Задание 3 заполнить таблицу в дневнике самовоспитания
Приложение Л. Тема 4.2. Воля.
с использованием тестовых заданий, практической работы Задание 1.Тест 1.………….- это сознательная регуляция поведения и действий для достижения поставленных целей Б)Волевые процессы А)Эмоция В)Аффект Г)Стресс 2. …….- это сознательное действие, направленное на определенную цель и связанную с усилиями, требующимися для преодоления препятствий, стоящих на пути к достижению цели. А)Волевое действие Б)Импульсивное поведение В)Стресс Г)Аффект 3. ………… - это эмоциональные состояния, которые вызываются ситуациями напряженности. Эти ситуации возникают при решении сложных задач, при перегрузке, опасности А)Стресс Б)Настроение В)Эмоция Г)Аффект Д)Воля 4. ………… - это эмоциональные состояния, которые вызываются ситуациями напряженности. Эти ситуации возникают при решении сложных задач, при перегрузке, опасности А)Стресс Б)Настроение В)Эмоция Г)Аффект Д)Волевое усилие Задание 2 1.Проанализировать проявления волевой активности личности спортсмена по материалам спортивных соревнований, литературных произведений, кино- или видеофрагментам. Подготовить письменный отчет. Задание 3 Лабораторно-практическая работа. Изучение индивидуальных особенностей воли.
Степень волевого усилия Задача исследования. Сравнительная оценка силы и длительности волевого усилия при преодолении возрастающего неприятного переживания, вызываемого нарастающим мышечным утомлением. Оборудование. 1. Гимнастическая гантель. (1 кг).2. Фонендоскоп.3. Два секундомера. Порядок исследования и инструкция исследуемому. У исследуемого замеряется фоновая частота пульса. Помощник экспериментатора стоит слева от него и продолжает слушать пульс, а экспериментатор говорит: «Я дам гантель, и Вы возьмите ее в правую руку. По команде «Поднимите!» Вам надо поднять гантель горизонтально в сторону вытянутой рукой я держать не опуская. Когда начнете уставать, скажите: «Начинаю уставать», потом — «Устал», «Очень устал», а когда почувствуете, что скоро совсем не сможете держать — «Скоро не смогу». Понятно? (Ответить на вопросы.) Возьмите гантель, поднимите». Пускается секундомер. Помощник экспериментатора подсчитывает частоту ударов сердца за 6 с сразу после слов исследуемого о самочувствии. Экспериментатор по своему секундомеру фиксирует все этапы исследования и реакции исследуемого. При словах «Скоро не смогу» показывает ему секундомер и говорит:. «Смотрите на секундную стрелку и постарайтесь «через не могу»-держать гантель сколько еще сможете». Когда исследуемый опускает руку, экспериментатор останавливает секундомер. Учет результатов. Наблюдение и последующий опрос позволяют выявить, насколько было выражено утомление и сколько требовалось силы воли для преодоления его. Протокол ведется по следующей форме:
Анализ результатов. Сопоставление материалов, зафиксированных в протоколе, дает возможность уточнить темп нарастания неприятного переживания и его соотношение с силой волевого напряжения, до какого-то момента преодолевающего его.
Задание 4 Заполнить таблицу в дневнике самовоспитания
Тема 5.1. Темперамент. с использованием лабораторно-практической работы и группового проекта
Задание 1 Подготовка к собеседованию
Что такое темперамент? Какие типы темпераментов рассматриваются в современной психологии и как они связаны с типами нервной системы человека? Вычертите схему взаимосвязей типов темпераментов с характеристикой типов нервной системы по силе (слабости) н.с. по уравновешенности (неуравновешенности) н. с по подвижности (инертности) н.с. ОТВЕТ И ИСТОЧНИКИ
Задание 2 Практическая работа. Практическая работа Определение темперамента Цель: изучить индивидуальные особенности темперамента. ОПРОСНИК АЙЗЕНКА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТЕМПЕРАМЕНТА Инструкция: вам предлагается несколько вопросов. На каждый вопрос отвечайте только «да» или «нет». Не тратьте время на обсуждение вопросов, здесь не может быть хороших или плохих ответов, т. к. это не испытание умственных способностей. ВОПРОСЫ 1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения? 2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, ободрить, посочувствовать? 3. Считаете ли вы себя беззаботным человеком? 4. Очень ли трудно вам отказаться от своих намерений? 5. Обдумываете ли вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать прежде чем действовать?
6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если это вам невыгодно? 7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения? 8. Быстро ли вы обычно действуете и говорите? 9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было? 10. Верно ли, что на «спор» вы способны решиться на все? 11. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпатичен? 12. Бывает ли когда-нибудь, что разозлившись вы выходите из себя? 13. Часто ли бывает, что вы действуете необдуманно, под влиянием момента? 14. Часто ли вас беспокоит мысль о том, что вам не следовало что-либо делать или говорить? 15. Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми? 16. Верно ли, что вас легко задеть? 17. Любите ли вы часто бывать в компании? 18. Бывают ли у вас такие мысли, которыми вам бы не хотелось делиться с другими? 19. Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете усталость? г- 20. Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких друзей? 21. Много ли вы мечтаете? 22. Когда на вас кричат, отвечаете ли вы тем же? 23. Считаете ли вы все свои привычки хорошими? 24. Часто ли у вас появляется чувство, что вы в чем-то виноваты? 25. Способны ли вы иногда дать волю своим чувствам и беззаботно развлекаться в веселой компании? 26. Можно ли сказать, что нервы у вас часто бывают натянуты до предела? 27. Слывете ли вы за человека живого и веселого? „j 28. После того как дело сделано, часто ли вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что смогли бы сделать лучше? _ 29. Чувствуете ли вы себя неспокойно, находясь в большой компании? 30. Бывает ли, что вы передаете слухи? 31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли? 32. Если вы хотите что-то узнать, вы предпочитаете найти это в книге или спросить у людей? 33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение? 34. Нравится ли вам работа, требующая сосредоточения? 35. Бывают ли у вас приступы дрожи? 36. Всегда ли вы говорите правду? 37-. Бывает ли вам неприятно находиться в компании, где подшучивают друг над другом?
38. Раздражительны ли вы? 39. Нравится ли вам работа, требующая быстродействия? 40. Верно ли, что вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно? 41. Верно ли, что вы неторопливы в движениях и несколько медлительны? 42. Опаздываете ли вы когда-нибудь на работу или на встречу с кем-либо? 43. Часто ли вам снятся кошмары? 44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что не упускаете любого случая побеседовать с новым человеком? 45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли? 46. Огорчились бы вы, если бы долго не могли видеться с друзьями? 47. Вы нервный человек? 48. Есть ли среди ваших знакомых, которые явно вам не нравятся? 49. Вы уверенный в себе человек? 50. Легко ли вас задевает критика ваших недостатков или вашей работы? 51. Трудно ли вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых участвует много народу? 52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других? 53. Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию? 54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь? 55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье? 56. Любите ли вы подшутить над другими? 57. Страдаете ли вы бессонницей? ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ Экстраверсия — находится сумма ответов «да» в вопросах: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56 и ответов «нет» в вопросах: 5, 15, 20, 29, 32, 37, 41, 51. Если сумма баллов равна 0 — 10, то вы интроверт, замкнуты внутри себя. Если 15 — 24, то вы экстраверт, общительны, Обращены к внешнему миру. Если 11 — 14, то вы амбиверт, общаетесь, когда вам это нужно. Невротизм — заходится количество ответов «да» в вопросах: 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57. Если количество ответов «да» равно 0 — 10, то — эмоциональная устойчивость. Если 11 — 16, то — эмоциональная впечатлительность. Если 17 — 22, то появляются отдельные признаки расшатанности нервной системы. Если 23—24, то невротизм, граничащий с патологией, возможен срыв, невроз. Ложь — находится сумма баллов ответов «да» в вопросах: 6, 24, 36 и ответов «иет» в вопросах: 12, 18, 30, 42, 48, 54. ; /Если набранное, количество баллов 0—3 — норма человеческой лжи, ответам можно доверять. Если 4— 5, то сомнительно. Если 6 — 9, то ответы недостоверны. Если ответам можно доверять, по полученным данным строится график. Невротизм Интроверт
Эмоциональная устойчивостьжен, пессимистичен, очень сдержан внешне, но чувствителен и эмоционален внутри, интеллектуальный, склонен к размышлениям. В ситуации стресса — склонность К внутренней тревоге, депрессии, срыву или ухудшению результатов деятельности (стресс кролика).
Сангвиник-экстраверт: стабильная личность, социален, направлен к внешнему миру, общителен, порой болтлив, беззаботный, веселый, любит лидерство, много друзей, жизнерадостен. Холерик-экстраверт: нестабильная личность, обидчив, возбужден, несдержан, агрессивен, импульсивен, оптимистичен, активен, но работоспособность и настроение нестабильны, цикличны. В ситуации стресса — склонность к истерико-психопатическим реакциям. Флегматик-интроверт: стабильная личность, медлителен, спокоен, пассивен, невозмутим, осторожен, задумчив, мирный, сдержанный, надежный, спокойный в отношениях, способен выдержать длительные невзгоды без срывов здоровья и настроения. Меланхолик-интроверт: нестабильная личность, тревожен, пессимистичен, очень сдержан внешне, но чувствителен и эмоционален внутри, интеллектуальный, склонен к размышлениям. В ситуации стресса — склонность К внутренней тревоге, депрессии, срыву или ухудшению результатов деятельности (стресс кролика).
Комплект контрольно-оценочных средств практической работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|