Задача исследования. Определение метолом, предложенным К- Юнгом в 1906 г., скорости психических процессов, преобладающего типа ассоциаций и степени их шаблонности (по смежности) или индивидуальности.
Оборудование. I. Три типа вариантов слов-раздражителей: 1) предметы из тех, что видны исследуемому (стул, дверь, доска, книга, карандаш и т. п.);2) пред] меты отсутствующие, но хорошо известные, «спокойные» (лес, ручей, василек, дорога, куст и т. п.); 3) эмоционально насыщенные слова (авария, бой, брак, двойки ранение и т. п.). 2. Диктофон. Секундомер. Порядок исследования. Необходима тишина и отсутствие отвлекающих раздражителей. Исследование производится с каждым типовым словом-раздражителем. Возможны три варианта: с использованием магнитофона и без него; произнесением ассоциаций вслух; записью ассоциаций. Эксперимент прекращается, когда исследуемый совсем замолчит, или, резко, увеличив паузы между ассоциациями, перестанет называть образы, непроизвольно возникающие в сознании, и начнет «придумывать слова». Инструкция исследуемому. При использовании магнитофона: «Я сейчас скажу Вам слово и пущу секундомер. Вам надо возможно скорее, но четко говорить в микрофон все приходящие в голову слова. Нельзя говорить фразу, надо только отдельные слова в именительном падеже, как бы перечисляя образы, появляющиеся мысленно у Вас. Поняли? (Ответить на вопросы.) Попробуем. Внимание! Стена. (Дать сказать четыре – пять слов и добиться полного понимания задания.) Начнем еще раз. Внимание! Стул. Повторим исследование с другим словом. Внимание! Лес. Повторим еще раз. Внимание! Авария». Если нет магнитофона, то по второму варианту исследуемому предлагается произносить вслух слова, а по третьему — записывать их столбиком. Учет результатов. Во всех трех вариантах при наблюдении следует установить, насколько быстро у исследуемого появляются ассоциации, равномерно или «пачками» с паузами, какова его эмоциональная реакция на отдельные ассоциации. Это же уточнить при опросе.
Количественные показатели при исследовании с магнитофоном получают, подсчитывая при прослушивании магнитофонной записи число ассоциаций по типам и в целом. При отсутствии магнитофона и произнесении ассоциаций вслух по секундомеру оцениваются скорость ассоциативного процесса (но общему времени его протекания) и время пауз. Число ассоциаций регистрируются экспериментатором точками или черточками, а преобладающий тип ассоциаций определяется на слух. Опытному экспериментатору удается записывать произносимые исследуемым слова. При варианте с записью слов исследуемым точно определяется преобладающий тип ассоциаций (оценить скорость ассоциативного процесса не представляет возможным). Анализ результатов. Метод позволяет кроме свойственных данному исследуемому скорости и преобладающего типа ассоциаций выявить различие этих показателей применительно к трем типам слов-раздражителей. А это помогает оценить эмоциональность и оби культурный уровень изучаемой личности. Примеры краткой характеристики выполнения задания. Исследуемый К. на все три слова-раздражителя реагирует одинаково ассоциациями по смежности по существу, перечисляет то, что видел вокруг се или в представляемой им картине. Паузы — по нескольку секунд. У исследуемой Г. быстрые (в пределах 1—2 с) ассоциации с некоторым замедлением только на четверо минуте. Очень мало шаблонных ассоциаций по смежности и много по контрасту. Некоторые ассоциации при прослушивании непонятны, но логично объясняются образами классических стихов или картин, например, стол-карандаш (по смежности) — жезл (по сходств стол — кровь — глаза (по смежности — всплыл в сознании образ картины И. Е. Репина «Иван Грозный убивает сына»). Ассоциации эмоционально окрашены (особенно на третье слово-раздражитель) и свидетельствуют о богатом культурном опыте исследуемой.
Задание 3 Заполнить таблицу в дневнике самовоспитания
. Рефлексия: Проанализируйте степень личностной ориентации вашего собственного образования. Для этого определите соотношение между вашими внутренними и внешне задаваемыми (педагогом, учебником и т.п.): целями, содержанием воспитания, видами деятельности... Приложение З. Тема 3.2. Мнемические процессы с использованием тестовых заданий, практической работы и презентации проекта. Задание 1.Тест. Прочитайте внимательно, выберите ключевое слово для дополнения суждения 1. ....................... - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. А) Двигательная память Г)Все ответы верны 2..................... - это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. 3. Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-либо запомнить, называется.............. Г)долговременной памятью 4.................... такой вид памяти для которой характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения. В)Зрительная 5..................... обозначают процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции.
Г)Кратковременной памятью. 6..................... обозначают процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Г)Кратковременной памятью. 7..................... обозначают процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Г)Кратковременной памятью. 8............... основано на понимании внутренних логических связей между частями материала. А) Осмысленное запоминание Г) Моторное запоминание 9. .............. основано на понимании внутренних логических связей между частями материала. А) Осмысленное запоминание Г) Моторное запоминание Задание 2. Лабораторно-практическая работа Исследование кратковременной памяти на числа (тест А.П. Нечаев.) Механическая память Задача исследования. Проверка памяти на числа методом, предложенным А. П. Нечаевым (широко применяется в авиапсихологии с 1922 г.) и позволяющим демонстрировать проявление слуховой и зрительной механической памяти. Оборудование. 1. Несколько таблиц 40X20 см с рядами двузначных чисел по 12 в каждой, крупно и четко написанных без запятых. Возможные варианты: 64 28 93 57 87 68 46 37 39 52 74 49 73 67 91 43 81 62 32 27 53 85 17 94 54 93 71 58 35 82 61 47 97 21 19 34
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|