, здесь не может быть хороших или плохих ответов, т. к. это не испытание ум­ственных способностей.

ВОПРОСЫ

1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатле­ниям, к тому, чтобы отвлечься, испытать сильные ощуще­ния?

2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, ободрить, посочувствовать?

3. Считаете ли вы себя беззаботным человеком?

4. Очень ли трудно вам отказаться от своих намерений?

5. Обдумываете ли вы свои дела не спеша и предпочи­таете ли подождать прежде чем действовать?

6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если это вам невыгодно?

7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Быстро ли вы обычно действуете и говорите?

9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

10. Верно ли, что на «спор» вы способны решиться на все?

11. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпати­чен?

12. Бывает ли когда-нибудь, что разозлившись вы выходите из себя?

13. Часто ли бывает, что вы действуете необдуманно, под влиянием момента?

14. Часто ли вас беспокоит мысль о том, что вам не следовало что-либо делать или говорить?

15. Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людь­ми?

16. Верно ли, что вас легко задеть?

17. Любите ли вы часто бывать в компании?

18. Бывают ли у вас такие мысли, которыми вам бы не хотелось делиться с другими?

19. Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете усталость? г- 20. Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких друзей?

21. Много ли вы мечтаете?

22. Когда на вас кричат, отвечаете ли вы тем же?

23. Считаете ли вы все свои привычки хорошими?

24. Часто ли у вас появляется чувство, что вы в чем-то виноваты?

25. Способны ли вы иногда дать волю своим чувствам и беззаботно развлекаться в веселой компании?

26. Можно ли сказать, что нервы у вас часто бывают натянуты до предела?

27. Слывете ли вы за человека живого и веселого? „j 28. После того как дело сделано, часто ли вы мыслен­но возвращаетесь к нему и думаете, что смогли бы сделать

лучше? _ 29. Чувствуете ли вы себя неспокойно, находясь в

большой компании?

30. Бывает ли, что вы передаете слухи?

31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?

32. Если вы хотите что-то узнать, вы предпочитаете найти это в книге или спросить у людей?

33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?

34. Нравится ли вам работа, требующая сосредоточения?

35. Бывают ли у вас приступы дрожи?

36. Всегда ли вы говорите правду? 37-. Бывает ли вам неприятно находиться в компании, где подшучивают друг над другом?

38. Раздражительны ли вы?

39. Нравится ли вам работа, требующая быстродействия?

40. Верно ли, что вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы про­изойти, хотя все кончилось благополучно?

41. Верно ли, что вы неторопливы в движениях и несколько медлительны?

42. Опаздываете ли вы когда-нибудь на работу или на встречу с кем-либо?

43. Часто ли вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что не упускаете любого случая побеседовать с новым челове­ком?

45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?

46. Огорчились бы вы, если бы долго не могли видеть­ся с друзьями?

47. Вы нервный человек?

48. Есть ли среди ваших знакомых, которые явно вам не нравятся?

49. Вы уверенный в себе человек?

50. Легко ли вас задевает критика ваших недостатков

или вашей работы?

51. Трудно ли вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых участвует много народу?

52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже

других?

53. Сумели бы вы внести оживление в скучную ком­панию?

54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых

совсем не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?

56. Любите ли вы подшутить над другими?

57. Страдаете ли вы бессонницей?

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Экстраверсия — находится сумма ответов «да» в во­просах: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56 и ответов «нет» в вопросах: 5, 15, 20, 29, 32, 37, 41, 51.

Если сумма баллов равна 010, то вы интроверт, замкнуты внутри себя.

Если 15 — 24, то вы экстраверт, общительны, Обраще­ны к внешнему миру.

Если 11 — 14, то вы амбиверт, общаетесь, когда вам

это нужно.

Невротизм — заходится количество ответов «да» в вопросах: 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

Если количество ответов «да» равно 0 — 10, то — эмоциональная устойчивость.

Если 11 — 16, то — эмоциональная впечатлитель­ность.

Если 17 — 22, то появляются отдельные признаки

расшатанности нервной системы.

Если 23—24, то невротизм, граничащий с патологией, возможен срыв, невроз.

Ложь — находится сумма баллов ответов «да» в во­просах: 6, 24, 36 и ответов «иет» в вопросах: 12, 18, 30, 42, 48, 54. ;

/Если набранное, количество баллов 0—3 — норма чело­веческой лжи, ответам можно доверять.

Если 4— 5, то сомнительно.

Если 69, то ответы недостоверны.

Если ответам можно доверять, по полученным данным строится график.

Невротизм

Интроверт

 

Эмоциональная устойчивостьжен, пессимистичен, очень сдержан внешне, но чувстви­телен и эмоционален внутри, интеллектуальный, склонен к размышлениям. В ситуации стресса — склонность К внутренней тревоге, депрессии, срыву или ухудшению ре­зультатов деятельности (стресс кролика).

Сангвиник-экстраверт: стабильная личность, социален, направлен к внешнему миру, общителен, порой болтлив, беззаботный, веселый, любит лидерство, много друзей, жизнерадостен.

Холерик-экстраверт: нестабильная личность, обидчив, возбужден, несдержан, агрессивен, импульсивен, оптимис­тичен, активен, но работоспособность и настроение неста­бильны, цикличны. В ситуации стресса — склонность к истерико-психопатическим реакциям.

Флегматик-интроверт: стабильная личность, медлите­лен, спокоен, пассивен, невозмутим, осторожен, задум­чив, мирный, сдержанный, надежный, спокойный в отно­шениях, способен выдержать длительные невзгоды без срывов здоровья и настроения.

Меланхолик-интроверт: нестабильная личность, тревожен, пессимистичен, очень сдержан внешне, но чувстви­телен и эмоционален внутри, интеллектуальный, склонен к размышлениям. В ситуации стресса — склонность К внутренней тревоге, депрессии, срыву или ухудшению ре­зультатов деятельности (стресс кролика).

 

Комплект контрольно-оценочных средств практической работы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...