Глава XIII. Основы налогового права 4 глава
б) осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами; в) соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения; г) полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей; д) проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей; е) соблюдением организатором азартных игр требований, установленных законом; 2) выполняет следующие функции: а) бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения; б) осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов; в) принимает в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней; г) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ. ФНС России не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.
Вышестоящие налоговые органы вправе отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах. Составным элементом компетенции налоговых органов являются их обязанности. На налоговые органы возлагаются следующие обязанности: - соблюдать законодательство о налогах и сборах; - осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; - вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц; - бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения; - руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах; - сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;
- принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ; - соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение; направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии актов налоговой проверки и решений налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора; - представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа; - осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов; - по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Налоговые органы исполняют также другие обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах. Помимо налоговых органов участниками налоговых правоотношений являются таможенные органы. В систему таможенных органов включаются федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, и подчиненные ей таможенные органы Российской Федерации. Таможенные органы являются субъектами налоговых правоотношений, связанных с взиманием только двух налогов: налога на добавленную стоимость и акцизов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. В настоящее время законодательство о налогах и сборах не включает таможенные пошлины и сборы в систему федеральных налогов и сборов. Отношения, связанные с установлением, введением и взиманием таможенных пошлин и сборов, в настоящее время регулируются в полном объеме таможенным законодательством Российской Федерации.
Следует отметить, что таможенные и налоговые правоотношения тесно взаимосвязаны, прежде всего в сфере определения компетенции указанных органов, а также в сфере взимания таможенных платежей. Для осуществления возложенных функций таможенные органы имеют свою систему, включающую в себя: - ФТС России; - региональные таможенные управления; - таможни; - таможенные посты. Таможенные органы пользуются правами и исполняют обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, НК РФ, иными актами законодательства о налогах и (или) сборах, а также федеральными законами. Таможенные органы осуществляют в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации, привлечение к ответственности лиц за нарушение законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. При этом на должностных лиц налоговых и таможенных органов возлагаются следующие обязанности: - действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами; - реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов; - корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их чести и достоинства. Важнейшим элементом деятельности государственных органов, являющихся участниками налоговых правоотношений, является обеспечение защиты интересов налогоплательщиков в случае нарушения указанными органами прав налогоплательщиков и иных лиц. Закон возлагает на налоговые и таможенные органы обязанность нести ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.
Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном настоящим НК РФ и иными федеральными законами. В свою очередь, должностные лица указанных органов за неправомерные действия или бездействие несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налогоплательщики - субъекты налогового права делятся на две группы: 1) физические лица; 2) организации. Налоговый кодекс РФ (ст. 11) определяет налогоплательщиками и плательщиками сборов организации и физические лица, на которых возлагается обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы. Понятие "налогоплательщик" является специальным термином законодательства о налогах и сборах. Рассматриваемый термин подлежит использованию исключительно законодательством о налогах и сборах, поскольку присущ исключительно налоговому праву. В основе определения правового статуса налогоплательщиков лежит налоговая правосубъектность, состоящая из налоговой правоспособности и налоговой дееспособности. Как уже указывалось, налоговая правоспособность и налоговая дееспособность - взаимосвязанные категории. Налогоплательщиками - физическими лицами могут быть граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства. Особое место в числе налогоплательщиков - физических лиц занимают индивидуальные предприниматели, которые зарегистрированы в установленном порядке для осуществления предпринимательской деятельности. В целях налогообложения к категории налогоплательщиков отнесены также частные нотариусы и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. При этом физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуального предпринимателя в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них законодательством о налогах и сборах, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями. Налоговая правоспособность у физического лица возникает с момента рождения. При этом остается в юридической литературе открытым вопрос об определении момента наступления налоговой дееспособности. К сожалению, законодатель не определил каких-либо критериев, позволяющих определить момент наступления налоговой дееспособности. Действующее законодательство предусмотрело возможности реализации обязанности по уплате налогов и сборов с физических лиц, не обладающих налоговой дееспособностью, через законных представителей. В законодательстве получил определение только момент возникновения налоговой деликтоспособности физического лица, т.е. способности самостоятельно нести ответственность за совершенное налоговое правонарушение. Налоговая деликтоспособность физического лица наступает по достижении 16 лет (ст. 107 НК РФ).
Рассматривая организации как налогоплательщиков, следует отметить, что понятие "организации", закрепленное в законодательстве о налогах и сборах, также имеет специальный характер. В законодательстве о налогах и сборах под организациями на основании п. 2 ст. 11 НК РФ понимаются: - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации; - иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации. Законодательство о налогах и сборах разделяет организации на российские и иностранные. В отличие от иностранных организаций филиалы и представительства российских организаций налогоплательщиками не являются. Понятие "организации", которое содержится в законодательстве о налогах и сборах, не тождественно понятию юридического лица, содержащемуся в гражданском законодательстве. Рассматривая вопросы налоговой правоспособности и дееспособности российских организаций, следует признать, что они возникают одновременно с момента государственной регистрации уполномоченным государственным органом. При создании российских организаций организационно-правовые формы определяются гражданским законодательством Российской Федерации. Элементами правового статуса налогоплательщика являются его права и обязанности. Налогоплательщики вправе (ст. 21 НК РФ): - получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения; - получать от Минфина России письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах; - использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах; - получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, которые установлены НК РФ; - на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов; - представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя; - представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок; - присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; - получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов; - требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков; - не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам; - обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц; требовать соблюдения налоговой тайны; - требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц. Перечисленные права налогоплательщиков не имеют исчерпывающего характера, поскольку налогоплательщики имеют также иные права, установленные законодательством о налогах и сборах. При этом плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики. Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется НК РФ и иными федеральными законами. Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами. На налогоплательщиков возлагаются следующие обязанности (ст. 23 НК РФ): - уплачивать законно установленные налоги; - встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ; - вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; - представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; - представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Законом о бухгалтерском учете; за исключением случаев, когда организации, в соответствии с указанным Законом, не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета; - представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; - выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; - в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов; - исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели помимо вышеуказанных обязанностей обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя: - об открытии или закрытии счетов - в семидневный срок; - обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия; - обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, или прекращении деятельности организации через обособленное подразделение; - о реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также исполнять иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщики (плательщики сборов), уплачивающие налоги и сборы в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, также исполняют обязанности, предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации (п. 6 ст. 23 НК РФ). Необходимость осуществления финансового контроля за полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов обусловила появление в налоговом праве института налоговых агентов. Законодательство о налогах и сборах определяет для налогоплательщиков обязанность самостоятельно рассчитывать и перечислять налоги и сборы. Тем не менее налоговые органы не могут осуществлять полноценный оперативный контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов. Для обеспечения контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов была введена особая категория лиц, осуществляющих исчисление, удержание и перечисление налогов, - налоговые агенты. Под налоговыми агентами законодательство о налогах и сборах (ст. 24 НК РФ) понимает лиц, на которых, в соответствии с законодательством о налогах и сборах, возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. В юридической литературе нет единого мнения по поводу определения правового статуса налоговых агентов <1>. Тем не менее нельзя не отметить, что налоговые агенты имеют двойственный статус и обусловлено это прежде всего тем, что налоговые агенты одновременно являются и налогоплательщиками, и уполномоченными лицами налоговых органов, посредством которых осуществляется реализация конституционно-правовой обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов. -------------------------------- <1> См.: Штерн С. Налоговые агенты: проблема статуса и практики. М., 2004. С. 5 - 8.
На налоговых агентов возлагаются следующие обязанности (ст. 24 НК РФ): - правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации; - в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика; - вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику; - представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов; - в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов. Осуществляя исчисления, удержания и перечисления налогов, налоговый агент прежде всего реализует свои обязанности перед государством, за ненадлежащее исполнение которых он может быть привлечен к ответственности. При реализации соответствующих обязанностей налогового агента правоотношения по уплате налогов и сборов складываются только между государством и налогоплательщиком, соответственно, между налогоплательщиком и налоговым агентом не может возникать каких-либо публично-правовых отношений. В современных условиях важнейшую роль в реализации обязанности по уплате налогов и сборов налогоплательщиками и плательщиками сборов играют кредитные организации. Законодательство о налогах и сборах не делает различия между понятиями "банк" и "кредитная организация". В частности, под банками понимаются коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Банка России (п. 2 ст. 11 НК РФ). Таким образом, представляется, что необходимо рассматривать в качестве субъектов налогового права не только банки, а в целом кредитные организации. Кредитные организации являются участниками налоговых правоотношений, в которых они могут выступать в качестве налогоплательщиков и (или) налоговых агентов, а также в качестве субъектов, на которых возложены некоторые обязанности. На кредитные организации возлагаются следующие обязанности: - исполнять поручения налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также налоговых агентов на перечисление налогов и сборов в соответствующие бюджеты. Данная обязанность должна быть исполнена при достаточности денежных средств на счете указанных субъектов не позже операционного дня, следующего за днем представления платежного документа; - исполнять решения налогового органа о взыскании налогов (сборов) или пеней за счет денежных средств налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также налоговых агентов в порядке очередности, определенной гражданским законодательством. Данная обязанность должна быть исполнена не позже операционного дня, следующего за днем представления инкассового поручения; - открывать счета организациям и индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; - сообщать налоговому органу об открытии и закрытии счетов организаций и индивидуальных предпринимателей по месту их налогового учета. Данная обязанность должна быть исполнена в пятидневный срок; - представлять налоговому органу документы, подтверждающие исполнение платежных документов налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также налоговых агентов, в том числе инкассовых поручений налоговых органов о списании со счетов сумм налогов и пеней; - представлять справки по операциям и счетам организаций и индивидуальных предпринимателей в течение пяти дней по мотивированным запросам налоговых органов; - не проводить каких-либо операций по счетам при приостановлении налоговым органом операций по счетам организаций и индивидуальных предпринимателей; - не открывать иных счетов при приостановлении операций по счетам в кредитной организации. В юридической литературе до настоящего времени нет единого мнения по проблеме определения юридической природы отношений, которые складываются при уплате налогов и сборов через кредитные организации по поручению налогоплательщиков денежных средств. Конституционный Суд РФ в ряде постановлений косвенно коснулся данной проблемы, в частности, была изложена следующая правовая позиция. Конституционное обязательство по уплате законно установленных налогов и сборов может считаться исполненным в тот момент, когда денежные средства налогоплательщиков поступают на бюджетные счета. В процессе исполнения этого обязательства принимают участие кроме налогоплательщика кредитные учреждения, государственные органы. Субъекты налоговых правоотношений вправе реализовать свои права непосредственно или через представителя. При этом следует отметить, что реализация некоторых прав и обязанностей может осуществляться только непосредственно субъектом (гл. 4 НК РФ). Институт представительства призван позволить налогоплательщикам и плательщикам сборов, а также налоговым агентам реализовать свои права через уполномоченных ими лиц. Представительство подразделяется по основаниям представительства на: - законных представителей; - уполномоченных представителей. В качестве представителей могут выступать как физические лица, так и организации. В качестве законных представителей налогоплательщика, т.е. представителей в силу закона и учредительных документов, выступают в отношении несовершеннолетних их законные родители, в отношении подопечных - опекуны и попечители. Законными представителями налогоплательщиков-организаций выступают ее органы. Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации. Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах). Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщиков должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры. Уполномоченный представитель налогоплательщика - организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Отношения, которые складываются в процессе осуществления представительства, в полном объеме имеют гражданско-правовой характер. Статья 57 Конституции РФ обязывает каждого платить законно установленные налоги и сборы. В порядке реализации данного конституционного требования абз. 1 п. 1 ст. 45 НК РФ устанавливается, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Положения ст. 45 НК РФ свидетельствуют о том, что в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик обязан самостоятельно, т.е. от своего имени и за счет своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет. При этом на факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной не влияет то, в какой форме - безналичной или наличной - происходит уплата денежных средств; важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств <1>. -------------------------------- <1> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 22 января 2004 г. N 41-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Сибирский Тяжпромэлектропроект" и гражданки Тарасовой Галины Михайловны на нарушение конституционных прав и свобод абзацем первым пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации" // Экономика и жизнь. 2004. N 20.
§ 4. Порядок исполнения налоговой обязанности. Изменение сроков исполнения налогового обязательства
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|