Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава XIII. Основы налогового права 3 глава




2. Международные нормы налогового права. Помимо национального налогового законодательства важное место в системе источников налогового права занимают нормы, содержащиеся в международных договорах и соглашениях. В Конституции РФ определен приоритет норм, содержащихся в международных соглашениях, над национальным законодательством. Указанные положения получили развитие в налоговом законодательстве Российской Федерации в соответствии с НК РФ.

Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотрено НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и сборах, то принимаются правила и нормы международных договоров Российской Федерации (ст. 7 НК РФ).

В литературе выделяют три группы международных соглашений по вопросам налогообложения, а именно:

1) налоговые соглашения об избежании двойного налогообложения доходов;

2) специальные (ограниченные) соглашения по вопросам избежания двойного налогообложения;

3) соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства <1>.

--------------------------------

<1> См.: Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М., 2001. С. 74.

 

Основной целью заключения налоговых соглашений об избежании двойного налогообложения является урегулирование вопросов взимания прямых и косвенных налогов на территории двух и более государств. Данное регулирование необходимо для обеспечения интересов граждан и юридических лиц государств, которые подписывают указанные соглашения.

Соглашения об избежании двойного налогообложения могут быть как двусторонними, так и многосторонними. Прежде всего указанные соглашения направлены на исключение случаев взимания прямых и косвенных налогов с граждан и юридических лиц, когда обязанность по уплате налогов и сборов возникает одновременно на территории двух и более государств.

Постановлением Правительства РФ от 28 мая 1992 г. N 352 "О заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества" утверждено типовое Соглашение об избежании двойного налогообложения доходов и имущества <1>. Указанное типовое Соглашение служит основой заключения межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения.

--------------------------------

<1> СПС "КонсультантПлюс". Документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 24 февраля 2010 г. N 84 "О заключении межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество" (СЗ РФ. 2010. N 10. Ст. 1078).

 

В рамках межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения разрешаются вопросы налогообложения на территории договаривающихся стран: прибыли от коммерческой деятельности, международных перевозок, дивидендов, процентов, доходов от недвижимого имущества, доходов от продажи недвижимого и движимого имущества, доходов от авторских прав и лицензий, доходов от работы по найму и др.

Примером международного акта об избежании двойного налогообложения является Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества (1994 г.) <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 27. Ст. 3188.

 

Ограниченные соглашения об избежании двойного налогообложения направлены на урегулирование вопросов взимания на территории двух и более государств отдельных налогов или налогообложения отдельных сфер деятельности. В частности, это могут быть вопросы, связанные с налогообложением хозяйственной деятельности отдельных видов транспортных перевозок или налогообложения отдельных секторов экономики, например сельского хозяйства.

Важную роль в системе источников налогового права играют соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства. Целью заключения указанных соглашений является обеспечение взаимодействия на межгосударственном уровне для выявления и пресечения фактов уклонения от уплаты налогов. В рамках указанных соглашений определяются правовые механизмы взаимодействия государств в сфере обмена информацией и осуществления налогового контроля.

Однако следует оговориться, что, принимая международные соглашения вышеуказанных групп, нельзя отрицать и тот факт, что нормы, касающиеся вопросов налогообложения, могут содержаться и в иных международных договорах и соглашениях, которые заключаются на дву- и многосторонней основе. В их число следует включить учредительные договоры, торговые и транспортные соглашения, дипломатические соглашения <1>.

--------------------------------

<1> См.: Шепенко Р.П. Налоговое право Китая: источники и субъекты. М., 2004.

 

Совокупность норм, содержащихся в международных договорах и соглашениях, регулирующих отношения по взиманию налогов и сборов с иностранных юридических и физических лиц, обусловила образование международного налогового права, которое является составной частью международного финансового права. Международное налоговое право является результатом тесного взаимодействия государств мира.

 

§ 3. Налоговые правоотношения.

Субъекты налоговых правоотношений

 

Налоговыми правоотношениями являются регулируемые нормами налогового права общественные отношения, возникающие в процессе функционирования налоговой системы государства, а также при установлении, введении и уплате налогов и (или) сборов.

Налоговые правоотношения являются разновидностью финансовых правоотношений, поскольку нормы налогового права - это разновидность финансово-правовых норм. Однако налоговым правоотношениям присущи определенные признаки, позволяющие их обособлять от финансово-правовых правоотношений.

Прежде всего налоговые правоотношения являются результатом одностороннего установления государства, поскольку налог устанавливается государством в одностороннем порядке <1>.

--------------------------------

<1> См.: Худяков А.И. Указ. соч. С. 255.

 

Налоговые правоотношения возникают и функционируют в сфере формирования финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, т.е. охватывают только определенную часть финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Налоговые правоотношения являются публично-правовыми, поскольку выступают формой реализации интересов государства (публичных интересов). Государство посредством установления налоговых норм обеспечивает реализацию стоящих перед ним задач. Налоговые нормы служат одним из средств, обеспечивающих реализацию фискальных интересов.

Налоговые правоотношения имеют имущественный характер, который проявляется прежде всего в том, что являющиеся объектом налоговых правоотношений материальные блага переходят от одних субъектов (налогоплательщиков) к государству и муниципальным образованиям.

Налоговые правоотношения являются отношениями "власти и подчинения", поскольку обязательным субъектом этих отношений является государство в лице уполномоченных им органов власти. В целом в рамках налоговых правоотношений государство или уполномоченный им орган наделены несоразмерно большими правами, чем иные участники налоговых отношений. В силу этого в юридической литературе налоговые правоотношения определяется как властеотношения. Это предопределено самой природой налога как формы принудительного изъятия денежных средств.

Соответственно, государство может осуществить изъятие только с помощью имеющихся средств государственного принуждения. Налогоплательщик в результате изъятия части имущества государством не получает от последнего эквивалентного возмещения. Несмотря на то что в механизме правового регулирования налоговых отношений стал использоваться диспозитивный метод правового воздействия, императивный характер налоговых отношений от этого не меняется.

Правоотношения как сложный элемент обладают собственной структурой. В теории права в состав правоотношения включают субъект, объект и содержание правоотношения, которое представляет собой субъективные юридические права и обязанности.

Объектом налоговых правоотношений, а именно материальных (имущественных) налоговых правоотношений, следует признать денежные средства, которые подлежат уплате обязанными субъектами в соответствующие бюджеты, а объектом неимущественных (процедурных) правоотношений следует признать такое нематериальное благо, как правопорядок в сфере налогообложения, обеспечивающий надлежащее исполнение налоговых обязательств, а также в сфере других обязанностей, установленных налоговым законодательством <1>.

--------------------------------

<1> См.: Худяков А.И. Указ. соч. С. 271.

 

Юридическое содержание налоговых правоотношений образует совокупность прав и обязанностей субъектов налоговых правоотношений. При этом содержание налоговых правоотношений во многом зависит от вида налогового правоотношения. В юридической литературе выделяются регулятивные и охранительные налоговые правоотношения.

В регулятивных налоговых правоотношениях на налогоплательщика распространены обязанности совершить определенные действия, противопоставлено право требования уполномоченного органа или лица совершить определенные действия, а в охранительных налоговых правоотношениях праву уполномоченного органа по применению мер государственного принуждения соответствует обязанность налогоплательщика, плательщика сбора или иного лица, совершившего налоговое правонарушение, претерпевать определенные лишения в результате применения налоговых санкций <1>.

--------------------------------

<1> См.: Кучеров И.И. Указ. соч. С. 93.

 

Многообразие налоговых правоотношений позволяет нам провести определенную классификацию. В юридической литературе приводятся различные основания для классификации.

По функциям права выделяют:

- регулятивные;

- охранительные налоговые правоотношения.

По характеру налогово-правовых норм выделяют:

- материальные;

- процессуальные правоотношения.

По объекту налоговых отношений выделяют:

- имущественные;

- неимущественные отношения.

По структуре юридического содержания налоговых правоотношений выделяют:

- сложные;

- простые правоотношения <1>.

--------------------------------

<1> См.: Налоговое право России: Учебник / Под ред. Ю.А. Крохиной. С. 195 - 200.

 

В правовом механизме регулирования налогообложения основу составляют регулятивные налоговые правоотношения, в рамках которых осуществляется программирование поведения участников правоотношений путем установления их прав и обязанностей.

Охранительные налоговые правоотношения имеют производный характер от регулятивных. В рамках охранительных налоговых правоотношений реализуется охранительная функция налогового права, которая заключается в применении мер государственного воздействия на участников правоотношений в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей (например, ответственность за совершение отдельных видов налоговых правонарушений установлена в гл. 16 НК РФ).

Возникновение, изменение и прекращение налоговых правоотношений связаны с определенными жизненными обстоятельствами, которые именуются юридическими фактами.

Юридические факты представляют собой обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение, прекращение правоотношений. Жизненные обстоятельства как юридические факты существуют помимо права, но именно нормы права могут тем или иным обстоятельствам придавать определенный юридический статус. Многочисленность юридических фактов обусловливает необходимость проведения их классификации.

По волевому признаку юридические факты классифицируются на:

- события;

- действия.

В свою очередь, события подразделяются на абсолютные и относительные, а действия подразделяются на правомерные и неправомерные.

Правомерные же действия могут подразделяться на юридические акты и юридические поступки, а неправомерные действия - на преступления и проступки.

По характеру правовых последствий выделяют факты:

- правообразующие;

- правопрекращающие;

- правоизменяющие юридические.

Правоотношения как сложный элемент могут возникать не только на основе одного юридического факта, но и на основе нескольких фактов, что образует так называемый фактический состав <1>.

--------------------------------

<1> См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2004. С. 257 - 271.

 

В основе возникновения налоговых правоотношений могут лежать как юридические факты деяния, так и события.

Основанием для изменения налоговых правоотношений могут служить такие юридические факты, как:

- изменение сроков уплаты налогов путем предоставления отсрочки или рассрочки, а также предоставление инвестиционного налогового кредита;

- изменение правового статуса налогоплательщика и др.

Основанием для прекращения налоговых правоотношений могут послужить следующие юридические факты:

- исполнение налогового обязательства в порядке и в сроки, которые определены законом;

- принятие нормативного акта, отменяющего установленный ранее налог;

- смерть налогоплательщика - физического лица;

- ликвидация налогоплательщика - юридического лица;

- гибель или иная утрата имущества, являющегося объектом налогообложения, и др.

Субъекты налоговых правоотношений. В теории права понятия "субъекты права" и "субъекты правоотношений" признаются идентичными понятиями, но при этом делаются следующие оговорки:

- конкретный гражданин как постоянный субъект права не может быть одновременно участником всех правоотношений;

- новорожденные, малолетние дети, душевнобольные лица, будучи субъектами права, не являются субъектами большинства правоотношений;

- правоотношения не единственная форма реализации права <1>.

--------------------------------

<1> См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Указ. соч. С. 257 - 271.

 

Субъекты права наделены определенным свойством, или, можно сказать, качествами, которыми они наделяются государством, а именно правосубъектностью, которая характеризуется двумя элементами: правоспособностью и дееспособностью.

Правосубъектность можно определить как установленную нормами права способность субъекта быть носителем юридических прав и обязанностей.

Правоспособность является предпосылкой для возникновения правоотношения. Правоспособность представляет собой абстрактную возможность быть носителем прав и обязанностей. В свою очередь, дееспособность представляет собой способность субъекта реализовать своими действиями права и нести обязанности, а также отвечать за их последствия. В теории права различают общую, отраслевую и специальную правосубъектность.

Применительно к налоговому праву следует отметить наличие налоговой правосубъектности, которая имеет отраслевой и специальный характер <1>.

--------------------------------

<1> См.: Винницкий Д.В. Субъекты налогового права. М., 2000. С. 11.

 

Признание субъектом налогового права осуществляется посредством распространения на индивидуальных и коллективных субъектов норм законодательства о налогах и сборах.

Налоговая правосубъектность характеризуется налоговой правоспособностью и налоговой дееспособностью.

Субъекты налогового права вступают в налоговые правоотношения путем правореализации, т.е. непосредственно своими действиями претворяя налоговые нормы. Субъекты налогового права осуществляют реализацию норм налогового права путем соблюдения, исполнения, правоприменения правовых норм.

В ст. 9 НК РФ содержится перечень субъектов, которые являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. К их числу отнесены:

- организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками и плательщиками сборов в соответствии с НК РФ;

- организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами в соответствии с НК РФ;

- налоговые органы;

- таможенные органы.

Определенный в НК РФ круг участников не является исчерпывающим, поскольку число потенциальных и реальных участников налоговых правоотношений не ограничивается только теми участниками, которые определены в ст. 9 НК РФ. Их число намного больше, что наглядно видно в таких институтах, как налоговое обязательство, налоговый контроль и др.

В юридической литературе отмечается, что проблема определения роли государства в качестве субъекта налоговых правоотношений является одной из самых сложных <1>. Государство является носителем суверенитета, одним из выражений которого является исключительное право государства осуществлять установление налогов и обеспечивать их взимание посредством государственного принуждения.

--------------------------------

<1> См.: Худяков А.И. Указ. соч. С. 271.

 

Следует признать, что государство, являясь субъектом налоговых правоотношений, тем не менее посредством установления системы государственных органов (налоговых и финансовых), наделенных определенной компетенцией в налоговой сфере, непосредственно является участником налоговых отношений и участвует в налоговых правоотношениях посредством государственных органов. Фактически государственные органы (налоговые и финансовые) являются представителями государства <1>.

--------------------------------

<1> См.: Худяков А.И. Указ. соч. С. 277.

 

Государство как обязательный субъект налоговых правоотношений опосредует свое участие в указанных правоотношениях через осуществление полномочий специальных государственных органов, созданных для осуществления контроля и надзора за надлежащим исполнением публично-правовой обязанности (обязательства) по уплате налогов и сборов <1>.

--------------------------------

<1> См.: Налоговое право России: Учебник. Общая часть / Под ред. Н.А. Шевелевой. С. 122.

 

Правовой статус государственных органов, участвующих в налоговых правоотношениях, определяется через совокупность следующих элементов: целевого, структурно-организационного, компетенционного <1>.

--------------------------------

<1> См.: Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник. М., 2002. С. 177.

 

В системе органов государственной власти, являющихся участниками налоговых правоотношений, следует выделить:

- финансовые органы Российской Федерации;

- налоговые органы Российской Федерации;

- таможенные органы Российской Федерации.

Финансовые органы представлены Минфином России, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, уполномоченными в области финансов. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, могут быть представлены в зависимости от системы и структуры органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований министерствами финансов, управлениями или департаментами финансов субъектов Российской Федерации или финансовыми отделами муниципальных образований.

Налоговые органы Российской Федерации представлены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, которым являются ФНС России и ее территориальные органы.

Таможенные органы РФ представлены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела, которым является ФТС России и ее территориальные органы.

Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Минфин России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении ФНС России, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также контроль за исполнением ФТС России нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Минфин России осуществляет следующие полномочия:

1) принимает следующие нормативные правовые акты:

а) формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций;

б) форму таможенного приходного ордера, на основании которого производится уплата таможенных пошлин, налогов физическими лицами при перемещении товаров для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд при декларировании товаров;

в) форму требования об уплате таможенных платежей;

2) дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

При осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Минфин России не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрена Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов актами Президента РФ и Правительства РФ.

Налоговые органы Российской Федерации (далее - налоговые органы) представляют собой единую систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и других обязательных платежей, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.

Правовой статус налоговых органов определяют НК РФ (гл. 5), Закон о налоговых органах РФ, а также Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе".

Система налоговых органов включает:

- ФНС России;

- Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации;

- межрегиональные инспекции ФНС России;

- инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления;

- инспекции ФНС России межрайонного уровня.

Система налоговых органов базируется на принципах единства и централизации.

Важнейшим звеном, определяющим правовой статус налоговых органов, является их компетенция, т.е. совокупность властных полномочий и обязанностей. Полномочия налоговых органов определяются НК РФ и федеральными законами. Компетенция налоговых органов непосредственно реализуется ФНС России и ее территориальными органами.

Налоговые органы вправе (ст. 31 НК РФ):

1) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;

2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;

3) производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном НК РФ;

6) в порядке, предусмотренном ст. 92 НК РФ, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Минфином России;

7) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

8) требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

9) взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены НК РФ;

10) требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации;

11) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

12) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

13) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

14) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски в случаях, предусмотренных НК РФ;

15) осуществлять иные права, предусмотренные федеральными законами.

ФНС России наделена следующими полномочиями <1>:

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе".

 

1) осуществляет контроль и надзор за:

а) соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...